четверг, 12 октября 2017 г.

МУЗЫКА 6 КЛАСС 2 - 3 ЧЕТВЕРТЬ


II четверть

"КАК СОЗДАЁТСЯ МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ"

Урок 10
Тема: Единство музыкального произведения
Цели урока:
Ø Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.
Ø Развивать внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру.
Ø Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.
Ø Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства.
Музыкальный материал урока:
Ø Я. Дубравин, стихи В.Суслова. Всюду музыка живёт.

  I.            Работа по теме урока.
Музыкальный материал, то есть мелодия, гармония и ритм, безусловно, неисчерпаем. Пройдут миллионы лет, и если музыка в нашем смысле будет ещё существовать, то те же семь основных тонов нашей гаммы, в их мелодических и гармонических комбинациях, оживляемые ритмом, будут всё ещё служить источником новых музыкальных мыслей.
П. Чайковский

Музыкальное произведение, как и произведение любого другого искусства, представляет собой единство содержания и формы.
Под содержанием понимаются художественно отраженные в произведении явления и процессы действительности, их характер, мысли, чувства, устремления людей. Под музыкальной формой в широком смысле слова понимается целостная, организованная система музыкальных средств, примененная для воплощения содержания произведения. Иначе говоря, все жанровые средства, все мелодические, ритмические, гармонические обороты, модуляции, тембры, динамические оттенки, типы фактуры, пропорции частей, организованные в данном произведении в единую систему средств для передачи содержания произведения, образуют его форму. 
Ведущую роль в единстве содержания и формы играет содержание.
Понятие «музыкальная форма» применяется также и в более тесном смысле слова – в смысле общего композиционного плана произведения, то есть соотношения его частей.
 Вопрос: «В какой форме написано это сочинение?» – имеется  ввиду именно отнесение формы произведения к одному из исторически сложившихся типов композиционного плана (сонатная форма, вариационная форма, форма рондо, сложная трехчастная форма и т.д.). Эти типы композиционного плана (композиционной структуры) и называют «музыкальными формами».
Вокально-хоровая работа.
«Всюду музыка живёт»
1. Едва только ветер подует с реки -
К нам музыка в окна стучится.
Ведут перекличку трамваев звонки,
Чирикает первая птица.
Это чудо, это чудо!
Это музыка повсюду!
Прилетает ниоткуда
И играет и поёт.
На концерте соловьином,
В дальнем крике журавлином,
Даже в писке комарином
Всюду музыка живёт.
2.Весёлая музыка в доме моём
Со скрипкой дружна и фаготом,
И если вы спросите, как мы живём,
Ответим - живём, как по нотам.
Это чудо, это чудо!
Это музыка повсюду!
Прилетает ниоткуда
И играет и поёт.
На концерте соловьином,
В дальнем крике журавлином,
Даже в писке комарином
Всюду музыка живёт.
3. Нам с нею легко на параде шагать
И что-нибудь делать не скучно.
А если захочется нам помечтать,
То с нами она неразлучна.
Это чудо, это чудо!
Это музыка повсюду!
Прилетает ниоткуда
И играет и поёт.
На концерте соловьином,
В дальнем крике журавлином,
Даже в писке комарином
Всюду музыка живёт.
4.Привет тебе, ветра весёлый гопак!
Привет тебе, дождик звенящий!
Нельзя без друзей нам на свете никак,
А музыка - друг настоящий.
Это чудо, это чудо!
Это музыка повсюду!
Прилетает ниоткуда
И играет и поёт.
На концерте соловьином,
В дальнем крике журавлином,
Даже в писке комарином
Всюду музыка живёт.
Это чудо, это чудо!
Это музыка повсюду!
Прилетает ниоткуда
И играет и поёт.
На концерте соловьином,
В дальнем крике журавлином,
Даже в писке комарином
Всюду музыка живёт.



   Детские Всюду музыка живёт(минус)


Русская народная хороводная песня
http://www.pojelanie.ru/zastol/pesni/rn/9.php 1.Во поле береза стояла,
Во поле кудрявая стояла,
Люли, люли стояла. (2 р.)

2.Некому березу заломати,
Некому кудряву заломати,
Люли, люли, заломати. (2 р.)

3.Как пойду я в лес, погуляю,
Белую березу заломаю.
Люли, люли, заломаю. (2 р.)

4.Срежу с березы три пруточка,
Сделаю себе я три гудочка.
Люли, люли, три гудочка. (2 р.).



      I.            Итог урока.
Музыкальное произведение, как и произведение любого другого искусства, представляет собой единство содержания и формы.

   II.            Домашнее задание.
Изучить конспект, выучить определения и исполнять песни.


Урок 11
Ритм


В ритме есть нечто волшебное;
он заставляет нас верить, что
возвышенное принадлежит нам.

И. В. Гёте

Тема: Ритм. «Вначале был ритм»
Цели урока:
Ø Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.
Ø Развивать внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру.
Ø Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.
Ø Развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве.
Ø Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства.
Ø Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке).
Музыкальный материал урока:
Ø И. Штраус. Сказки Венского леса. Фрагмент;
Ø Ф.Шопен. Мазурка си-бемоль мажор, соч. 7 № 1. Фрагмент (слушание).
Ø Ф. Шопен. Полонез ля мажор, соч. 40 № 1. Фрагмент (слушание).
Ø М. Дунаевский, стихи Н. Олева. Непогода. Из телефильма «Мери Поппинс, до свидания» (слушание). 

В ритме есть нечто волшебное; он заставляет нас верить, что волшебное принадлежит нам.
И. В. Гёте

РИТМ
Греческое слово «rythmos» означает мерное течение. Термин этот - не только музыкальный. В нашей жизни все подчинено определенному ритму - и наступление времен года, и смена дня и ночи, и биение сердца. Очень трудно дать этому понятию четкое определение. Недаром Маяковский сказал о стихотворном ритме так: «Ритм – это основная сила, основная энергия стиха. Объяснить его нельзя».
Музыкальный ритм – это чередование и соотношение различных музыкальных длительностей и акцентов. Ритм – яркое выразительное средство. Часто именно он определяет характер и даже жанр музыки. Благодаря ритму мы можем, например, отличить марш от вальса, мазурку от польки. Для каждого из этих жанров характерны определенные ритмические фигуры, которые повторяются в течение всего произведения.
Очень большую роль ритм играет в джазовой музыке. Группа ударных инструментов джаз-ансамбля часто восхищает любителей этого вида музыкального искусства виртуозными ритмическими импровизациями.
Ритм обнаруживает себя повсюду в окружающем мире. Ритмично чередуются времена года, месяцы, недели, дни и ночи. Ритмичны человеческое дыхание и биение сердца. Ритмичны архитектурные сооружения, дворцы и дома с их симметрично расположенными окнами, колоннами и лепными украшениями.
Всё это говорит о том, что ритм является одной из первооснов жизни: он присутствует в живой и неживой природе, мы его слышим и видим – в шуме морского прибоя, в узоре на крыльях бабочки, в срезе любого дерева, любого сучка.


Сказки венского леса" (нем. G’schichten aus dem Wienerwald, op. 325, 1868) -  наряду с вальсом "На берегу прекрасного голубого Дуная" одно из самых известных творений Иоганна Штрауса.
Иоганн Штраус - сын. (25 октября 1825 — 3 июня 1899) Великий австрийский композитор, дирижёр.
Этого человека по праву называют Король вальсов.  Ведь самые красивейшие вальсы в мире пожалуй принадлежат его перу.  

