воскресенье, 25 сентября 2016 г.

МУЗЫКА 7 класс 2 ЧЕТВЕРТЬ Урок 10

МУЗЫКА
7 класс
Тема года: «Содержание и форма в музыке»


Музыкальный образ

                              

   Владимир Путин сыграл "С чего начинается Родина" и спел песню на английском




Музыкальный образ -  это те творческие замыслы, то жизненное содержание, которое создает композитор, пользуясь богатейшими возможностями музыкального языка.
CРЕДСТВА  МУЗЫКАЛЬНОЙ  ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ:

Ритм
Форма
Регистр
Интонация
Тембр
Темп
Лад 
Мелодия
Динамика

  I.            Итог урока.
Мы начали разговор о единстве содержания и формы в искусстве, которое зависит и от красоты, и от истинности, и глубины жизни.
   II.            Домашнее задание.
Выучить песню.




2 ЧЕТВЕРТЬ

Урок 10
Тема: Музыкальный образ. Лирические образы в музыке.
Цели урока:
Ø Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.
Ø Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.
Ø Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства.
Ø Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке).
Музыкальный материал урока:
Ø    С. Рахманинов. Прелюдия соль-диез минор, соч. 32 № 12(слушание).
Ø    Ю. Милютин, стихи Е. Долматовского. Лирическая песенка (пение).
Ø    Г. Струве, стихи Л. Кондратенко. Матерям погибших героев (пение).
Дополнительный материал:
Ход урока:
I.                  Организационный момент.
II.               Сообщение темы урока.
Тема урока: «Музыкальный образ. Лирические образы в музыке.»
      I.            Работа по теме урока.
           Музыкальное содержание проявляет себя в музыкальных образах — в их возникновении, развитии и взаимодействии. Каким бы единым по настроению ни было музыкальное произведение, в нём всегда угадываются всевозможные перемены, сдвиги, контрасты.
     Вообще в музыке редко встречаются произведения, основанные на одном-единственном образе. Только маленькую пьесу или небольшой фрагмент можно считать единым по образному содержанию. Например, Двенадцатый этюд Скрябина, рассмотренный нами в предыдущем параграфе, представляет очень цельный образ, хотя при внимательном прослушивании мы обязательно отметим его внутреннюю сложность, переплетение в нём различных состояний и средств музыкального развития.

Музыкальным образом мы называем те творческие замыслы, то жизненное содержание, которое создает композитор, пользуясь богатейшими возможностями музыкального языка.
Музыкальный образ - это воплощенная в музыке жизнь,  хотя бы небольшая ее частица: чувство, переживание,  мысль, поступок, действие человека, нескольких людей;  какое-либо проявление природы, какое-либо событие из жизни человека,  народа, всего человечества.
Иначе говоря, музыкальный образ (как любой художественный образ вообще) – это  всегда преломление через сознание художника отражение жизни. 
  Музыкальный образ  всегда представляет собой единство жизненного содержания и художественной формы, в которой это содержание воплощено.

Круг музыкальных образов, с которыми вы знакомились в I четверти, весьма разнообразен. Но среди них можно выделить образы, тяготеющие к лирическому, лирико-эпическому началу, и образы драматические.

Главные свойства лирики: Музыка, как и любой вид искусства, отображает жизнь во всех её проявлениях.
Когда мы говорим "образ" – это означает, что мы воображаем себе что-то, и это что-то состоит из 2-х составляющих:
1. то, содержание, которое  заложено в самом художественном произведении;
2. то, как мы понимаем это содержание, что мы себе представляем.

Т.о., музыкальный образ – это жизненное содержание, воплощённое в музыкальных звуках.

Сила искусства, и музыки  в том числе, - в его правде, в том, насколько сильно образ, созданный художником (композитором) действует на нас, какие чувства в нас вызывает и насколько эти чувства соответствуют тому, что композитор хотел выразить в своей музыке.

Мы с вами изучим 3 главных типа образов в музыке:
1.     лирические
2.     драматические
3.     эпические

Сегодняшний урок посвящён лирическим образам в музыке.
Обращение к лирическому образу, нередко воплощённому в музыкальной миниатюре, требует яркой выразительности, содержательной ёмкости и цельности.

Во множестве произведений, известных нам как прелюдии, мазурки, таятся глубочайшие образные богатства, открываемые нам в живом музыкальном звучании.

Садко в подводном царстве, авторы Кукулиева К.В., Кукулиев Б.Н., 1986 г.
Одно из таких произведений — Прелюдия С. Рахманинова соль-диез минор. Её настроение, одновременно трепетное и тоскливое, созвучно русской музыкальной традиции воплощения образов печали и прощания. Композитор не дал пьесе названия, однако в музыке чувствуется щемящее осеннее состояние: трепет последней листвы, моросящий дождь, низкое серое небо. Музыкальный образ прелюдии дополняется даже моментом звукоизобразительности: в мелодико-фактурном звучании угадывается нечто похожее на прощальное курлыканье журавлей, покидающих нас на долгую-долгую зиму.

Слово лирика происходит от слова "лира" – это древний инструмент, на
котором играли певцы (рапсоды), повествуя о различных событиях и пережитых эмоциях.

Лирика – это непосредственное, очень личное восприятие мира и различных событий.
Это чувства и переживания героя, лирического героя, это его монолог, в котором он повествует о том, что ему довелось пережить.
В лирическом произведении нет никаких событий, в отличие от драмы и эпоса – только исповедь лирического героя, его личное восприятие различных явлений.

·        чувство
·        настроение
·        отсутствие действия

Мы познакомимся с типичным лирическим героем – мифологическим персонажем Древней Греции – Орфеем и образом этого героя, созданным различными композиторами разных эпох.
Об Орфее написано много, наиболее известные музыкальные произведения –
·        Опера Кристофа Виллибальда Глюка "Орфей"
·        Оперетта Жака Оффенбаха "Орфей в аду"
·        Зонг-опера современного композитора Александра Журбина "Орфей и Эвридика"

В основе всех этих произведений лежит история любви Орфея к его погибшей жене Эвридике и его путешествие в ад, с целью вернуть её к жизни.
Эта история опирается на миф об Орфее.
Орфей был одним из знаменитых греческих героев, считается первым профессиональным музыкантом. Он играл на лире (от названия которой, как мы помним, и пошло название "лирика"), играл настолько прекрасно, что его игра покоряла всех: людей, зверей, чудовищ.
Однажды Эвридику укусила змея, и она умерла. Горе Орфея было безутешно, он выражает его в знаменитой арии "Потерял я Эвридику" (Глюк, Журбин).
Боги Олимпа сжалились над ним, и Зевс разрешил ему спуститься в царство мёртвых, Аид, и вывести оттуда жену, поставив условием ни разу не посмотреть на неё.
(показать картинки)
Орфей спустился в Аид, играя на лире, и все персонажи подземного царства мёртвых, очарованные его игрой, уступали ему дорогу, даже страшный пёс Цербер, которому поручено охранять вход в Аид.
Он нашёл Эвридику, взял её за руку и повёл вверх, прочь из царства мёртвых, не глядя на неё, как и велел ему Зевс.
Но Эвридика, не понимая причины этого, стала жаловаться на то, что Орфей, вероятно, разлюбил её и умолять хоть раз взглянуть на неё. Орфей не удержался, посмотрел на жену – и она вновь умерла.
Горе Орфея выражено в прекрасной мелодии из 2-го акта оперы, которую мы сейчас прослушаем.
(слушаем "Мелодию" Глюка для флейты с оркестром)
Вопросы:
1.     Какой инструмент солирует в этой мелодии? (флейта)
2.     Почему Глюк выбрал именно его? (холодное, потусторонне звучание, впечатления от недавно посещённого царства мёртвых, где как бы замерли замерли все человеческие чувства)
3.     Какие чувства выражает эта мелодия? (глубокую печаль, смирение, нежность, безнадежность)
В античном мифе Орфей так и потерял Эвридику.
Но в опере Глюка всё кончается благополучно: Амур, видя отчаяние Орфея, принёс ему добрую весть – Зевс разрешил вернуть Эвридику на землю, к живым людям, растроганный талантом Орфея и его безутешным горем.
Но Орфей ещё не знает этого – "Мелодия"  Глюка выражает всю полноту его печали.

