четверг, 9 марта 2017 г.

Музыка 6 класс урок 21 и далее

Урок 21

Тема: Два начала гармонии
Музыкальный материал урока:
Ø В. А. Моцарт. Симфония № 40. I часть (слушание).
§ 17. Два начала гармонии
В музыке крайне редко встречаются произведения, в которых выражалось бы полностью безмятежное настроение. Гораздо чаще музыкальная гармония построена на противоположности светлого и затемнённого, печального и радостного.
Такое понимание гармонии как единства противоположных начал заложено ещё в мифологии.
В одном из древнегреческих мифов рассказывается, что Гармония была дочерью Аре́са — бога войны и раздора и Афроди́ты — богини любви и красоты. Соединение коварной и разрушительной силы и силы вечной юности, жизни и любви — такова основа равновесия и покоя, олицетворяемых Гармонией. Поэтому гармония в музыке — искусстве временно́м, движущемся — почти никогда не предстаёт в своём единственном виде. Наоборот, она достигается в развитии, борьбе, становлении.
Наверное, двойственная природа гармонии и стала причиной того, что гармония музыкальная почти целиком строится на противоположностях. Противоположны светлый мажор и печальный минор; консонанс своим согласным звучанием противостоит диссонансу с его напряжённостью; неустойчивый аккорд стремится к разрешению в устойчивый.
Поэтому не таким удивительным кажется то, что произведений, подобных Прелюдии до мажор Баха, в музыке не так много. Гораздо чаще встречаются сочинения, в которых гармония выражает стремления и страдания, мечты и надежды, тревоги и раздумья — всё, чем полна человеческая жизнь. И так же как в живописи, где даже самую простую картину невозможно написать одной краской и одной линией, так и в музыке никакой замысел не может быть воплощён только каким-нибудь одним гармоническим средством.

Вспомните «Серенаду» Ф. Шуберта, которую вы слушали недавно. В ней для передачи различных настроений композитор использовал ладовый контраст — контраст мажора и минора, передающий различные оттенки чувств героя.
В способности передавать различные оттенки человеческих чувств, порой прямо противоположные, и состоит одно из коренных свойств музыкальной гармонии.
Гармония во все времена опиралась на лады, различные по своему характеру. Уже древнегреческие философы спорили о воздействии музыкальных ладов. Они признавали, что изменение даже одного звука лада придаёт ему совершенно иную выразительность.
Вспомним хорошо известные нам мажор и минор, основные аккорды которых отличаются друг от друга одним-единственным звуком! Но как резко отличается характер их звучания!
«Моё убеждение таково,  – писал великий немецкий писатель и мыслитель И. В. Гёте, – мажорный лад пробуждает к деятельности, отправляет в широкий мир… Минорный выражает всё невыразимое и томительное».
Вспомните Симфонию № 40 В. А. Моцарта — одного из самых гармоничных композиторов. Как естественно в ней звучание мажора и минора («света» и «тени») в их сопоставлении, чередовании, изящной игре!
Нотный пример 22

В. А. Моцарт. Симфония № 40. I часть. Начальная тема. Фрагмент
В. А. Моцарт. Симфония № 40. I часть. Вторая тема. Фрагмент


Моцарт – это молодость музыки,
вечно юный родник, несущий человечеству
радость весеннего обновления и душевной гармонии.
Д. Шостакович

Симфония соль-минор (№40) написана композитором в период рассвета его таланта, после создания опер «свадьба Фигаро» и «Дон Жуан».
Моцарту шёл тогда 33-й год. В этот период условия жизни композитора были особенно тяжёлыми, его семья жила в бедности, ему доводилось исполнять частные заказы. Он работал дни и ночи напролёт, обгоняя время, преодолевал возрастающую физическую усталость. Преодолевая тысячи преград и сомнений.
За шесть недель он закончил три симфонии. Среди которых была и соль-минор.
Презентация

Гармония в…

Гармония в астрономии Торжественно звучит на небе звездный хор…А.Блок Движение с   Гармония «золотого сечения»

Гармония в литературе Поверил я алгеброй гармонию…А.С.Пушкин, «Моцарт и Сальери»   Гармония в спорте Только благодаря миру и гармонии… мы можем спасти свои жизни.С

Гармония цвета Гармония в цвете – гармония в душе – гармония в жизни.Изречение я   Поверить алгебру гармонией? Евгений Колесников, художник-абстракционист Картина


КРОССВОРД " СОЗВУЧИЕ"

Вопросы и задания
1.В чём заключается смысл древнегреческого мифа о Гармонии?
2.Какие два лада составляют основу музыкальной гармонии?
3.Подумай, гармонично ли музыкальное произведение, звучащее исключительно в мажоре, содержащее только благозвучные аккорды. Чего в нём не хватает?
4.В чём выражает себя гармония в Симфонии № 40 В. А. Моцарта?



Урок 22
Тема: Эмоциональный мир музыкальной гармонии

Цель урока: учиться воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.
Музыкальный материал урока:
Ж. Бизе. Увертюра к опере «Кармен» (слушание).
Г. Струве, стихи И. Исаковой. Музыка (исполнение партии хора на два голоса) (пение).
§ 18. Как могут проявляться выразительные возможности гармонии
Каждая эпоха оставляет свои памятники. В них находит воплощение то, в чём с наибольшей силой проявил себя дух времени. Это, например, сюжеты и образы произведений искусства.
Среди ярких образов искусства XIX века — цыганка Карме́н, прелестная, непредсказуемая, неудержимая героиня новеллы французского писателя П. Мериме ́и оперы Ж. Бизе́ «Карме́н».
Вместе с Кармен в музыку пришла тема роковойлюбовной страсти, столь мощной и сокрушительной, что отзвуки её можно обнаружить даже в искусстве нашего времени.

А. Блок в своём цикле «Кармен» признаётся в том непостижимом воздействии, которое оказывал на него образ роковой цыганки.

  «Кармен» — один из шедевров оперного искусства. Музыка, полная жизни и света, ярко утверждает свободу человеческой личности. Глубоко правдив драматизм столкновений и конфликтов. Герои оперы обрисованы сочно, темпераментно, во всей психологической сложности характеров. С большим мастерством воссоздан национальный испанский колорит и обстановка действия драмы. Сила оптимизма «Кармен» — в неразрывной внутренней связи героев и народа.
Опера открывается увертюрой, в которой сопоставлены образы солнечной Испании, ликующего народного празднества и трагическая судьба Кармен.
Ж. Бизе. Увертюра к опере «Кармен» (слушание).
Ж. Бизе "Увертюра к опере "Кармен"



Ж. Бизе
Нотный пример 23
Ж. Бизе. Тема Кармен из увертюры к опере «Кармен». Фрагмент


Музыка Ж. Бизе воплощает в себе всю роковую силу Кармен, всю выразительность и яркость драмы.
Так, уже в увертюре к опере после жизнерадостных, мажорных мелодий главных тем, обещающих на первый взгляд очень весёлый музыкальный спектакль, в самом конце вторгается тема Кармен. Это напряжённая, тревожная мелодия, поддерживаемая грозными, минорными аккордами.
Смысл данной темы — показать неизбежность грядущей трагедии. И как бы ни развивался дальше музыкальный сюжет оперы, слушатель уже находится во власти этой музыки, соединившей в себе и неизбежность гибельных чувств героев, и предсказание их будущей трагедии.
Важно и то, что тема Кармен — единственная во всей увертюре, отступающая от царящего в ней мажорного лада и построенная на звуках так называемой цыганской гаммы.
Так с самого начала оперы в сознание слушателя входит предчувствие, ожидание каких-то предстоящих главных событий. Увлекательность и живость оперы, необыкновенная красота её музыки усиливают контраст между этим предчувствием и реально происходящими действиями.
В такой двойственности заключён один из смыслов музыкальной гармонии — её способности передавать события или ситуации противоположного характера.
Вопросы
1.Какой предстаёт Кармен в стихотворении А. Блока?
2.С какой целью Ж. Бизе вводит в жизнерадостную музыку увертюры своей оперы тему Кармен?
3.Какие выразительные свойства гармонии дали возможность показать в увертюре события противоположного характера?




Урок 23
Тема: Красочность музыкальной гармонии

Музыкальный материал урока:
Ø Н. Римский-Корсаков. Шествие чуд морских. Из оперы «Садко» (слушание).
Ø Г. Струве, стихи И. Исаковой. Музыка (исполнение партии хора на два голоса) (пение).
Ø Ю. Тугаринов, стихи В. Пальчинскайте. Весёлая история (пение).
Ø Праздничный вечер. Голландская народная песня, русский текст                    К. Алемасова, обработка В. Попова (пение).

