воскресенье, 2 апреля 2017 г.

Музыка 5 кл 4 четверть

«Музыкальная живопись» сказок и былин

§ 26. Волшебная красочность музыкальных сказок

Роль сказки в музыке очень велика. Облик сказочных героев, лесные, подводные и горные сказочные пейзажи и царства, птицы и животные — всё богатство волшебного мира получило своё музыкальное выражение. Благодаря музыке можно узнать, что в сказке все звуки особенные, волшебные. Необычно шуршат падающие снежинки, и золотые рыбки пляшут в воде по-особенному, и лесное озеро не простое, а волшебное.
Причудливый и фантастический мир сказок по-разному находил своё выражение в музыке. Сказка могла стать основой сюжета оперы, балета или инструментального сочинения.
Великим сказочником в музыке по праву считается русский композитор Н. Римский-Корсаков.

Он написал семь сказочных опер: «Снегурочка», «Ночь перед Рождеством», «Садко», «Сказка о царе Салтане», «Кащей Бессмертный», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Золотой петушок».
Один из примеров сказочной музыки — «Пляска златопёрых и сереброчешуйных рыбок» из оперы «Садко».
 Уже в самом названии этого фрагмента видна изобразительность и живописность музыкального замысла.
Композитор воспроизводит не просто весёлую пляску рыбок, резвящихся в подводном царстве. Он воспроизводит своеобразный танец красок и бликов — золотых, серебряных, сверкающих, изменчивых.
Н. Римский-Корсаков. «Пляска златопёрых и сереброчешуйных рыбок». Из оперы «Садко». Фрагмент 

 Золотая рыбка 
 Ручей 

 Морская царевна
Б. Анисфельд. Три эскиза костюмов к опере Н. Римского-Корсакова «Садко»
Многие известные и любимые сказки обогатились музыкальными звучаниями. Мы услышали, под какую мелодию танцевала Маша в «Щелкунчике». Услышали не только музыку самого танца, но всего празднично убранного зала — ёлки, новогодних игрушек, снежинок за окном.
П. Чайковский, как добрый волшебник, только прикоснулся к сказке — и она сразу ожила, наполнилась очарованием новогоднего праздника.
Но ведь даже и на сказочном празднике всё происходит по-настоящему. Герои «Щелкунчика» совершают подвиги, поддерживают друг друга в минуты испытаний. Наградой становится тёплое и глубокое чувство, которое рождается между девочкой Машей и Щелкунчиком, превратившимся в конце сказки из уродливой куклы в прекрасного принца. Поэтому и в музыке мы слышим не только сказочные звуки, но и выражение живой человеческой любви.
  
П. Чайковский. Па-де-де. Из балета «Щелкунчик». Фрагмент

А теперь давайте споём по сказки! Про то, что всё будет ХОРОШО!

 «Добрые сказки" 
1.Добрый и ясный, 
Самый прекрасный 
Мир, где живут без забот. 
Солнечным светом 
Сердце согрето -  
Сказка нас в гости зовёт. 
 
В мир приключений 
Без исключений 
Двери открыты для всех. 
Если сумеешь - 
В сказку поверишь, 
Ждут тебя радость и смех. 
 
Припев:   
А за окошком весёлый 
месяц май 
Строит нам глазки, 
И мы хотим танцевать, 
И мы хотим рисовать - 
Дайте нам краски. 
Мы верим 
в светлые сны, и встретим 
день Мы без опаски, 
И не страшна нам беда, Ведь будут с нами всегда 
Добрые сказки. 
 
2.В сказке чудесной  
Добрая песня 
У горизонта слышна. 
Птицей весенней, 
Флейтой волшебной 
К нам прилетает она. 
 
Припев. Проигрыш. 
 
3.Пусть гонит тучи 
Ветер колючий, 
Только мы знаем одно: 
Что б ни случилось 
Добрые силы 
Зло победят всё равно. 
 
Припев


Вопросы
1.Какими средствами передаётся красочность образа в «Пляске златопёрых и сереброчешуйных рыбок» Н. Римского-Корсакова?
2.Что, кроме новогоднего волшебства, звучит в музыке П. Чайковского «Щелкунчик»?
Домашнее задание:
1. Давайте начнём с творческой части, споём и снимем видео этой песни. Есть Тик-Ток, есть телефоны.
Ответы присылать в Дневник или в VK (группа "МУЗЫКА 81") 
Здесь минус https://x-minus.me/track/42186/добрые-сказки-2
  ИЛИ:
2 вариант задания - онлайн -тест. Номер теста: 677860216
Пройти тест вы сможете на сайте videouroki.net, выполнив 2 шага:
  1. В разделе “Тесты” нажать синюю кнопку “Пройти тест”
  2. Ввести номер теста и выполнить его
  3. Результаты вы сможете увидеть в личном кабинете в разделе "Мои тесты"
Также можно пройти тест по ссылке: https://videouroki.net/tests/677860216/
Ответы формируются автоматически, мне присылать не нужно, я их вижу.