Таким образом, в этом произведении есть все признаки лирического образа:
·        Чувство
·        Настроение
·        Отсутствие действия

Даты жизни К.В. Глюка – 1714-1787
Это великий оперный реформатор, создал новый тип оперы: оперы, в которой главной была не внешняя вокальная виртуозность, а правда жизни, тесная  связь вокального действия с инструментальным сопровождением, яркая обрисовка характеров героев и их чувств.


Вопросы и задания
1.Рассмотри репродукции картин «Юный нищий» Э. Мурильо и «Триумф Цезаря» А. Мантенья. Какая из них представляет собой малую, а какая — крупную форму? По каким признакам это можно определить?
2.Правомерно ли утверждение, согласно которому глубина и сложность художественного образа произведения зависят исключительно от его масштабов? Почему? Расскажи на примере картин «Юный нищий» и «Триумф Цезаря».
3.Можно ли считать, что Прелюдия соль-диез минор С. Рахманинова относится к произведениям малой формы? Что об этом свидетельствует?
4.Как в музыкальном произведении может быть претворён лирический образ? Расскажи на примере Прелюдии соль-диез минор С. Рахманинова.
5.Что в большей степени присуще художественному образу услышанной прелюдии — единство или перемены, контрасты?

6.Вспомни известные тебе произведения музыки, литературы и изобразительного искусства, воплощающие лирический образ осенней печали и прощания. При подготовке ответа используй возможности сети Интернет.













§ 9. Драматические образы в музыке
В музыке, как и в других видах искусства, образы бывают не только лирическими, но порой остродраматическими, выражающими столкновения, противоречия, конфликты. Нередко они связаны с жанрами, которые основаны на драматических литературных произведениях. Таковы опера, балет и другие сценические жанры.
Однако значительно чаще понятие «драматический» связывается в музыке с особенностями её характера, музыкальной трактовкой героев, образов и т. д.
Образец драматического произведения — вокальная баллада Ф. Шуберта «Лесной царь», написанная на стихотворение великого немецкого поэта И. В. Гёте. Она представляет собой целую сцену с участием различных действующих лиц, разворачивающуюся на остродраматическом фоне.
О чём же в ней говорится?
Заметим сразу, что баллада исполняется, как правило, на языке оригинала — немецком. Поэтому её смысл и содержание нуждаются в переводе.
Такой перевод существует — лучший перевод гётевской баллады на русский язык, несмотря на то что сделан он почти два столетия назад (в XIX веке). Его автор, В. Жуковский, современник Пушкина, своеобразный, очень тонкий, глубоко лирический поэт, дал такую трактовку «страшного видения» Гёте.
  
И. В. Гёте                                 В. Жуковский
Лесной царь
Кто скачет, кто мчится под хладною мглой?
Ездок запоздалый, с ним сын молодой.
К отцу, весь издрогнув, малютка приник;
Обняв, его держит и греет старик.
«Дитя, что ко мне ты так робко прильнул?»
«Родимый, лесной царь в глаза мне сверкнул:
Он в тёмной короне, с густой бородой».
«О нет, то белеет туман над водой».
«Родимый, лесной царь со мной говорит:«Дитя, оглянися, младенец, ко мне;
Весёлого много в моей стороне:
Цветы бирюзовы, жемчужны струи;
Из золота слиты чертоги мои».
Он золото, перлы и радость сулит».
«О нет, мой младенец, ослышался ты:
То ветер, проснувшись, колыхнул листы».
«Ко мне, мой младенец! В дуброве моей
Узнаешь прекрасных моих дочерей;
При месяце будут играть и летать,
Играя, летая, тебя усыплять».
«Родимый, лесной царь созвал дочерей:
Мне, вижу, кивают из тёмных ветвей».
«О нет, всё спокойно в ночной глубине:
То вётлы седые стоят в стороне».
«Дитя, я пленился твоей красотой:
Неволей иль волей, а будешь ты мой».
«Родимый, лесной царь нас хочет догнать;
Уж вот он: мне душно, мне тяжко дышать».
Ездок оробелый не скачет, летит;
Младенец тоскует, младенец кричит;
Ездок погоняет, ездок доскакал...
В руках его мёртвый младенец лежал.
Сравнивая немецкую и русскую версии стихотворения, поэт Марина Цветаева отмечает главное различие между ними: у Жуковского Лесной царь привиделся мальчику, у Гёте — явился на самом деле. Поэтому баллада Гёте реальнее, страшнее, достовернее. У него ребёнок погибает не от страха (как у Жуковского), а от подлинного Лесного царя, представшего перед мальчиком во всей силе своего могущества.
У Шуберта, австрийского композитора, читавшего балладу по-немецки, передана вся страшная реальность истории про Лесного царя. В его песне это такой же достоверный персонаж, как мальчик и его отец.
Речь Лесного царя заметно отличается от взволнованной речи рассказчика, ребёнка и отца преобладанием ласковой вкрадчивости, мягкости, завлекательности. Обратите внимание на характер мелодии в произведении — отрывистой, с обилием вопросов и восходящих интонаций в партиях всех персонажей, кроме Лесного царя; у него же она — плавная, закруглённая, певучая.
Но не только характер мелодической интонации — с появлением Лесного царя меняется всё фактурное сопровождение. Ритм бешеной скачки, пронизывающий балладу от начала до конца, уступает место более спокойно звучащим аккордам, очень благозвучным, нежным, убаюкивающим. Возникает даже своеобразный контраст между эпизодами баллады — такой взволнованной, тревожной по характеру в целом, с двумя лишь проблесками спокойствия (когда звучит голос Лесного царя).






Ф. Шуберт. «Лесной царь». Фрагмент



Не зная содержания произведения, возможно даже ошибиться, связав лирические эпизоды с появлением доброго и светлого персонажа на фоне общего смятения и тревоги. Такова трагическая ирония этой музыки, как бы дразнящей слушателя мнимым светом и мягким призывом.
На самом деле, как это нередко бывает в искусстве, именно в такой ласковости таится самое страшное: зов к смерти, непоправимости и безвозвратности ухода.
Поэтому музыка Шуберта не оставляет нам иллюзий: едва умолкают сладкие и страшные речи Лесного царя, тут же вновь врывается неистовая скачка коня (или стук сердца?), своей стремительностью показывающая нам последний рывок к спасению, к преодолению ночного тёмного леса, его таинственных глубин.
На этом и заканчивается динамика музыкального развития баллады: потому что в конце, когда наступает остановка в движении, последняя фраза звучит уже как послесловие: «В руках его мёртвый младенец лежал».



Так в музыкальной трактовке баллады нам являются не только образы её персонажей, но и образы, прямо повлиявшие на построение всего музыкального развития. Это жизнь, её порывы, её стремления к освобождению — и смерть, пугающая и влекущая, страшная и убаюкивающая. Отсюда и двуплановость музыкального движения: реально-изобразительного в эпизодах, связанных со скачкой коня, смятением отца, задыхающимся голосом ребёнка, и отстранённо-ласкового в спокойных, почти колыбельных по характеру речах Лесного царя.
Воплощение драматических образов требует от композитора максимальной концентрации выразительных средств, что приводит к созданию внутренне динамичного произведения (или его фрагмента), основанного на развитии драматического характера. Поэтому драматические образы так часто воплощаются в формах вокальной музыки, в инструментальных жанрах, а также в отдельных фрагментах циклических произведений — сонат, концертов, симфоний.
Вопросы и задания
1.Каковы важнейшие характерные особенности музыкального драматического произведения? Расскажи на примере вокальной баллады Ф. Шуберта «Лесной царь».
2.В чём заключается одно из главных отличий драматических образов в музыке по сравнению с лирическими?
3.Назови музыкальное произведение, изученное в 6 классе, в котором была воплощена схожая с «Лесным царём» идея: ласковый, манящий призыв таил в себе неминуемую гибель.
4.Только ли образы действующих лиц определяют художественные особенности баллады Шуберта? Какие два противоположных плана определяют драматический характер произведения?
5.Сравни две интерпретации баллады «Лесной царь» (на русском и немецком языках). Какая из версий представляется тебе более убедительной? Почему?




§ 10. Эпические образы в музыке

ЭПОС, [греч. epos — слово] 
Эпическое произведение – это обычно поэма, рассказывающая о героических деяниях. 