§ 19. Красочность музыкальной гармонии
Гармония, прикоснувшись ко всем тайнам человеческой души, научилась быть многоликой, изменчивой, текучей. Ей стали доступны самые различные выражения — портреты и пейзажи, цвета и цветовые сочетания. Гармония проникла в «душу» даже неодушевлённых предметов — деревьев и облаков, морей и озёр, живых цветов и опавших листьев; она стала выразителем этих до сих пор молчавших «обитателей» мира.

Необыкновенной красочности достигла гармония в произведениях, написанных на сказочно-фантастические сюжеты.
Н. А. Римский-Корсаков создал целую галерею причудливых сказочных персонажей, образов, пейзажей. Их поистине захватывающее эмоциональное воздействие связано со многими особенностями музыкального воплощения – красочностью гармоний и тембров, выразительностью ритмов и мелодий, наконец, характером музыкальной фактуры, передающей таинственное движение сказочных музыкальных картин.
«Шествие чуд морских» из VI действия оперы «Садко» - один из примеров необыкновенной фактурной выразительности. Рисуя волшебный мир подводного царства – загадочного, невидимого для людей, композитор выбирает такие музыкальные средства, которые подчеркивают именно атмосферу загадочности, романтичности, сказочной красоты.



Н. Римский-Корсаков
Нотный пример 24

Н. Римский-Корсаков. «Шествие чуд морских». Из оперы «Садко». Фрагмент
Шествие чуд морских – великолепная  оркестровая музыкальная картина. Все размещаются по отчинам, чинам и званиям, как поясняет Н. А. Римский-Корсаков. Это целая балетная сюита. 

      I.            Итог урока.
Гармония – подлинная душа искусства, его красота и правда. Подлинному искусству присуще милосердие, безграничная любовь ко всему, к чему оно прикасается.
   II.            Домашнее задание.
Выучить песни. Нарисовать рисунки к прослушанному музыкальному фрагменту  Н. Римского-Корсакова. Шествие чуд морских. Из оперы «Садко».
Фрагмент носит название «Шествие…», то есть указывает на момент движения. При этом движение «чуд» гибко, текуче, замедленно. Это не открытая стихия моря — это неведомые его глубины, не согретые человеческим взглядом.
Плавно скользя перед очами своего владыки, «чуда морские» как будто «складывают» красочную музыкальную мозаику. К концу «Шествия…» движение успокаивается и замирает, словно унося последние всплески воды. На короткое время музыка застывает в созданной ею картине беспредельной сказочной красоты.
Завершая разговор о гармонии, попробуем ответить ещё на один вопрос: всегда ли гармонична музыкальная гармония? Ведь музыка, уходящая от стройного звучания, отказывающаяся от света и покоя, сама становится другой. При передаче человеческих горестей и страданий в ней появляются напряжённые мелодии, отрывистые ритмы.
Должна ли музыка быть такой? Разве не радость и успокоение цель этого искусства?
Музыка становится дисгармоничной лишь потому, что бывает дисгармоничной наша реальная жизнь, в которой не всё только свет и покой, в которой всегда остаются и тревога, и боль, и утраты.
Но эта дисгармония не равнозначна хаосу, поскольку в музыке сохраняется всё высшее, что несёт в себе искусство, — стремление к свету, благородство замысла, выразительность музыкальных средств. Наконец, в ней сохраняется главное, что присуще подлинному искусству, — его милосердие, безграничная любовь ко всему, к чему оно прикасается. А там, где есть эта любовь, там из противоположностей, из сомнений и вопросов всегда возникает высшая гармония.
Эта гармония — подлинная душа искусства, его красота и правда.

Вопросы и задания
1.Какой образ создаётся гармонией в «Шествии чуд морских» из оперы «Садко» Н. Римского-Корсакова?
2.Всегда ли гармонична музыкальная гармония? Объясни свой ответ.
3.Назови гармоничные и дисгармоничные, на твой взгляд, явления окружающей жизни. Ответь на вопросы в дневнике.

4.Какое содержание способна выражать музыкальная гармония? Построй свой ответ на материале этого раздела.


Тест 2

Чем являются по отношению друг к другу понятия «гармония» и «дисгармония»?

    • синонимами
    • антонимами
    • омонимами


Полифония
Сущность полифонии именно в том, что голоса здесь остаются самостоятельными и сочетаются в единстве высшего порядка.
М. Бахтин

Урок 24
Тема: Полифония. Мир образов полифонической музыки.
Музыкальный материал урока:
Ø И. С. Бах. Токката и фуга ре минор для органа (слушание).
Ø (пение).
Ø В. А. Моцарт. Dona nobis pacem (пение).
Ø Камертон. Норвежская народная песня, обработка Г. Струве (пение).
Ø Во поле берёза стояла. Русская народная песня, обработка Г. Струве (пение).
Ø В сыром бору тропина. Русская народная песня (пение).

«Человек – это звучит гордо».
М. Горький.

«Если представить всех композиторов
в виде длинной горной цепи, то этот
своею вершиной высоко уходит в небо».

М. Горький.
§ 20. Мир образов полифонической музыки
Полифони́я — одна из самых ранних форм музыки. Её возникновение относится к XII веку. В переводе с греческого языка слово «полифония» означает «многозвучие». Оно указывает на то, что речь идёт о музыке многоголосной — вокальной, вокально- инструментальной или чисто инструментальной.
С полифонией, как правило, связывается тот мир музыкальных образов, который зародился в области церковной музыки. Своего расцвета полифоническая музыка достигла у мастеров Средневековья, Возрождения, в творчестве И. С. Баха, у композиторов последующих эпох — В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Дж. Верди, И. Брамса и многих других.
Чем же отличается эмоциональный мир полифонии — этой обширнейшей области творчества, господство которой длилось в музыке свыше пяти столетий — с XII по XVII век?
Большинство полифонических произведений этого времени отмечено сдержанностью чувств, свободой от всего бытового, су́етного, повседневного. «Ибо для успокоения и примирения всех нисходит в мир высокое созданье искусства. Оно не может поселить ропота в душе, но звучащей молитвой стремится вечно к Богу», — говорит старый художник в повести Н. Гоголя «Портрет».

Это «вечное стремление к Богу» и есть то главное, что отличает полифоническую музыку прошлых столетий.
Рафаэль.
Мадонна Конестабиле
Андрей Рублёв.
Троица
Всмотритесь в изображения великих мастеров живописи — и вы ощутите высокий покой, свет, чувство нежной любви.
Внутренний вид собора Сен-Шапель. Париж
Точно так же свет и покой излучает полифоническая музыка. Её воздействие на душу человека всегда было необыкновенно возвышающим, облагораживающим. Исполнялась она, как правило, в храме с его прекрасным и величественным интерьером, где высота колонн и стен подчёркивала устремлённость к небу. А если учесть, что эта музыка звучала в исполнении органа, полного торжественности и мощи, то сила её воздействия многократно усиливалась.
Плавны, как пение хора,
Прочь от земли и огней
Высятся дуги собора
К светлым пространствам ночей…
В горний простор без усилья
Взвились громады камней…
Птичьи упругие крылья —
Крылья у старых церквей.
(Из стихотворения М. Волошина«Ночь», цикл «Руанский собор»)
Давайте вспомним звучание органной хоральной прелюдии И. С. Баха «Я взываю к Тебе, Господи». Её неторопливый темп, строгость, сосредоточенность вызывают состояние возвышенного покоя, благородной сдержанности и красоты.
Какие же законы отличают полифоническую музыку?
Прежде всего в ней присутствует несколько голосов, каждый из которых ведёт самостоятельную мелодическую линию. Такое равноправие голосов ярко проявляет себя в простейшем полифоническом жанре канона.
Нотный пример 25
В. А. Моцарт. Канон «Да будет мир»

И. С. Бах – это одна из величайших высот музыкального искусства, к постижению которой человек может стремиться всю жизнь. Глубокое уважение к искусству И. С. Баха высказал один из его современников – поэт Л. Ф. Худеман. Вот как он обратился к Баху в стихотворении «Господину капельмейстеру И. С. Баху»:

«Звучаньем струн когда-то покорял Орфей
Не только род людской, но и лесных зверей,
И все ж, великий Бах, твое искусство краше,
Лишь ты сумел пленить и ум, и сердце наше.
Но вот что видеть нам доводится подчас:
Весьма подобен зверю кое-кто из нас –
Тот, кто по тупости своей тебя не ценит,
Мне без труда четвероногого заменит...

Но ты и сам себе бессмертье обеспечил:
Своим искусством ты себя увековечил».