§ 27. Сказочные герои в музыке
Одному из самых фантастических и красочных сказочных образов — Жар-птице — посвящён балет И. Стравинского.
(1882 - 1971)
Русский композитор. Гражданин Франции и США. Один из крупней-ших представителей мировой музыкальной культуры XX века. 
      Жар-птица неслыханно прекрасна. Её оперение сияет всеми мыслимыми цветами и оттенками, буквально ослепляет. Но пейзаж, в котором она является, — безмолвное причудливое Кащеево царство, нарисованное как будто неземными, «потусторонними» красками. Это ярко передано в декорации А. Головина, приведённой ниже.
Музыка «Кащеева царства» ещё больше усиливает впечатление фантастической красочности. В оркестре как будто слышны голоса волшебника и беснующихся ведьм и гномов.
А. Головин. Кащеево царство. Эскиз декорации
И.Стравинский. «Заколдован-ный сад Кащея». Из балета «Жар-птица». Фрагмент
Л. Бакст. Два эскиза костюмов Жар-птицы

С. Мамотин. Кащей
Кащей Бессмертный
То, какую роль играла сказочная тема в искусстве, можно увидеть ещё в одном музыкальном произведении — фортепианном цикле М. Мусоргского «Картинки с выставки».
Это произведение представляет целую галерею излюбленных русским искусством тем: сказочной, фантастической, богатырской... Каждая пьеса цикла — это настоящая картина-образ, меткая, яркая, достоверная.
Баба-Яга — популярный персонаж русских волшебных сказок. Старая злобная колдунья с устрашающим обликом — хромая, горбатая, Баба-Яга живёт в глухом лесу, в избушке на курьих ножках.
В пьесе Мусоргского изображён полёт Бабы-Яги в ступе — полёт шумный, дикий, «с треском и посвистом».
В музыке слышно, как оживает ночной колдовской лес. Особенно в середине пьесы, когда музыка как бы затихает, можно различить голоса сказочных обитателей. Лес наполняют шорохи: трещат сучья, оживают пни, скрипят ветви. И над всеми этими таинственными звуками слышен свист летящей ступы Бабы-Яги.

М. Мусоргский. «Избушка на курьих ножках (Баба-Яга)». Фрагмент
Вопросы
1.Каким в музыке И. Стравинского предстаёт фантастический мир Кащеева царства? Звучание какого инструмента придаёт этой музыке волшебный колорит?
2.Какие картины представляются тебе в музыке пьесы «Избушка на курьих ножках (Баба-Яга)» М. Мусоргского?
3.В чём проявляется в этой пьесе контраст между крайними разделами и серединой?
Номер теста: 176357070
Пройти тест вы сможете на сайте videouroki.net, выполнив 2 шага:
  1. В разделе “Тесты” нажать синюю кнопку “Пройти тест”
  2. Ввести номер теста и выполнить его
  3. Результаты вы сможете увидеть в личном кабинете в разделе "Мои тесты"
Также можно пройти тест по ссылке:



§ 28. Тема богатырей в музыке
«Никому зла не причинял, ничего силой не отнимал, не досаждал, не укорял, не бесчинствовал, но всех любил и в чести держал, и веселился с вами, с вами же и горе переносил» — эти слова русского полководца Дмитрия Донского мог бы сказать о себе любой русский богатырь.
Дух богатырских былин пронизывает всё русское искусство. В них художники видели истоки национального характера, защиту и надежду Русской земли. Богатыри — истинно могучий русский характер, который по-своему воплотился в образах Ивана Сусанина, пушкинского Руслана, князя Игоря...
Слушая музыку Второй — «Богатырской» — симфонии А. Бородина, мысленно представляешь образ Древней Руси, её бескрайние степи, богатырские заставы — весь образ далёких веков. 

Но не только история «звучит» в музыке Бородина. Она, как писал известный музыкант Б. Асафьев, «возбуждает ощущение силы, бодрости, света; в ней могучее дыхание, размах, ширь, простор; в ней гармоничное здоровое чувство жизни, радость от сознания, что живёшь».  
И. Билибин. Илья Муромец и Соловей-разбойник
В. Васнецов. Богатыри
Былинная богатырская тема присутствует и в цикле Мусоргского «Картинки с выставки» — в пьесе «Богатырские ворота».
А. Бородин. Вторая («Богатырская») симфония. I часть. Фрагмент

Её музыка отличается праздничной торжественностью, передающей мощный облик киевских «Богатырских ворот» и одновременно — силы, величия, таланта и душевной красоты русского народа.
М. Мусоргский. «Богатырские ворота (В стольном городе во Киеве)». Из цикла «Картинки с выставки». Фрагмент
Так в музыкальном творчестве находит своё выражение главное, что определяет характер любого народа. Это — глубокая любовь к жизни, богатая фантазия, чуткое отношение к красоте, патриотизм и недюжинная сила — не разбойная, не варварская, а мудрая и правая.
«Святая Русь не пуста стоит, на Святой Руси есть сильны, могучи богатыри» — эти слова Ильи Муромца звучат как девиз всего русского богатырства.
Сказки, легенды, предания, былины из века в век передают потомкам богатый опыт народа. Добро и зло, сила и немощь, реальность и вымысел в своей бесконечной веренице художественных воплощений образуют могучий поток вечных тем, которые называются великим словом «традиция».

