среда, 14 ноября 2018 г.

Зачем в школе изучают искусство

Музыка как методика развития ребенка

https://www.kanal-o.ru/parents/10519

Пытаясь выбрать лучшую среди множества методик воспитания детей, мы порой забываем про самые простые способы развивать их способности и таланты. Например, про музыку. Классическую или современную — не так важно, главное — слушать ее вместе. О том, какое влияние музыка оказывает на мозг и почему слушать ее не только приятно, но и полезно, «О!» рассказали психологи Анна Скавитина и Мария Куленкова.
Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»
Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»
Мария Куленкова, детский аналитический психолог
Мария Куленкова, детский аналитический психолог
О влиянии и значении музыкального воспитания на развитие ребенка говорят сотни лет, начиная с Аристотеля: «Когда мы слышим музыку, наша душа меняется». Современные исследования демонстрируют совершенно невероятные вещи. Вот один из удивительных фактов: дети выражают предпочтение музыке, которую они слышали, находясь в утробе матери.
Исследования показывают, что прослушивание музыки во время беременности, начиная примерно с пятого месяца, способствует созданию у ребенка дополнительных нейронных связей, используемых для обработки мыслей и информации. Музыка, особенно спокойные классические произведения, стимулирует альфа-волны мозга, что создает ощущение покоя.
Активное прослушивание музыки влияет в дальнейшем на языковые и литературные способности, пространственное мышление и координацию. Современные нейробиологи говорят: если вы хотите, чтобы мозг вашего ребенка активно развивался, накопите денег на десять лет занятий музыкой. Стараясь сделать как лучше, в порыве дать своему ребенку максимум возможного с рождения, родители с младенчества приобщают детей к классической музыке, сложным полифоническим произведениям, вручают музыкальные инструменты с обязанностями их освоить, удовлетворяя тем самым собственные амбиции, а не развивая мозг ребенка.

Как же использовать музыку для развития?

Наша речь музыкальна по своей природе. Тембр, ритм, темп, интонация, ударение, сила звука, динамика характеризуют и речь, и музыку, объединяя их общими закономерностями. К двум месяцам младенец уже усваивает все возможные тембры, присутствующие в человеческой речи. Постарайтесь с самого рождения дать ребенку возможность услышать разные голоса: мамы, папы, бабушки, дедушки, подражайте мышке, птичке, медведю. Пищите и говорите басом. Прослушивание фоновой музыки — процесс пассивный. Он может успокаивать, особенно если поставите мелодии, знакомые ребенку с внутриутробного периода, но не развивать. Простые песни, потешки, детские стихи, колыбельные, прибаутки, пестушки, озвученные и окрашенные эмоциями взрослого — вот что в младенческом и раннем возрасте наилучшим образом активизирует развитие ребенка, его мышление, внимание, восприятие и память. Классическая музыка хороша как вишенка на торте. Лишь на пару минут малыш может сосредоточиться на прослушивании произведений классиков для детей.
Слушая музыку с ребенком дошкольного возраста, важно обращать внимание на ее характер, образность. Какая она? Грустная или веселая, быстрая или медленная, какие образы рождает у вас и вашего ребенка, с каким цветом ассоциируется? Можно попробовать вместе пофантазировать, что хотел рассказать композитор, что чувствовал, когда создавал произведение. Мы развиваем воображение, мышление, представление ребенка об эмоциях и чувствах других людей — эмпатию и сочувствие. Даем ему еще один инструмент символического выражения себя и отражения собственных чувств — язык музыки.
Познакомьте ребенка с простыми музыкальными инструментами: бубном, барабаном, маракасами, колокольчиками, ксилофоном. Изобретайте музыкальные инструменты из того, что есть под рукой. Организуйте совместную игру на всем, что попалось под руку. Учите двигаться в такт музыке, танцуйте вместе. Пойте… любые истории из жизни! Напевайте песенки, когда ребенок просыпается или ложится спать, играйте с детьми в музыкальные игры. Например, надо ответить на вопросы «да», «нет», «не знаю» с помощью любого музыкального инструмента. Попробуйте «Угадай мелодию» или «Назови песню». Вставляйте «неправильные» слова в знакомые ребенку композиции, чтобы он вас исправил: «Жил-был у бабушки серенький КОТИК». Придумывайте новые слова к знакомой мелодии.
Когда приобщение к музыке происходит через давление, навязывание, чрезмерные усилия, даже с самыми благими намерениями, а не через игру и удовольствие, когда желание заниматься музыкой идет не от ребенка, а от родительского желания «причинить добро» и вложиться в мозг подрастающего поколения, польза от музыкального воспитания нивелируется психологическими травмами и эмоциональными нарушениями.
Если вы любите музыку, разбираетесь в ней, интересуетесь жизнью и творчеством композиторов или музыкальных групп, историей музыки, сами периодически ходите на концерты или играете на музыкальных инструментах и с удовольствием показываете эту часть окружающего мира детям, будьте уверены в позитивном вкладе музыки в развитие и воспитание своих детей. Приятно, когда ребенок начинает со временем разделять ваши музыкальные предпочтения. Вовсе не обязательно выращивать будущего музыканта, родителям важно помочь ребенку найти еще один источник радости и удовольствия в жизни: хорошую музыку.
Фото: Rohappy/fotoliza/Shutterstock.com