Прошло более 260 лет со дня смерти Баха, а интерес к его музыке все возрастает. При жизни он не получил заслуженного внимания. Этому есть свои причины. Кто мне их назовет?
 Бах жил в сложное и трудное время – в эпоху распада феодального общества. Тридцатилетняя война, принесшая народам Европы страдания и нищету, особенно тягостно сказалась на судьбе Германии.
Давайте вспомним, что же представляла собой духовная музыка до Баха.
Это была церковная музыка, где мелодия отходила на второй план, уступая главную роль словам. Ничего не должно было отвлекать людей от смирения, поклонения церкви.
И Бах, как истинный творец, не мог этого вынести. Что же он сделал? Он наполнил церковные произведения человеческими чувствами – страданием, борьбой, радостью, гордостью.

Полифония относится к одной из самых ранних форм музыки. Само слово в переводе с греческого означает «многозвучие». С полифонией ассоциируется особый мир музыкальной образности. Полифония – особый способ изложения музыкальной мысли, который, по словам И. С. Баха, должен восприниматься как беседа голосов. «Если одному из голосов нечего сказать, он некоторое время должен помолчать, пока не будет, вполне естественно втянут в беседу. Но никто не должен вмешиваться в середине разговора и не должен говорить без смысла и надобности», – советовал Бах своим ученикам. Существуют следующие полифонические жанры – мессы, мотеты, хоралы, фуги.

При всем многообразии полифонических жанров и приемов высшего своего выражения полифония достигла в фуге.
 Фуга – это форма полифонических произведений, при которой тема, представляющая яркую и выразительную мелодию, проводится поочередно во всех голосах. 
Фуга начинается с темы, которая повторяется четыре раза. Как и фуга, она носит спокойный, повествовательный характер.
Какой же музыкальный инструмент может исполнить это великое произведение? Конечно, только великий инструмент – орган.
А что вы можете рассказать о нем?
Орган называют инструментом – оркестром. С лицевой стороны органа мы видим множество труб, некоторые из них огромного размера. Самые длинные – несколько метров, короткие – несколько сантиметров. Благодаря этому орган может издавать как низкие, так и высокие звуки. Всю переднюю часть органа, которая называется органным проспектом, в старину украшали тонкой резьбой. Музыкант-исполнитель сидит за кафедрой управления. 
Бах действительно был серьезным музыкантом, но никогда не был скучным музыкантом. Он сочинял и веселую, легкую музыку, но отлично понимал, что не она составляет главную часть музыкального искусства, как шутка не составляет главную часть жизни человека. Примером шутливого произведения может послужить небольшая песня, которую мы разучивали на прошлых уроках. Как она называется?
Пьеса из сюиты для струнных инструментов с флейтой, которую Бах назвал «Шутка».
Обратите внимание на звучание канона.
Главная начальная мелодия, звучащая в первом голосе, переходит во второй, затем — в третий. Причём звучание мелодии во втором и третьем голосах повторяется предельно точно. Такой приём повторения в музыке получил название имитации.
Одновременное звучание всех трёх голосов подчинено закону благозвучия. При этом один голос, не нарушая самостоятельности других, выполняет роль аккомпанемента, обогащая звучание музыки.
Вопросы и задания
1.Что означает слово «полифония»?
2.Что отличает характер полифонической музыки? С чем это связано?
3.Где преимущественно исполнялась полифоническая музыка?

4.Какие законы отличают полифонические произведения? Расскажи на примере канона «Да будет мир» В. А. Моцарта.




§ 21. Философия фуги
При всём многообразии многоголосной музыки полифония достигла своего высшего выражения в фуге.
Фуга — это форма полифонических произведений, в которой начальная тема проводится поочерёдно в нескольких голосах.
Тема фуги представляет собой яркую и выразительную мелодию. Встречаются темы песенного, танцевального, сосредоточенного характера.
Нотный пример 26
И. С. Бах. «Хорошо темперированный клавир» (I том).
а) Фуга ре-диез минор (начальная тема)

б) Фуга до минор (начальная тема)


в) Фуга до-диез минор (начальная тема)


Различные способы работы с темой — изменение тональности, ритмическое увеличение или уменьшение, зеркальное отражение (изложение звуков в противоположном направлении) — не только обогащают её звучание, но придают ей интеллектуальный смысл.
Порой фуга привлекала не только композиторов, но и тех, кто пытался в другие виды искусства внести идею музыки, музыкальности.

М. Чюрлёнис. Фуга
Внимательно рассмотрите картину «Фуга» М. Чюрлёниса. «Зримая» музыка этой картины угадывается в передаче идеи музыкального многоголосия, зеркального отражения и ритмического увеличения.
Нет ничего удивительного в том, что тайна фуги притягивала многих композиторов. Так, И. С. Бах, этот величайший из великих музыкантов, огромный круг своих замыслов воплотил именно в фуге — то монументальной, то песенной, то строгой, то шутливой.
Один из ярчайших примеров воплощения фуги — полифонический двухчастный цикл Органная токката и фуга ре минор И. С. Баха. Это произведение, столь сильное по своему эмоциональному воздействию, известно во всём мире. В нём сочетаются мощь и сила, нежность и лирика. Всё это великолепно передано в звучании органа — инструмента поистине безграничных выразительных возможностей.
Вопросы и задания
1.Какое музыкальное произведение называется фугой?
2.Расскажи о своём впечатлении от прослушивания Органной токкаты и фуги ре минор И. С. Баха. Какие чувства переданы в этой музыке?
3.Назови особенности фуги, которые запечатлены на картине М. Чюрлёниса. Как ты считаешь, эта картина — точное изображение фуги или в большей степени метафора?
4.Внимательно прочитай эпиграф к разделу «Полифония» (с. 90). Подумай, о каком единстве высшего порядка в полифоническом сочетании голосов говорит М. Бахтин.
5.В дневнике постарайся создать рисунок, выражающий полифоническую форму (канон, фугу).


Тест 3

Какое из слов не принадлежит к области полифонии?
    • многоголосие
    • канон
    • имитация
    • одноголосие
    • фуга








Фактура
§ 22. Какой бывает музыкальная фактура
Прежде чем понять, что означает выражение «музыкальная фактура», давайте внимательно рассмотрим нотные примеры на с. 99—100.
Нотный пример 28