«Богатырская сила» 
То не грозное небо хмурится,  
 Не сверкают в степи клинки,  
 Это батюшки Ильи Муромца  
 Вышли биться ученики.  
 
 За победу их ветры молятся,  
 Ждут их тернии и венцы,  
 Разгулялися добры молодцы,  
 Распотешились молодцы.  
 
 Эх, да, надо нам жить красиво,  
 Эх, да, надо нам жить раздольно,  
 Богатырская наша сила,  
 Сила духа и сила воли.  
 
 Богатырское наше правило -  
 Надо другу в беде помочь,  
 Отстоять в борьбе дело правое,  
 Силой силушку превозмочь.  
 
 Эх, да, надо нам жить красиво,  
 Эх, да , надо нам жить раздольно,  
 Богатырская наша сила,  
 Сила духа и сила воли.  
 
 Эх, да, надо нам жить красиво,  
 Эх, да, надо нам жить раздольно,  
 Богатырская наша сила,  
 Сила духа и сила воли.




Вопросы и задания
1.Какие черты богатырского характера объединяют изображение богатырей на картине В. Васнецова «Богатыри» с богатырской темой в музыке Второй симфонии А. Бородина и «Богатырскими воротами» М. Мусоргского?
2.Почему, когда композиторы обращаются к сказочным и былинным сюжетам, в их музыке возрастает изобразительность?
3.В «Дневнике музыкальных наблюдений» нарисуй свой любимый персонаж из музыкальной сказки.

Музыка в произведениях изобразительного искусства
Изобразительное искусство в его наивысшем совершенстве должно стать музыкой.
К. Ф. Шинкель
§ 29. Что такое музыкальность в живописи
Многие художники нередко признавались в стремлении к музыкальности своих произведений.
Караваджо. Лютнист
А. Аппиани. Парнас
Т. Ромбо. Песня
Э. Дега. Оркестр Оперы
Что же такое — «музыкальность в живописи»? Изображения музыкальных инструментов, музицирующих людей, портреты композиторов или что-то более сложное, глубинное?
С самых древних времён до нас дошли изображения певцов и музыкантов, играющих на лире, лютне, скрипке, гитаре. С появлением новых музыкальных инструментов были созданы и новые изображения, отражающие изменения, происходящие в самой музыке.
При всей правдивости таких музыкальных сюжетов они всё же не сообщают живописи каких-либо качеств музыкальности.
М. Пепейн. Придворный бал
Это — просто её темы, существующие наряду с другими темами. А темы сами по себе, без участия мастерства, таланта художника не определяют ни характера, ни настроения произведения. Они лишь позволяют судить об инструментах разных эпох, о связи музыки с жизнью и бытом, о праздниках, о роли музыки в жизни людей.
Вопросы и задания
1.Можно ли считать, что музыкальность картины зависит от изображения на ней музыкальных инструментов?
2.Внимательно рассмотри представленные картины и попробуй определить, какие темы запечатлены на них, с чем они связаны, что выражают.
3.Какой из репродукций созвучна музыка Ф. Торре «Данца альта»? В чём ты видишь сходство музыкального и живописного произведений искусства?
4.Приведи другие примеры живописных произведений, связанных с изображением музыкальных инструментов. О чём рассказывают их сюжеты? При подготовке задания используй возможности сети Интернет.