Штраус написал очень большое количество произведений, среди них 168 вальсов, 117 полек, 73 кадрили, 43 марша, 31 мазурки, 15 оперетт, комическая опера и балет. Он сотворил с танцевальной  музыкой то, что позднее Джордж Гершвин сделал с джазом, а именно вознес до симфонических  вершин. 
Установил рекорд, дирижируя сразу 1000 музыкантами одновременно.  Выдающийся мастер дирижёрского искусства, Штраус одновременно был виртуозным скрипачом и совмещал эти дарования в своих концертных выступлениях
Важно не перепутать Штраусов – отца и сына например, ведь оба они композиторы, и оба Иоганны. А ведь есть еще и братья, самые известные из них Йозеф и Эдуард.
Мало того, есть еще один выдающийся немецкий композитор Рихард Штраус, который не имеет отношения к семейству австрийских Штраусов. Одно из его самых известных произведений (Рихарда) - это симфоническая поэма "Так говорил Заратустра". Однако Иоганн Штраус - сын на много превзошел своего отца и братьев Йозефа и Эдуарда. Вальсы Иоганна Штрауса младшего отличаются необычайной легкостью, прозрачностью и светом.  После прослушивания его произведений всегда поднимается настроение, ведь заряд этих произведений, их чувственная линия не надолго заставляют погрузиться в сказку, в мечту, которой так не хватает в реальности нашей жизни. 
Музыка вальса «Сказки Венского леса» вызывает в воображении образы солнечного зеленого леса, который полон эльфов, фей и других сказочных существ. Светит солнце, переливаются паутинки, капли росы вздрагивают от легкого ветра, слышатся трели соловья.
Венский лес (нем. Wienerwald). Огромный лесной массив, полукругом охватывающий  австрийскую столицу Вену. Его живописность в свое время вдохновляла великих художников, таких как Бетховен, Моцарт, Шуберт и многих, многих других. Надо отметить, что Венский лес мог бы и не сохраниться до наших дней, ведь в не легкие для Австрии времена лес был продан, купцу который торговал древесиной, и мог быть вырублен. Его площадь составляет 1200 кв.км. Венский лес всегда являлся местом для отдыха обычных людей, и знатных особ. Славится своими историческими памятниками, памятными местами, живописной местностью. Если ходить его тенистыми тропами, то можно увидеть очень много интересных исторических объектов, красивых пейзажей природы. Сегодня Венский лес привлекает огромное количество туристов со всего мира.


С. Боттичелли. Весна. Фрагмент

     Фредерик Шопен (1810 - 1849) – композитор, исполнитель.

Родился Шопен 22 февраля 1810 года поблизости Варшавы. Еще в детстве в биографии Фредерика Шопена проявились музыкальные способности, в том числе к импровизации. Во время обучения в училище, Шопен много времени посвящал музыкальным занятиям. Он учился у Войцеха Живного, Эльснера.

Выступать со своими произведениями композитор начал с 1829 года. В следующем году он покинул Варшаву, а в 1831 поселился в Париже. Там моментально стал известным, обрел множество поклонников.

Впервые в биографии Шопена заболевание легких остро проявилось в 1837 году. С тех пор он страдал астматическими приступами. В 1848 году знаменитый музыкант поселился в Лондоне, став не только выступать на публике, но и преподавать. Самочувствие Шопена все ухудшалось, а вскоре после возвращения в Париж, он умер. За свою биографию Шопен создал множество произведения для фортепиано, был одним из ярчайших представителей романтизма в музыке.


Вокально-хоровая работа.
Ø М. Дунаевский, стихи Н. Олева. Непогода. Из телефильма «Мери Поппинс, до свидания» (пение).

      I.            Итог урока.
Музыкальный ритм – это чередование и соотношение различных музыкальных длительностей и акцентов. Ритм – яркое выразительное средство.
Вопросы и задания
1.Приведи примеры, где ещё, кроме музыки, проявляет себя ритм.
2.Какое значение придавалось музыкальному ритму в эпоху Античности?
3.В чём заключаются особенности ритма вальса? Расскажи на примере вальса И. Штрауса «Сказки Венского леса».

4.Можно ли говорить о присутствии музыкального ритма на картине С. Боттичелли «Весна»? С ритмом какого музыкального жанра ты бы сравнил ритм этой картины? Почему?

   Домашнее задание.

1. Прочитать конспект. Выписать главное в тетрадь.
2. Послушайте песни с разными ритмами
3. Выучить песню: https://youtu.be/3cPKdu_HdoU

 «Во кузнице»

1.Во ку,во кузнице, 
Во ку, во кузнице, 
Во кузнице молодые кузнецы, 
Во кузнице молодые кузнецы. 
2.Они, они куют, 
Они, они куют, 
Они куют, приговаривают, 
Молотками приколачивают. 
3.Пойдём, пойдём, Дуня, 
Пойдём, пойдём, Дуня, 
Пойдём, Дуня, во лесок, во лесок, 
Сорвём, Дуня, лопушок, лопушок. 
4.Сошьём, сошьём Дуне, 
Сошьём, сошьём Дуне, 
Сошьём Дуне сарафан, сарафан, 
Сошьём Дуне сарафан, сарафан. 
5.Носи, носи, Дуня, 
Носи, носи, Дуня, 
Носи, Дуня, не марай, не марай,  
По праздничкам надевай, надевай. 

Музыка http://x-minus.me/track/68259/во-кузнице



Изменения в природе 
F                        G 
Происходят год от года. 
C                       
Непогода нынче в моде, 
F                  E7 
Непогода, непогода. 
  Am                   
Словно из водопровода 
D 
Льет на нас с небес вода. 
    F               G     C     
Полгода плохая погода. 
    F              G       C 
Полгода - совсем никуда. 
    F           G     C     
Полгода плохая погода. 
   F         E7      Am 
Полгода - совсем никуда. 
 
Припев: 
 
            Dm            G7      C      Am 
Никуда, никуда нельзя укрыться нам. 
                Dm      G7      C     Am 
Но откладывать жизнь никак нельзя. 
             Dm     G7         C     Am 
Никуда, никуда, но знай, что где-то там 
             Dm      E7    Am 
Кто-то ищет тебя среди дождя. 
 
Грома грозные раскаты 
От восхода до заката. 
За грехи людей расплата 
- Непогода, непогода. 
Не ангина, не простуда 
- Посерьезнее беда - 
Полгода плохая погода. 
Полгода - совсем никуда.

Россия
1. Под крыльями двуглавого орла, Рожденная под знаком Водолея, Ты родилась, и свой огонь зажгла, Который нас теплом и светом греет. Я здесь живу и я тобой дышу, Питая силы из твоей стихии. Я о тебе пою, пишу, кричу! Великая, бескрайняя Россия! Припев: Россия - кровь моя и боль. Россия – страсть души и пламя. Россия – мы живем тобой, Укрытые могучими крылами. 2.Восставшая из пепла сотни раз, Ты расправляла крылья и взлетала. И как орлят летать учила нас, А места в твоем небе нам хватало. Страна волшебных, сказочных берез, Душой тебя, а не аршином мерю, Пою тебя, люблю тебя до слез, И всей душой в тебя, как в Бога верю! Припев: Россия - кровь моя и боль. Россия – страсть души и пламя. Россия – мы живем тобой, Укрытые могучими крылами. (х2).
ПЛЮС и МИНУС