Д. Шостакович. Прелюдия до мажор. Из фортепианного цикла «Двадцать четыре прелюдии и фуги». Фрагмент. АККОРДОВАЯ 
ФАКТУРА
К. Дебюсси. «Паспье». Из фортепианного цикла «Бергамасская сюита». Фрагмент. ФИГУРАЦИОННАЯ ФАКТУРА
О. Мессиан. Система длительностей и динамических оттенков. Из фортепианного цикла «Четыре ритмических этюда». Фрагмент. «ФАКТУРНЫЕ  ЭТАЖИ»
Э. Денисов. «Плач-оповещание». Из вокального цикла «Плачи». Фрагмент. 
«ФАКТУРНЫЕ ПЛАСТЫ»
Мы видим, что все примеры отличаются своим графическим изложением. Первый пример представляет собой вертикальные «аккордовые столбы», второй — волнообразную линию, третий — своеобразное трёхэтажное построение, четвёртый — похожий на кардиограмму музыкальный рисунок.
Именно способ изложения музыки и называется фактурой.
Может быть, оттого, что фактура наиболее ярко выражает область музыкального художества — линии, рисунки, графику, — она получила множество различных определений.
«Музыкальная ткань», «узор», «орнамент», «контур», «фактурные пласты», «фактурные этажи» — эти образные определения указывают на зрительность, живописность, пространственность фактуры.
Выбор определённой фактуры зависит от многих причин — от музыкального содержания, от того, где исполняется данная музыка, от тембрового состава. Например, полифоническая музыка, предназначенная для звучания в храме, требует значительного фактурного пространства. Лирическая музыка, связанная с передачей чувств человека, как правило, одноголосна. Её звучание представляет сжатие фактуры до одного-единственного голоса, поющего свою одинокую песнь.
Иногда одноголосная мелодия используется композиторами для выражения красоты того или иного тембра. Так, пастуший рожок солирует во вступлении к Первой песне Леля из оперы Н. Римского-Корсакова «Снегурочка», вводя слушателя в атмосферу чудесной языческой сказки.
Однако исключительно одноголосная фактура встречается в музыке достаточно редко. Гораздо чаще мы видим другой тип фактуры — мелодию с сопровождением, которые, как правило, дополняют друг друга. Вспомните песню Ф. Шуберта «В путь»: в ней звучит не только бодрая мелодия, но и вращение мельничного жёрнова в партии фортепиано, создающее яркое зрительное впечатление.
Богатство музыкальных образов позволяет использовать разные приёмы фактуры. Так, в романсе С. Рахманинова «Сирень» рисунок аккомпанемента имеет чисто зрительное сходство с формой цветка сирени. Музыка романса светла и чиста, как юность, как цветение весеннего сада:
Поутру, на заре, по росистой траве
Я пойду свежим утром дышать;
И в душистую тень,
где теснится сирень,
Я пойду своё счастье искать…
В жизни счастье одно мне найти суждено,
И то счастье в сирени живёт;
На зелёных ветвях,
на душистых кистях
Моё бедное счастье цветёт.
Писатель Юрий Нагибин в повести «Сирень» пишет об одном лете, которое провёл семнадцатилетний Сергей Рахманинов в имении Ивановка. В то странное лето сирень расцвела «вся разом, в одну ночь вскипела и во дворе, и в аллеях, и в парке». В память о том лете, об одном раннем утре, когда композитор встретился с юной первой своей влюблённостью, он и написал, может быть, самый нежный и взволнованный романс «Сирень».
С. Рахманинов
Нотный пример 30
С. Рахманинов. Романс «Сирень». Стихи Е. Бекетовой.
Фрагмент. «ФАКТУРНЫЙ УЗОР»
Что же ещё, какие чувства и настроения заставляют фактуру то сжиматься, то оформляться в пространство, то принимать форму прелестного весеннего цветка?
Вероятно, ответ на этот вопрос следует искать в живой красоте образа, в его дыхании, красках, неповторимом облике, а главное — в том переживании образа, которое вносит в свою музыку композитор. Никогда музыкант не обращается к теме, которая ему не близка и не находит отклика в его душе. Не случайно многие композиторы признавались, что никогда не писали о том, чего не пережили, не прочувствовали сами.
Поэтому, когда зацветает сирень или земля покрывается снегом, когда восходит солнце или струи быстрой воды начинают играть разноцветными оттенками, художник испытывает те же чувства, какие испытывали миллионы людей во все времена.
Он так же радуется, грустит, любуется и восхищается безграничной красотой мира и его чудесными превращениями. Свои чувства он воплощает в звуках, красках и рисунках музыки, наполняя её дыханием жизни.
И если его музыка волнует людей, значит, в ней не просто ярко запечатлены образы сирени, утреннего солнца или реки, но угаданы те переживания, которые испокон веков испытывают люди при соприкосновении с красотой.
Поэтому, наверное, не будет преувеличением сказать, что каждое такое произведение, как бы ни были сокровенны чувства, вдохновившие автора, — памятник всем цветам мира, всем его рекам и восходам солнца, всему безмерному человеческому восхищению и любви.
Вопросы и задания
1.Что обозначает слово «фактура» в музыке?
2.Какие образные определения применимы к различным видам фактуры?
3.Почему в Первой песне Леля из оперы «Снегурочка»Н. Римского-Корсакова используется одноголосная фактура?
4.Как содержание музыкального произведения влияет на его фактурную запись? Расскажи на примере романса «Сирень» С. Рахманинова.









§ 23. Пространство фактуры
Обратимся ещё к одному романсу С. Рахманинова — «Весенние воды». Написанный на стихи Ф. Тютчева, он не только передаёт образ стихотворения, но и вносит в него новую стремительность и динамику.
Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят —
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят…
Они гласят во все концы:
«Весна идёт, весна идёт!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперёд!»
Весна идёт, весна идёт!
И тихих, тёплых, майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней.
Радостное предчувствие скорой весны буквально пронизывает романс.
По-особенному светло и солнечно звучит тональность ми-бемоль мажор. Движение музыкальной фактуры — стремительное, бурлящее, охватывающее огромное пространство, подобно мощному и весёлому потоку весенних вод, ломающих все преграды. Нет ничего более противоположного по чувству и настроению недавнему оцепенению зимы с её холодной тишиной и бестрепетностью.
В «Весенних водах» — чувство яркое, открытое, восторженное, захватывающее слушателей с первых же тактов.
Музыка романса как будто намеренно построена таким образом, чтобы избежать всего успокаивающего, убаюкивающего. Окончания почти всех мелодических фраз — восходящие; они содержат даже больше восклицаний, чем стихотворение.
Важно отметить и то, что фортепианное сопровождение в этом произведении не просто аккомпанемент, а самостоятельный участник действия, по силе выразительности и изобразительности порой превосходящий даже солирующий голос!
Огромную роль выполняет фактура в тех произведениях, где необходимо передать идею музыкального пространства.
Нотный пример 31
С. Рахманинов. Романс «Весенние воды». Стихи Ф. Тютчева. Фрагмент. ФИГУРАЦИОННАЯ ФАКТУРА
Одним из примеров выражения пространства в музыке может служить Антракт к III действию из оперы Ж. Бизе «Кармен», который называется «Утро в горах».
Уже само название определяет характер музыки, рисующей яркую и выразительную картину утреннего горного пейзажа.
Слушая данный фрагмент, мы буквально видим, как первые лучи восходящего солнца нежно касаются высоких вершин гор, как постепенно они опускаются всё ниже и ниже и в момент кульминации как будто заливают своим ослепительным сиянием всё необозримое горное пространство.
Нотный пример 32
Ж. Бизе. «Утро в горах». Антракт к III действию из оперы «Кармен». Фрагмент
В музыкальной записи это нашло своё отражение.
Начальное проведение мелодии даётся в высоком регистре. Её звучание по отношению к аккомпанементу составляет диапазон трёх октав. Каждое последующее проведение мелодии даётся по нисходящей линии — голоса сближаются, динамика нарастает, наступает кульминация.
Итак, мы видим, что в фактуре запечатлевается всё, что связано с выразительностью музыкального звучания. Одинокий голос или мощный хор, стремительное движение воды или бескрайнее горное пространство — всё это рождает собственную музыкальную ткань, этот «узорный покров» фактуры, всегда новый, неповторимый, глубоко своеобразный.
Вопросы и задания
1.Какие чувства выражены в романсе «Весенние воды» С. Рахманинова? Как эти чувства выражаются в фактурном изложении произведения?
2.За счёт чего создаётся впечатление музыкального пространства в музыкальном антракте «Утро в горах» Ж. Бизе?
3.Вспомни, в каких музыкальных жанрах используется фактурное пространство значительного диапазона. С чем это связано?
4.Сравни различные виды фактуры, приведённые на с. 99—100. В дневнике изобрази их графически.







Тест 4

Музыкальная фактура может быть:
    • одноголосной
    • аккордовой
    • медленной
    • пространственной
    • громкой











Тембры
Искусство сочетания оркестровых звучностей есть одна из сторон души самого сочинения.
Н. Римский-Корсаков
§ 24. Тембры — музыкальные краски
Музыкальные тембры нередко сравнивают с красками в живописи. Подобно краскам, выражающим цветовое богатство окружающего мира и многообразие его настроений, музыкальные тембры также передают многоликость мира, его образы и эмоциональные состояния. Поёт ли человеческий голос или пастушья свирель, слышится напев скрипки или переливы арфы — любое из этих звучаний входит в многоцветную палитру тембровых воплощений музыки.





Композиторы никогда не создают такую музыку, которая может быть предназначена для любого тембра. Каждое, даже самое маленькое, произведение непременно содержит указание на инструмент, который должен его исполнять.
Скрипка
Нотный пример 33
Н. Римский-Корсаков. «Шехеразада». Фрагмент
Каждому музыканту известно, что скрипке присуща особая певучесть, поэтому ей нередко поручаются мелодии плавного, песенного характера. Вот, например, тема Шехеразады из одноимённой симфонической сюиты Н. Римского-Корсакова. В ней слышится и прелесть волшебной арабской ночи, и нежный голос Шехеразады.
Не менее известна и виртуозность скрипки, её способность исполнять стремительные мелодии с необычайной лёгкостью и блеском. Среди примеров подобной роли скрипки — «Полёт Шмеля» из оперы Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».
Рассерженный Шмель, готовясь ужалить Бабариху, совершает свой знаменитый полёт. Звук этого полёта, который музыка воспроизводит с изобразительной точностью и огромным остроумием, создаётся мелодией скрипки. Эта мелодия столь стремительна, что у слушателя действительно остаётся впечатление грозного шмелиного жужжания.