§ 30. «Хорошая живопись — это музыка, это мелодия»
Другая частая тема у художников — изображения музыкантов.
Рассматривая портреты композиторов, мы отмечаем глубокую одухотворённость их облика — как, например, на картине Э. Делакруа «Портрет Шопена». Не внешние черты лица, не подробности физического облика великого музыканта, а внутреннее состояние его духа, затаённая сила творческой энергии более всего передают замысел произведения.
Э. Делакруа. Портрет Шопена
Такими же предстают перед нами и изображения композиторов на портретах И. Репина. В каждом из них сквозь внешние черты проступает неповторимый внутренний мир великих музыкантов.
И. Репин. Михаил Иванович Глинка в период сочинения оперы «Руслан и Людмила»
И. Репин. Портрет А. П. Бородина
Вот портрет М. Глинки в период создания «Руслана и Людмилы». Именно о нём В. Стасов сказал, что это не просто портрет, а «целая историческая картина». В этих словах подчёркивается та огромная роль, какую сыграл великий композитор — основоположник русской классической музыки.
И. Репин. Портрет композитора Модеста Петровича Мусоргского
Вот портрет М. Мусоргского, созданный незадолго до смерти композитора. Как выразительно удалось художнику запечатлеть колоссальную личность этого величайшего из русских музыкантов, как всего за несколько сеансов он постиг и воплотил в своём творении огненную, глубокую душу великого человека.
Известно, что И. Репин дружил со многими русскими музыкантами. Может быть, с этим связано такое глубокое проникновение в сущность характера каждого из них, которое мы чувствуем на его портретах.
Когда в 1887 году внезапно скончался композитор А. Бородин, И. Репин, потрясённый его смертью, приступил к созданию посмертного портрета. Он написал композитора во весь рост, стоящим у белой колонны зала Дворянского собрания.
Музыкальны ли рассматриваемые портреты?
В. Серов. Портрет актрисы М. Н. Ермоловой
М. Нестеров. Портрет скульптора В. И. Мухиной
Да, безусловно, но эта музыкальность связана вовсе не с тем, что на картинах изображены музыканты, а прежде всего с сущностью изображений.
Взгляните на портреты великих мастеров искусства — М. Ермоловой и В. Мухиной. Оба они по-своему выразительны, жизненны; оба направлены на раскрытие внутренней красоты изображаемых личностей.
При внешней сдержанности изображения эти портреты полны огромной творческой силы. Она угадывается в выражении лиц, глаз, характерности поз. И если говорить о музыкальности выдающихся портретов, то, наверное, следует ещё раз сказать, что не изображения музыкантов роднят изобразительное искусство и музыку. Они сходятся в другом — в воплощении высокого и  творческого начал личности.
И. Айвазовский. Наполеон на острове Святой Елены
Именно этим человеческим качествам созвучна музыка Первого фортепианного концерта П. Чайковского. Торжественность и мощь произведения великого композитора звучат как гимн силе человеческого духа.
П. Чайковский. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. I часть. Фрагмент
Как это ни удивительно, но столь же выразительные по музыкальности картины не были связаны с музыкальной темой.
Глубоко поэтичная картина И. Левитана «Вечерний звон» наполнена звучанием колоколов, разлитым в вечернем воздухе подобно краскам летнего заката (см. репродукцию на с. 61).
Также наполнены звуками морские пейзажи И. Айвазовского, в которых не только образ моря, но его настроение, мощный гул создают своеобразную музыкальную стихию.
Итак, мы видим, что музыкальность часто присутствует в произведениях изобразительного искусства. Это не просто изображения музыкальных инструментов, портреты композиторов, картины природы. Музыкальность живописных произведений следует видеть в общем характеренастроении картины, в её неповторимой поэтичности. Может быть, в этом смысле особенно понятными становятся слова из эпиграфа — в своём наивысшем совершенстве ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО должно стать МУЗЫКОЙ.
Вопросы
1.К каким музыкальным темам чаще всего обращались художники?
2.В каком смысле можно говорить о музыкальности в портретных изображениях?
3.Как может проявлять себя музыкальность в картинах, не связанных с музыкальной темой?

Домашнее задание:
- Прочитать конспект
-Просмотреть видео.
- Ответить письменно на вопросы.


Тест 8
Какие из приведённых словосочетаний свидетельствуют о безусловном 
присутствии музыкальности в живописи?
№ 1
  • изображение музыкантов
  • изображение музыкальных инструментов
  • поэтичность образа
  • музыкальность настроения



§ 31. Подводим итоги
Завершая чтение учебника, давайте ещё раз вспомним главное, о чём шла речь на его страницах.
Мы говорили о музыке, но не только о ней самой, а о богатой истории её взаимоотношений с другими видами искусства, в содружестве с которыми она зарождалась, росла, крепла и постигала мир.
Даже в наши дни, когда музыка стала очень самостоятельным и развитым искусством, она продолжает своё благородное содружество со словом и стихом, она полна красок и образов. Точно так же и поэзия, и живопись по-своему передают музыку окружающего мира, потому что искусство стремится к полноте каждого своего высказывания.
Мы неоднократно говорили о метафоричностисравнений, возникающей при «переводе» с языка одного искусства на язык другого. Колорит и краска в музыке, музыкальность живописи, напевность и мелодичность стиха — это лишь малая часть метафор, передающих глубокое взаимодействие видов искусства. «Мир полон соответствий», — писал поэт Александр Блок, и мы снова и снова убеждаемся в этом.
Но искусства преобразуют и обогащают не только друг друга. Многие учёные замечали, что с развитием литературы обогащается и повседневный язык людей, речь становится более осмысленной, более выразительной.
Попробуйте сравнить, как разговаривает много читающий человек, как убедительны его рассуждения, чиста и красива речь без пустых слов-сорняков. И как порой убог язык невежественного человека, какой малой долей самых примитивных слов обходится он для выражения своих мыслей. Иногда о таких людях говорят: немыслим такой язык в стране, где жили Пушкин и Толстой. Но в том-то и дело, что к Пушкину и Толстому такие люди не имеют никакого отношения. Ничего не прочтя, не осмыслив, не полюбив, никогда не приобщишься к миру культуры.
Таким же облагораживающим воздействием обладают и музыка, и живопись. Они развивают не только художественный вкус, но влияют на весь стиль общения, стиль жизни. Музыкально развитый человек едва ли грубо закричит на ребёнка, устроит шумный и безобразный скандал.
Что-то происходит с человеком, начавшим свой долгий путь общения с искусством. Он не только больше узнаёт — он вообще становится другим: более доброжелательным, культурным, интеллигентным. Академик Д. Лихачёв очень верно заметил, что можно изобразить всё — даже умным можно притвориться, но лишь интеллигентность не поддаётся подражанию, если её нет в человеке.
А ведь интеллигентность — это не объём знаний и тем более не профессия, это иной образ жизни. По-своему интеллигентным может быть и человек, всю жизнь проживший в глухой деревушке, незнакомый с шедеврами мирового искусства, зато выросший среди народных песен, сказок, преданий, воспринявший всю прелесть родной земли. Такая интеллигентность сродни мудрости: она даёт особое знание о жизни, о людях, учит милосердию и терпению.
Любовь к красоте противостоит разрушению. Человек, который любит окружающий мир, не причинит ему зла: не сломает без надобности дерево, не вытопчет цветы, не ударит животное. Ведь боль любого живого существа неизбежно нарушит безмятежность и его собственной жизни. В ней станет меньше душевного спокойствия, меньше красоты, а значит, и радости. А возможна ли полноценная жизнь без радости?
Искусство всегда призывало видеть, ценить, беречь красоту — и, как ничто другое, умело подарить людям радость, праздник души. Искусство одним из первых ещё в древние времена предупреждало человека об опасности пренебрежительного отношения к тому, что кажется второстепенным. Вспомните, даже в детских сказках — как, например, «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» — невнимание к печке, яблоне, речке могло обернуться гибелью героев. Внимание, уважение ко всему без исключения, что есть в мире, — вот одна из нравственных целей искусства.
Вы будете расти и взрослеть, будете открывать для себя новые произведения, читать новые книги. И с приобретением опыта вы снова и снова будете убеждаться, как в жизни всё взаимосвязано, как тысячами незримых нитей соединяются вещи, поступки, судьбы людей. А значит, нельзя причинить вред чему-то одному, не нанеся вреда всему остальному. Как дерево связано корнями с почвой, так прошлое нерасторжимо связано с настоящим и будущим, и так же люди, рождённые на одной земле, в главном похожи друг на друга. А поэтому ИСКУССТВО, создаваемое ими, может быть близко и понятно всем: оно рассказывает обо всёмоно ОБЩЕЧЕЛОВЕЧНО.