Анна Скавитина
Психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»

Мария Куленкова
детский аналитический психолог.






Не только польза, но и удовольствие: как слушать классическую музыку с ребёнком


О том, что слушать классическую музыку полезно, знает каждая мама. Музыка помогает укреплять нейронные связи, развивает мозг, положительно влияет на пространственное мышление и координацию. Но как быть, если Глинка, Прокофьев и Чайковский совсем не вызывают интереса у ребёнка? Своими секретами с «О!» делится детский психолог Светлана Пятницкая.
Светлана Пятницкая, дошкольный педагог, детский и перинатальный психолог, автор образовательных программ для детей дошкольного возраста
Светлана Пятницкая, дошкольный педагог, детский и перинатальный психолог, автор образовательных программ для детей дошкольного возраста
Если вы никогда не слушали вместе с ребёнком классическую музыку, необходимо продвигаться в этом направлении маленькими шагами, например, начните с этих пяти вопросов.

Кто такой композитор и как он пишет музыку?

Для начала важно познакомить ребёнка со словом «композитор» и его значением. Композитор — человек, который пишет музыку. Каких композиторов мы знаем? Попробуйте перечислить. Не менее важно понять, как композитор пишет музыку? Ответ на этот вопрос очень простой: с помощью нот. Как мы пишем слова из букв алфавита, так и в нотном стане есть специальные знаки музыкального письма. Постарайтесь найти возможность показать ребёнку, как выглядят ноты.
Так же, как писатель пишет свои сказки и рассказы для детей с помощью слов, композитор пишет музыкальные произведения — песню, вальс, польку, симфонию — с помощью нот. Разные музыканты на разных инструментах исполняют музыкальные произведения композиторов. Дайте послушать «Марш» С. Прокофьева, «Вальс» А. Глазунова, «Детскую польку» М. Глинки, чтобы ребёнок услышал различие в жанрах.

О чём это произведение и как музыканты его исполняют?

Полезно задуматься о том, что нам хотел рассказать автор в своём произведении. После прослушивания какого-либо отрывка поделитесь с малышом своими впечатлениями, поинтересуйтесь, какие впечатления остались у ребёнка. Музыка может нам рассказать разнообразные увлекательные истории из окружающего мира. Но, в отличие от сказок и рассказов, в музыке мы слышим звуки. Для извлечения звуков люди придумали различные музыкальные инструменты — предметы, из которых человек может извлекать всевозможные звуки. Какие музыкальные инструменты знает ваш малыш? А вы? Гитара и балалайка, арфа, скрипка и контрабас, труба и флейта, барабан и бубен, гармонь и фортепиано — лишь некоторые из них. Рассмотрите с ребёнком картинки с изображением музыкальных инструментов. Слушая произведения, потренируйтесь на слух понимать, какой инструмент звучит, выделяя его из потока мелодии.
Полезная игра
Игра «Музыкальный домик» обязательно понравится детям. На ширме «постройте» трёхэтажный домик, обозначьте место для трёх квартир на каждом этаже. Затем спрячьтесь за ширму и поочерёдно извлекайте звуки из разных музыкальных инструментов. После прослушивания ребёнок должен отгадать, какой инструмент только что звучал. На столике рядом разложите картинки с изображением музыкальных инструментов: бубна, флейты, барабана, ксилофона и т. д. Пусть малыш выберет и прикрепит к свободной «квартире» карточку, решая, где живут барабанщики, а где — флейтисты. Если вы играете в большой компании, то остальные дети могут согласиться или не согласиться с решением, аргументируя выбор. Во время подготовки к такой игре важно дать послушать звуки инструмента с открытыми и закрытыми глазами.