§ 10. О чём рассказывает музыкальный ритм
Так же как многообразны музыкальные ритмы, многообразны и музыкальные размеры. Например, размер 3/4, названный нами основным признаком вальса, также является обязательным и для мазурки, и для полонеза, и для болеро! При этом, несмотря на общий размер, эти жанры очень трудно спутать друг с другом.
Обратимся к жанрам мазурки и полонеза.
Мазурка — старинный польский танец, исполняемый в быстром темпе. Он возник в XII веке в крестьянской среде и сопровождался игрой на волынке. Обычно в нём участвовали четыре, восемь или двенадцать пар. Начиная с XIII века мазурка известна как бальный танец не только в Польше, но и во многих европейских странах. Вот как звучит мазурка польского композитора Ф. Шопена.
Ф. Шопен. Мазурка си-бемоль мажор. Фрагмент.
Ритмический рисунок мазурки далёк от размеренной плавности вальса. Он полон острых, угловатых интонаций и резких акцентов.
Ещё один трёхдольный танец — полонез. Он тоже имеет польское происхождение, что видно даже из его названия. По-французски слово polonaise означает «польский», по-итальянски оно так и записывается — polacca, в России было распространено название «польский».
Полонез представляет собой торжественный танец-шествие, поэтому в его трёхдольности слышится не лёгкое кружение вальса, а церемонная поступь придворных дам и их кавалеров — полузабытая картина давно ушедших времён.
Т. Квятковский. Полонез
Интересно, что полонез, как и мазурка, поначалу не являлся бальным танцем. В XVI веке он исполнялся на свадьбах и торжественных церемониях, сопровождаясь пением. Лишь позднее полонез стал придворным и чисто инструментальным танцем — символом польского национального духа.
Вопрос и задание
Что объединяет и что различает мазурку и полонез? Расскажи на примере мазурки си-бемоль мажор и полонеза ля мажор Ф. Шопена.

Обратимся ещё к одному танцу — болеро́.
Трёхдольность этого танца, родившегося в Испании, воплощает характерный стук кастаньет, выражающийся в ритмической звукоподражательности.
Традиции музыки болеро с огромной яркостью воплотил в своём «Болеро» для оркестра М. Равель. Постижение им национального духа испанского танца было столь точным, что имя Равеля — французского композитора — до сих пор связывается с Испанией.
Так, Н. Заболоцкий, посвятивший своё стихотворение «Болеро» замечательному творению французского мастера, намеренно называет Равеля «испанцем». И это звучит как высшая награда!
"Итак, Равель, танцуем болеро!
Для тех, кто музыку не сменит на перо,
Есть в этом мире праздник изначальный —
Напев волынки, скудный и печальный,
И эта пляска медленных крестьян…
Испания! Я вновь тобою пьян!..
Но жив народ, и песнь его жива.
Танцуй, Равель, свой исполинский танец,
Танцуй, Равель! Не унывай, испанец!
Вращай, История, литые жернова,
Будь мельничихой в грозный час прибоя!
О болеро, священный танец боя!
«Испанец» Равель в этом стихотворении Заболоцкого предстаёт как музыкант, сумевший, подобно истинному испанцу, войти в стихию испанских народных ритмов, плениться их завораживающей красотой и поднять скромный крестьянский танец на пьедестал общечеловеческого восхищения.
Вопросы и задания
1.В чём причина столь сильного воздействия музыки «Болеро» М. Равеля? Только ли ритм участвует в создании музыкального образа этого произведения?
2.«Болеро» написано в форме вариаций. Можно ли считать выбор композитором данной формы закономерным? Почему?




Кастаньеты
3.Во время прослушивания обрати внимание на ритмическое подражание звуку кастаньет. Что оно привносит в восприятие музыки?
4.Как ты думаешь, почему из всех музыкальных жанров именно танцы отличаются наибольшей ритмической характерностью?









§ 11. Диалог метра и ритма
Каждое музыкальное произведение обязательно написано в каком-нибудь определённом размере: 2/43/44/4 и т. д. Однако размер редко совпадает с ритмическим рисунком музыки. Ритм обычно намного богаче и разнообразнее простой метрической пульсации (см. с. 48). В сочетании равномерной пульсации метра и постоянной изменчивости ритма, возможно, и заключён секрет завораживающей власти ритма над человеческим сердцем.
Во всём многообразии музыки практически не найдёшь произведения, в котором бы метр и ритм полностью совпадали. Гораздо чаще встречаются произведения, в которых они вступают в диалог, а порой и в спор, где ритм то и дело пытается преодолеть сдерживающую силу метра. В этих случаях ритм становится необыкновенно изобретательным. Он всячески избегает совпадения с метрическими долями, то перенося их с сильной доли на слабую, то прерываясь акцентами и синкопами, как, например, в знаменитом фрагменте из балета 
А. Хачатуря́на «Гаянэ́», получившем название «Танец с саблями».


Своей яркой выразительностью эта музыка во многом обязана именно ритму. Его зажигательность, изменчивость, непредсказуемость сразу же вовлекают слушателя в живое и яркое эмоциональное действие.

Иногда ритм или даже короткий ритмический оборот может стать основой яркого образа всего музыкального произведения. Таково, например, начало Симфонии № 5 Л. Бетховена, которая является очень известным и значительным сочинением. При этом вырастает оно из короткого мотива, состоящего всего из нескольких нот:
Именно об этом мотиве композитор сказал: «Так судьба стучится в дверь» — слова, ставшие в дальнейшем крылатыми. «Мотив судьбы» — с таким названием эти четыре ноты навсегда вошли в историю музыки.
Послушайте фрагмент из I части Симфонии № 5 Л. Бетховена.
Первые такты образуют главную ритмическую интонацию. Удивительная сила мощной музыкальной энергии, заключённая в этих нотах, пронизывает всё развитие произведения — от первых звуков до финала.
Вопросы
1.Согласен ли ты, что в «Танце с саблями» А. Хачатуряна главнейшим средством выразительности является ритм? В чём заключаются его особенности?
2.Как, по-твоему, в музыке А. Хачатуряна взаимодействуют метр и ритм — совпадают, дополняют друг друга или «спорят и борются»?
3.Какую роль играет «мотив судьбы» в Симфонии № 5 Л. Бетховена?