Истоки эпической поэзии коренятся в доисторических повествованиях о богах и других сверхъестественных существах. 

Эпос – прошлое, т.к. повествует о прошлых событиях в жизни народа, о его истории и подвигах. 
Воплощение содержания, связанного с величественными, крупными историческими или мифологическими событиями, рождает эпические образы. Они требуют длительного и неспешного развития, могут долго экспонироваться и неторопливо развиваться, вводя слушателя в атмосферу своеобразного эпического колорита.
Одним из ярких произведений, пронизанных эпической образностью, является опера-былина «Садко» Н. Римского-Корсакова. Именно русские былины, ставшие источником многочисленных сюжетных фрагментов оперы, сообщают ей эпический характер и неторопливость музыкального движения. Об этом писал и сам композитор в предисловии к опере «Садко»: «Многие речи, а также описанье декораций и сценических подробностей заимствованы целиком из различных былин, песен, заговоров, причитаний и т. п. Поэтому в либретто зачастую сохранён былинный стих с его характерными особенностями».
Не только либретто, но и музыка оперы несёт печать особенностей былинного стиха. Действие начинается издалека, с неторопливого оркестрового вступления, носящего название «Окиан-море синее». Окиан-море числится в списке действующих лиц как царь Морской, то есть вполне достоверный, хотя и мифологический персонаж. Среди героев различных волшебных сказок царь Морской занимает столь же определённое место, что и Лесной царь — персонаж баллады Шуберта. Однако как по-разному показаны эти сказочные герои, представляющие два совершенно различных вида музыкальной образности!

Вспомните начало баллады Шуберта. Стремительное действие захватывает нас уже с первого такта. Стук копыт, на фоне которого звучит взволнованная речь героев, придаёт музыкальному движению характер смятения, нарастающей тревоги. Таков закон развития драматических образов.
Опера «Садко», в некоторых сюжетных мотивах имеющая сходство с «Лесным царём» (как мальчик полюбился Лесному царю и был силой взят в лесное царство, так Садко полюбился Морской царевне и был погружён на дно «окиан-моря»), имеет иной характер, лишённый драматической остроты.
Б. Кукулиев. Садко в подводном царстве
Недраматичностьповествовательность музыкального развития оперы также выявляется уже в первых её тактах. Не протяжённость сюжета представлена в музыкальном образе вступления «Окиан-море синее», а поэтическая прелесть этой волшебной музыкальной картины. Игра морских волн слышится в музыке вступления: сильной, могучей, чарующе-фантастической. Неторопливо, словно любуясь собственными красками, переливается морская вода. В опере «Садко» с её образом связана бо́льшая часть сюжетных событий, и уже из характера вступления видно, что будут они не трагическими, наделёнными острыми конфликтами и столкновениями, а спокойными и величавыми, в духе народных былин.
Таково музыкальное воплощение различных типов образности, характерной не только для музыки, но и для других видов искусства. Лирические, драматические, эпические образные сферы имеют свои собственные содержательные особенности. В музыке это отражается в различных её сторонах: выборе жанра, масштабе произведения, организации выразительных средств.
О своеобразии главных особенностей музыкальной трактовки содержания мы будем говорить во второй части учебника. Потому что в музыке, как ни в каком другом искусстве, содержателен каждый приём, каждый, даже самый мелкий, штрих. И порой совсем незначительное изменение — иногда одной-единственной ноты — может в корне менять её содержание, её воздействие на слушателя.
Эпические образы в музыке. ОПЕРА «САДКО»
Вступление к опере «Океан море синее»  https://www.youtube.com/watch?v=moFg22eFjMc
Колыбельная Волховы    https://www.youtube.com/watch?v=4L8pZSLPv_w
   Ария САДКО     https://www.youtube.com/watch?v=HO62dazRBao
Вопросы и задания
1.Какое из слов — экспонирование или развитие — в большей степени характеризует воплощение эпического образа в музыке? Объясни на примере Вступления к опере Н. Римского-Корсакова «Садко».
2.Почему при создании оперы «Садко» композитор использовал подлинные былины и песни?
3.Выразительно прочитай фрагмент из былинного стиха, приведённого на с. 52. В чём заключаются его характерные особенности?
4.Во время прослушивания Вступления обрати внимание на средства музыкальной выразительности, в частности на музыкальную гармонию и оркестровку.
Каков ритм гармонических смен — быстрый или медленный? Объясни, с чем это связано.
Какие инструменты струнной смычковой группы выделяются в звучании оркестра? Что изображают эти инструменты?
5.Как связан характер музыкального образа (лирического, драматического, эпического) с выбором жанра, масштаба произведения, организации средств музыкальной выразительности? Построй свой ответ на материале произведений, изученных в разделе «Музыкальный образ».
6.В Дневнике музыкальных размышлений заполни таблицу «Художественные образы в произведениях искусства».

О чём «рассказывает» музыкальный жанр
§ 11. «Память жанра»



Огромный мир музыкального содержания зашифрован прежде всего в жанрах. Есть даже такое понятие «память жанра», указывающее, что в жанрах накоплен огромный ассоциативный опыт, вызывающий у слушателя определённые образы и представления.
В. Гаузе. Бал в Хофбурге





Например, что представляется нам, когда мы слушаем вальс или польку, марш или колыбельную песню? Не правда ли, в нашем воображении тотчас возникают кружащиеся в благородном танце пары (вальс), весёлая молодёжь, оживлённая и смеющаяся (полька), торжественная поступь, нарядные мундиры (марш), ласковый материнский голос, родной дом (колыбельная). Такие или похожие представления вызывают эти жанры у всех людей мира.
О способности музыки вызывать в памяти образы и представления писали многие поэты, в частности Александр Блок:
Под звуки прошлое встаёт
И близким кажется и ясным:
То для меня мечта поёт,
То веет таинством прекрасным.
Обращение к определённым жанрам и у самих композиторов нередко вызывало яркие и живые образы. Так, существует легенда о том, что Ф. Шопен, сочиняя Полонез ля-бемоль мажор, увидел вокруг себя торжественное шествие кавалеров и дам былых времён.
Ф. Шопен
Нотный пример 12
Ф. Шопен. Полонез, соч. 53 № 6. Фрагмент
Благодаря такой особенности музыкальных жанров, заключающих в себе огромные пласты воспоминаний, представлений и образов, многие из них используются композиторами намеренно — для заострения того или иного жизненного содержания. Вводя их в свои произведения, композитор достигает эффекта полной достоверности, погружает слушателя в колорит времени и пространства.
Так, польский акт в «Иване Сусанине» М. Глинки благодаря использованию жанров мазурки и полонеза становится тонкой характеристикой польской шляхты. Эта музыкальная характеристика затем звучит в сцене гибели поляков и Сусанина.
Народные былины в «Садко» Н. Римского-Корсакова придают опере эпический смысл, характеризуя героев в возвышенно-поэтическом ключе.
Хорал в кантате «Александр Невский» С. Прокофьева становится ярким средством характеристики рыцарей-крестоносцев.
Опора на народный жанр или жанр древнего искусства нередко становится средством постижения общечеловеческих культурных ценностей. Как много сумел сказать француз М. Равель в своём испанском танце «Болеро», М. Глинка в испанских увертюрах «Арагонская хо́та» и «Ночь в Мадриде», М. Мусоргский в «Старом замке», погружающем нас в атмосферу средневековой Европы с её трубадурами и величественно-печальными рыцарями, П. Чайковский в «Итальянском капри́ччио»!
Подобными примерами полна многовековая история музыки.
Вопросы и задания
1.Как ты понимаешь выражение «память жанра»?
2.Для чего композиторы обращаются к тем или иным музыкальным жанрам? Приведи примеры использования наиболее характерных жанров.
3.Какие ассоциации вызывает у тебя музыка Полонеза ля-бемоль мажор Ф. Шопена?





