среда, 5 октября 2016 г.

Выставка "НАРОДНЫЙ.НАРЯДНЫЙ.ОБРЯДОВЫЙ"

Выставка традиционного крестьянского костюма начинается со знакомства типичных элементов женской и мужской одежды. Экспозиция представлена залами, отображающими жизнь человека с самого рождения, юности, семейной жизни и старости.
Image

Сложная история формирования населения воронежских земель отразилась во всех областях народной культуры, а особенно, в традиционном костюме. Каждая из особенностей того или иного костюма отражает издавна сложившуюся местную традицию. Неповторимое своеобразие народной одежды Воронежской губернии обусловлено переселением жителей из соседних областей (Рязанской, Тульской, Орловской и др.), а также влиянием южных районов края, основное население которых составляли украинцы.

Детство. Весна

     Рождение человека сопровождалось ритуалами, которые отмечали его переход из мира природы в мир семьи, общества, культуры. Одним из важных символических обрядов являлось одевание новорожденного, так как наличие одежды – важнейший признак человека, его приобщение к сфере культуры. Как правило, новорожденного заворачивали в одежду родителей, чаще в отцовскую, показывая, что ребёнок не только часть матери, но и отца. Одеждой новорожденного была пелёнка и свивальник. После крещения ребёнка перекладывали в колыбель, что сопровождалось магическими действиями, которые должны были способствовать здоровью, защите его от бед. Считалось, что ребёнок, уложенный в колыбель, как бы отрезан от «иного» мира, из которого он прибыл, и нечистая сила не может забрать его у родителей и вернуть в свой мир.

Юность. Лето

     Молодёжь выделялась манерой ношения одежды. Парни носили верхнюю одежду нараспашку, чтобы были видны рубаха, пояс, жилетка, а если и подпоясывали её, то использовали цветные широкие подпояски. В селе Клеповка Павловского Уезда молодые мужчины подпоясывали пояски концами вперёд, пожилые – концами назад. Одним из отличительных элементов женского костюма был – головной убор. Девичьи волосы воспринимались как символ красоты, целомудрия, поэтому, в отличие от замужних женщин, волосы девушек оставались открытыми. Их заплетали в одну косу или вплетали «косники» в виде бисерных подвесок. Самым известным девичьим головным убором был «венец» или «перевязка», который охватывал голову в виде обруча. В некоторых селах девушки носили белые колпаки конической формы. Как в украинских, так и русских селах девушки украшали себя венками из цветов. В селах, где женщины носили понёвы, девушки брачного возраста надевали поверх рубах сарафан. Надевание поясной одежды – понёвы, как правило, было приурочено к свадебному обряду. Чтобы чувствовать себя полноправным членом молодёжного общества парни и девушки должны были иметь несколько праздничных костюмов. В народе бытовала такая поговорка: «Курицу не накормить – девицу не нарядить».
Свадьба.

     В Воронежской губернии главными обрядами были сватовство, пропой, девичник, венчание, брачная ночь, свадебный пир.
Главными лицами свадьбы были жених и невеста, но, фактически, у них была пассивная роль. Активными участниками являлись родители, крёстные, родственники, каравайницы и т.д. Свадебные костюмы отличались материалом, цветовой гаммой и орнаментальным убранством, наделённым особой символикой. Несмотря на то, что свадьба в Воронежской губернии носила характер «свадьба-веселье», в отличие от северных территорий страны, где свадьба приравнивалась к «похоронам-девичества», всё же девушка оплакивала свою вольную жизнь. По возвращении из церкви, накрывали праздничный стол, девушку переодевали, проводили обряд «повивания» и она представала перед мужем в преображенном виде. Её голову венчал закрытый головной убор – «сорока», украшенный золотым шитьём, девичья одежда менялась на «бабью». В одежде невесты преобладал красный цвет, который имел охранительное, продуцирующее значение. Подобным же сакральным смыслом была наделена орнаментальная символика наряда новобрачной: женские фигуры, ромбы, кресты – символы плодородия. Орнаменты чаще всего располагались по краям одежды по подолу, вороту, на концах рукавов, как бы защищая открытые части тела от нечистых сил. К свадебной одежде относились очень бережно, её хранили и использовали в течение всей жизни. Женщина могла надевать свадебный наряд по большим праздникам до рождения первого ребёнка или в первые пять лет после замужества.  
Image ImageImage