§ 12. От адажио к престо
Стремление музыкального ритма к преодолению «земного притяжения» метрической пульсации — одно из проявлений эмоциональности в музыке. Ведь и у человека пульс бьётся не всегда ровно, он ускоряется или замедляется в зависимости от его переживаний, волнений и тревог.
Если проследить поведение ритма в музыкальном произведении, то обнаружится, что оно не всегда одинаково. Где-то ритм поддерживает спокойное и неторопливое повествование, где-то, наоборот, включается в стремительное движение музыкального потока, где-то нарочито замедляется и даже как будто замирает.
Здесь мы подходим ещё к одному средству ритмической выразительности музыки — её скорости, или темпу.
Музыка за долгие века своего существования научилась движению во множестве темпов — от медленных до самых стремительных. Каждый из музыкальных темпов имеет своё название, обычно на итальянском языке. Так, например:
adagio (ада́жио) означает «медленно»,
andante (анда́нте) — «в темпе шага»,
moderato (модера́то) — «умеренно»,
allegro (алле́гро) — «скоро»,
presto (пре́сто) — «быстро»,
presto prestissimo (пре́сто прести́ссимо) — «в высшей степени быстро».
Рядом с этими названиями могут применяться обозначения усиливающего (molto — мо́льто — «очень») или сдерживающего характера (ma non troppo — ма нон тро́ппо — «но не слишком»).
Музыкальный темп в огромной степени зависит от содержания и характера произведения, от тех настроений и эмоций, которые в нём преобладают. Так, музыка созерцательного, углублённого характера редко имеет быстрый темп. Музыка же весёлого или шуточного характера, наоборот, почти никогда не бывает медленной. Вот почему, даже не зная многих музыкальных произведений, мы можем заранее угадать их темп по тому, что известно об их содержании или жанре.
Например, органные хоральные прелюдии И. С. Баха. Как должны они звучать?
Прежде всего вспомним, что орган был первоначально церковным инструментом и с его звучанием связывались самые светлые и возвышенные образы. Точно так же и хорал возник как церковное песнопение.
Духовная музыка, просветлённая, свободная от суеты мира, представляет собой царство медленных и величественных темпов, то спокойно-отрешённых, то исполненных затаённой горести, но всегда благородно-сдержанных. «Прекрасное должно быть величаво» — эти слова А. Пушкина полностью относятся к данной области музыкального искусства.
Органная хоральная прелюдия И. С. Баха «Я взываю к Тебе, Господи» отличается особой, печальной красотой, свойственной многим произведениям композитора. Мелодия хорала, изложенная в верхнем голосе, столь выразительна, что напоминает пение.
Неторопливый темп в этой прелюдии предстаёт как выражение строгости и собранности, глубокой сосредоточенности музыкальной мысли.
И. С. Бах
Нотный пример 15
И. С. Бах. Органная хоральная прелюдия «Я взываю к Тебе, Господи». Фрагмент
Совсем по-иному звучат в музыке быстрые темпы. Быстрые темпы — это мир живых и радостных эмоций, стремительных танцев, движений, душевных порывов.
Завязалась, закипела,
Всё идёт живей, живей,
Обуяла тарантелла
Всех отвагою своей…
Эй, простору! Шибче, скрипки!
Юность мчится! С ней цветы,
Беззаботные улыбки,
Беззаветные мечты!
М. Кароль. Тарантелла
Эти слова из «Неаполитанской тарантеллы» итальянского композитора Дж. Росси́ни.
Тарантелла — один из самых жизнерадостных и зажигательных народных танцев Италии.
Дж. Россини
Нотный пример 16
Быстрый темп allegro con brio (алле́гро кон бри́о) — «быстро, с жаром» — кажется ещё более стремительным благодаря непрерывному движению трёхдольных ритмических фигур, а также многочисленным подбадривающим возгласам и повторам.
Вопросы и задания
1.Почему органная хоральная прелюдия И. С. Баха «Я взываю к Тебе, Господи» звучит в неторопливом темпе?
2.Представь мысленно, что «Неаполитанская тарантелла» зазвучала бы в медленном темпе. Изменился бы её характер?
3.Назови известные тебе музыкальные произведения, написанные в быстром или медленном темпе. Как ты думаешь, почему эти произведения написаны именно в этих темпах?
4.Запомнил ли ты итальянские обозначения музыкальных темпов? Выполни задание в дневнике.
Как мы уже отмечали, единый темп редко сохраняется на протяжении всего произведения.
Только в маленьких пьесах может быть выдержано одно настроение от начала до конца. Гораздо чаще темп чутко следует поворотам и нюансам музыки, то чуть ускоряясь, то замедляясь.
Более крупные произведения вообще, как правило, строятся по принципу контрастного чередования разделов: быстрые части или фрагменты сменяются медленными. Это помогает более глубоко раскрыть музыкальное содержание и способствует большему вниманию со стороны слушателей.
Давайте вспомним, как звучит хор «Поёт зима — аукает» из кантаты Г. Свиридова «Поэма памяти Сергея Есенина».
Музыкальный темп на протяжении звучания неоднократно меняется, следуя за изменениями сюжета стиха. Но и само стихотворение имеет свою собственную динамику темпа, рассказывая нам о «песнях и плясках» суровой зимы.
Поёт зима — аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далёкую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с рёвом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится всё сильней.
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мёрзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.
В начале стихотворения мы слышим, как звенит мохнатый лес, укачиваемый зимним ветром, затем — как кружит во дворе холодная метелица, наконец, как злится и ревёт вьюга, стуча по ставням.
Усилению злого зимнего образа соответствует нарастание темпа: музыка звучит всё быстрее и быстрее. И лишь на словах «И снится им прекрасная, / В улыбках солнца ясная / Красавица весна» в музыке наступает успокоение, темп становится неторопливым, принося ощущение весеннего тепла и безмятежности.

Мы видим, что из всех искусств только музыка способна показать нам красоту в движении, в развитии. Лишь музыке подвластно выразить это грандиозное непрекращающееся движение — движение звёзд и земли, бурь и успокоений, людских судеб и чувств. Лишь музыка доносит до нас живой ритм давно ушедших времён.
И хотя мы знаем, что музыка никогда не воздействует какой-либо одной своей стороной, выступая всегда в единстве всех выразительных средств, всё же отдадим должное р и т м у. Ведь не случайно выдающийся музыкант Х. фон Бю́лов сказал: «Библия музыканта начинается словами: вначале был ритм».
Вопросы и задания
1.Почему в хоре «Поёт зима — аукает» Г. Свиридова темп многократно изменяется? С чем это связано?
2.Как ты думаешь, могла бы музыка существовать без ритма? Объясни свой ответ.




3 четверть

Мелодия
Мелодия всегда будет самым чистым
выражением человеческой мысли.
Ш. Гуно
§ 13. «Мелодия — душа музыки»
Если ритм присутствует везде — и в природе, и в искусствах, то мелодия всецело принадлежит музыке. Именно с мелодии и начинается музыка как особое искусство.
Первая услышанная, первая пропетая мелодия становится и первой музыкой в жизни человека. В ней есть то, что позволяет нам провести границу между звучаниями природы и той музыкой, в которой выражена человеческая душа. Не случайно П. Чайковский, этот великий создатель мелодий, говорил: «Мелодия — душа музыки». Ибо где, как не в ней — то светлой и радостной, то тревожной и сумрачной, — слышатся нам человеческие надежды, печали, тревоги, раздумья…
Человек нередко сравнивал с мелодией то, что казалось ему наиболее прекрасным в окружающем мире: пение лесной птицы, журчание ручья, а порой и вообще далёкие от звучаний образы: плавно изогнутую линию реки или силуэт далёких гор.
У Пушкина в «Каменном госте» есть такое сравнение: «Из наслаждений жизни одной любви музы́ка уступает; но и любовь мелодия». Великий поэт видит в мелодии вдохновляющую силу, ту силу, которая есть высший предел человеческих чувств.
В отличие от музыкального ритма, способного всё вокруг приводить в движение, мелодия воздействует совсем иначе. Она не требует никаких внешних физических проявлений — ни движений, ни постукиваний в такт. Её восприятие происходит как бы в скрытом плане. Иногда, слушая волнующую мелодию, хочется даже закрыть глаза — ведь переживание музыки относится к самым сокровенным человеческим чувствам.
Чем же объясняется воздействие мелодии?
Может быть, тем, что вначале, задолго до создания музыкальных инструментов, она принадлежала голосу — человеческому голосу, пением выражавшему то, что бессильны были выразить слова?
Послушайте чудесную мелодию «Серенады» Ф. Шуберта — одну из самых проникновенных лирических мелодий, созданных для голоса. Как и любая другая серенада, она поётся ночью в честь возлюбленной.