Нотный пример 34
Н. Римский-Корсаков. «Полёт Шмеля». Из оперы «Сказка о царе Салтане». Фрагмент
И. Билибин. Иллюстрация к «Сказке о царе Салтане...» А. С. Пушкина
Виолончель
Нотный пример 35
С. Рахманинов. Вокализ. Фрагмент
Необыкновенная теплота и выразительность виолончели сближают её интонацию с живым человеческим голосом — глубоким, певучим, волнующе-эмоциональным. Поэтому в музыке нередки случаи, когда вокальные произведения звучат в переложении для виолончели. Яркий пример такого рода — Вокализ С. Рахманинова.
Там, где требуются лёгкость, изящество и грация, царит флейта. Изысканность и прозрачность тембра в сочетании с присущим ей высоким регистром придают флейте и трогательную выразительность, и грациозное остроумие.
Прелестное Ске́рцо («Шутка») И. С. Баха из Сюиты № 2 для оркестра — пример такого изящно-юмористического звучания флейты.
Флейта
Нотный пример 36
И. С. Бах. Скерцо. Из Сюиты № 2 для оркестра. Фрагмент
Вопросы и задания
1.Почему музыкальные тембры можно сравнить с красками в живописи?
2.Какие особенности отличают звучание скрипки? Расскажи на примере темы «Шехеразады» и «Полёта Шмеля» Н. Римского-Корсакова.
3.С каким тембром можно сравнить звучание виолончели?
4.Как изменился бы характер звучания в «Шутке» И. С. Баха, если бы вместо флейты солировала виолончель?
5.Как ты считаешь, можно ли мелодию, написанную для одного инструмента, поручить другому? Если да, то назови варианты таких замен.









§ 25. Соло и тутти
В предыдущем параграфе мы рассказали лишь о нескольких музыкальных инструментах. Разумеется, и эти и другие инструменты могут использоваться в «чистом» виде: практически для каждого из них созданы специальные концерты, сонаты и пьесы. Кроме того, широко применяются и соло различных инструментов, входящих в многозвучные оркестровые произведения. В таких фрагментах солирующие инструменты ещё ярче обнаруживают свои выразительные возможности, то просто пленяя красотой тембра, то создавая контраст различным оркестровым группам.
Симфонический оркестр
Но чаще всего они участвуют в общем составе симфонического оркестра, где сопоставления и переплетения тембров образуют картину поразительного звукового богатства. Ведь именно с о ч е т а н и я тембров придают музыке такую выразительность, делают доступной передачу практически любого образа, картины или настроения. Это всегда чувствовали большие мастера оркестра — Бетховен, Берлио́з, Глинка, Шостакович, которые тщательно использовали все выразительные возможности музыкальных инструментов.
История симфонического оркестра насчитывает более трёх столетий. За это время был постепенно сформирован тот состав инструментов, которым пользуются и современные композиторы.
Современный симфонический оркестр включает четыре группы инструментов:
1) струнные смычковые (скрипки, альты, виолончели, контрабасы);
2) деревянные духовые (флейты, гобои, кларнеты, фаготы);
3) медные духовые (трубы, валторны, тромбоны, туба);
4) ударные и клавишные (литавры, колокольчики, челеста, барабаны, тарелки и т. д.).
Эти четыре группы при их умелом сочетании способны создавать подлинные музыкальные чудеса. Они поражают слушателей то прозрачностью звучания, то необыкновенной силой, то еле уловимым трепетом.
Выразительность музыкальных тембров особенно проявляет себя в произведениях, связанных с яркой изобразительностью. Давайте ещё раз обратимся к музыкальной сказке Н. Римского-Корсакова — опере «Сказка о царе Салтане», ибо где, как не в сказочно-фантастической музыке, можно «услышать» и картины природы, и различные чудеса, представленные в волшебных звуках оркестра.
Вступление к последней картине оперы называется «Три чуда». Эти три чуда мы помним ещё по сказке А. Пушкина, где дано описание города Леденца — царства Гвидона.
Остров на́ море лежит,
Град на острове стоит,
С златоглавыми церквами,
С теремами и садами;
Ель растёт перед дворцом,
А под ней хрустальный дом:
Белка в нём живёт ручная,
Да чудесница какая!
Белка песенки поёт
Да орешки всё грызёт;
М. Врубель. Царевна-Лебедь
А орешки не простые,
Скорлупы-то золотые.
Ядра — чистый изумруд;
Белку холят, берегут.
Там ещё другое диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на́ берег пустой,
Расплеснётся в скором беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор —
С ними дядька Черномор…
А у князя жёнка есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днём свет божий затмевает,
Ночью землю освещает;
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
Эти строки из пушкинской «Сказки о царе Салтане...» составляют главное содержание музыки Н. Римского-Корсакова.
Первое из трёх чудес — Белка, грызущая орешки и поющая свою беззаботную песенку. Второе — тридцать три богатыря, являющиеся из волн бушующего моря. И третье, самое чудесное из чудес, — прекрасная Царевна-Лебедь.
Музыкальное изображение Белки поручено ксилофону и флейте-пи́кколо. Обратите внимание на щёлкающий характер звучания ксилофона, точно воспроизводящего раскалывание золотых орешков, и на свистящий тембр флейты-пикколо, придающий песенке Белки характер насвистывания.
Но только этим не исчерпывается всё богатство представлений о «первом чуде». Второе проведение мелодии обогащается челестой — одним из самых «сказочных» инструментов, — рисующей образ хрустального дома, в котором живёт Белка.
Нотный пример 37
Н. Римский-Корсаков. «Три чуда (Белка)». Из оперы «Сказка о царе Салтане». Фрагмент
Музыка «второго чуда» — богатырей — нарастает постепенно. В ней слышится и рокот разбушевавшейся морской стихии, и завывание ветра. Этот звуковой фон, на котором выступают богатыри, создаётся различными группами инструментов, рисующих образ сильный, могучий, несокрушимый.
Богатыри предстают в тембровом звучании медных духовых — самых мощных инструментов симфонического оркестра.
И. Билибин. Тридцать три богатыря
Нотный пример 38
Н. Римский-Корсаков. «Три чуда (Тридцать три богатыря)». Из оперы «Сказка о царе Салтане». Фрагмент
Наконец, «третье чудо» является нам в сопровождении арфы — нежного и пленительного инструмента, передающего плавное скольжение прекрасной птицы по глади ночного моря, освещённого луной.
Пение Лебедь-птицы поручено солирующему гобою — инструменту, напоминающему своим звучанием голос водяной птицы.
Момент превращения Лебедь-птицы в Царевну вызывает у Гвидона такой восторг, такое беспредельное восхищение, что кульминация эпизода становится подлинным торжеством всего мыслимого света и красоты. Оркестр в этот момент достигает высшей полноты и яркости. В общем потоке звучания выделяются тембры медных духовых, ведущих свою торжественную мелодию.
Нотный пример 39
Н. Римский-Корсаков. «Три чуда (Царевна-Лебедь)». Из оперы «Сказка о царе Салтане». Фрагмент
«Три чуда» Н. Римского-Корсакова открывают нам неисчерпаемые чудеса музыкальных тембров. Оркестр в этом произведении достиг такой живописности, такой неслыханной красочности, что становятся понятными безграничные возможности музыки в передаче всего, что в окружающем мире достойно такой передачи.
Однако важно подчеркнуть и то, что музыка творит и свою собственную красоту, как творят её живопись, архитектура или поэзия. Эта красота, может быть, не выше и не лучше красоты реального мира, но она существует и, воплощённая в чуде симфонического оркестра, обнаруживает перед нами ещё одну тайну музыки, разгадку которой следует искать в пленительном разнообразии её звучаний.
Вопросы и задания
1.Какие четыре группы музыкальных инструментов включает симфонический оркестр?
2.В чём заключена разница звучания между оркестром и отдельными музыкальными инструментами?
3.Как инструменты симфонического оркестра могут изображать музыкальный образ? Расскажи на примере одного из «чудес» из оперы «Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова.


