В течение этого учебного года мы будем изучать декоративно-прикладное искусство и его место в жизни человека.
Декоративное искусство наиболее прочно связано с повседневной жизнью и бытом человека. С произведениями декоративного искусства люди встречаются повсеместно. Оно получило название от латинского decor – украшаю. Все предметы, окружающие человека, должны быть не только удобными, практичными, но и красивыми.
Декоративно-прикладное искусство (ДПИ) – это создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту и отличающихся декоративной образностью (посуда, мебель, ткани, одежда, украшения, игрушки и т.д.).
Домашнее задание:
- нарисовать символ земли
- решить кроссворд, записать в тетрадь или фото
Проверить кроссворд можно здесь:http://www.myshared.ru/slide/1350592/
УРОКИ 2 - 3
Дом-космос. Единство конструкции и декора в
народном жилище.
Цель урока: изучение языка декоративно-прикладного искусства, знакомство с сюжетно-декоративной композицией. Создание условий для формирования художественного вкуса, интереса и любви к русской архитектуре;
воссоздать в сознании детей поэтическую атмосферу русской деревни в ярких зрительных образах.
содействовать развитию художественно-творческих способностей; совершенствование графических умений и навыков.
Глаголем, кошелем и брусом
Дом строили с резным крыльцом,
С обдуманным мужицким вкусом
И каждый со своим лицом.
В. Федотов.
Крестьянский дом называли родной, родимый, как называют дорогого человека.
Дом – кров по своей значимости находился в одном ряду таких понятий, как жизнь, добро, родная земля. Кров-это главная материальная потребность человека. Маленький кусочек пространства, ограждающий его от дождя снега, согревать и давать душевный покой хозяину дома. Возводя дом, человек как бы отгораживался от большого пространства стенами, крышей присваивал себе малую его часть. В устроение жилища человек стремился привнести порядок, образно осмыслить его, что значило отобразить, наполнить образами. Это делалось, чтобы привлечь к дому силы света, добра, а от злых сил уберечься.
Крыша дома связывалась в народных представлениях с небом, клеть (сруб) – с землёй, а подклет (подполье) – с подземным миром.
- Как вы думаете, что символизировал крестьянский дом? (Связь человека с космосом)
- А из какого материала строились крестьянские избы?
- Почему русские люди выбирали лес основным строительным материалом?
Дерево – постоянный спутник русского человека. Дерево давало кров над головой, тепло в печи, из него делали посуду, мебель. Он сопровождало человека от колыбели до могилы.
Мягкий, ароматный, тёплый материал прекрасно поддавался обработке. Эти его свойства дали начало замечательному ремеслу – резьбе по дереву.
- Давайте познакомимся с декоративным убранством северной избы. Взгляните на крышу дома, что вы там увидели?
Крышу венчает горделивый конь - охлупень. Он парит как птица, которая заботливо накрыла большими крыльями дом – гнездо, где обитают люди.
- Вспомните, что символизировал образ коня? (Солнце).
Свои наблюдения за движением солнца по небосводу наши предки сумели запечатлеть в образном строе фронтона дома. Конёк и солнечные знаки на полотенце символизируют полудённое солнце в зените, левый конец причелин – утреннее восходящее, а правый – вечернее заходящее.
- Рассмотри узорочье доски – полотенца, доски причелены. Что за изображение вы увидели? (Круги с ромбами, ромбы и прямоугольники, небольшие отверстия, зигзаги, выступы.)
Нарядные орнаментальные ряды на причелинах и есть образное выражение небесной воды.
А что вы увидели ещё на фронтоне?
Особенно нарядны фронтон и наличники окон. Поверхность фронтона словно разрослась причудливыми травами, цветущими кустами. На лобовой доске, которая идёт по верху бревенчатого сруба, стелются ветви растений, обитают фантастические существа.
https://infourok.ru/prezentaciya-po-izo-edinstvo-konstrukcii-i-dekora-v-narodnom-zhilische-547109.html
Домашнее задание: представьте, что вы строите дом для своей семьи, он должен быть украшен необычайно красиво. Подумайте какую деталь дома вы будете украшать: причелину, полотенце, наличник, лобовую доску или целиком фронтон. Вначале продумай форму, выбери элементы украшения, введи в свою композицию образы птиц, фантастических животных, старайся их выполнить обобщённо и пластически выразительно. Исключи мелкие детали и подробности. Работу можно выполнять восковыми мелками, пастелью, углём, цветными карандашами.
Вопросы и задание
1. Зачем люди украшают свои жилища?
2. О чём может рассказать декор крестьянской избы?
3. Найди изображения крестьянских жилищ разных народов. Что между ними общего и в чём разница?
УРОКИ 4 - 5
Искусства различны, тема едина. Конструкция, декор
предметов народного быта и труда.
Вот вам русская изба...
В центре стол, печь, образа,
Люлька - нянчит малыша,
Самовар и утюг, у стены большой сундук.
Представьте, что мы с вами в настоящей русской избе. Рассмотрим внутренний мир русской избы.
Сколько интересного и мудрого “впитала” русская изба! Внутренний мир русского дома был особенным, неповторимым. Предметы быта, наполняющие его, играли в жизни людей определенную роль.
