пятница, 1 сентября 2017 г.

ИЗО 5 КЛАСС 1 ЧЕТВЕРТЬ

Учебник Изобразительное искусство 5 класс Горяева 2007

Тема: «Древние образы в народном искусстве»

   В течение этого учебного года мы будем изучать декоративно-прикладное искусство и его место в жизни человека.
   Декоративное искусство наиболее прочно связано с повседневной жизнью и бытом человека. С произведениями декоративного искусства люди встречаются повсеместно. Оно получило название от латинского decor – украшаю. Все предметы, окружающие человека, должны быть не только удобными, практичными, но и красивыми.

Декоративно-прикладное искусство (ДПИ) – это создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту и отличающихся декоративной образностью (посуда, мебель, ткани, одежда, украшения, игрушки и т.д.).

Домашнее задание: 

- нарисовать символ земли

- решить кроссворд, записать в тетрадь или фото

Проверить кроссворд можно здесь:http://www.myshared.ru/slide/1350592/




УРОКИ 2 - 3
Дом-космос. Единство конструкции и декора в народном жилище. 

Цель урока: изучение языка декоративно-прикладного искусства, знакомство  с сюжетно-декоративной композицией. Создание условий для формирования художественного вкуса, интереса и любви к русской архитектуре;
воссоздать в сознании детей поэтическую атмосферу русской деревни в ярких зрительных образах. 
содействовать развитию художественно-творческих способностей; совершенствование графических умений и навыков.

Среди полей , в окружении лесов, на холмистых берегах рек-древнейших водных дорог стоят потемневшие от времени величавые избы.
Древние славяне вкладывали глубочайший смысл в постройку дома.


Глаголем, кошелем и брусом

Дом строили с резным крыльцом,

С обдуманным мужицким вкусом

И каждый со своим лицом.

В. Федотов.

Крестьянский дом называли родной, родимый, как называют дорогого человека.


Дом – кров по своей значимости находился в одном ряду таких понятий, как жизнь, добро, родная земля. Кров-это главная материальная потребность человека. Маленький кусочек пространства, ограждающий его от дождя снега, согревать и давать душевный покой хозяину дома. Возводя дом, человек как бы отгораживался от большого пространства стенами, крышей присваивал себе малую его часть. В устроение жилища человек стремился привнести порядок, образно осмыслить его, что значило отобразить, наполнить образами. Это делалось, чтобы привлечь к дому силы света, добра, а от злых сил уберечься.

Крыша дома связывалась в народных представлениях с небом, клеть (сруб) – с землёй, а подклет (подполье) – с подземным миром.

- Как вы думаете, что символизировал крестьянский дом? (Связь человека с космосом)

- А из какого материала строились крестьянские избы?

- Почему русские люди выбирали лес основным строительным материалом?

Дерево – постоянный спутник русского человека. Дерево давало кров над головой, тепло в печи, из него делали посуду, мебель. Он сопровождало человека от колыбели до могилы.

Мягкий, ароматный, тёплый материал прекрасно поддавался обработке. Эти его свойства дали начало замечательному ремеслу – резьбе по дереву.

- Давайте познакомимся с декоративным убранством северной избы. Взгляните на крышу дома, что вы там увидели?



Крышу венчает горделивый конь - охлупень. Он парит как птица, которая заботливо накрыла большими крыльями дом – гнездо, где обитают люди.


- Вспомните, что символизировал образ коня? (Солнце).
Свои наблюдения за движением солнца по небосводу наши предки сумели запечатлеть в образном строе фронтона дома. Конёк и солнечные знаки на полотенце символизируют полудённое солнце в зените, левый конец причелин – утреннее восходящее, а правый – вечернее заходящее.

- Рассмотри узорочье доски – полотенца, доски причелены. Что за изображение вы увидели? (Круги с ромбами, ромбы и прямоугольники, небольшие отверстия, зигзаги, выступы.)

Нарядные орнаментальные ряды на причелинах и есть образное выражение небесной воды.

А что вы увидели ещё на фронтоне?