Словарь-справочник
А
Аккомпанеме́нт (от французского — сопровождать) — музыкальное сопровождение певцу или инструменталисту.
Аранжи́ровать — переложить (обработать) музыкальное произведение для другого состава исполнителей (певцов, инструменталистов).
Ахма́това Анна Андреевна (1889—1966) — русский поэт.
Б
Балла́да (от латинского — танцую) — в Средние века — танцевальная песня в народном духе. В XIX веке — произведение фантастического или драматического характера.
Бодле́р Шарль (1821—1867) — французский поэт и критик.
В
Виртуо́з — тот, кто в совершенстве владеет техникой своего искусства. Виртуозная (музыка) — музыка, требующая от исполнителя высшей степени мастерства.
Г
Ге́рдер Иоганн Готфрид (1744—1803) — немецкий философ, писатель, эстетик, богослов.
Гимн — торжественная песня. Существуют гимны государственные, революционные, религиозные, в честь какого-либо исторического события или героя.
Гоме́р — легендарный древнегреческий поэт.
Ж
Жанеке́н Клеман (ок. 1472 — ок. 1559) — французский композитор. Крупнейший мастер многоголосной песни.
Жа́нры (музыкальные) — виды музыкальных произведений. В широком смысле слово жанрприменяют к крупным разновидностям музыки: оперный жанр, балетный жанр, симфонический жанр, песенный жанр... В более узком смысле это слово используют для уточнения характера крупных жанров: комическая опера, лирическая опера, опера-трагедия...
З
Заболо́цкий Николай Алексеевич (1903—1958) — русский поэт.
Звукоподража́ние — условное воспроизведение звуков природы с помощью речи (например, ку-куква-ква), музыки.
И
Импрессиони́зм (от французского — впечатление) — направление в искусстве, возникшее во Франции в 70-х годах XIX века. Зародилось во французской живописи и получило название по картине К. Моне «Впечатление. Восход солнца» (см. с. 152).
Наиболее выдающиеся художники-импрессионисты — Э. Мане́, К. Моне́, К. Писсарро́, О. Ренуа́р, Э. Дега́, В. Ван Гог. В своих картинах (в основном пейзажах) они стремились выразить изменчивую игру света, тончайшие цветовые оттенки, передать свои мимолётные впечатления.
Композиторы-импрессионисты — К. Дебюсси́ и М. Раве́ль — унаследовали от художников стремление передать тончайшие настроения, изменчивость игры света, показать различные цветовые оттенки. Их музыкальные произведения отличаются особой красочностью и колористичностью.
Инструмента́льное произведе́ние — музыкальное произведение, написанное для определённого инструмента (например, фортепиано, скрипки, арфы...).
Иоа́нн Златоу́ст (ок. 350—407) — архиепископ Константинополя. В Византии и на Руси был идеалом проповедника. В своих проповедях утверждал добро, справедливость, милосердие.
К
Канта́та (от итальянского — петь) — крупное музыкальное произведение, предназначенное для певцов-солистов, хора и симфонического оркестра.
Ку́кольник Нестор Васильевич (1809—1868) — русский поэт и драматург.
Кульмина́ция — высшая точка напряжения в музыкальном произведении, момент, в который эмоциональное состояние достигает наибольшего накала.
М
Мача́до-и-Руи́с Антонио (1875—1939) — испанский поэт.
Миниатю́ра — небольшое произведение искусства.
Мю́ллер Вильгельм (1794—1827) — немецкий поэт.
Н
Наги́бин Юрий Маркович (1920—1994) — русский писатель.
О
О́да (от греческого — песня) — вокальное или вокально-инструментальное произведение хвалебного, торжественного характера.
Опере́тта (от итальянского — маленькая опера) — музыкально-сценическое произведение комедийного характера. Сочетает в себе вокальную и инструментальную музыку, танец и разговорный диалог.
Орато́рия — крупное музыкальное произведение для певцов-солистов, хора и симфонического оркестра. Предназначается не для сценического, а для концертного исполнения. Оратория имеет сходные черты с кантатой, но в отличие от неё обладает более крупным размером, эпическим, драматическим характером.
П
Передви́жники — русские художники, объединившиеся в 1870 году под руководством И. Крамско́го и организовавшие Товарищество передвижных художественных выставок. В своих картинах они отражали героические стороны отечественной истории, богатство и величие родной природы, красоту народного быта, мужество и силу русского характера.
Наиболее выдающиеся художники-передвижники — И. Крамско́й, А. Куи́нджи, И. Левита́н, И. Ре́пин, А. Савра́сов, В. Су́риков, И. Ши́шкин.
Песнопе́ние — религиозная песня.
С
Со́ло (от итальянского — один) — музыкальное произведение, предназначенное для одного исполнителя.
Т
Турге́нев Иван Сергеевич (1818—1883) — русский писатель.
Ц
Цикл (от греческого — круг) — несколько самостоятельных произведений, связанных общей темой, замыслом, содержанием (цикл стихотворений, музыкальный цикл).
Ч
Челе́ста (от итальянского — небесный) — ударно-клавишный инструмент в виде небольшого пианино с металлическими пластинами вместо струн. Челеста отличается нежным серебристым звуком, напоминающим звучание колокольчиков.
Ш
Ши́нкель Карл Фридрих (1781—1841) — немецкий архитектор.
Э
Эле́гия (от греческого — жалобная песнь) — вокальная или инструментальная музыкальная пьеса задумчивого, печального, скорбного характера.
Этю́д (от французского — изучение) — инструментальная пьеса, предназначенная для усовершенствования технического мастерства исполнителя. У крупных композиторов — Ф. Шопе́на, Ф. Ли́ста, С. Рахма́нинова — этюд стал высокохудожественным произведением. С. Рахма́нинов создал цикл виртуозных этюдов-картин для фортепиано, в которых огромную роль играет изобразительность. Эти пьесы «рисуют» различные сказочные образы, образы природы (например, «Метель», «Моросняк», «Красная Шапочка», «Ярмарка» и т. д.).