§ 12. Такие разные песни, танцы, марши
Известно, как часто используются в музыкальных произведениях подлинные народные жанры или умело выполненные стилизации. Ведь они самым тесным образом были связаны с жизненным укладом людей, звучали во время работы и весёлого досуга, на свадьбах и похоронах. Жизненное содержание таких жанров неразрывно сплелось с их звучанием.
Так, введение народной песни придаёт произведению и ярко выраженный национальный колорит, и своеобразный характер.
Всем известна русская народная песня «Во поле берёза стояла». Её мелодия кажется простой и непритязательной.
Нотный пример 13
Русская народная песня «Во поле берёза стояла»
«Во поле береза стояла»
Русская народная хороводная песня
http://www.pojelanie.ru/zastol/pesni/rn/9.php 

1.Во поле береза стояла,
Во поле кудрявая стояла,
Люли, люли стояла. (2 р.)

2.Некому березу заломати,
Некому кудряву заломати,
Люли, люли, заломати. (2 р.)

3.Как пойду я в лес, погуляю,
Белую березу заломаю.
Люли, люли, заломаю. (2 р.)

4.Срежу с березы три пруточка,
Сделаю себе я три гудочка.
Люли, люли, три гудочка. (2 р.)...


Караоке для детей - Во поле березка стояла 


Однако именно эту песню избрал П. Чайковский как основную тему финала своей Четвёртой симфонии. И волей великого композитора она стала источником музыкального развития целой части, изменяя свой характер и облик в зависимости от течения музыкальной мысли. Она сумела придать звучанию музыки то танцевальный, то песенный характер, настроение и мечтательное, и торжественное — словом, стала в этой симфонии бесконечно разнообразной, какой умеет быть только подлинная музыка.




М. Боскин. Хоровод
Нотный пример 14

П. Чайковский. Симфония № 4. IV часть. Фрагмент
И всё же в одном — главном своём качестве — она сохранилась в неприкосновенности: в глубоко национальном русском звучании, словно запечатлевшем природу и облик России, столь милой сердцу самого композитора.
Так мы ещё раз убеждаемся, что обращение к национальному песенному или танцевальному жанру в музыкальном произведении всегда является средством яркой и достоверной характеристики образа.
Об этом очень точно сказал венгерский композитор, собиратель народных песен Бе́ла Ба́рток: «Деревенская музыка служит определённой цели, имеет определённую программу, связанную с определёнными обычаями, согласно неписаным законам деревни... Рождество следовало отмечать сказаниями о старине, свадьбу можно было проводить лишь с соблюдением определённых обрядов, во время жатвы полагалось петь песни урожая».
Из этих слов ясно, что музыкальное содержание, в течение долгих веков закреплённое за определённым жанром, стало вечным и неотъемлемым его спутником. Таким образом, слушая музыку определённого, давно сложившегося жанра, мы связываем с ней и конкретную, только ему присущую содержательность.
Вопросы и задания
1.Что придаёт содержанию произведения использование народных музыкальных жанров? Расскажи на примере финала Симфонии № 4 П. Чайковского.
2.Как меняется характер русской народной песни «Во поле берёза стояла» в музыке Чайковского?
3.Назови другие известные тебе произведения, где используются жанры народной музыки.
Точно так же и другие жанры — вальс, гимн, элегия, марш — имеют свою собственную содержательную природу. И это понятно: ведь каждый из названных жанров связан с определёнными жизненными ситуациями или особыми настроениями — то поэтически-танцевальными, то торжественно-величавыми.
Конечно, каждый жанр допускает разнообразную трактовку. Так, например, марш — один из основных музыкальных жанров — может иметь и сказочно-шутливый, и серьёзный характер. Сравните звучание двух маршей: марша из балета П. Чайковского «Щелкунчик» и марша из оперы Дж. Верди «Аида».
Нотный пример 15
П. Чайковский. Марш. Из балета «Щелкунчик». Фрагмент





Прежде всего обратим внимание на то, что в основе балета «Щелкунчик» лежит сказочный сюжет. Чайковский уточняет жанр произведения: не просто балет, а балет-фее́рия. Большинство действующих лиц — волшебные герои: Щелкунчик, его войско, Мышиный король...
Отсюда и характер сказочного марша — лёгкий, подвижный, негромкий, сказочно-красивый. (Обратите внимание на нотный пример 15: все доли такта короткие, отделены друг от друга паузами.)

Совсем другим предстаёт перед слушателями марш из оперы Дж. Верди «Аида».
Сцена из оперы «Аида»
Произведение было создано композитором по случаю исторического события — открытия Суэцкого канала (1869), соединяющего Средиземное и Красное моря. В это же время в Каире (столице Египта) был построен оперный театр. Учитывая значительность события, Верди пишет «Аиду» по законам «большой оперы». Произведение отличают монументальность, наличие развёрнутых массовых сцен, торжественные шествия, балеты, сочетание героики и глубокого драматизма.

В этой связи естественно предположить, что марш, завершающий второе (победное) действие оперы, должен звучать совершенно иначе, чем феерическое шествие в детском сказочном балете.
Сцена из оперы «Аида»
Несокрушимая сила и мощь, горячность чувств, огромная жизненная энергия пронизывают его звучание. Этот марш — своеобразный символ могущества египетского государства.
Торжественный блеск музыке придаёт введение в оркестр египетской трубы («трубы Аиды»). В отличие от современной трубы, ствол которой дважды согнут, египетская труба прямая, вытянутая, с небольшим раструбом; её звучание более сильное, яркое и звонкое. Примечательно то, что Верди включил в партитуру одновременное звучание шести таких труб: три трубы должны были располагаться в левой части сцены, три другие — в правой части.
Вот как описывается сцена марша в оперном либретто.
Огромная площадь в освобождённых Фивах заполнена народом. На трон, воздвигнутый против храма, поднимается фараон с дочерью. Вокруг размещаются жрецы, свита, дворцовая стража...
Празднество начинается парадным шествием. Под звуки торжественного марша мимо трона проходят войска египтян. Танцовщицы, скользя в пляске, показывают толпе драгоценности побеждённых — воинов Эфиопии. Несут знамёна, статуи богов, трофеи. Едут колесницы, ведут боевых коней. И наконец появляется тот, кого так нетерпеливо ждут. «Слава герою! Слава!» — несётся по площади. Жрицы устилают путь Радамеса цветами, красивейшие девушки воспевают его доблесть. Сам фараон обнимает победителя: «Требуй, что пожелаешь!»...
Вопросы и задания
1.В чём состоит принципиальная общность и принципиальное отличие двух произведений — марша из балета «Щелкунчик» П. Чайковского и марша из оперы «Аида» Дж. Верди?
2.Какие причины определяют разную образную и музыкальную трактовку этих маршей?
3.Как средства музыкальной выразительности участвуют в создании жанрового своеобразия изученных маршей?
А как разнообразны вальсы!
Ярко и полнокровно звучит вальс из оперы П. Чайковского «Евгений Онегин». (Произведение написано по одноимённому роману в стихах А. Пушкина.) В его звуках мы почти зримо угадываем ослепительный свет бальной залы, нарядных гостей, съехавшихся на шумный и весёлый вечер.
Д. Белюкин. Имение Лариных
Действие происходит в провинции, в имении небогатой помещицы Лариной, где празднуются именины её дочери Татьяны. Среди приглашённых — гости почтенного возраста: пожилые помещики, маменьки, военный офицер; сосед Лариных — юный и пылкий Владимир Ленский; благородные девицы. Особую прелесть торжеству придаёт приход молодого столичного аристократа Евгения Онегина, приехавшего из Петербурга в своё имение.
Всё — и весёлая музыка, и богатое угощение — предвещает великолепное времяпрепровождение.