Крестьянское жилище состояло из клети, избы, сеней, горницы, подклети и чулана. Основное жилое помещение –изба с русской печью.
Изба на Руси начиналась с крыльца, которое “зазывало” гостей войти внутрь дома. В каждом доме обязательно была лавка. Лавки и скамьи отличались друг от друга. Лавка чаще всего располагалась вдоль стены и стояла неподвижно.
Скамья же имела ножки, и ее легко можно было передвинуть. Если хозяин дома усаживал гостя на лавку, это расценивалось как знак уважения со стороны семьи. Так гость мог судить об отношении к нему хозяина.
Главным украшением дома была икона.
Иконы ставились на полочку- божницу.
Кроме икон на божнице хранились освящённые в церкви предметы: святая вода, верба, пасхальное яйцо.
ШЕСТОК – широкая толстая доска, на которой
размещались горшки, чугунки, домашняя утварь
https://kopilkaurokov.ru/izo/presentacii/priezientatsiia-vnutriennii-mir-russkoi-izby
Домашнее задание:
- нарисовать избу, здесь несколько примеров:
Как нарисовать избу. Как нарисовать русскую избу
Как нарисовать полотенце
Каждый момент
жизни, сколько бы он ни длился (день ли, месяц, или год), оформлялся особыми
правилами поведения, обрядами и одеждой.
Ромбы, треугольники, кресты,
квадраты, круги так полны таинственного смысла! Покрывая ими чистое полотно,
мастерицы как бы переписывали созданные нашими предками своеобразные «письмена».
Эти родовые письмена полны значений, накопившихся за многие века и тысячелетия.
Многое в
орнаментальной символике нам не доступно, но попробуем расшифровать хотя бы
несколько знаков в пестром и красочном узоре вышивки.
Орнамент в своем первородном виде –
это некое магическое заклинание, которым покрывалась поверхность ритуальных
пещер, фигур и посуды. Русский фольклор и летописи сохранили множество примеров
участия этих немых заклинаний в магических обрядах и ритуалах, которыми наши
предки пытались воздействовать на природу и мир. Здесь можно вспомнить
«обыденное» полотенце, которое за одну ночь или один день вышивало село,
пытаясь оградить людей или животных от мора или стихийных бедствий: засухи,
града.
Простая
вещь – полотенце. А ведь если подумать, вспомнить, то окажется, что полотенце
сопровождает человека всю жизнь от рождения до смерти.
Если мы
посмотрим на русскую крестьянскую утварь, связанную с изготовлением одежды, то
увидим изобилие орнаментики не только на таких заметных и парадных предметах,
как прялки и гребни, которые демонстрировали на посиделках, но и на
второстепенных орудиях – таких, как валек и трепало, густо усеянные солнечными
знаками, символами земли и воды. Одежда человека должна была быть изготовлена
со всеми заклятиями, делавшими ее непроницаемой для духов зла, поэтому основная
функция одежды славян – обереговая.
У наших далеких предков существовал
ежедневный магический ритуал очищения водой: утром – от ночных страхов и
ужасов, вечером – от дневных тягот, забот и усталости. В обряд очищения входило
и вытирание лица полотенцем. Утром лицо вытиралось нижним концом, где ромбы
создавали композицию восхода, орнамент набирался от широкой полосы к узкой.
Вечером, наоборот, верхним концом, где композиция была зеркальной и
символизировала закат.
КАК НАРИСОВАТЬ ПРЯЛКУ
Посмотрите видео "Русская прялка".
Рисуйте вместе с нами:
Урок ИЗО в школе. «Прялка. Конструкция и декор предметов
народного быта и труда» и вот что должно получиться:
Современное повседневное
декоративное
декоративное
искусство. Что такое дизайн.
http://www.myshared.ru/slide/1267652/
http://rpp.nashaucheba.ru/docs/index-144454.html
http://rpp.nashaucheba.ru/docs/index-144454.html
ДПИ- Декоративно-прикладное искусство
(от лат. decoro - украшать) – создание
художественных изделий, имеющих
практическое значение в быту и отличающихся
декоративной образностью.
Цели урока:
обучающая: рассмотреть историю декоративно-прикладного
искусства, некоторые виды декоративно-прикладного искусства;
развивающая: развитие умения применять полученные знания
на практике, способствовать развитию эстетического вкуса;
воспитывающая: воспитание дисциплины и норм поведения,
творческого отношения к изучаемому предмету; стимулировать
активность учащихся, повышать мотивацию к изучению
технологии.
2. Проверка домашнего задания.
3. Изучение нового материала
Давайте посмотрим вокруг. Всюду, куда ни глянь, есть удивительно красивые предметы, которые созданы художниками и мастерами. Все эти предметы относятся к так называемому декоративно-прикладному искусству.
Декоративно-прикладное искусство не только самое древнее, но и одно из самых современных искусств. Оно очень многообразно. У каждого народа есть свои виды художественных ремесел.
Посмотрите видео "Современное декоративно-
Домашнее задание:
Нарисовать рисунок "Дизайн моей комнаты"
Посмотрите видео, создайте авторский интерьер своей собственной комнаты
В этом уроке вы узнаете что такое
интерьер и как
нарисовать комнату с мебелью,
компьютером (и котом).
Комментариев нет:
Отправить комментарий