В мелодии «Серенады» мы угадываем все чувства, которыми живёт сердце возлюбленного в этот ночной час: и нежную грусть, и томление, и надежду на скорую встречу. Наверное, «Серенада» Шуберта — о счастливой любви: наступит день, влюблённые встретятся. И всё же её мелодия открывает нам очень многое — то, чего нет в словах и о чём вообще рассказать очень трудно.
Ф. Шуберт
Нотный пример 17
Ф. Шуберт. «Серенада».
Стихи Л. Рельштаба. Фрагмент
Молодость, возлюбленная, ночная песня, летящая к ней, — вот содержание произведения, в котором перечислено всё, кроме самого главного. Главное же заключено в мелодии, рассказывающей нам о том, как много печали даже в самой счастливой любви и как может быть печален человек даже в своей радости.
И как мечта о счастливом БУДУЩЕМ песня композитора Евгения Крылатова на стихи поэта Юрия Энтина.
"ПРЕКРАСНОЕ ДАЛЁКО"   
В марте 1985 года в дни весенних школьных каникул ЦТ начало показ детского телевизионного фильма «Гостья из будущего».


1. Слышу голос из прекрасного далёка, 
Голос утренний в серебряной росе, 
Слышу голос, и манящая дорога 
Кружит голову, как в детстве карусель. 
ПРИПЕВ:

Прекрасное далёко, не будь ко мне жестоко, 
Не будь ко мне жестоко, жестоко не будь. 
От чистого истока в прекрасное далёко, 
В прекрасное далёко я начинаю путь. 

2. Слышу голос из прекрасного далёка, 
Он зовёт меня в чудесные края, 
Слышу голос, голос спрашивает строго - 
А сегодня что для завтра сделал я. 
ПРИПЕВ:
Прекрасное далёко, не будь ко мне жестоко, Не будь ко мне жестоко, жестоко не будь. От чистого истока в прекрасное далёко, В прекрасное далёко я начинаю путь. 3. Я клянусь, что стану чище и добрее, И в беде не брошу друга никогда, Слышу голос, и спешу на зов скорее По дороге, на которой нет следа.
ПРИПЕВ:
Прекрасное далёко, не будь ко мне жестоко, Не будь ко мне жестоко, жестоко не будь. От чистого истока в прекрасное далёко, В прекрасное далёко я начинаю путь.
Вопросы и задания
1.В чём заключаются главные отличия выразительности мелодии от выразительности ритма?
2.Как ты понимаешь слова П. Чайковского «Мелодия — душа музыки»? Объясни на примере «Серенады» Ф. Шуберта.
3.Какие музыкальные инструменты могли бы исполнить мелодию в «Серенаде» Ф. Шуберта?








§ 14. «Мелодией одной звучат печаль и радость»
Немало на свете и весёлых мелодий, рождённых в минуты радости или в дни праздников. Даже среди серенад — большей частью грустных и задумчивых — можно найти жизнерадостные и подвижные мелодии, полные очарования и оптимизма.
Кому не знакома прелестная и грациозная«Маленькая ночная серенада» В. А. Моцарта, мелодия которой полна света и обаяния праздничной ночи!

В Вене XVIII века было принято устраивать небольшие ночные концерты под окнами того человека, которого хотели отметить вниманием. Разумеется, смысл музыки, исполнявшейся в его честь, был вовсе не лирическим и не сокровенным, как в любовной серенаде, а скорее забавным и чуть озорным. В таком ночном концерте участвовало несколько человек — ведь радость объединяет людей! Для исполнения серенады Моцарта требовался струнный оркестр — собрание виртуозных и выразительных инструментов, так волшебно певших в тишине венской ночи.
Вид Вены во времена Моцарта
Мелодия «Маленькой ночной серенады» пленяет тонкостью и изяществом. В её звуках оживает облик старой Вены, необычайно музыкального города, где днём и ночью можно было услышать чудесную музыку.
Нотный пример 18
В. А. Моцарт. «Маленькая ночная серенада». I часть. Фрагмент
Моцарт в своей венской квартире.Гравюра XIX века
Очарованный светлыми моцартовскими мелодиями, русский певец Ф. Шаляпин так выразил своё отношение к великому композитору: «Идёшь в дом, простой, без лишних украшений, уютный, большие окна, море света, кругом зелень, всё приветливо, и тебя встречает радушный хозяин, усаживает тебя, и так хорошо себя чувствуешь, что не хочешь уходить. Это Моцарт».
В этих искренних словах отражена лишь одна сторона музыки Моцарта — та, что связана с самыми светлыми образами и настроениями. Но, пожалуй, во всей многовековой истории музыки не найдёшь композитора, чьи мелодии были бы только радостными и гармоничными. И это понятно: ведь и жизнь никогда не бывает только светлой, только ясной, в ней неизбежны утраты и разочарования. В ней человек не только занят обычными делами: ходит в детский сад или в школу, занимается спортом или играет на компьютере. Кроме всего этого он задаётся очень многими вопросами, пытаясь понять себя, свою жизнь и своё место в окружающем мире. Он думает не только о том, куда поехать отдыхать или как отпраздновать день рождения, но и о том, что составляет более важные и серьёзные проблемы — проблемы добра и зла, любви и ненависти, жизни и смерти.
Именно в искусстве наиболее ярко проявляют себя те чувства и раздумья, которыми живёт человек. И поэтому не следует удивляться, когда тот же самый Моцарт, написавший «Маленькую ночную серенаду», тот Моцарт, которого композитор А. Рубинштейн называл Ге́лиосом — богом солнца музыки, о котором восклицал: «Вечный солнечный свет в музыке — имя тебе Моцарт!» — создаёт одно из самых скорбных во всём мировом искусстве сочинений — свой Ре́квием.

Умирающий композитор, последние месяцы своей жизни посвятивший этому произведению, так писал о нём в одном из писем: «Передо мной моя погребальная песнь. Не могу оставить её незавершённой».
В. Дж. Грант. Умирающий Моцарт
сочиняет Реквием
Реквием был заказан Моцарту неким незнакомцем, одетым во всё чёрное, который однажды постучался в дом композитора и передал этот заказ как поручение очень важного лица. Моцарт с увлечением принялся за работу. Между тем болезнь уже подтачивала его силы.
Душевное состояние Моцарта в период работы над Реквиемом с огромной силой передал Пушкин в маленькой трагедии «Моцарт и Сальери». Вот как говорит композитор о своих тревогах незадолго до смерти.
Мне день и ночь покоя не даёт
Мой чёрный человек. За мною всюду
Как тень он гонится. Вот и теперь
Мне кажется, он с нами сам-трете́й
Сидит.
Моцарт не успел завершить свой Реквием. Незаконченные разделы после смерти композитора были дописаны его учеником Ф. Зюсма́йром, который был посвящён Моцартом в замысел всего сочинения.
Не в этих ли во многом трагических обстоятельствах создания Реквиема заключена его непостижимая глубина и сила, воплотившая в себе последнюю волю великой души, уже овеянной дыханием вечности?
Моцарт остановился в начале «Lacrimosa» (Лакримо́за), дальше он не мог уже продолжать. В этой части после гнева, ужаса, мрака предшествующих частей наступает состояние возвышенной лирической скорби.
Мелодия «Lacrimosa» («Слёзный день») основана на интонации вздоха и плача, одновременно выражая состояние глубокой искренности и благородной сдержанности чувства.
Нотный пример 19
В. А. Моцарт. Реквием. «Lacrimosa». Фрагмент
Вопросы и задания
1.Какие настроения передаёт «Маленькая ночная серенада» В. А. Моцарта? Как ты думаешь, почему над этой музыкой не властно время, почему её с удовольствием слушают и взрослые, и дети во все времена?
2.Какие интонации звучат в «Lacrimosa» из Реквиема В. А. Моцарта?
3.Задумайся: «Маленькая ночная серенада» и Реквием принадлежат перу одного композитора. Почему, по-твоему, они такие разные?
4.Приведи примеры различных произведений одного автора (из области литературы или живописи), которые отличались бы контрастным характером. При подготовке задания используй возможности сети Интернет.                                                                                                                                                                                                                                                      