Д. Белюкин. Бал
Вот так сюрприз,
Никак не ожидали
Военной музыки.
Веселье хоть куда!
...
На славу пир!
На славу пир,
Не правда ль, господа?
Вступительные звуки вальса возвещают о том, что бал начался.
Нотный пример 17
П. Чайковский. Вальс. Из оперы «Евгений Онегин». II действие. Фрагмент



Слушая музыку вальса, мы отмечаем быструю смену эпизодов. Перед нами проходит череда сцен, действующих лиц, состояний. Здесь и старые помещики, любящие тешить себя охотой; и молодые девушки, щебечущие перед бравым офицером: «Ах, Трифон Петрович, как милы вы, право / Мы так благодарны вам...» Здесь и пожилые маменьки, возраст которых хотя уже и не позволяет им участвовать в танце, зато позволяет колоритно обсуждать происходящее. Так, наблюдая за танцующей парой — Онегиным и Татьяной, — дамы выносят следующее заключение:
Гляньте-ка! Гляньте-ка!
Танцуют пижоны.
...
Ну, женишок!
Как жалко Танюшу!
Возьмёт её в жёны
И будет тиранить!
Он, слышно, игрок!
Однако на этом бурная фантазия маменек не останавливается:
Он неуч страшный, сумасбродит,
Он дамам к ручке не подходит,
Он фармазон, он пьёт одно
Стаканом красное вино!
Удивительно: эти слова — не более чем старушечьи сплетни — послужили причиной стремительно разыгравшейся трагедии. Услышав их, уязвлённый Онегин решает отомстить своему другу Ленскому, приведшему его на «этот глупый бал». Он начинает танцевать с Ольгой — невестой Ленского...
Описанные эпизоды, столь разные по характеру, естественным образом складывают единую музыкальную целостность. Эта целостность — большой вальс с его торжественной приподнятостью и ослепительным блеском. Гений Чайковского проявился и в умении подчинить столь разные содержательные элементы одной центральной идее, и в яркости воплощения музыкальных портретов действующих лиц, основанных на тонкой наблюдательности и знании человеческих характеров.
Совсем иначе — поэтично и нежно — звучат вальсы Ф. Шопена. В них нашло выражение лирическое дарование композитора, его личные воспоминания и чувства. Таков, например, Вальс си минор, созданный Шопеном вскоре после расставания с Марией Водзиньской, с которой его связывали возвышенные отношения.
Вот отрывок из письма М. Водзиньской, написанного после отъезда композитора в Париж (1835):
В субботу, когда Вы нас покинули, все бродили грустные, с глазами, полными слёз, по той гостиной, где всего несколько минут назад Вы ещё были среди нас... Моя мать в слезах каждую минуту припоминала какую-нибудь подробность из жизни с нами «своего четвёртого сына, Фридерика»... Вы были предметом всех разговоров. Феликс всё время просил у меня Вальс (последнюю вещь, которую мы получили и слышали в Вашем исполнении). Мы находили в этом удовольствие: они — слушая, а я — играя его...
Да хранит Вас Бог!
Грусть расставания выразительно передана Шопеном в музыке Вальса си минор, написанного сразу после его отъезда. Образ произведения столь поэтичный и мечтательный, что в нём порой даже растворяется ощущение танцевальности.
Нотный пример 18
Л. Балестрери. Шопен сочиняет прелюдию на Майорке
Несмотря на богатство и многообразие, какими отличаются трактовки различных жанров в музыкальных произведениях, в главном жанры остаются узнаваемыми. При этом можно говорить о прямом заимствовании определённой песни или танца, а можно — о песенности или танцевальности.
Певучесть, мелодичность, протяжённость свидетельствуют в пользу песни, трёхдольность в сочетании с непрерывностью «кружащегося» ритма напоминает нам вальс и т. д. Всё это говорит о том, что, как бы ни были содержательны музыкальные жанры, какие бы глубины смыслов они ни таили в себе — В МУЗЫКЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЯВЛЯЕТ СЕБЯ В СРЕДСТВАХ МУЗЫКАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ: мелодии и гармонии, ритме и фактуре, образующих вместе форму музыкального выражения. Звуки, напевы, музыкальные фразы и предложения, интервалы и аккорды, штрихи и оттенки — всё несёт своё собственное содержание.
И, слушая музыку, наблюдая, как эти звуки, напевы и фразы постепенно складываются в стройное звучащее целое, мы понимаем: музыка самодостаточна, в живом звучании она выражает своё содержание со всей возможной полнотой. И никакие слова не скажут за неё то, что может рассказать о мире и обо всех нас сама музыка.
Вопросы и задания
1.Чем обусловлено столь различное звучание двух произведений одного жанра — вальса из оперы «Евгений Онегин» П. Чайковского и Вальса си минор Ф. Шопена?
2.Как ты думаешь, почему бал в доме Лариных был показан композитором посредством жанра вальса?
3.Как претворяются принципы единства и многообразия в вальсе Чайковского?
4.В стихотворении М. Лермонтова «Смерть поэта», написанном вскоре после гибели А. Пушкина, есть такие строки:
И он убит — и взят могилой,
Как тот певец, неведомый, но милый,
Добыча ревности глухой,
Воспетый им с такою чудной силой,
Сражённый, как и он, безжалостной рукой.
Известно ли тебе, каким образом эти строки связаны с содержанием романа «Евгений Онегин»? О какой трагедии говорилось в тексте параграфа? И кто «тот певец, неведомый, но милый»?
5.Что определяет основу содержания Вальса си минор Ф. Шопена?
6.Как ты считаешь, музыка вальса Шопена предполагает возможность танцевать большому составу участников или камерному? Объясни своё мнение.
7.Как ты понимаешь выражение о самодостаточностимузыки в контексте главной темы полугодия «Содержание в музыке»?
8.Как ты понимаешь слова А. Экзюпери, вынесенные в эпиграф первой части учебника (с. 8)? Какой смысл, по-твоему, заключён в словах Дух и глина и почему для сотворения Человека необходимо и то и другое?





























***




Урок 11. 



Русские народные инструменты, манера исполнения, слова, которые сейчас так не произносят, ритмические частицы «ой», «люли».
 У: Что же ты за сердце меня трогаешь
      Песня задушевной старины?
      То ль в тебе живет душа высокая,
      То ли отблеск зыбкой тишины?

      То пускаешь сокола за облако,
      Разводя руками горький дым,
      То вдовой выходишь, одинокая, 
      Одарить цветами молодых.

      На кресте, распятая и клятая,
      Возрождалась в новых именах.
      Берегу надежды твои свято я,
      Ты как очищенье мне дана!

      То уводишь хороводы во поле,
      То сжигаешь в плеске ты себя!
      Ты вовек созвучна русской доле,
      Песня родниковая моя!                                                  (Тамара Пономарева)

У: Вот такие красивые стихи о русской песне.
Как вы понимаете выражение «созвучна русской доле»? 
Д: Отражена жизнь и история русского народа.
У: Песни создавались на протяжении многих столетий. Поэтически обаятельные и задушевные, они глубоко раскрывают в своем содержании внутренний мир  человека, являются примером высокой талантливости русского народа.
В них отражены лучшие черты русского национального характера:
стойкость в жизненных испытаниях,
сила воли и мужество,
чувство человеческого достоинства,
удаль, отвага и горячая любовь к родине и свободе.











«Как люблю тебя я, мама»  
1.Рано утром просыпаюсь я от глаз твоих.
Мне они заменят солнце.
Мир, поверь мне, существует лишь для нас двоих. Солнышко в тебе смеётся.
Припев: Мама, без ума тебя люблю я,
Мама, и тебя боготворю я,
Мама, я без взгляда твоего как птица без крыла,  Птица без крыла.
Мама, знаешь, нет тебя роднее,
Мама, обними меня скорее,
Мама, дай погреться, мама,
Возле рук твоих, как будто у огня.
2. Пусть невзгоды и печали будут вдалеке,
А поближе будет счастье.
Мы с тобой не сможем жить в печали и тоске,
И прогоним прочь ненастье.
Припев: Мама, без ума тебя люблю я,
Мама, и тебя боготворю я,
Мама, я без взгляда твоего как птица без крыла,
Птица без крыла.
Мама, знаешь, нет тебя роднее,
Мама, обними меня скорее,
Мама, дай погреться, мама,
Возле рук твоих, как будто у огня.
МА-а-а-ма…

Знаешь, как люблю тебя я, мама…


Урок 12
Образ современной молодежи.
Музыка как способ самовыражения современной молодежи
Актуальность. Несмотря на то, что в музыке появилось больше разнообразных жанров и направлений, сегодня много говорят о низком уровне музыкальной культуры современной молодежи. Так ли это?
Цель работы: узнать, какую именно музыку предпочитают слушать современные подростки; понять причины их выбора; а также проанализировать те факторы, которые влияют на их музыкальные предпочтения.
Ц
Анкета 
Какое направление в музыке тебе известно?
Твои любимые исполнители или группы?
Что для тебя важно в музыке (текст, музыка или то и другое)?
Ты эту музыку чаще слушаешь или танцуешь под неё?

Результаты опроса после анкетирования.