Динамика
§ 26. Громкость и тишина в музыке
Музыкальная динамика снова возвращает нас к первоистокам музыки. Ведь громкие и тихие звуки существуют и вне музыкальных произведений.
Гроза  г р е м и т, а моросящий дождик  ш у р ш и т   чуть-чуть слышно;  г р о з е н  шум морского прибоя, а плеск озера  л а с к о в  и совсем не страшен. По-разному звучит эхо, то передразнивая наш голос почти рядом, то замирая в отдалении. И даже такие чисто музыкальные особенности, как crescendo (креще́ндо) — постепенное нарастание звучности и diminuendo (диминуэ́ндо) — постепенное её ослабление, также присутствуют и в природе.
Прислушайтесь к тому, как шумит ветер в кронах деревьев, сначала чуть прикасаясь к листьям, затем становясь всё громче, всё сильнее. В момент кульминации он захватывает всю крону целиком, заставляя её раскачиваться, шуметь, и лишь затем постепенно ослабляет свой напор до полного успокоения.
Такой характер динамики можно схематично изобразить музыкальными знаками crescendo-diminuendo. Это всеобщий закон любого звучания.
И. Левитан. Озеро
И. Айвазовский. Шторм
Вспомните вступление к опере М. Мусоргского «Хованщина» — «Рассвет на Москве-реке». Музыка этого необыкновенно выразительного фрагмента передаёт неторопливое приближение московского утра. Одноголосная негромкая мелодия, открывающая вступление, подобна первому лучу света, который всё больше наступает, разрастается, окрашивается сиянием восходящего солнца, внезапно вспыхивающего и играющего на золотых куполах московских церквей.
На редкость выразительна сцена летней грозы из IV части Симфонии № 6 Л. Бетховена! Послушайте, как наряду с оркестровкой проявляет себя в этом сочинении динамика.
Начинается гроза постепенно. Музыка предельно ясно и наглядно изображает её наступление: хмурится небо, усиливается ветер (тре́моло литавр), появляются первые капли дождя (пиццика́то струнных). Всё это происходит наряду с усилением динамики, подводящей к высшей точке разгула природной стихии. Гроза буквально обрушивается: в музыке слышны удары грома, сверкание молний, зримо и осязаемо сгущаются минорные краски.
Постепенный спад бури сопровождается постепенным успокоением и в оркестре; гроза удаляется — и лишь отдалённые раскаты грома ещё слышатся в музыке.
Однако и они скоро исчезают: тучи рассеиваются (минор уступает место мажору, динамика ослабевает), музыка просветляется.
Нотный пример 40
Л. Бетховен. «Гроза. Буря». Из Симфонии № 6. Фрагмент
И. Левитан. Буря. Дождь
Вопросы и задания
1.Где, помимо музыки, проявляет себя динамика?
2.Как громкостная динамика участвует в создании образа летней грозы в Симфонии № 6 Л. Бетховена?
3.В дневнике определи «громкое» и «тихое» стихотворения.                                                                                                                                                                                                                                                                                                









§ 27. Тонкая палитра оттенков
Динамика — одно из самых ярких выразительных средств музыки. Но и в поэзии, в прозе, в интонациях человеческой речи мы можем наблюдать её присутствие. Ведь в любом стихотворении есть свои показатели динамики, позволяющие нам услышать, «тихо» или «громко» оно звучит. И при описании человеческих характеров писатель непременно указывает, как говорит тот или иной герой, какой у него голос. Да и в наших повседневных наблюдениях мы нередко угадываем человека по особенностям звучания его речи.
Музыканты давно исследуют выразительные возможности громкостной динамики. Ещё в XVI веке динамическими средствами создавались различные эффекты. Вспомните хор О. Лассо, в котором передавался эффект эха (громко — тихо).
Известно также, что тихая, спокойная музыка убаюкивает, а громкая и торжественная — взбадривает. Поэтому все колыбельные мира поются негромко, а все походные марши, наоборот, весьма звучны.
Таблица основных динамических оттенков
Выдающийся российский пианист и педагог Г. Нейга́уз часто повторял своим ученикам: «Нельзя путать Марию Павловну (mp) с Марией Фёдоровной (mf), Петю (p) с Петром Петровичем (pp), Федю (f) c Фёдором Фёдоровичем (ff)». Эти слова говорят о требовательности музыканта к соблюдению мельчайших нюансов громкости.
Обратимся к пьесе «Лунный свет» К. Дебюсси.
Пленительная лунная ночь, полная волшебного очарования, таинственная и загадочная, — таков образ этой музыки.
Луна печалилась. Смычками в забытьи
Водили ангелы. Из трепетной груди
Виол в тиши цветов рождался плач горючий
То белых, как туман, то голубых созвучий.
Эти строки из стихотворения С. Малларме́«Явление» могут быть отнесены и к музыке К. Дебюсси — этого яркого выразителя неуловимых чудес природы.
Краски, звуки, ароматы, звучащий свет — это мерцание передаётся в его музыке как будто на грани мыслимых возможностей. Слушая «Лунный свет», испытываешь впечатление полной зримости лунного сияния, каждой веточки, каждого сучка на его фоне, каждого еле уловимого шороха.
Нотный пример 41
К. Дебюсси. «Лунный свет». Из «Бергамасской сюиты». Фрагмент
И. Айвазовский. Лунная ночь на берегу моря
Всё, что звучит в музыке, напоминает утончённую ажурную ткань, проявляющую себя в переливах гармонии, нежных регистрах и конечно же динамических нюансах. Так, оттенок p, господствующий на протяжении всей пьесы, выражает себя в постоянных «уходах и возвращениях» к pp и даже к ppp. Это едва уловимое звуковое колебание передаёт всю красоту очаровательной лунной ночи, наполненной тишиной.
Не менее выразительны и примеры звуковой изобразительности динамики.
Слышали вы когда-нибудь, как просыпается утренний лес, как постепенно он наполняется разнообразными звуками, шорохами, пением птиц? А ведь пение птиц издавна влекло музыкантов. Для многих из них это стало своеобразной школой композиторского мастерства. Особенные тембры, присущие каждой птице, темп, штрихи, громкость её пения — всё это учило точности и выразительности музыкальных портретов.
Оркестровое произведение О. Мессиа́на «Пробуждение птиц» — один из результатов такой «лесной школы», где очень точно передаются разнообразные звучания летнего леса, наполненного голосами птиц.
Рассмотрите запись музыкального фрагмента. В нём можно услышать пение вертишейки, домового сыча, лесного жаворонка, камышёвки, чёрного дрозда и других птиц. Обратите внимание: каждая музыкальная тема, изображающая пение птицы, имеет собственный динамический оттенок, который указывает на выразительность пения каждого «лесного персонажа».
О. Мессиан
Нотный пример 42
О. Мессиан. «Пробуждение птиц». Фрагмент
«Динамика» в переводе с греческого означает «сила». Эта сила, подразумевающая громкость звучания, может быть понята и шире — как сила, воздействующая на человека наряду с другими музыкальными «силами». В ней заключён огромный мир возможностей: мир звукового многообразия, внутренней жизни музыкального произведения, наконец, мир звуковой изобразительности.
Каждый миг музыки всегда неповторим, а потому неповторима и сила каждого музыкального звука.
Ж. Може. Птицы. Фрагмент
Вопросы и задания
1.Как проявляют себя динамические нюансы в музыкальном произведении? Расскажи на примере пьесы «Лунный свет» К. Дебюсси.
2.Как динамика участвует в создании портретов «лесных певцов» в «Пробуждении птиц» О. Мессиана?
3.Какими динамическими оттенками ты передал бы различные звуки природы: шум дождя, грохот грома, шелест листвы, тишину ночи? Можешь продолжить этот ряд. Задание выполни в дневнике.                                                                                                Тест 6


Какое из слов в теме «Динамика» является «лишним»?
    • крещендо
    • диминуэндо
    • громко
    • легато
    • тихо
                      