                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     





§ 15. Мелодия «угадывает» нас самих
Мелодии, как и ритмы, глубоко отличаются друг от друга. Они отражают и национальные особенности страны, и красоту пейзажа, и характер человека, и конечно же творческую личность композитора.
Даже тогда, когда композитор обращается к сюжету из зарубежного искусства, он вносит в своё музыкальное произведение столько родных интонаций, что оно становится достоянием национальной культуры его страны.
Среди таких произведений — чудесный детский балет «Щелкунчик», написанный П. Чайковским по сказке немецкого писателя Э. Т. А. Го́фмана.
Рождественская музыкальная сказка Чайковского полна прекрасных ярких мелодий — то напряжённых и драматических, то тихих и нежных, то песенных, то танцевальных.
Сцена из балета П. Чайковского«Щелкунчик»
Несмотря на обращение к сюжету из немецкой литературы, музыка «Щелкунчика» глубоко русская, как и вообще музыка Чайковского. И новогодние танцы, и волшебные картины зимней природы — всё в этом балете близко и понятно каждому человеку, выросшему в России. Не случайно сам Чайковский признавался: «Я ещё не встречал человека, более меня влюблённого в матушку Русь… Я страстно люблю русского человека, русскую речь, русский склад ума, русскую красоту лиц, русские обычаи».
«Русское» в балете «Щелкунчик» выражает себя не только в народно-песенных мелодиях. Скорее мы отмечаем ту огромную силу чувств и переживаний, которая так свойственна русскому человеку.
В. Павлова.
Чайковский на прогулке
Одна из ярчайших мелодий балета — Па-де-де из II действия.

Выдающийся балетмейстер М. Петипа ́назвал её «потрясающей по своему воздействию». Эта мелодия, возникающая после неторопливого вступления, начинается сразу с высшей своей точки. Такой тип мелодии получил название «вершина-источник». Подобно водопаду, он зарождается на высоте, и затем уже мелодия движется только вниз, «растворяясь» в пассажах аккомпанемента.
В «Щелкунчике» эта мелодия выражает очень многое: и страдания главных героев — Мари́ и Щелкунчика, и отвагу их помыслов и поступков, и, наконец, огромную всепобеждающую силу чистой любви.
П. Чайковский
Нотный пример 20
П. Чайковский. Па-де-де из балета «Щелкунчик». Фрагмент
Мелодию по праву можно назвать языком, который близок и понятен всем — людям, жившим в различные времена, говорящим на разных языках, детям и взрослым. Не означает ли это, что мелодия «угадывает» нас самих — наши затаённые чувства, наши мысли? Ведь не случайно говорят: «струны души», когда хотят выразить то, что даёт нам возможность воспринимать и любить безграничную прелесть окружающего мира.
Вопросы и задания
1.Какие чувства выражает мелодия Па-де-де из балета «Щелкунчик» П. Чайковского?
2.Почему музыку балета «Щелкунчик», написанную на сюжет немецкой сказки, можно назвать истинно русской?
3.Вспомни несколько мелодий, в которых выражались бы различные интонации: нежная, грустная, напряжённая, весёлая и т. д.
4.Постарайся объяснить, чем похожи и чем отличаются мелодии, приведённые в этом разделе.
                                                                                                                                                                                                                                                                        Гармония
Есть ли что-нибудь более прекрасное, чем сила гармонии? Хотелось бы видеть здесь проявление некоей божественной любви, узнать её происхождение и установить связь с другими силами, которыми держится Вселенная.
Птолемей
§ 16. Что такое гармония в музыке
Слово «гармония» возникло далеко за пределами музыки. Люди издавна называли гармонией красоту и соразмерность, где бы она себя ни проявляла — в архитектурном ли сооружении, состоянии души или человеческой фигуре.
Древние греки словом «гармония» определяли даже периоды мирной жизни, свободные от войн и потрясений.
В музыке слово «гармония» выражает её основное свойство — благозвучие. Благозвучие как порядок в царстве звуков, аккордов, ладов — это и есть музыкальная гармония. 
                                                                                                                                                                                                                                                     Рафаэль. Сикстинская мадонна
Как и всякое искусство, музыка имеет свой собственный «материал». Как цвет в живописи, слово в литературе, мрамор в скульптуре — так звук в музыке есть её главное ядро, из которого рождается музыкальное произведение. Однако любой произвольный порядок звуков ещё не является признаком гармонии. Послушайте, как звучит случайный набор музыкальных звуков.
Музыка начинается лишь тогда, когда её звуки организуются по определённым законам, которым подчиняется музыкальное произведение.
Гармония ощутима в любом произведении. В самых высших своих проявлениях она воздействует как непрерывно струящийся свет, в котором мы ощущаем отблеск неземной божественной гармонии. В таких произведениях течение музыки выражает состояние возвышенного покоя и равновесия. Одно из таких произведений — Прелюдия до мажор И. С. Баха.
Нотный пример 21

И. С. БахПрелюдия до мажор. «Хорошо темперированный клавир» (I том). Фрагмент 



      






















Вслушаемся в звучание Прелюдии до мажор.
Отчего её музыка кажется такой светлой, такой умиротворённой?
Прежде всего этому способствует характер музыкального течения: негромкий, неторопливый, не содержащий никаких срывов и неожиданностей. Ничто в прелюдии не меняет первоначального движения — ни ритм, ни темп… Лишь только гармония бесконечно колеблется, мерцает, оборачиваясь то мажорными, то минорными звучаниями, то чуть омрачаясь, то вновь умиротворяясь.
Вопросы и задания
1.Что мы называем музыкальной гармонией?
2.Где, помимо музыки, проявляет себя гармония?
3.Что отличает характер Прелюдии до мажор И. С. Баха? Как проявляет себя гармония в этой прелюдии?
4.Созвучен ли образ «Сикстинской мадонны» Рафаэля музыке Прелюдии до мажор? Попробуй объяснить, в чём проявляется эта созвучность.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                       
 § 17. Два начала гармонии
В музыке крайне редко встречаются произведения, в которых выражалось бы полностью безмятежное настроение. Гораздо чаще музыкальная гармония построена на противоположности светлого и затемнённого, печального и радостного.
Такое понимание гармонии как единства противоположных начал заложено ещё в мифологии.
В одном из древнегреческих мифов рассказывается, что Гармония была дочерью Аре́са — бога войны и раздора и Афроди́ты — богини любви и красоты. Соединение коварной и разрушительной силы и силы вечной юности, жизни и любви — такова основа равновесия и покоя, олицетворяемых Гармонией. Поэтому гармония в музыке — искусстве временно́м, движущемся — почти никогда не предстаёт в своём единственном виде. Наоборот, она достигается в развитии, борьбе, становлении.
Наверное, двойственная природа гармонии и стала причиной того, что гармония музыкальная почти целиком строится на противоположностях. Противоположны светлый мажор и печальный минор; консонанс своим согласным звучанием противостоит диссонансу с его напряжённостью; неустойчивый аккорд стремится к разрешению в устойчивый.
Поэтому не таким удивительным кажется то, что произведений, подобных Прелюдии до мажор Баха, в музыке не так много. Гораздо чаще встречаются сочинения, в которых гармония выражает стремления и страдания, мечты и надежды, тревоги и раздумья — всё, чем полна человеческая жизнь. И так же как в живописи, где даже самую простую картину невозможно написать одной краской и одной линией, так и в музыке никакой замысел не может быть воплощён только каким-нибудь одним гармоническим средством.
Вспомните «Серенаду» Ф. Шуберта, которую вы слушали недавно. В ней для передачи различных настроений композитор использовал ладовый контраст — контраст мажора и минора, передающий различные оттенки чувств героя.
В способности передавать различные оттенки человеческих чувств, порой прямо противоположные, и состоит одно из коренных свойств музыкальной гармонии.
Гармония во все времена опиралась на лады, различные по своему характеру. Уже древнегреческие философы спорили о воздействии музыкальных ладов. Они признавали, что изменение даже одного звука лада придаёт ему совершенно иную выразительность.
Вспомним хорошо известные нам мажор и минор, основные аккорды которых отличаются друг от друга одним-единственным звуком! Но как резко отличается характер их звучания!
мажорное трезвучиеминорное трезвучие
«Моё убеждение таково, — писал великий немецкий поэт И. В. Гёте, — мажорный лад побуждает к деятельности, отправляет в широкий мир… Минорный выражает всё невыразимое и томительное».
Вспомните Симфонию № 40 В. А. Моцарта — одного из самых гармоничных композиторов. Как естественно в ней звучание мажора и минора («света» и «тени») в их сопоставлении, чередовании, изящной игре!
Нотный пример 22
В. А. Моцарт. Симфония № 40. I часть. Начальная тема. Фрагмент
Вопросы и задания
1.В чём заключается смысл древнегреческого мифа о Гармонии?
2.Какие два лада составляют основу музыкальной гармонии?
3.Подумай, гармонично ли музыкальное произведение, звучащее исключительно в мажоре, содержащее только благозвучные аккорды. Чего в нём не хватает?
4.В чём выражает себя гармония в Симфонии № 40 В. А. Моцарта?
                                                                                                                                                                                                                                                                          § 18. Как могут проявляться 

