Выставка традиционного крестьянского костюма начинается со знакомства типичных элементов женской и мужской одежды. Экспозиция представлена залами, отображающими жизнь человека с самого рождения, юности, семейной жизни и старости.
Детство. Весна
Рождение человека сопровождалось ритуалами, которые отмечали его переход из мира природы в мир семьи, общества, культуры. Одним из важных символических обрядов являлось одевание новорожденного, так как наличие одежды – важнейший признак человека, его приобщение к сфере культуры. Как правило, новорожденного заворачивали в одежду родителей, чаще в отцовскую, показывая, что ребёнок не только часть матери, но и отца. Одеждой новорожденного была пелёнка и свивальник. После крещения ребёнка перекладывали в колыбель, что сопровождалось магическими действиями, которые должны были способствовать здоровью, защите его от бед. Считалось, что ребёнок, уложенный в колыбель, как бы отрезан от «иного» мира, из которого он прибыл, и нечистая сила не может забрать его у родителей и вернуть в свой мир.
Юность. Лето
Молодёжь выделялась манерой ношения одежды. Парни носили верхнюю одежду нараспашку, чтобы были видны рубаха, пояс, жилетка, а если и подпоясывали её, то использовали цветные широкие подпояски. В селе Клеповка Павловского Уезда молодые мужчины подпоясывали пояски концами вперёд, пожилые – концами назад. Одним из отличительных элементов женского костюма был – головной убор. Девичьи волосы воспринимались как символ красоты, целомудрия, поэтому, в отличие от замужних женщин, волосы девушек оставались открытыми. Их заплетали в одну косу или вплетали «косники» в виде бисерных подвесок. Самым известным девичьим головным убором был «венец» или «перевязка», который охватывал голову в виде обруча. В некоторых селах девушки носили белые колпаки конической формы. Как в украинских, так и русских селах девушки украшали себя венками из цветов. В селах, где женщины носили понёвы, девушки брачного возраста надевали поверх рубах сарафан. Надевание поясной одежды – понёвы, как правило, было приурочено к свадебному обряду. Чтобы чувствовать себя полноправным членом молодёжного общества парни и девушки должны были иметь несколько праздничных костюмов. В народе бытовала такая поговорка: «Курицу не накормить – девицу не нарядить».
Свадьба.
В Воронежской губернии главными обрядами были сватовство, пропой, девичник, венчание, брачная ночь, свадебный пир.
Главными лицами свадьбы были жених и невеста, но, фактически, у них была пассивная роль. Активными участниками являлись родители, крёстные, родственники, каравайницы и т.д. Свадебные костюмы отличались материалом, цветовой гаммой и орнаментальным убранством, наделённым особой символикой. Несмотря на то, что свадьба в Воронежской губернии носила характер «свадьба-веселье», в отличие от северных территорий страны, где свадьба приравнивалась к «похоронам-девичества», всё же девушка оплакивала свою вольную жизнь. По возвращении из церкви, накрывали праздничный стол, девушку переодевали, проводили обряд «повивания» и она представала перед мужем в преображенном виде. Её голову венчал закрытый головной убор – «сорока», украшенный золотым шитьём, девичья одежда менялась на «бабью». В одежде невесты преобладал красный цвет, который имел охранительное, продуцирующее значение. Подобным же сакральным смыслом была наделена орнаментальная символика наряда новобрачной: женские фигуры, ромбы, кресты – символы плодородия. Орнаменты чаще всего располагались по краям одежды по подолу, вороту, на концах рукавов, как бы защищая открытые части тела от нечистых сил. К свадебной одежде относились очень бережно, её хранили и использовали в течение всей жизни. Женщина могла надевать свадебный наряд по большим праздникам до рождения первого ребёнка или в первые пять лет после замужества.
Мужики обычно стригли волосы в «кружок», «под горшок», таким образом, чтобы лоб, уши, часть шеи оставались закрытыми волосами. Они должны были носить усы и бороду – признак житейской мудрости. Мужской костюм состоял из рубахи, штанов, пояса, головного убора, украшений, верхней одежды и обуви.
Праздники.