Особенно нарядны фронтон и наличники окон. Поверхность фронтона словно разрослась причудливыми травами, цветущими кустами. На лобовой доске, которая идёт по верху бревенчатого сруба, стелются ветви растений, обитают фантастические существа.

Наличники
https://infourok.ru/prezentaciya-po-izo-edinstvo-konstrukcii-i-dekora-v-narodnom-zhilische-547109.html

Декор дома. Строительство дома завершено.
Домашнее задание: представьте, что вы строите дом для своей семьи, он должен быть украшен необычайно красиво. Подумайте какую деталь дома вы будете украшать: причелину, полотенце, наличник, лобовую доску или целиком фронтон. Вначале продумай форму, выбери элементы украшения, введи в свою композицию образы птиц, фантастических животных, старайся их выполнить обобщённо и пластически выразительно. Исключи мелкие детали и подробности. Работу можно выполнять восковыми мелками, пастелью, углём, цветными карандашами.

Вопросы и задание
1. Зачем люди украшают свои жилища?
2. О чём может рассказать декор крестьянской избы?
3. Найди изображения крестьянских жилищ разных народов.      Что между ними общего и в чём разница?

УРОКИ 4 - 5
Искусства различны, тема едина. Конструкция, декор предметов народного быта и труда.

Вот вам русская изба...
В центре стол, печь, образа,
Люлька - нянчит малыша,
Самовар и утюг, у стены большой сундук.
Представьте, что мы с вами в настоящей русской избе. Рассмотрим внутренний мир русской избы.

Сколько интересного и мудрого “впитала” русская изба! Внутренний мир русского дома был особенным, неповторимым. Предметы быта, наполняющие его, играли в жизни людей определенную роль.

Крестьянское жилище состояло из клети, избы, сеней, горницы, подклети и чулана. Основное жилое помещение –изба с русской печью.
ИЗБА

Предания и обычаи

Красный угол

Изба на Руси начиналась с крыльца, которое “зазывало” гостей войти внутрь дома. В каждом доме обязательно была лавка. Лавки и скамьи отличались друг от друга. Лавка чаще всего располагалась вдоль стены и стояла неподвижно. 

Скамья же имела ножки, и ее легко можно было передвинуть. Если хозяин дома усаживал гостя на лавку, это расценивалось как знак уважения со стороны семьи. Так гость мог судить об отношении к нему хозяина.
КРАСНЫЙ УГОЛ


ИЗБА – комната отапливаемая печью «Догадлив крестьянин, на печи избу поставил»

КРАСНЫЙ УГОЛ

БОЖНИЦА Главное украшение дома была икона. Иконы ставились на полочку-божницу. Кроме икон на божнице хранились освящённые в церкви предметы: святая вода, верба, пасхальное яйцо.

Главным украшением дома была икона.

Иконы ставились на полочку- божницу.

Кроме икон на божнице хранились освящённые в церкви предметы: святая вода, верба, пасхальное яйцо.

ПЕЧНОЙ УГОЛ
  
ПЕЧЬ-душа дома,  главный оберег семьи,  семейный очаг.   ПЕЧЬ – жилище  домового.
   
ПОЛАТИ- лежанка между стеной избы и печью ШЕСТОК – широкая толстая доска, на которой  размещались горшки, чугунки, домашняя утварь

ШЕСТОК – широкая толстая доска, на которой

размещались горшки, чугунки, домашняя утварь

ЖЕНСКИЙ УГОЛ (КУТ)

С чего начать рисунок русской избы? Определить, что Вы будете изображать: женскую половину, красный угол, мужскую половину, печь… Продумать компоновку рисунка. Определить где в рисунке будет изображение пола, потолка, стен. Приступаем к практической части урока, внимательно прочитайте задание.

https://kopilkaurokov.ru/izo/presentacii/priezientatsiia-vnutriennii-mir-russkoi-izby

Домашнее задание: 

- нарисовать избу, здесь несколько примеров:

Как нарисовать избу. Как нарисовать русскую избу






Как нарисовать полотенце


Каждый момент жизни, сколько бы он ни длился (день ли, месяц, или год), оформлялся особыми правилами поведения, обрядами и одеждой.
Ромбы, треугольники, кресты, квадраты, круги так полны таинственного смысла! Покрывая ими чистое полотно, мастерицы как бы переписывали созданные нашими предками своеобразные «письмена». Эти родовые письмена полны значений, накопившихся за многие века и тысячелетия.
Многое в орнаментальной символике нам не доступно, но попробуем расшифровать хотя бы несколько знаков в пестром и красочном узоре вышивки.