Список литературы
1.Андерсен X. К. Сказки. — М.: Детская литература, 1987.
2.Баснер В. Е. На всю оставшуюся жизнь: песни в сопровождении фортепиано. — СПб.: Композитор, 2001.
3.Браун Н. Л. Избранное. В 2 т. Т. 1. — М.: Художественная литература, 1972.
4.Глинка М. И. Жаворонок: для высокого голоса в сопровождении фортепиано: сл. Н. Кукольника. — М.: Музыка, 1990.
5.Гоголь Н. В. Собрание сочинений. В 9 т. Т. 1. — М.: Русская книга, 1994.
6.Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина: альбом. — М.: Изобразительное искусство, 1988.
7.Дебюсси К. Романсы. — М.: Музыка, 1986.
8.Детская: вокальный цикл: для голоса в сопровождении фортепиано. — М.: Музыка, 2005.
9.Есенин С. А. Полное собрание сочинений. В 7 т. Т. 1. — М.: Наука; Голос, 1995—2002.
10.И. И. Шишкин: альбом / авт.-сост. И. Н. Шувалова. — Л.: Художник РСФСР, 1990.
11.Иван Билибин / авт.-сост. С. В. Голынец. — Л.: Аврора, 1988.
12.История мирового искусства. — М.: БММ АО, 1998.
13.Коломийцев В. П. Тексты песен Ф. Шуберта. — Л., 1933.
14.Котов В. Т., Такташова Л. Е. Государственный музей палехского искусства. — М.: Изобразительное искусство, 1990.
15.Лебедев А. В., Солодовников А. В. В. В. Стасов. — М.: Искусство, 1982.
16.Маршак С. Я. Собрание сочинений. В 8 т. Т. 2. — М.: Художественная литература, 1968.
17.Мифы народов мира: энциклопедия. В 2 т. Т. 2. — М.: Российская энциклопедия, 1994.
18.Нагибин Ю. М. Остров любви: рассказы и повести. — М.: Молодая гвардия, 1977.
19.Осмёркин. Размышления об искусстве. Письма. Критика. Воспоминания современников / сост. и общ. ред. А. Ю. Никича. — М.: Советский художник, 1981.
20.Петров В. Исаак Ильич Левитан. — СПб.: Художник России, 1992.
21.Пожарская М. Н. Русские сезоны в Париже: эскизы декораций и костюмов 1908—1929. — М.: Искусство, 1988.
22.Пушкин А. С. Сочинения. В 3 т. Т. 1, 2. — М.: Художественная литература, 1985.
23.Родная природа: стихи русских поэтов. — М.: Детская литература, 1982.
24.Русская поэзия XVIII—XIX веков: хрестоматия. — СПб.: Искусство-СПб, 2006.
25.Русский балет и его звезды / под ред. Е. Суриц. — М.: Большая Российская энциклопедия; Борнмут: Паркстоун, 1998.
26.Сент-Экзюпери А. де. Избранное. — Л.: Лениздат, 1977.
27.Символизм в России. — СПб.: Palace Edition, 1996.
28.Суриков И. З. Стихотворения. — М.: Советская Россия, 1985.
29.Тургенев И. С. Собрание сочинений. В 12 т. Т. 3. — М.: Наука, 1979.
30.Французская живопись второй половины XIX — начала XX века: Государственный Эрмитаж: альбом. — Л.: Аврора, 1988.
31.Шедевры мировой живописи в музеях СССР: альбом. — М.: Изобразительное искусство, 1963.
В издании использованы иллюстрации со следующих интернет-ресурсов:
http://www.art-catalog.ru
http://www.bibliotekar.ru
http://fotki.yandex.ru
http://www.liveinternet.ru
http://www.proza.ru
http://www.ria.ru