выразительные возможности гармонии
Каждая эпоха оставляет свои памятники. В них находит воплощение то, в чём с наибольшей силой проявил себя дух времени. Это, например, сюжеты и образы произведений искусства.
Среди ярких образов искусства XIX века — цыганка Карме́н, прелестная, непредсказуемая, неудержимая героиня новеллы французского писателя П. Мериме́и оперы Ж. Бизе́ «Карме́н».
Вместе с Кармен в музыку пришла тема роковойлюбовной страсти, столь мощной и сокрушительной, что отзвуки её можно обнаружить даже в искусстве нашего времени.
А. Блок в своём цикле «Кармен» признаётся в том непостижимом воздействии, которое оказывал на него образ роковой цыганки.
                                



Музыка Ж. Бизе воплощает в себе всю роковую силу Кармен, всю выразительность и яркость драмы.
Так, уже в увертюре к опере после жизнерадостных, мажорных мелодий главных тем, обещающих на первый взгляд очень весёлый музыкальный спектакль, в самом конце вторгается тема Кармен. Это напряжённая, тревожная мелодия, поддерживаемая грозными, минорными аккордами.
Смысл данной темы — показать неизбежность грядущей трагедии. И как бы ни развивался дальше музыкальный сюжет оперы, слушатель уже находится во власти этой музыки, соединившей в себе и неизбежность гибельных чувств героев, и предсказание их будущей трагедии.
Важно и то, что тема Кармен — единственная во всей увертюре, отступающая от царящего в ней мажорного лада и построенная на звуках так называемой цыганской гаммы.
Так с самого начала оперы в сознание слушателя входит предчувствие, ожидание каких-то предстоящих главных событий. Увлекательность и живость оперы, необыкновенная красота её музыки усиливают контраст между этим предчувствием и реально происходящими действиями.
В такой двойственности заключён один из смыслов музыкальной гармонии — её способности передавать события или ситуации противоположного характера.
Вопросы
1.Какой предстаёт Кармен в стихотворении А. Блока?
2.С какой целью Ж. Бизе вводит в жизнерадостную музыку увертюры своей оперы тему Кармен?


3.Какие выразительные свойства гармонии дали возможность показать в увертюре события противоположного характера?                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 § 19. Красочность музыкальной гармонии
Гармония, прикоснувшись ко всем тайнам человеческой души, научилась быть многоликой, изменчивой, текучей. Ей стали доступны самые различные выражения — портреты и пейзажи, цвета и цветовые сочетания. Гармония проникла в «душу» даже неодушевлённых предметов — деревьев и облаков, морей и озёр, живых цветов и опавших листьев; она стала выразителем этих до сих пор молчавших «обитателей» мира.
Необыкновенной красочности достигла гармония в произведениях, написанных на сказочно-фантастические сюжеты.                               
В учебнике для 5 класса мы обращались к сказочным музыкальным образам, составляющим одну из прекраснейших сторон музыкального искусства. Писали и о великом музыкальном сказочнике, каким был Н. Римский-Корсаков, создавший целую галерею причудливых сказочных персонажей, образов, пейзажей. Их захватывающее эмоциональное воздействие связано со многими особенностями музыкальных средств — красочностью гармоний и тембров, выразительностью ритмов и мелодий.
«Шествие чуд морских» из оперы Н. Римского-Корсакова «Садко» — один из примеров необыкновенной красочности гармонии. Рисуя волшебный мир подводного царства — загадочного, невидимого для людей, композитор выбирает такие аккорды, которые подчёркивают именно атмосферу загадочностиромантичностисказочной красоты.
Н. Римский-Корсаков
Нотный пример 24
Н. Римский-Корсаков. «Шествие чуд морских». Из оперы «Садко». Фрагмент
Фрагмент носит название «Шествие…», то есть указывает на момент движения. При этом движение «чуд» гибко, текуче, замедленно. Это не открытая стихия моря — это неведомые его глубины, не согретые человеческим взглядом.
Плавно скользя перед очами своего владыки, «чуда морские» как будто «складывают» красочную музыкальную мозаику. К концу «Шествия…» движение успокаивается и замирает, словно унося последние всплески воды. На короткое время музыка застывает в созданной ею картине беспредельной сказочной красоты.
Завершая разговор о гармонии, попробуем ответить ещё на один вопрос: всегда ли гармонична музыкальная гармония? Ведь музыка, уходящая от стройного звучания, отказывающаяся от света и покоя, сама становится другой. При передаче человеческих горестей и страданий в ней появляются напряжённые мелодии, отрывистые ритмы.
Должна ли музыка быть такой? Разве не радость и успокоение цель этого искусства?
Музыка становится дисгармоничной лишь потому, что бывает дисгармоничной наша реальная жизнь, в которой не всё только свет и покой, в которой всегда остаются и тревога, и боль, и утраты.
Но эта дисгармония не равнозначна хаосу, поскольку в музыке сохраняется всё высшее, что несёт в себе искусство, — стремление к свету, благородство замысла, выразительность музыкальных средств. Наконец, в ней сохраняется главное, что присуще подлинному искусству, — его милосердие, безграничная любовь ко всему, к чему оно прикасается. А там, где есть эта любовь, там из противоположностей, из сомнений и вопросов всегда возникает высшая гармония.
Эта гармония — подлинная душа искусства, его красота и правда.
Вопросы и задания
1.Какой образ создаётся гармонией в «Шествии чуд морских» из оперы «Садко» Н. Римского-Корсакова?
2.Всегда ли гармонична музыкальная гармония? Объясни свой ответ.
3.Назови гармоничные и дисгармоничные, на твой взгляд, явления окружающей жизни. Ответь на вопросы в дневнике.
4.Какое содержание способна выражать музыкальная гармония? Построй свой ответ на материале этого раздела.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     Полифония
Сущность полифонии именно в том, что голоса здесь остаются самостоятельными и сочетаются в единстве высшего порядка.
М. Бахтин
§ 20. Мир образов полифонической музыки
Полифони́я — одна из самых ранних форм музыки. Её возникновение относится к XII веку. В переводе с греческого языка слово «полифония» означает «многозвучие». Оно указывает на то, что речь идёт о музыке многоголосной — вокальной, вокально- инструментальной или чисто инструментальной.
С полифонией, как правило, связывается тот мир музыкальных образов, который зародился в области церковной музыки. Своего расцвета полифоническая музыка достигла у мастеров Средневековья, Возрождения, в творчестве И. С. Баха, у композиторов последующих эпох — В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Дж. Верди, И. Брамса и многих других.
Чем же отличается эмоциональный мир полифонии — этой обширнейшей области творчества, господство которой длилось в музыке свыше пяти столетий — с XII по XVII век?
Большинство полифонических произведений этого времени отмечено сдержанностью чувств, свободой от всего бытового, су́етного, повседневного. «Ибо для успокоения и примирения всех нисходит в мир высокое созданье искусства. Оно не может поселить ропота в душе, но звучащей молитвой стремится вечно к Богу», — говорит старый художник в повести Н. Гоголя «Портрет».
Это «вечное стремление к Богу» и есть то главное, что отличает полифоническую музыку прошлых столетий.                         
Рафаэль.
Мадонна Конестабиле