Чем звуки отличаются от музыки?

Попробуйте донести мысль о том, что отдельные звуки сами по себе ничего не означают. Если мы просто стучим по клавишам фортепиано или барабаним палочками без дела — это что? А вот если композитор собирает все звуки вместе и объединяет их в мелодию, тогда звуки могут рассказать нам о каком-либо случае, приключении, событии. Музыкальные звуки отличаются от тех, что мы проговариваем. Они могут быть отрывистыми, протяжными, нежными и суровыми, весёлыми и грустными, могут принимать разнообразную форму, рассказать нам множество историй, напомнить чей-то грозный рык, убаюкать плавностью мелодии… Такие сравнения отлично развивают фантазию и воображение ребёнка.
Послушайте отрывки из пьес «Болезнь куклы» и балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского — и вы убедитесь в этом сами. Не торопитесь говорить, как называются произведения. Предложите ребёнку самостоятельно придумать им название. Музыка способна раскрывать человеческие чувства: гнев, радость, тревогу, ненависть, отчаяние, мечтательность, грусть, беспокойство и многое другое. Она может рисовать нам картины легкого счастья в погожий день, злую стужу, протяжный вой ветра и шум дождя.

О чём может рассказать мелодия?

Самое главное выразительное средство в музыке — мелодия, это её душа и сердце. Мотивы песен, которые мы напеваем, и есть мелодии. Мелодии можно напевать, отстукивать пальцами или палочкой. Звуки в мелодии вливаются друг в друга, таким образом мелодия вьётся, разматываясь, как ниточка у клубка. С помощью мелодии композитор может передать нам своё настроение, мысли и чувства, рассказывает музыкальные истории. Мелодии получаются разными: и воодушевлёнными, и мечтательными, и волнующими, и мужественными, ласковыми и героическими.

С чего начать?

В этом вопросе лучше отталкиваться от интересов ребёнка. Если вы видите отклик и желание слушать мелодии, общайтесь на эту тему раз в две-три недели.
Отличным вариантом для знакомства с классической музыкой может быть цикл П. И. Чайковского«Времена года». Однажды вы можете сказать: «Сегодня я хочу познакомить тебя с выдающимся русским композитором Петром Ильичом Чайковским». Покажите ребёнку его портрет, предложите послушать «Осеннюю песнь». Поинтересуйтесь, понравилась ли ему эта мелодия? Какая эта музыка? Какое настроение в ней передал автор? Да, эта музыка печальная, грустная, даже унылая. А о чём рассказывает эта музыка? Попробуйте взять краски и изобразить это в рисунке. Наступила осень, идёт дождь, листья медленно осыпаются с деревьев, ветер раскидывает их повсюду, вянет и жухнет трава на полях, птицы собираются в стаи и постепенно улетают в тёплые края. Нет-нет, где-то промелькнёт ещё солнечный луч, но он уже не греет, как летом. Животные затихают, ищут себе пристанища. Природа готовится к увяданию. Обсудите, какой месяц изображает «Осенняя песнь» и сколько, по мнению ребёнка, пьес в цикле, если каждая из них посвящена одному месяцу в году. Предложите послушать эту пьесу ещё раз и подумать, почему автор дал ей название «Осенняя песнь». Если вы не будете ставить под сомнения предположения и идеи ребёнка, он всё чаще будет давать волю своему воображению, охотно делиться картинами, которые возникают в его голове.
Когда вы прослушаете произведения всего альбома, можно предлагать прослушивать фрагменты, задавая вопросы: «Какое произведение сейчас звучит?», «Какое из них тебе нравится больше всего?», «Чем тебе нравится именно эта пьеса, какой отклик в душе вызывает?» Подберите под каждую пьесу несколько пейзажей и предложите ребёнку выбрать из них тот, который больше всего подходит для передачи характера этой мелодии. Если вы любите длительные прогулки, можно создавать фотографии отдельных моментов характерных изменений в природе того или иного месяца, а затем собирать их в ролик, накладывая мелодию одноименного месяца из цикла.
Всегда отталкивайтесь от интересов ребёнка, и тогда любое занятие будет приносить вам не только пользу, но и удовольствие.
Читайте также:
Фото: Nina Buday, George Rudy/Shutterstock.com
Светлана Пятницкая
Дошкольный педагог, детский и перинатальный психолог, автор образовательных программ для детей дошкольного возраста