Тема урока: «Образы природы в творчестве музыкантов. Пейзаж в музыке».
Цель урока: сформировать у учащихся понимания своеобразия изобразительных свойств музыкальной ткани.
Проблема: Может ли музыка писать пейзажи?
Музыкальный материал: П. Чайковский «Апрель. Подснежник» (из фортепианного цикл «Времена года»); И. Стравинский «Поцелуй земли»; "Волшебная флейта" (из балета «Весна священная»); Жанекен Клеман "Пение птиц".
«Художники берут предметом своих картин внешнее окружение человека. Однако во всех художественных произведениях ядро их содержания составляют не предметы, живость и душа субъективного подхода и выполнения. Чувство художника, отображающееся в его произведении и доставляющее не только простую копию внешних объектов, но и раскрывающее вместе с тем себя и свой внутренний мир» (Г. В. Гегель).





Союз музыки и изобразительного искусства вызывает большой интерес, по сравнению с союзом музыки и литературы. Попробуем определить - почему? Давайте посмотрим, как «живут» эти искусства.
МУЗЫКА
ЖИВОПИСЬ
Слышимое;
Живёт во времени;
Устремлено к отображению внутреннего мира
Зримое;
Неподвижно, статично;
Обращено к внешнему отображению окружения человека и его чувств, переживаний

ВЫВОД: Музыка и живопись изображают мир человека, раскрывают явления и человеческое к ним отношение. Поэтому музыка и живопись – друзья.



2  урок
Тема урока: «Музыкальные краски» в произведениях композиторов-импрессионистов
Цели и задачи
Познакомиться с новым понятием – «импрессионизм», отличие импрессионизма от традиционного искусства; понимать характерные стилевые особенности музыкального импрессионизма; называть основных выдающихся представителей импрессионизма в области живописи и музыки.
Что означают «музыкальные краски» в пьесе «Игра воды» М. Равеля и в оркестровом ноктюрне К. Дебюсси «Облака».
Музыкальный материал:
М. Равель. Игра воды. Фрагмент (слушание); К. Дебюсси. Облака. Из симфонического цикла «Ноктюрны». Фрагмент (слушание). Песенный репертуар: Ты река ли моя. Русская народная песня. Обработка А. Лядова (пение).
Художественный материал: Живопись К. Моне Река в Аржантёе , «Впечатление. Восходящее солнце»;П. Сезанн. Гора Святой Виктории; В. Ван Гог. Море в Сен-Мари., “Хижины”.