Зрелость. Осень

     Специфической женской одеждой считалась понёва, а также нарядные головные уборы, плотно закрывавшие волосы, один вид которых сразу же указывал на замужество владелицы. Женщины заплетали волосы в две косы и укладывали их на лбу или закручивали на затылке узлом, а затем закрывали прическу головным убором: кокошником, сорокой, повойником или платком. Красочность костюма подчеркивала зрелую красоту женщины, которая ассоциировалась с плодородием, способностью к деторождению.
Мужики обычно стригли волосы в «кружок», «под горшок», таким образом, чтобы лоб, уши, часть шеи оставались закрытыми волосами. Они должны были носить усы и бороду – признак житейской мудрости. Мужской костюм состоял из рубахи, штанов, пояса, головного убора, украшений, верхней одежды и обуви.
Старость. Зима

     Как правило, мужчины и женщины, достигшие старости, подготавливали к своему смертному часу погребальную одежду. Вся такая одежда имела архаичный покрой, её шили из белой холщовой ткани на руках, суровыми нитками. Рубаха, надеваемая на умершего, не имела пуговиц, её ворот завязывали тесьмой, на ноги надевали лапти. Начало жизни человека и приближение его к смерти, уход в иной мир обозначены одним и тем же цветом – белым: белой детской рубахой (пелёнкой) и белыми одеждами стариков. В конечном итоге, белая одежда стариков замыкает жизненный путь, но этот белый цвет, как бы вобравший в себя все краски и мудрость прожитой жизни, является цветом преображения. 
Image 

Праздники. 

     Важную сторону общественной и семейной жизни крестьян составляли праздники. Особая атмосфера праздника способствовала достижению полноты жизни, радости, чувства духовного единения друг с другом. Во время праздника люди не работали, надевали праздничную одежду, были весёлыми. К большим праздникам относилась Пасха, двунадесятые, святки, масленица. В самый главный зимний праздник – святки, символизирующий собой переход от старого года к новому, в воронежских сёлах совершался обряд посевания, направленный на обеспечения урожая в новом году. В день Рождества Христова крестьяне разжигали костры, молодёжь ходила колядовать, девушки гадали. 
Яркие, весёлые, карнавальные действа отличали праздник проводов зимы – Масленицу. В них участвовали все жители села. Повсеместно в эти дни большое внимание уделялось молодоженам, которые непременно катались на лошадях, принимали участие в гуляниях. Кульминацией праздника было разжигание костров и проводы Масленицы.
Image
С давних пор главным признаком прихода зимы был прилет птиц. Одним из обрядов ранневесеннего периода был обряд «заклинания весны». Рано утром дети бегали с печеньем в виде птиц, призывая прилет птиц, пробуждения природы.
Одним из женских осенних праздников был праздник Покрова Пресвятой Богородицы. В народной традиции он связан с окончанием полевых работ и началом зимы. С этого дня молодёжные гулянья переносили в избу, скот ставили во двор, мужчины уходили на зимние промыслы. Во время праздников шло активное общения крестьян, они ходили в гости, заводили хороводы. Основу хороводов составляли девушки с 12-15 лет. Полноправными участниками хоровода были молодые мужчины и женщины, крестьяне старшего поколения присутствовали вокруг хоровода в роли зрителей. От Пасхи до Петрова дня хоровод являлся основной формой общения молодёжи.
Image          Image

С сайта  Колокольная страна

понедельник, 3 октября 2016 г.

УРОКИ ИЗО 5 КЛАСС 1 четверть

Уроки 6–7
Интерьер и внутреннее убранство 

крестьянского дома.