                                                                                                                                                                                                                                             Чудесная тайна
музыки                                                   
         
Тайна музыки в том, что она находит
неиссякаемый источник выражения там,
где речь умолкает.
Э. Т. А. Гофман
§ 28. По законам красоты
«Я верю в существование «чудесного» в сфере музыки» — этими словами начал французский композитор А. Онегге́р последнюю свою статью. Умудрённый опытом музыкант, он и на закате своей жизни не утратил способности восхищаться той бездной чудес, которые открывает нам музыка.
Что же это за чудесное искусство?
Почему оно воздействует на человека, делает его более бескорыстным и благородным, способным преобразовывать мир по законам красоты? Ведь не секрет, что человек, любящий и понимающий прекрасную музыку, не уродует окружающую жизнь, а, наоборот, по мере сил украшает её. Кем бы он ни был — плотником или строителем, поэтом или архитектором, — он не создаёт ни безобразных вещей, ни плохих стихов, ни безликих зданий. Музыка вносит порядок в его душу, и этот порядок властвует затем в создаваемых им повседневных предметах, искусстве, одухотворённом облике городов.
Если задаться вопросом, какие эпохи оставили лучшие памятники, высшие образцы человеческой мысли, то очевидно, что это были времена  р а с ц в е т а  д у х о в н о с т и.
Мост Вздохов. Венеция. Италия
Вот почему и поныне так притягательна для нас старинная музыка. С одной стороны, мы находим в ней ту чистоту помыслов и то величие духа, которые, к сожалению, не всегда сохраняются в современной жизни. С другой — освобождённое от суеты и житейских забот, искусство прежних времён предстаёт перед нами в своём истинном, чистом виде, как средоточие духовных поисков человека. Ведь люди одинаковы во все времена — они всегда любили и ненавидели, тянулись к теплу и страдали от холода, их всегда волновали проблемы жизни и смерти, и какими бы люди ни были, они порой поднимали глаза к небу, пытаясь оттуда получить ответы на мучившие их вопросы.
И современные люди с их техническими достижениями, большими городами, промышленными шумами, притупляющими слух, всё равно остаются теми же людьми, знающими и радость, и страх, и ожидание. Поэтому им тоже нужна музыка, и не только та, которая входит в общий шумовой фон жизни, но и та, которая поддерживает душу, укрепляет силы, возвращает к истокам.
Задумайтесь: где бы вы ни жили, какой бы пейзаж ни окружал ваш дом (даже лес заводских труб), вы всё равно радуетесь весне, чистому небу, звенящему воздуху. Значит, не всё в нашей жизни подвластно только внешним обстоятельствам. Есть что-то и в нас самих, что противостоит их порой жестокой силе. Но это «что-то» нуждается в поддержке, в укреплении, ведь только оно и делает человека человеком.
Пока такое начало живёт в людях, мир движется и совершаются в нём добрые дела. Это начало — человеческая душа, хрупкая, беззащитная, способная и ожесточаться от невзгод, и укрепляться от испытаний. Высшая ценность жизни, божий дар — и всё же как часто люди забывают о ней!
А ведь вспомните — только за блаженство обладать бессмертной человеческой душой Русалочка из сказки Андерсена отдала всё самое дорогое, что имела: счастье жить в кругу семьи, среди любящих сестёр, а главное — свой божественный голос, красивее которого не было ни у кого на дне морском! Но, несмотря на эти жертвы, Русалочка всё же не обрела бессмертной души: ей пришлось слиться с дочерями воздуха и вступить в трёхсотлетний срок испытания.
Триста лет испытаний за счастье обладать душой! Прилетать в жаркие страны, где люди гибнут от зачумлённого воздуха, и навевать прохладу, распространять в воздухе благоухание цветов, делать множество добрых дел, чтобы наконец обрести то, что доступно каждому человеку!
Но не только дочери воздуха, не только Русалочка, но и каждый человек, получивший душу в дар с самого рождения, должен непрерывно проходить этот «срок испытания» — на сохранение и укрепление той «внутренней музыки души», о которой мы говорили во вступлении к этому учебнику.
Почему же в нелёгком деле воспитания души учёные и педагоги всех времён отдавали первенство музыке, как самой могучей и действенной из всех искусств?
Может быть, потому, что музыка выражает не предметы и явления — для этого у неё нет слов, не их облик и внешние очертания, а именно внутреннюю суть всех вещей, их душу.
Когда мы слушаем музыку, то ищем в ней не простое соответствие образу, но выражение его музыкальной сущности.
Вот пьеса К. Сен-Санса «Лебедь». Её музыка передаёт плавность движений, красоту линий этой красивейшей птицы. Выразил композитор и её характер — величественный и благородный, сумел передать и мягкое скольжение по гладкой поверхности воды.
И это всё?
Нет, здесь только внешнее выражение образа. Именно оно легче всего поддаётся словесным определениям. Однако внутреннюю сущность музыки невозможно передать никакими словами. Об этом ещё Чайковский сказал, что, если бы музыку можно было пересказать словами, она была бы попросту  н е  н у ж н а. И действительно, содержание музыки шире и выше того, что определяется её программным замыслом.
Для сравнения рассмотрим иллюстрацию к этой пьесе.
Не правда ли, и о ней нельзя сказать, что это простое изображение летящих лебедей? Рисунок, вдохновлённый музыкой, не может быть немузыкальным. Обратите внимание, как удачно передана не только своеобразная грация лебедей, но вся гармоничная соразмерность их с окружающей природой.
К. Сен-Санс
Нотный пример 43
К. Сен-Санс. «Лебедь». Из цикла «Карнавал животных». Фрагмент
Так, искусство не просто изображает лебедя, но выражает возвышенно-загадочную сущность этой птицы, в поэтических представлениях людей издавна занимавшей особое место.
Именно лебеди присутствовали при рождении бога всех искусств Аполлона, семь раз облетев остров, на котором он появился на свет. Именно в благодарность лебедям юный Аполлон натянул впоследствии столько струн на свою лиру, сколько раз лебеди воспели его рождение.
А в Царевне-Лебеди у Пушкина, в образе благороднейшей из птиц, выражено главное чудо Гвидонова царства — его прекрасная невеста.
Наконец, «Гадкий утёнок» Андерсена — разве это не история мучительного восхождения к своей подлинной сущности — недосягаемо-высокой, чуждой мелкой суете птичьего двора и в то же время не надменной, не отчуждённой, способной и к страданию, и к благодарности?
Так искусство приближается к загадке жизни, воплощённой в душе всего существующего. Оно приобретает самоценность и независимость не потому, что «обслуживает» действительность, а потому, что выявляет её глубокий и скрытый смысл.
Вопросы и задания
1.Прочитай сказку Х. К. Андерсена «Русалочка». Как ты думаешь, почему Русалочке так хотелось обрести бессмертную душу?
2.Как ты понимаешь слова П. Чайковского о том, что музыку трудно передать словами? Попытайся объяснить на примере пьесы «Лебедь» К. Сен-Санса.
3.В дневнике сделай рисунок на тему «Прекрасный город».
Постижение музыки предполагает не только её слушание (ведь мало слушать, нужно слышать!), но и воспитание условий для её восприятия. А это и развитие слуха, не просто слуха музыкального, но слуха как «о́ргана души» (Б. Пастернак), и вхождение в музыкальную традицию, где устоялись свои жанры, формы, средства выразительности.
Вот почему так важно научиться воспринимать красоту мелодий и ритмов, глубину гармонии и выразительность динамики. Каждое из этих средств несёт нам свою собственную информацию о содержании музыки, образуя её неповторимый язык. А ведь без знания языка трудно понять любую культуру, в том числе культуру музыкальную!
Чем больше человек умеет слышать, воспринимать, тем больше преобразуется его собственная душа.
Нередко нам приходится видеть людей, душа которых находится как бы в дремлющем состоянии. Жизнь таким людям кажется довольно простой. Единственной формой жизни признаётся лишь видимое, осязаемое: материальные ценности, социальные достижения. Мир души таких людей становится всё более ограниченным, тусклым, замкнутым на мелких повседневных заботах.
Неудивительно, что сторонники такой жизни музыку считают простым удовольствием, ничего общего не имеющим с постижением сущности мира. Однако, как утверждал английский писатель О. Уа́йльд, можно представить человека, который «вёл бы самую банальную жизнь, случайно услыхал какую-нибудь своеобразную музыкальную пьесу и вдруг открыл бы, что душа его, помимо его ве́дения, прошла сквозь ужасные чувства, познала чудовищные радости, или дико-романтическую любовь, или великое самоотвержение».
Не об этом ли читали мы в сказке Андерсена «Соловей»? И не является ли это свидетельством того, что человек, ещё не переживший музыку как откровение, и человек, уже знающий такое переживание, — словно два разных человека?
Дремлющая душа гордого и властного владыки и душа пробуждённая, обращённая к добрым делам, — таков смысл истории, поведанной великим сказочником Андерсеном.
В этом и состоит ответ на вопрос, почему истинное предназначение человека не может ограничиться только монотонной обыденностью, почему оно требует непременного участия музыки — своеобразного посредника между земным и высшим мирами.
Обратите внимание, как необходима музыка везде, где требуется выразить глубинную суть содержания, — в кинофильмах, театральных спектаклях, телевизионных передачах. Наивно думать, что это всего лишь фон, который вводится просто для красоты. Присмотревшись внимательно, можно обнаружить, что это важнейший участник единого целого, а иногда и самый главный, без которого всё распадается. Не случайно к участию в создании киномузыки часто приглашались крупнейшие, талантливейшие композиторы: С. Прокофьев, Д. Шостакович, Г. Свиридов, Р. Щедрин, А. Шнитке.
Невозможно представить, например, кинофильм «Александр Невский» без участия музыки С. Прокофьева или фильм «Маленькие трагедии» (по А. Пушкину) без тонких музыкальных иллюстраций, созданных А. Шнитке.
Таких примеров много в киноискусстве.
Музыка сопровождает и телевизионные показы картинных галерей, внося своим звучанием неповторимое ощущение духа времени, проникновенную интонацию повествования о великом и вечном.
Т. Альбинони
Нотный пример 44
Т. Альбинони. Адажио. Фрагмент
Послушайте Адажио итальянского композитора XVIII века Т. Альбино́ни — музыку глубокой сосредоточенности и благородной сдержанности, — и вы поймёте, отчего она так часто звучит там, где требуется внести особый тон неторопливой беседы времён.
Наверное, среди чувств человека, способных воспринимать страх, боль или радость, есть и такое, которое настроено на любовь ко всему в этом мире, что обладает собственной душой. Может быть, прав поэт, чьё стихотворение мы привели во вступлении к этому учебнику, сказавший, что лишь дитя обладает в совершенстве «музыкой души». Ведь только дети так доброжелательны и доверчивы, что с радостью и восхищением готовы принять любую самую малую радость жизни.
Постепенно открытость и непосредственностьуходят от нас, вытесняемые различными обстоятельствами, усталостью, неудачами. И лишь немногие сохраняют в своей душе чистый свет первоначальной веры в то, что мир прекрасен и что жизнь — бесценный дар.
И среди сил, противостоящих разрушительному действию повседневности, не назовём ли мы м у з ы к у, помогающую нам увидеть и понять то, что без неё мы никогда бы не увидели и не поняли? Старые замки, которых давно нет на земле, далёкие земли, куда мы никогда не отправимся, неведомые нам глубины и непостижимые высоты — все эти прекрасные тайны мира есть одновременно и тайны музыки, которая напоминает нам о том, что прелесть жизни неисчерпаема и что отзвук её мы всегда носим в своей душе.
А если так, то не чудо ли, что под воздействием музыки в мире станет больше добрых дел, счастливых людей, красивых городов? Не в этом ли заключён и великий смысл древнего мифа о строительстве города Фивы, камни которого двигались музыкой? И хотя происходило такое явление вопреки законам физики, но уж никак не вопреки з а к о н а м   к р а с о т ы. Их смысл состоит в нерасторжимом единстве лучших стремлений человека — к добру, правде, бескорыстию, воплощённых в слове, звуке, краске или камне. А не являются ли эти законы самыми прекрасными из всех законов, способных править людьми?
Вопросы и задания
1.Можно ли считать, что только произведения искусства построены по законам красоты? Назови какие-либо явления или предметы окружающего мира, созданные по этим законам. При подготовке задания используй возможности сети Интернет.
2.Как ты думаешь, почему присутствие музыки необходимо в таких видах искусства, как, например, театр или кино? Приведи примеры, подчёркивающие роль музыки в этих видах искусства.
3.Чем созвучны образы музыки Т. Альбинони и произведений живописи, представленные на с. 145?
4.Как средства музыкальной выразительности участвуют в создании музыкального образа Адажио Альбинони?
5.Среди средств музыкальной выразительности назови те, которые можно встретить не только в музыке, но и в окружающем мире, а также те, которые являются принадлежностью только музыки. Выполни задание в дневнике.                                                                                                                                                                                       § 29. Подводим итоги (обсуждение с учителем)
В этом учебнике мы ставили много вопросов. Среди них был главный: в чём сила музыки? В том ли она, что музыка возникает как отклик на разнообразные явления жизни, правдиво и убедительно рассказывая нам о них?
Отчасти так: ведь любое дело, любая профессия становятся более интересными и привлекательными, более понятными множеству людей, если о них слагаются хорошие песни или музыкальные пьесы.
Но никакое искусство — и музыка в том числе — никогда не являлось лишь простым отражением жизни. В противном случае было бы невозможно говорить о вечности искусства, ведь оно исчезало бы из памяти, как исчезает всё преходящее, временное.
Бах, например, был церковным органистом, но его музыка до сих пор нужна людям совсем не потому, что она возникла в результате его деятельности, а потому, что она значительна сама по себе. В ней есть то — и это чувствует каждый, кто знаком с баховскими произведениями, — что неизмеримо выше всех обстоятельств её создания, что никак не может быть объяснено как отражение неких реальных событий.
Интересы изменчивы, ведь и человеческая жизнь текуча и подвижна. Не только эпохи уносят с собой обычаи и взгляды, но даже одна человеческая жизнь непрерывно меняется. Порой то, что казалось важным в детстве, не представляет никакого интереса в последующие годы.
Но что-то остаётся неизменным!
Из такого сочетания временного и вечного складываются человеческая история, жизнь, судьба. Этот единый поток преходящего и нетленного издавна был темой многих художественных произведений.
Португальский поэт Ферна́ндо Песоа́ так сказал об этом в своём стихотворении:
Умирают деревья — семена их уносит ветер.
Засыхают цветы — а пыльца всё равно бессмертна.
Реки в море текут — а вода пребывает с ними.
Ухожу, оставаясь, — как всё в этом мире.   

