Результаты анкетирования 5 класса

Результаты анкетирования 7 класса

Музыкальные предпочтения
Верно ли Заключение: Все результаты нашего исследования доказывают, что музыкальная культура у современных подростков находится на низком уровне?
Какую музыку слушают люди сегодня
Задание: ответьте на вопросы анкеты.

Урок 13
Романтичные образы.

Мечтатель пылкий, благородный
Властитель фортепьянных сцен
Поэт мелодии народной –
Всё это…. (Фредерик Шопен)
         Цель урока: познакомить учащихся с основными чертами художественного направления «романтизм», воздействовать на чувства и эмоции детей через восприятие  музыкальных образов  вальсов Ф.Шопена
Воспитательные:                      
1.     Воспитание культуры слушания и культуры исполнения музыкальных произведений, воспитание любви к музыкальному искусству и потребности общения с ним.
Обучающие:
2.     Формирование у учащихся представления об эпохе романтизма в искусстве, закрепление имеющихся знаний  о музыке польского композитора Фредерика Шопена.
Развивающие:
Развитие восприятия, внимания, мышления, познавательного интереса, навыков  коллективного исполнения музыкальных произведений.
Развивать воображение и фантазию, умение определять музыкальный образ на примере вальсов Ф.Шопена.


Известный  советский педагог В.А.Сухомлинский писал:
«В мире есть не только нужное и полезное, но и красивое. Перед человеком открылась радость жизни, потому, что он услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и перепевы серебряных колокольчиков жаворонка в горячем летнем небе, шуршание снежинок и стон метели, ласковое плескание волны и торжественную тишину ночи, услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни».

 Мы с вами уже знаем о том, что «музыка – это сама жизнь». Частички человеческой жизни благодаря мастерству великих композиторов превращаются в музыкальные образы. Это может быть добрый, ласковый образ колыбельной песни, образ мужественной борьбы, образ, воплощающий тревогу…
    Послушайте стихотворение английского поэта  Джона Китса и скажите, как вы его понимаете?
О, как люблю я в ясный летний час,
Когда заката золото струится
И облаков сребристых вереница
Обласкана зефирами, - хоть раз
Уйти от тягот, что терзают нас,
На миг от неотступных дум забыться
И с просветленною душой укрыться
В заглохшей чаще, радующей глаз.


Найдите высказывания о Шопене и его музыке.

О Шопене и его произведениях:

Команда №1

  • Шопену шёл всего 21-й год, когда Роберт Шуман сказал: «Я низко склоняю голову перед таким гением, перед таким полётом, перед таким мастерством».
  • “Шапка долой господа, перед вами гений” Р.Шуман.
  • Каждая нота у Шопена – чистое золото. (А.Г. Рубинштейн)

Команда№2
  • В творчестве Шопена вся Польша: её драма народная, её быт, чувствования, культ красоты в человеке и человечность, рыцарственный, гордый характер страны, её думы и песни… (Б.В.Асафьев)
  • «Варшавянин по происхождению, сердцем  - поляк, а по таланту - гражданин мира»  Цыприан Норвид
  • «Там сердце мое, где моя родина» Ф.Шопен.

Команда№3

  • «Шопен в музыке – это то же, что и Пушкин в поэзии…»   Л.Н.Толстой
  • “Шопен – это бард, рапсод, дух, душа фортепиано” А.Рубинштейн.
  • “Чистый, великодушный, добрый, соболезнующий, он исполнен был одним чувством, самым благородным из земных чувств, - любовью к родине” Ф. Лист.
  • Итог 
    Музыка Шопена – великое искусство, оно существует, живет до сих пор. Музыка Шопена была признана гениальной еще при жизни, ее любят и понимают и в наши дни.
    Его музыка живет вместе с нами. Она украшение этого мира  – мира чудесного, радостного и неповторимого.
  • А теперь давайте свое отношение к музыке Шопена выразим с помощью синквейна.





ССЫЛКИ: 



Урок 14
Тема урока:
«Разнообразие музыкальных образов в творчестве
Иоганна Себастьяна Баха»
Цель урока: сформировать представление о многогранности творчества немецкого композитора Иоганна Себастьяна Баха.
Задачи:
Обучающая: закрепить знания о музыкальных понятиях: полифония, фуга, сюита.
Развивающие:
·      развивать эмоционально-ценностное отношение к жизни через искусство;
·     развивать способность размышлять о музыке и выражать собственную позицию относительно стиля Иоганна Себастьяна Баха и своеобразия раскрытия им вечных проблем.
Воспитательная: пробудить у учащихся интерес к музыке И.С. Баха, желание слушать её не только на уроке, но и вне его.

Слушание фрагмента произведения И.С. Баха Токката и фуга ре минор

Сейчас прозвучал фрагмент из очень известного музыкального произведения. Как называется это произведение, и кто его написал?
Вспомним особенности жизненного и творческого пути И.С. Баха. Каждая группа задает приготовленный заранее вопрос другим группам, вы сами выбираете, кто из ребят будет отвечать.
Мы сейчас с вами вспомнили о том, что любимым инструментом И.С. Баха был орган. Сейчас у нас с вами есть уникальная возможность увидеть и услышать орган. Ответьте на вопрос «Почему всем инструментам Бах предпочитал орган?».
И.С. Бах является одним из основателей полифонической музыки. Кто вспомнит, что значит «полифония»?  (особый тип музыки, в котором все голоса равны. Многоголосие.
- Какие жанры музыки мы можем отнести к полифонической музыке? (токката, фуга, инвенция).
Что значит «фуга»?  («бег»; полифоническое произведение, в котором сначала звучит один голос, потом добавляются остальные). 
Каждый голос в фуге это отдельная личность, а всё произведение это беседа между этими личностями. Попытайтесь понять, о чем будет идти беседа в органной фуге  a - moll.

Музыка Баха возвышала, заставляла человека думать, размышлять о своей судьбе, о том, какую роль играет он в этом мире, на что способен.
Какой музыкальный образ создал И.С. Бах в этом произведении?  (Образ суровый, но полный жизненной энергии).
Музыка Баха возвышала, заставляла человека думать, размышлять о своей судьбе, о том, какую роль играет он в этом мире, на что способен.
Какой музыкальный образ создал И.С. Бах в этом произведении? 
“Шутка” из сюиты №2 для флейты и струнных. (Образ суровый, но полный жизненной энергии.Человек – веселый, беззаботный, озорной, шутливый).
Может ли быть таким человек на самом деле, или композитор его придумал сам?

    Конечно, такими люди могут быть на самом деле. Все эти черты важны в жизни. Пошутить, улыбнуться должен уметь каждый человек, иначе он будет скучен, а скучные люди всегда всем в тягость. Шутить надо во время, и шутки не должны быть глупыми и грубыми. Во время произнесенная хорошая умная шутка доставляет людям удовольствие, поднимает их настроение и в этом заключена ее добрая роль в жизни.
Сюита (от франц. вереница, последовательность, чередование) – сочинение из нескольких частей (4 и более), близких по характеру, чаще танцевального характера.

Звучанье Баха снова первозданно,
 Его дыханье рвётся в тишину.
 И мы у этой пленницы органа
У музыки, у музыки в плену!
– Как вы считаете, музыка Баха востребована в наши дни?
 – В чём её современность? Где она звучит?
– По радио, по телевидению, в кинофильмах, её используют в фигурном катании, в спортивной гимнастике, в мобильных телефонах.
  – Что люди разных эпох и национальностей находят в ней?
– Простые чувства, живые мысли, в ней мудрость и вера, сердечность и человечность.
И поэтому, наши современники, восхищенные силой музыки И.С. Баха  посвящают свои песни этому великому композитору.


Мы сегодня познакомились с разными произведениями И.С. Баха, и мне бы хотелось узнать, а что для вас сегодня было самым запоминающимся на уроке. Отразите свои впечатления в синквейнах (работа по группам).
Напоминание правил написания, создание творческой атмосферы. Прочтение синквейнов желающих учащихся (как вариант домашнего задания).



3 четверть

"Музыкальная драматургия"

Тема урока: "Музыкальная драматургия оперы М. Глинки "Иван Сусанин"


Цель урока: познакомить учащихся с жанром опера на примере оперы М. И. Глинки «Иван Сусанин».
Задачи
· образовательная – знакомство с жанром «опера»; 
· развивающая – развитие музыкального мышления у учащихся; 
· воспитательная – воспитание у учащихся чувства патриотизма и любви к Родине. 