Коллективная работа «Проходите в избу»
Давайте вспомним тот урок, когда мы знакомились с традиционным русским жилищем – избой.
Сколько сил и умения вкладывали наши предки в строительство.
Но сруб так и останется срубом, каким бы богатым орнаментом его ни украшали. Домом он станет только тогда, когда его согреет тепло очага.
Главной частью любого крестьянского дома была комната с печью. Она-то и дала название всей постройке – «изба».
«Догадлив крестьянин, на печи избу поставил» – гласит русская пословица. Действительно, печь – душа крестьянского дома. Она и кормилица, и поилица, и тела согревательница. Без печи нет избы. Само слово «изба» произошло от древнего «истба», «истопка». Изначально избой называлась отапливаемая часть дома.
Интерьер крестьянской избы с печью
Русская печь со временем приобрела массу удобных приспособлений. Например, шесток-полочку перед устьем (отверстием) печи, на котором хозяйка могла держать в тепле приготовленную пищу. На шестке в сторонку сгребали раскаленные угли для следующей растопки. В боковой стене печи делали неглубокие нишки-печурки, где обычно сушили мокрые рукавицы, лучину.
В теплом опечье в зимнее время держали домашнюю птицу.
С печью связано немало любопытных преданий и народных обычаев. Считалось, что за печью живет домовой – хранитель домашнего очага. Во время сватовства за печью по традиции прятали невесту.

В русских народных сказках печь часто упоминается и, как правило, неотъемлемо связана с главным героем. Давайте вспомним эти сказки.
Ребята вспоминают: Емеля – «По щучьему велению»; Илья Муромец; Колобок; «Гуси-лебеди», Баба Яга во всех сказках лежала на печи и др.
Расположение печи определяло планировку избы. Ее обычно ставили в углу справа или слева от входа. Угол напротив устья печи считался рабочим местом хозяйки. Все здесь было приспособлено для приготовления пищи. У печи стояла кочерга, ухват, помело, деревянная лопата. Рядом – ступа с пестом и ручная мельница.
Давайте вместе догадаемся, для чего они служили.
Тут нам опять помогут сказки или, может быть, ваши поездки к бабушке в деревню, где многие эти предметы используют и поныне.
Рядом с печью обязательно висели полотенце и рукомойник – глиняный кувшин с двумя сливными носиками по сторонам. Под ним стояла деревянная лохань для грязной воды. На полках вдоль стен располагалась нехитрая крестьянская посуда: горшки, ковши, чашки, миски, ложки. Мастерил их из дерева, как правило, сам хозяин дома.
Имелось в крестьянском жилище и немало плетеной утвари – корзин, лукошек, коробов.
Почетное место в избе – «красный угол» – находилось по диагонали от печи. Здесь на специальной полке стояли иконы, горела лампада. Все крестьяне в старину были верующими. Само слово «крестьянин» произошло от «христианин».

 Важный гость, входивший в избу, у порога первым делом находил глазами красный угол, снимал шапку, трижды осенял себя крестным знамением и низко кланялся образам, а уже потом только здоровался с хозяевами.
В красный угол сажали самых дорогих гостей, а во время свадьбы – молодых.
В обычные дни здесь, за обеденным столом, сидел глава семьи.
Угол напротив печи, слева или справа от двери, был рабочим местом хозяина дома. Здесь же стояла лавка, на которой он спал. Под ней, в ящике, хранился инструмент. Здесь крестьянин занимался поделками и мелким ремонтом.
Мебели в избе было немного, да и разнообразием она не отличалась – стол, лавки, скамьи, сундуки, посудные полки – вот, пожалуй, и все. (Привычные для нас шкафы, стулья, кровати появились в деревне только в XIX в.)
Главным предметом мебели в избе считался обеденный стол. Он стоял в красном углу. Каждый день в определенный час за столом собиралась обедать вся крестьянская семья.
Вдоль стен стояли широкие лавки. На них и сидели, и спали. А знаете, чем они отличались от скамьи?
Лавки намертво прикреплялись к стенам, а скамьи можно было свободно переносить с места на место.
Одежду крестьяне хранили в сундуках. Чем больше достаток в семье, тем и сундуков в избе больше. 
Мастерили их из дерева, обивали для прочности железными полосами. Нередко на сундуках делали хитроумные врезные замки.
Если в крестьянской семье росла девочка, то с малых лет в отдельном сундуке ей собирали приданое. Вместе с этим сундуком она и переезжала после свадьбы в дом мужа.