  





                                                                                                                                                                                                        В. Поленов. Призраки Эллады
И часто бывает, что мы забываем какие-то внешние события или происшествия, однако помним свои чувства, свои душевные движения, которые им сопутствовали. Скрытыми и тайными путями воздействуют на нас прочитанные книги, услышанная музыка, которые, подобно пережитым потрясениям, навсегда остаются в нашей духовной памяти.
Кто может сказать, что, взрослея, он перешагнул через сказки и песни своего детства? Ведь это означало бы отказ от самого себя, от своих истоков, где родной дом, природа, сказки Пушкина, музыка Чайковского, песни мамины или бабушкины — всё, что навсегда слилось в неповторимую симфонию детства.
Музыка никуда не уходит.
Она с нами — старинная и новая, детская и взрослая, она, подобно нашей памяти, всё вмещает и всё помнит. Слушая её, мы испытываем чудо подлинных открытий: узнаём, какими были древние за́мки и как сверкала гладь морей Античности, перед нами предстают величественные готические соборы и улочки старой Вены. И наша жизнь начинает казаться совсем другой — не той торопливой, полной проблем и тягот, а причастной к вечно движущемуся потоку человеческих судеб и стремлений.
Удивительно при этом, что мы оказываемся способны не просто воспринимать или наблюдать чудесные образы, которые несёт нам музыка, но по-настоящему любить их, чувствовать близкими себе, не считаясь ни с историческими, ни с национальными границами.
И всё же, открывая для себя мир музыки, мы одновременно узнаём и то, что она полна тайн, что непросто обнаруживает она свои богатства. Это верно, что музыка — общечеловеческий язык, но как порой трудно его понимать! Вот почему понимание музыки требует труда, ведь почти ничто в мире не даётся человеку просто, без усилий. Может быть, только самая простая музыка воспринимается непосредственно, но ведь с годами возникает потребность в чём-то большем, чем нехитрые мелодии и ритмы. Поэтому необходимо больше узнавать об истории музыкальных сочинений, их содержании и жанровом разнообразии, наконец, о средствах музыкальной выразительности.
Не случайно ритм и мелодия, гармония и фактура, тембры и динамика получили такое название — средства выразительности. Они выразительны, потому что способны многое выразить, ведь у музыки нет слов и нет красок, она воздействует только своим звучанием. И звучание это не сплошное: в нём различимы биение ритмов и движение фактуры, красочность тембров и парение мелодии. Выделение этих средств из потока музыкального звучания не искусственное разделение музыки на «элементы», не та «алгебра», о которой писал Пушкин в маленькой трагедии «Моцарт и Сальери», а необходимый шаг приобщения к музыке, приобщения осознанного и уважительного.
Пусть вас не смущает, что «язык человеческих чувств» может быть рассмотрен сквозь призму его составляющих: ведь музыка, чтобы воздействовать эмоционально, должна быть безупречно организована — не случайно в разделе о ритме говорилось об уподоблении музыки математике. Такая организация отличает любое без исключения настоящее произведение музыки — даже если оно является совсем несложным. Это знают все исполнители и относятся к авторскому замыслу выдающихся произведений необыкновенно бережно. Может быть, они имеют своё собственное, глубоко личное прочтение, но никогда не разрушающее гармоничного единства авторского сочинения.
Сама музыка учит гармонии. Каждый, кто причастен к ней, независимо от того, чем ему приходится заниматься в жизни, уже не способен ни к каким бездушным делам. И когда мы видим безобразные улицы, дома или предметы, то, наверное, правы, если связываем их ущербный облик с какой-то недостаточностью в восприятии мира у тех, кто их создавал. И наоборот, когда что-то радует наш глаз, мы с благодарностью храним в памяти имена создателей этой красоты. Мы и сами становимся лучше, когда мир вокруг нас прекрасен и гармоничен.
Ибо подобное воздействует на подобное: зло умножает зло, а красота создаёт красоту. В этом — извечная мудрость мира, в котором было создано всё: солнце — для света, огонь — для тепла, музыка — для утверждения светлых, высоких начал в человеке. И она делает это — делает по мере сил с тех давних пор, как впервые явилась в нашем мире.
Задание
Порассуждай на одну из следующих тем:
«В чём сила музыки?»;
«Музыка воспитывает в человеке доброе и светлое»;
«В чём причина долговечности искусства?».
При ответе можно использовать материалы как данного параграфа, так и всего учебника. Кроме этого, допускается привлечение материалов из сети Интернет.       


 




Комментариев нет:

Отправить комментарий