         Михаил Иванович Глинка первым в истории оперного искусства сделал героем своего произведения простой народ, изобразив его правдиво, с любовью. Эту особенность оперы “Иван Сусанин” с удовлетворением отмечал Пушкин. Опера проникнута высоким чувством патриотизма, призывом пожертвовать всем для блага Родины. 
         Создав “Ивана Сусанина”, Глинка завоевал для русской оперы ведущее положение в мировой музыкальной культуре. Чайковский с восторгом писал: “Глинка вдруг одним шагом стал наряду с Моцартом, Бетховеном”. 
         Но народность отнюдь не означает замыкания художника-творца в национальную скорлупу, изоляции его от достижений других народов, от мировой культуры. Величие Глинки в том и состоит, что он слил богатство русского мелодического и гармонического начала с высшими достижениями мирового композиторского мастерства, внес вклад в музыкальную культуру всего человечества. Его творчество опиралось на искусство Генделя, Баха, Глюка, Гайдна, Моцарта, Бетховена 
         Опера «Иван Сусанин» - произведение реалистическое, правдиво и искренне повествующее об исторических событиях. Музыка оперы глубоко национальна, песенна. Опера обрамлена большими народными сценами - интродукцией и эпилогом. Это подчеркивает то, что основным действующим лицом оперы является народ. В больших хоровых сценах отражены переживания русских людей, дана разносторонняя характеристика народа, раскрыты его героизм, стойкость, душевное величие и сердечная теплота.


Драматургия, драматический - эти слова образованы от слова "Драма". Их употребляют и при характеристике музыке, в которой передаются переживания человека: страдание, тревога, протест и др. Чаще всего эти чувства проявляются в конфликтах. Именно на них основана драматургия музыкального спектакля.
Конфликт является основой драматургического развития любого спектакля, действие которого строится по определённой схеме: экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка.В этом уроке мы рассмотрим драматургическое развитие действия на примере оперы Михаила Ивановича Глинки "Иван Сусанин" ("Жизнь за царя"). Сам композитор назвал её "отечественной героико-трагической оперой". 

      Драматургия оперы построена на конфликте двух сил, изображённых с помощью контрастных музыкальных тем - русской песенности и польской танцевально-инструментальной музыки.
      Опера состоит из четырёх действий и эпилога.
В Интродукции (начальной сцене оперы) воплощена воля народа к победе. 

      В первом действии изображена картина мирной жизни поселян. Дочь Сусанина Антонида ожидает своего жениха. Этому посвящена её каватина.

      Второе действие - так называемый "польский акт". Действие происходит в замке короля Сигизмунда. Звучат польские танцы: полонез, краковяк, вальс, мазурка. Посмотрите фрагмент польского бала: полонез и краковяк.
       Поляки хвастают своими победами, но появляется гонец и сообщает, что Минин и Пожарский собирают народное ополчение, чтобы разгромить врага. Большой отряд поляков собирается в поход. Во втором действии звучит танцевальная музыка. Этими танцами Глинка характеризует гордых и надменных поляков. Второе действие полностью посвящено полякам, тем самым Глинка проявляет уважение к образу врага.

5. Польский полонез

Третье действие. В доме Сусанина готовятся к свадьбе. Появляются поляки и требуют, чтобы Сусанин указал им дорогу на Москву. Сусанин украдкой посылает Ваню предупредить русские отряды об опасности, сам решает завести поляков в непроходимую глушь. Песня Вани "Как мать убили" - задушевная песня мальчика - сироты близка русским народным песням.

6.Песня Вани

Четвёртое действие. Собинин со своими людьми разыскивает Сусанина. Ваня ночью прибегает к воротам монастыря, где находятся ополченцы, и сообщает о польском отряде. Воины выступают на поиски Сусанина, который привёл поляков в непроходимую глушь. Поляки угнетены, они засыпают. Сусанин предчувствует смерть и готов к ней. Поляки понимают, что Сусанин обманул их, и убивают его.
Центральный эпизод действия - речитатив и ария Сусанина. 
Здесь полностью раскрывается образ Сусанина - образ героя-крестьянина, отдавшего жизнь за Родину, за царя. Музыка строга и очень сдержанна, мелодия проста и напевна.
У главного героя в опере должна быть песня, каватина и ария. Но Глинка распределил эти композиции: Каватину спела Антонида, песню – Ваня и только последнюю арию сам Сусанин.

7.Ария Сусанина

Эпилог. В Москве народ празднует победу. Появляется Антонида, Собинин и Ваня и рассказывают о гибели отца. В заключительном хоре "Славься" народ славит родную землю и погибших героев. Несмотря на довольно быстрый темп, музыка хора величава и торжественна, это придаёт ей черты гимна.

8.хор «Славься»

С оперы "Иван Сусанин" началась новая эпоха в русской музыке. Впервые удалось "возвысить народный напев до трагедии". С этого времени историческая опера является прежде всего драмой народа. А хор "Славься" до сих пор - одно из самых популярных произведений русской классики.

III. Итог урока
Что означает термин "каватина"?

В чём состоит основной конфликт оперы "Иван Сусанин", в каком действии он раскрывается?

Почему опера заканчивается торжественно, несмотря на гибель главного героя?

Какие ещё произведения М. И. Глинки вы знаете?


Музыкальная драматургия
1.           Музыкальная драматургия – это последовательность, сопоставление или столкновение музыкальных образов, образующих динамику музыкального звучания.
2.           Музыкальная драматургия — воплощение в музыке драматического дей­ствия. Музыкальная драматургия определяет форму, композицию и средства выразитель­ности музыкально-драматического произведения (оперы, балета, опе­ретты, оратории и т. д.).

3.          Развитие-это изменение музыки, точнее элементов музыкальной речи в процессе сочинения или исполнения музыки. Д. Б. Кабалевский говорил: «Музыка – искусство, которое раскрывается перед слушателем в движении, постепенно шаг за шагом (звук за звуком). Поэтому нет музыки без развития, даже тогда она стремится изобразить полный покой, неподвижность».


Домашнее задание.

  1. Выучить арию Сусанина.
  2. Составить кроссворд по теме «Опера».
  3. Нарисовать иллюстрацию к наиболее понравившемуся фрагменту оперы «Иван Сусанин»
  4. Написать отзыв: «Какие чувства вызвала у меня опера М. И. Глинки «Иван Сусанин».






  История создания и содержание опер и балетов, и ещё много интересного и полезного...











                   Михаил Иванович Глинка

    











     Фильм "Руслан и Людмила" (1938)



Противоборство музыкальных образов в одном произведении

Цель урока: прочувствовать  взаимодействие музыкальных образов, их развитие и борьбу противоположностей в симфонической картине Н. А. Римского-Корсакова «Сеча при Керженце» из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже».

Художественный материал: симфоническая картина Н. А. Римского-Корсакова «Сеча при Керженце» из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже»; русская народная историческая песня «Песня про татарский полон»; мультипликационный фильм «Сеча при Керженце» Ю. Норштейна.

Симфоническая картина «Сеча при Керженце» является антрактом между третьей и четвертой частями оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Николая Андреевича Римского-Корсакова.

       Как оперный сюжет древнерусская легенда о граде Китеже привлекла внимание Римского-Корсакова в 1898 году. Тогда же возникла мысль связать ее с образом Февронии – героини распространенной в народе муромской повести о Петре и Февронии. Этот образ занял центральное место в либретто В. И. Бельского (1866-1946). К сочинению музыки композитор приступил в начале 1903 года. К концу сентября следующего года партитура оперы была закончена. Первое представление состоялось 7 (20) февраля 1907 года на сцене Мариинского театра в Петербурге.
       
Опера «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» принадлежит к числу наиболее значительных произведений русской оперной классики. Для него характерно сочетание эпоса и лирики, героических и фантастических мотивов народной поэзии. В основу сюжета положена древнерусская легенда XIII столетия, эпохи татаро-монгольского владычества. Реальные исторические события приобрели в ней фантастическую окраску. По словам легенды, град Китеж был спасен от разорения татарами «божьим произволением»: он сделался невидимым и стал местом идеальной, по народным понятиям, земной жизни.
          