Зачем в школе искусство

        Раньше творческая деятельность в школах носила довольно ограниченный характер. 
Конечно, регулярно устраивалась концерты своими силами, школьная самодеятельность, 
пение, пляски и даже КВН. 
Но вот как дисциплина, искусствоведение появилось в школах относительно недавно. 
Да и то, не во всех школах. Из предметов, на которых изучают прикладное искусство, вечно было 
рисование и музыка.  
Сейчас ситуация начинает меняться. Во многих школах уже преподают танец, игру на струнных 
инструментах, пение (частные занятия, а не «музыка» — всем классом), прикладные ремесла, резьба 
по дереву и прочее. И это — однозначно хорошо.
       Зачем же нужно изучать в школе искусство? 
Всем известное определение искусства как своеобразной, авторской формы отображения окружающей 
действительностей, немного ставит в тупик тех, кто слышит его впервые. Ведь, поначалу кажется, 
что в картинах импрессионистов мало чего есть от реальности, в пении – мало чего от звуков бытовой речи. 
Тем не менее, так оно и есть. Искусство – форма жизни, просто преображенная, 
порой донельзя, внутренним взором художника.
     Говорят, будто левое полушарие отвечает за логику и точные науки, а правое полушарие — 
за творческую деятельность. Может, оно и так, но это не означает, что в левой части мозга  
сконцентрировано все правильно, логичное, процесс мысли вообще, а   в правой части — 
одни лишь голые эмоции, пустой экстаз творца. 
Нет, регулярные занятия творческой деятельность развивают оба полушария сразу, 
учат и мыслить, и излагать, и анализировать имеющееся, и придумывать свое. Ведь нет настоящего 
искусства, в котором правит балом одна лишь экспрессия без участия мысли  
и своей, пускай и необычно, но логики. Так, уроки творчества учат развивают мозг ребенка всесторонне, 
делают из него гармоничную личность.
Помимо этого, занятия искусством  делают натуру человека более чувствительно, тонкой –  следственно, 
более способной переживать хорошие и добрые чувства, порой недоступные человеку плохо 
образованному. Уроки рисования, музыки, танца необыкновенно способствуют сплочению коллектива, 
ведь занятия общим, интересным делом всегда имеют такой эффект.

Дополнительно:

Значение обучения рисованию в общеобразовательной школе  Первые упоминания о роли обучения рисованию в школах мы находим...
Кинематограф в системе образования Есть такой предмет, как искусствоведение. 
И, хотя ему и отводят...
Компьютеризация в школе Нужная, несомненно, вещь. 
Несмотря на то зло, которое приносит интернет...

Значение обучения рисованию в общеобразовательной школе


Дополнительно:

Ребёнок и рисование Наверное, в каждом ребёнке с рождения
 живёт художник, только со...
Первые упоминания о роли обучения рисованию 
в школах мы находим...
Атеизм в школе Ни для кого не секрет, что в последнее 
время влияние...
Подготовка дошкольника к обучению в школе это очень 
важный процесс...
Почему появилось искусство

Возникновение искусства относят к палеолиту и 
связывают с зарождением Homo sapiens и стремлением
человека познать окружающий мир. 
Известный русский психолог Л. Выготский писал: 

"Искусство первоначально возникает как 
сильнейшее орудие в борьбе за существование».
Почему появилось искусство


Подробнее: http://www.kakprosto.ru/kak-91196-pochemu-poyavilos-iskusstvo#ixzz3O3nneyGX

Почему необходимо искусство

В широком смысле искусство означает искушенность, 
мастерство, творческое самовыражение в том, где 
можно достичь совершенных результатов. В более 
узком смысле это творчество, следующее законам 
красоты. Произведения искусства, даже созданные 
по этим законам, остаются реальными свидетельствами 
человеческой, национально-исторической и общественной 
жизни своего времени.
Почему необходимо искусство


Подробнее: http://www.kakprosto.ru/kak-88559-pochemu-neobhodimo-iskusstvo#ixzz3O3oNhi27

И ещё:

ЗАЧЕМ НУЖНО ИСКУССТВО

Комментариев нет:

Отправить комментарий