Орнамент в своем первородном виде – это некое магическое заклинание, которым покрывалась поверхность ритуальных пещер, фигур и посуды. Русский фольклор и летописи сохранили множество примеров участия этих немых заклинаний в магических обрядах и ритуалах, которыми наши предки пытались воздействовать на природу и мир. Здесь можно вспомнить «обыденное» полотенце, которое за одну ночь или один день вышивало село, пытаясь оградить людей или животных от мора или стихийных бедствий: засухи, града.

 



Простая вещь – полотенце. А ведь если подумать, вспомнить, то окажется, что полотенце сопровождает человека всю жизнь от рождения до смерти.

      



Если мы посмотрим на русскую крестьянскую утварь, связанную с изготовлением одежды, то увидим изобилие орнаментики не только на таких заметных и парадных предметах, как прялки и гребни, которые демонстрировали на посиделках, но и на второстепенных орудиях – таких, как валек и трепало, густо усеянные солнечными знаками, символами земли и воды. Одежда человека должна была быть изготовлена со всеми заклятиями, делавшими ее непроницаемой для духов зла, поэтому основная функция одежды славян – обереговая.



У наших далеких предков существовал ежедневный магический ритуал очищения водой: утром – от ночных страхов и ужасов, вечером – от дневных тягот, забот и усталости. В обряд очищения входило и вытирание лица полотенцем. Утром лицо вытиралось нижним концом, где ромбы создавали композицию восхода, орнамент набирался от широкой полосы к узкой. Вечером, наоборот, верхним концом, где композиция была зеркальной и символизировала закат.

 

КАК НАРИСОВАТЬ ПРЯЛКУ


Посмотрите видео "Русская прялка".

Рисуйте вместе с нами: 

Урок ИЗО в школе. «Прялка. Конструкция и декор предметов 

народного быта и труда» и вот что должно получиться:







Современное повседневное 

декоративное 


искусство. Что такое дизайн.

http://www.myshared.ru/slide/1267652/

http://rpp.nashaucheba.ru/docs/index-144454.html

ДПИ- Декоративно-прикладное искусство

(от лат. decoro - украшать) – создание 

художественных изделий, имеющих 

практическое значение в быту и отличающихся 

декоративной образностью.

Цели урока:
обучающая: рассмотреть историю декоративно-прикладного
 искусства, некоторые виды декоративно-прикладного искусства;
развивающая: развитие умения применять полученные знания 
на практике, способствовать развитию эстетического вкуса;
воспитывающая: воспитание дисциплины и норм поведения, 
творческого отношения к изучаемому предмету; стимулировать 
активность учащихся, повышать мотивацию к изучению 
технологии.
2. Проверка домашнего задания.
3. Изучение нового материала
Давайте посмотрим вокруг. Всюду, куда ни глянь, есть удивительно красивые предметы, которые созданы художниками и мастерами. Все эти предметы относятся к так называемому декоративно-прикладному искусству.
Декоративно-прикладное искусство не только самое древнее, но и одно из самых современных искусств. Оно очень многообразно. У каждого народа есть свои виды художественных ремесел.

Посмотрите видео "Современное декоративно-






Домашнее задание: 

Нарисовать рисунок "Дизайн моей комнаты"


Посмотрите видео, создайте  авторский интерьер своей собственной комнаты



В этом уроке вы узнаете что такое

интерьер и как

нарисовать комнату с мебелью,

компьютером (и котом).






Древние образы, единство формы и декора


в народных игрушках




Мы узнаем:
характерные для того или иного народного промысла основные элементы орнамента и особенности цветового решения;
Мы научимся:
сравнивать, оценивать форму, декор игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам;
Мы сможем:

распознавать и называть игрушки ведущих народных промыслов




Комментариев нет:

Отправить комментарий