В симфонической картине «Сеча при Керженце» (битва на реке Керженец) – два враждебных образа (татары и русские). На материале, взятом из русской истории, композитором созданы запоминающиеся образы добра и зла.
  ВОПРОСЫ:
 Какие новые образы вы открыли для себя, просмотрев этот мультфильм?
-Образ русского крестьянина, работающего на земле, мирная жизнь. Образ русских женщин (в мультфильме ассоциируется с Богоматерью), звон колоколов.
 Как вы думаете, для чего автор создал это произведение и что он хотел сказать людям своей музыкой?
- Н. Римский–Корсаков  этим произведением хотел показать нам новый образ России – не страдающей, стонущей, нищей, а страны с великим прошлым и будущим.
 В чём заключена драматургия произведения?
- Драматургия заключена в борьбе противоположных тем на протяжении всего произведения.

 Итог урока:
       Симфоническая картина «Сеча при Керженце» является примером сочинений «русской школы» 19 века, созданных композиторами «Могучей кучки». Большая часть их связана с событиями истории, литературно- драматическими сюжетами, народными сказками, эпосом.



Контраст и взаимовлияние музыкальных образов в одном произведении 



Цель урока: обогатить представления учащихся о музыкальной драматургии на примере изучения увертюры - фантазии “Ромео и Джульетта” П. И. Чайковского (в процессе восприятия увертюры, осмысления ее образов).

Закрепить и углубить понятие “сонатная форма”.

П. И. Чайковский “Увертюра-фантазия “Ромео и Джульетта”. 


Сегодня мы познакомимся с величайшим творением Шекспира, с его трагедией “Ромео и Джульетта”. Послушайте строки, которые могли бы стать “кратким конспектом” содержания трагедии:
Две равно уважаемых семьи
В Вероне, где встречают нас событья,
Ведут междоусобные бои
И не хотят унять кровопролитья.
Друг друга любят дети главарей,
Но им судьба подстраивает козни,
И гибель их у гробовых дверей
Кладет конец непримиримой розни.
К жанру трагедии обращались многие русские и зарубежные композиторы. Творчество Шекспира вызвало большой интерес у передовых деятелей русской культуры. С.Прокофьев написал балет “Ромео и Джульетта”, а П.И.Чайковский увертюру-фантазию “Ромео и Джульетта”. На уроках мы уже знакомились с творчеством П.И.Чайковского. Как подлинный драматург Чайковский показывает жизненные явления в их непрерывном развитии при столкновении противоборствующих сил. Увертюра – фантазия “Ромео и Джульетта” для Чайковского – это первое крупнейшее достижение в области программного симфонизма. То есть, увертюра – фантазия “Ромео и Джульетта” Чайковского – это программное произведение. Программное произведение – это такое произведение, в основе которого заложен определенный сюжет, “взятый” из реальных событий истории и современности. Это рожденная творческая фантазия композитора, которая помогает слушателям понять основы музыкальной драматургии произведения: музыкальный образ, взаимоотношения, общий замысел сочинения, его главную идею.
Увертюра – фантазия очень близка к идейному своеобразию шекспировского творчества. Основной идейный замысел трагедии передан композитором через контрастное сопоставление и “столкновение” различных по своему характеру музыкальных тем. Ответьте на следующие вопросы:
Ребята, как вы считаете, сколько образов мы можем услышать в этом произведении?
В какой музыкальной форме может быть написано это произведение?

Как должны взаимодействовать образы, чтобы внимательный слушатель воспринял все тончайшие особенности музыкальной драматургии произведения, его главную идею?

Увертюра написана в сонатной форме с широким вступлением и развернутой кодой – эпилогом.

Начинается увертюра с сумрачного вступления, звуковое воплощение которого представляет собой четырехголосное изложение, имеющее спокойный характер. Эта тема уносит нас в мир средневековья. Звучат кларнеты и фаготы. Мелодия напоминает звучание органа. Так воссоздаётся образ монаха Лоренцо – наставника и покровителя Ромео и Джульетты. Это тема Добра.
      Вступление переходит в основной раздел увертюры – экспозицию. Вы прослушали главную партию, которая начинается энергичной, порывистой, устремленной вперед темой, с синкопированным и судорожным ритмом, диссонирующими аккордами. Эта тема контрастна музыке вступления. Воля, упорство, устремленность, настойчивость сочетаются в этой музыке со зловещими, грозными чертами. Это образ Вражды.      

П. Чайковский с шекспировской глубиной раскрыл в музыке красоту и верность человеческого чувства. Вслед за У. Шекспиром русский композитор вынес суровый приговор жестокости, предрассудкам и косности общественной среды, окружающей героев.
ВОПРОСЫ:

В чем особенность драматургии произведения?
Основной принцип сонатной формы?
Сколько музыкальных образов в увертюре Чайковского “Ромео и Джульетта”? Есть ли между ними контраст?
Что такое программное произведение?
Какие произведения пишутся в сонатной форме? 
(соната, концерт, симфония, целые оперные сцены, оратории, увертюры и т. д.).
Из каких разделов состоит сонатная форма?
Что такое экспозиция?
Что такое разработка?
Что такое реприза?
Что такое кода?           

Тема урока: 

«Сонатная форма – как форма воплощения жизненных явлений и противоречий». 

Цель урока: освоение и осмысление понятия «музыкальная драматургия» через сонатную форму – самом действенном, драматизированном виде музыкальной драматургии.


Соната – (от итал. Sonare – звучать) – один из самых распространенных жанров Наиболее острой и напряженной является первая часть сонаты. Обыкновенно она н

В экспозиции происходит появление основных музыкальных тем. В разработке эти Соната № 8. «Патетическая». Л. Бетховен (1770 – 1827)

Музыка Л. Бетховена воплощает образ трибуна, мыслителя, героической личности, Название сонаты № 8 – «Патетическая» - принадлежит самому Л. Бетховену. Сонат


«Противостояние музыкальных образов в одном произведении».

Цель урока: обогатить представления учащихся о музыкальной драматургии на примере изучения увертюры- фантазии “Ромео и Джульетта” П.И.Чайковского (в процессе восприятия увертюры, осмысления ее образов; закрепить и углубить понятие “сонатная форма”.                                                                                                                       Музыкальный материал: П.И.Чайковский “Увертюра-фантазия “Ромео и Джульетта”.Л. Бетховен “Эгмонт” (экспозиция). М. И. Глинка “Руслан и Людмила” увертюра (экспозиция). Э. Григ “Соната для виолончели и фортепиано”, 1 часть (экспозиция).
“Развитие музыки, построенной в сонатной форме, можно условно сравнить с развитием сюжета в драматургии. Музыка, написанная в сонатной форме, населена разными героями, наполнена различными мелодиями- темами. И данные мелодии не просто идут одна за другой, а также взаимодействуют, вступают в конфликты.                                                                                   В зависимости от характера конфликтов драматические произведения делятся на особые жанры: драмы, комедии, трагедии. И особое внимание сегодня мы уделим трагедии.                                                                   Трагедия – это такое драматическое произведение, в котором изображаются исключительно острые, непримиримые жизненные конфликты, таящие в себе катастрофические последствия и чаще всего завершающиеся гибелью героя".
  “Чайковский с шекспировской глубиной раскрыл в музыке красоту и верность человеческого чувства. Вслед за У. Шекспиром русский композитор вынес суровый приговор жестокости, предрассудкам и косности общественной среды, окружающей героев.
Вопросы: 
В чем особенность драматургии произведения?                                               Основной принцип сонатной формы?                                                             Сколько музыкальных образов в увертюре Чайковского “Ромео и Джульетта”? Есть ли между ними контраст?                                                                         Что такое программное произведение?
 “На протяжении всей своей жизни вы будете читать произведения Шекспира, смотреть их постановки на сценах драматических, оперных, балетных театров, слушать симфоническую музыку, написанную по мотивам шекспировских произведений. И всегда вы будете прежде всего восхищаться яркостью шекспировских образов, их могучей драматической силой. Вам сейчас столько же лет, сколько было Ромео и Джульетте. Их чувство любви вечно! И мы преклоняемся пред святостью и вечностью этого чувства".





Комментариев нет:

Отправить комментарий