Важную сторону общественной и семейной жизни крестьян составляли праздники. Особая атмосфера праздника способствовала достижению полноты жизни, радости, чувства духовного единения друг с другом. Во время праздника люди не работали, надевали праздничную одежду, были весёлыми. К большим праздникам относилась Пасха, двунадесятые, святки, масленица. В самый главный зимний праздник – святки, символизирующий собой переход от старого года к новому, в воронежских сёлах совершался обряд посевания, направленный на обеспечения урожая в новом году. В день Рождества Христова крестьяне разжигали костры, молодёжь ходила колядовать, девушки гадали.
Яркие, весёлые, карнавальные действа отличали праздник проводов зимы – Масленицу. В них участвовали все жители села. Повсеместно в эти дни большое внимание уделялось молодоженам, которые непременно катались на лошадях, принимали участие в гуляниях. Кульминацией праздника было разжигание костров и проводы Масленицы.
С давних пор главным признаком прихода зимы был прилет птиц. Одним из обрядов ранневесеннего периода был обряд «заклинания весны». Рано утром дети бегали с печеньем в виде птиц, призывая прилет птиц, пробуждения природы.
Одним из женских осенних праздников был праздник Покрова Пресвятой Богородицы. В народной традиции он связан с окончанием полевых работ и началом зимы. С этого дня молодёжные гулянья переносили в избу, скот ставили во двор, мужчины уходили на зимние промыслы. Во время праздников шло активное общения крестьян, они ходили в гости, заводили хороводы. Основу хороводов составляли девушки с 12-15 лет. Полноправными участниками хоровода были молодые мужчины и женщины, крестьяне старшего поколения присутствовали вокруг хоровода в роли зрителей. От Пасхи до Петрова дня хоровод являлся основной формой общения молодёжи.
С сайта Колокольная страна
Сложная история формирования населения воронежских земель отразилась во всех областях народной культуры, а особенно, в традиционном костюме. Каждая из особенностей того или иного костюма отражает издавна сложившуюся местную традицию. Неповторимое своеобразие народной одежды Воронежской губернии обусловлено переселением жителей из соседних областей (Рязанской, Тульской, Орловской и др.), а также влиянием южных районов края, основное население которых составляли украинцы. |
Детство. Весна
Рождение человека сопровождалось ритуалами, которые отмечали его переход из мира природы в мир семьи, общества, культуры. Одним из важных символических обрядов являлось одевание новорожденного, так как наличие одежды – важнейший признак человека, его приобщение к сфере культуры. Как правило, новорожденного заворачивали в одежду родителей, чаще в отцовскую, показывая, что ребёнок не только часть матери, но и отца. Одеждой новорожденного была пелёнка и свивальник. После крещения ребёнка перекладывали в колыбель, что сопровождалось магическими действиями, которые должны были способствовать здоровью, защите его от бед. Считалось, что ребёнок, уложенный в колыбель, как бы отрезан от «иного» мира, из которого он прибыл, и нечистая сила не может забрать его у родителей и вернуть в свой мир.
Юность. Лето
Молодёжь выделялась манерой ношения одежды. Парни носили верхнюю одежду нараспашку, чтобы были видны рубаха, пояс, жилетка, а если и подпоясывали её, то использовали цветные широкие подпояски. В селе Клеповка Павловского Уезда молодые мужчины подпоясывали пояски концами вперёд, пожилые – концами назад. Одним из отличительных элементов женского костюма был – головной убор. Девичьи волосы воспринимались как символ красоты, целомудрия, поэтому, в отличие от замужних женщин, волосы девушек оставались открытыми. Их заплетали в одну косу или вплетали «косники» в виде бисерных подвесок. Самым известным девичьим головным убором был «венец» или «перевязка», который охватывал голову в виде обруча. В некоторых селах девушки носили белые колпаки конической формы. Как в украинских, так и русских селах девушки украшали себя венками из цветов. В селах, где женщины носили понёвы, девушки брачного возраста надевали поверх рубах сарафан. Надевание поясной одежды – понёвы, как правило, было приурочено к свадебному обряду. Чтобы чувствовать себя полноправным членом молодёжного общества парни и девушки должны были иметь несколько праздничных костюмов. В народе бытовала такая поговорка: «Курицу не накормить – девицу не нарядить».
Свадьба.