Во второй половине 19 века в европейском искусстве появляется направление «Импрессионизм».
Чтобы познакомиться ближе с этим понятием, мы совершим путешествие в Париж 1874 г. В этом году в Париже произошло событие, которое надолго заставило говорить о себе - выставка молодых художников – импрессионистов, где были выставлены необычные картины. Одна из них - работа К. Моне “Впечатление. Восходящее солнце” (impression – с французского «впечатление»). Критик Леруа в своём сатирическом отчёте иронически повторил это слово по отношению к участникам выставки: Эдгару Дега, Полю Гогену, Эдуарду Мане … 
Отсюда и пошло это название, сначала как бранная кличка, а затем определение целого течения, которое было увековечено в истории культуры.
Более полувека художников преследовали, не давая им выставиться и не покупая их работы.
Посмотрите внимательно, что необычного в этих картинах? Чем их работы отличались от работ других художников?
 - Есть различия в написании картин? Чем они отличаются? Что особенного в них? Что можно сказать о цвете?
Ученики высказывают свое мнение по поводу увиденного –новые цвета, необычная манера письма, как бы расплывчатость…
 Публика была шокирована. Чем? Подбор красок, расплывчатость, внимание к фактуре мазков, а ля-прима, т. е. «пишу быстро, мгновенно» - красота мига, новая живописная техника письма, работали на открытом воздухе – они полностью обновили живописный язык . Во всём окружающем находили красоту и жизнеутверждающее начало. 
Импрессионизм - это живопись впечатлений, моментов. «Вы, может быть, не любите эту живопись, но вы ее полюбите” - так очертил путь импрессионизма сам Мане еще в 1877 г.
Идеи импрессионизма в живописи в 90-е годы овладели умами композиторов. Говоря об импрессионизме в музыке, имеют ввиду «живописные» моменты – красочность тембров, гармонии, особое внимание к динамике, звуковых красок, способных передавать оттенки одного и того же цвета.
Одними из ярких представителей этого направления - французские композиторы Клод Дебюсси и Морис Равель.  Они также стремились передавать свои впечатления от окружающего их мира.
И не случайно, так например, Клод Дебюсси назвал свою симфоническую сюиту «Ноктюрнами» (в переводе с французского «ночной»), перелистывая альбом художника Тёрнера, где художник передал разнообразные оттенки облачного неба.
Сюита открывается оркестровой пьесой «Облака». Звучит произведение К. Дебюсси “Облака». Эта музыка - воплощение стихии воздуха, высокого неба. Как сказал композитор: ««Облака»- это картина неподвижного неба с медленно проходящими облаками, уплывающими в серой агонии…». Однако в этом однообразии много красок, оттенков.
 - Каков характер музыки? Какие чувства вложил композитор в музыку?
Какая из представленных картин по наблюдению близка этому произведению? Почему?
Прослушаем фортепианную пьесу 
В явно слышны переливы искрящихся на солнце струй, как смех речного бога сливается со смехом быстрой воды. Угадывается очарование солнечного лета, сверкание солнечных бликов…
Задание. Из предложенных картин по слайдам ( где отмечены номерами ), вперемежку репродукции импрессионистов и традиционных художников, отобрать работы импрессионистов(назвав номера слайдов).
Исполнение песни - «Ты река ли моя». Русская народная песня. Обработка А. Лядова (пение). Отработка вокально- певческих навыков.

Итог урока.
У.: Перечислите, с какими новыми понятиями вы познакомились?
- О какой музыке мы узнали сегодня?
- Назовите “ключевые слова”.
- Что вы узнали об особенностях письма импрессионистов?


Д/З : Изучение конспекта, запись главного, прослушивание и заучивание муз. произведений.











Волшебная красочность музыкальных сказок


Ссылка на виртуальный урок






6 детских задачек по культуре, ответ на которые должен знать каждый ребенок






Тема урока : «Тема богатырей в музыке»
Цель: создать представление об образе богатыря, показав его в творчестве композиторов, художников, писателей; развить чувство патриотизма у учащихся; познакомиться с музыкой А. Бородина.
А.П. БОРОДИН РУССКИЙ КОМПОЗИТОР ПРЕДСТАВИТЕЛЬ «МОГУЧЕЙ КУЧКИ» УЧЕНЫЙ-ХИМИК АВТОР




Богатырь – 1. Герой русских былин, совершающий воинские подвиги. 2. перен. Человек очень большой силы, стойкости, отваги. Богатырские былины. Богатырское сложение (крепкое телосложение). Богатырский рост (очень высокий). Богатырский сон (очень крепкий).
Творческая работа:
 1 ряд – изобразить в цветовой гамме мелодию «Богатырской» симфонии А. Бородина 
2 ряд – составить словесное описание картины, которую «рисует» музыка, используя стихотворные строки 
3 ряд – подобрать зрительный ряд репродукций, соответствующих звучанию «Богатырской» симфонии А. Бородина

Вопросы и задания:
 Какие черты богатырского характера объединяют изображение богатырей на картине В. Васнецова «Богатыри» с богатырской темой в музыке Второй симфонии А. Бородина и «Богатырскими воротами» М. Мусоргского? 

Вывод


Музыка обладает изобразительностью. Мы с помощью внутреннего зрения можем представить то, о чем нам рассказывает композитор. Очень важно вслушиваться в музыку. Богатырская тема с давних пор звучала в русском искусстве. Мы часто встречаемся с ней в народном творчестве, литературе, музыке, живописи, театре, кино. С древних времен со всех концов на Русь наступали враги, пытаясь завладеть нашими землями, богатствами, поработить наш народ. Образ богатыря и родился в русском искусстве как образ могучего защитника Родины.


«Богатырская сила» 
То не грозное небо хмурится,  
 Не сверкают в степи клинки,  
 Это батюшки Ильи Муромца  
 Вышли биться ученики.  
 
 За победу их ветры молятся,  
 Ждут их тернии и венцы,  
 Разгулялися добры молодцы,  
 Распотешились молодцы.  
 
 Эх, да, надо нам жить красиво,  
 Эх, да, надо нам жить раздольно,  
 Богатырская наша сила,  
 Сила духа и сила воли.  
 
 Богатырское наше правило -  
 Надо другу в беде помочь,  
 Отстоять в борьбе дело правое,  
 Силой силушку превозмочь.  
 
 Эх, да, надо нам жить красиво,  
 Эх, да , надо нам жить раздольно,  
 Богатырская наша сила,  
 Сила духа и сила воли.  
 
 Эх, да, надо нам жить красиво,  
 Эх, да, надо нам жить раздольно,  
 Богатырская наша сила,  
 Сила духа и сила воли.

Комментариев нет:

Отправить комментарий