Андрей Рублёв.
Троица                

Всмотритесь в изображения великих мастеров живописи — и вы ощутите высокий покой, свет, чувство нежной любви.
Внутренний вид собора Сен-Шапель. Париж
Точно так же свет и покой излучает полифоническая музыка. Её воздействие на душу человека всегда было необыкновенно возвышающим, облагораживающим. Исполнялась она, как правило, в храме с его прекрасным и величественным интерьером, где высота колонн и стен подчёркивала устремлённость к небу. А если учесть, что эта музыка звучала в исполнении органа, полного торжественности и мощи, то сила её воздействия многократно усиливалась.
Плавны, как пение хора,
Прочь от земли и огней
Высятся дуги собора
К светлым пространствам ночей…
В горний простор без усилья
Взвились громады камней…
Птичьи упругие крылья —
Крылья у старых церквей.
(Из стихотворения М. Волошина«Ночь», цикл «Руанский собор»)
Давайте вспомним звучание органной хоральной прелюдии И. С. Баха «Я взываю к Тебе, Господи». Её неторопливый темп, строгость, сосредоточенность вызывают состояние возвышенного покоя, благородной сдержанности и красоты.
Какие же законы отличают полифоническую музыку?
Прежде всего в ней присутствует несколько голосов, каждый из которых ведёт самостоятельную мелодическую линию. Такое равноправие голосов ярко проявляет себя в простейшем полифоническом жанре канона.
Нотный пример 25
В. А. Моцарт. Канон «Да будет мир»
Обратите внимание на звучание канона.
Главная начальная мелодия, звучащая в первом голосе, переходит во второй, затем — в третий. Причём звучание мелодии во втором и третьем голосах повторяется предельно точно. Такой приём повторения в музыке получил название имитации.
Одновременное звучание всех трёх голосов подчинено закону благозвучия. При этом один голос, не нарушая самостоятельности других, выполняет роль аккомпанемента, обогащая звучание музыки.
Вопросы и задания
1.Что означает слово «полифония»?
2.Что отличает характер полифонической музыки? С чем это связано?
3.Где преимущественно исполнялась полифоническая музыка?
4.Какие законы отличают полифонические произведения? Расскажи на примере канона «Да будет мир» В. А. Моцарта.                                                                                                                                                                                                                                                            § 21. Философия фуги
При всём многообразии многоголосной музыки полифония достигла своего высшего выражения в фуге.
Фуга — это форма полифонических произведений, в которой начальная тема проводится поочерёдно в нескольких голосах.
Тема фуги представляет собой яркую и выразительную мелодию. Встречаются темы песенного, танцевального, сосредоточенного характера.
Нотный пример 26
И. С. Бах. «Хорошо темперированный клавир» (I том).
а) Фуга ре-диез минор (начальная тема)               
б) Фуга до минор (начальная тема)
в) Фуга до-диез минор (начальная тема)
Различные способы работы с темой — изменение тональности, ритмическое увеличение или уменьшение, зеркальное отражение (изложение звуков в противоположном направлении) — не только обогащают её звучание, но придают ей интеллектуальный смысл.
Порой фуга привлекала не только композиторов, но и тех, кто пытался в другие виды искусства внести идею музыки, музыкальности.
М. Чюрлёнис. Фуга
Внимательно рассмотрите картину «Фуга» М. Чюрлёниса. «Зримая» музыка этой картины угадывается в передаче идеи музыкального многоголосия, зеркального отражения и ритмического увеличения.
Нет ничего удивительного в том, что тайна фуги притягивала многих композиторов. Так, И. С. Бах, этот величайший из великих музыкантов, огромный круг своих замыслов воплотил именно в фуге — то монументальной, то песенной, то строгой, то шутливой.
Один из ярчайших примеров воплощения фуги — полифонический двухчастный цикл Органная токката и фуга ре минор И. С. Баха. Это произведение, столь сильное по своему эмоциональному воздействию, известно во всём мире. В нём сочетаются мощь и сила, нежность и лирика. Всё это великолепно передано в звучании органа — инструмента поистине безграничных выразительных возможностей.
И. С. Бах играет на органе
Потсдамской гарнизонной церкви
Нотный пример 27
И. С. Бах. Органная токката и фуга ре минор. Токката. Фрагмент
Вопросы и задания
1.Какое музыкальное произведение называется фугой?
2.Расскажи о своём впечатлении от прослушивания Органной токкаты и фуги ре минор И. С. Баха. Какие чувства переданы в этой музыке?
3.Назови особенности фуги, которые запечатлены на картине М. Чюрлёниса. Как ты считаешь, эта картина — точное изображение фуги или в большей степени метафора?
4.Внимательно прочитай эпиграф к разделу «Полифония» (с. 90). Подумай, о каком единстве высшего порядка в полифоническом сочетании голосов говорит М. Бахтин.
5.В дневнике постарайся создать рисунок, выражающий полифоническую форму (канон, фугу).                                                       Тест 3















Какое из слов не принадлежит к области полифонии?
    • многоголосие
    • канон
    • имитация
    • одноголосие
    • фуга
КРОССВОРД " СОЗВУЧИЕ" 






            
                                                                                                                                                          
                                                                                                                                                                                                                                                            Фактура
§ 22. Какой бывает музыкальная фактура
Прежде чем понять, что означает выражение «музыкальная фактура», давайте внимательно рассмотрим нотные примеры на с. 99—100.
Нотный пример 28













Д. Шостакович. Прелюдия до мажор. 




                                                                 Из фортепианного цикла «Двадцать четыре прелюдии и фуги». Фрагмент. АККОРДОВАЯ ФАКТУРА                         


















К. Дебюсси. «Паспье». Из фортепианного цикла «Бергамасская сюита». Фрагмент. ФИГУРАЦИОННАЯ ФАКТУРА
















       




















         
О. Мессиан. Система длительностей и динамических оттенков. Из фортепианного цикла «Четыре ритмических этюда». Фрагмент. «ФАКТУРНЫЕ  ЭТАЖИ»






















 


Комментариев нет:

Отправить комментарий