В Воронежской губернии главными обрядами были сватовство, пропой, девичник, венчание, брачная ночь, свадебный пир.
Главными лицами свадьбы были жених и невеста, но, фактически, у них была пассивная роль. Активными участниками являлись родители, крёстные, родственники, каравайницы и т.д. Свадебные костюмы отличались материалом, цветовой гаммой и орнаментальным убранством, наделённым особой символикой. Несмотря на то, что свадьба в Воронежской губернии носила характер «свадьба-веселье», в отличие от северных территорий страны, где свадьба приравнивалась к «похоронам-девичества», всё же девушка оплакивала свою вольную жизнь. По возвращении из церкви, накрывали праздничный стол, девушку переодевали, проводили обряд «повивания» и она представала перед мужем в преображенном виде. Её голову венчал закрытый головной убор – «сорока», украшенный золотым шитьём, девичья одежда менялась на «бабью». В одежде невесты преобладал красный цвет, который имел охранительное, продуцирующее значение. Подобным же сакральным смыслом была наделена орнаментальная символика наряда новобрачной: женские фигуры, ромбы, кресты – символы плодородия. Орнаменты чаще всего располагались по краям одежды по подолу, вороту, на концах рукавов, как бы защищая открытые части тела от нечистых сил. К свадебной одежде относились очень бережно, её хранили и использовали в течение всей жизни. Женщина могла надевать свадебный наряд по большим праздникам до рождения первого ребёнка или в первые пять лет после замужества.
Зрелость. Осень Специфической женской одеждой считалась понёва, а также нарядные головные уборы, плотно закрывавшие волосы, один вид которых сразу же указывал на замужество владелицы. Женщины заплетали волосы в две косы и укладывали их на лбу или закручивали на затылке узлом, а затем закрывали прическу головным убором: кокошником, сорокой, повойником или платком. Красочность костюма подчеркивала зрелую красоту женщины, которая ассоциировалась с плодородием, способностью к деторождению. |
Старость. Зима Как правило, мужчины и женщины, достигшие старости, подготавливали к своему смертному часу погребальную одежду. Вся такая одежда имела архаичный покрой, её шили из белой холщовой ткани на руках, суровыми нитками. Рубаха, надеваемая на умершего, не имела пуговиц, её ворот завязывали тесьмой, на ноги надевали лапти. Начало жизни человека и приближение его к смерти, уход в иной мир обозначены одним и тем же цветом – белым: белой детской рубахой (пелёнкой) и белыми одеждами стариков. В конечном итоге, белая одежда стариков замыкает жизненный путь, но этот белый цвет, как бы вобравший в себя все краски и мудрость прожитой жизни, является цветом преображения. |
Праздники.
Важную сторону общественной и семейной жизни крестьян составляли праздники. Особая атмосфера праздника способствовала достижению полноты жизни, радости, чувства духовного единения друг с другом. Во время праздника люди не работали, надевали праздничную одежду, были весёлыми. К большим праздникам относилась Пасха, двунадесятые, святки, масленица. В самый главный зимний праздник – святки, символизирующий собой переход от старого года к новому, в воронежских сёлах совершался обряд посевания, направленный на обеспечения урожая в новом году. В день Рождества Христова крестьяне разжигали костры, молодёжь ходила колядовать, девушки гадали.
Яркие, весёлые, карнавальные действа отличали праздник проводов зимы – Масленицу. В них участвовали все жители села. Повсеместно в эти дни большое внимание уделялось молодоженам, которые непременно катались на лошадях, принимали участие в гуляниях. Кульминацией праздника было разжигание костров и проводы Масленицы.
Одним из женских осенних праздников был праздник Покрова Пресвятой Богородицы. В народной традиции он связан с окончанием полевых работ и началом зимы. С этого дня молодёжные гулянья переносили в избу, скот ставили во двор, мужчины уходили на зимние промыслы. Во время праздников шло активное общения крестьян, они ходили в гости, заводили хороводы. Основу хороводов составляли девушки с 12-15 лет. Полноправными участниками хоровода были молодые мужчины и женщины, крестьяне старшего поколения присутствовали вокруг хоровода в роли зрителей. От Пасхи до Петрова дня хоровод являлся основной формой общения молодёжи.
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий