3 четверть
Инструментальный концерт
Кончерто гроссо
(итал. concerto grosso — «большой
концерт», «большое соревнование») — инструментальный жанр в музыке
Понятие
«концерт» имеет двоякое значение: с латинского концерт означает «состязание», а вот с итальянского концерт уже означает «согласие, гармония».
Инструментальный концерт
- это музыкальное произведение, исполняемое одними или несколькими солирующими
инструментами с оркестровым сопровождением, где меньшая часть принимающих
участие противостоит большей или оркестру полностью.
Первым основателем концертной формы считают итальянцы
скрипача и композитора Арканджело
Корелли.
Д/З: Прочитать материал; записать определения: что
такое «концерт»; перечислить какие бывают концерты, для каких инструментов; и
записать названия прослушанных произведений, их авторов.
Мелодия
Мелодия всегда будет самым чистым
выражением человеческой мысли.
выражением человеческой мысли.
Ш. Гуно
§ 13. «Мелодия — душа музыки»
Если ритм присутствует везде — и в природе, и в искусствах, то мелодия всецело принадлежит музыке. Именно с мелодии и начинается музыка как особое искусство.
Первая услышанная, первая пропетая мелодия становится и первой музыкой в жизни человека. В ней есть то, что позволяет нам провести границу между звучаниями природы и той музыкой, в которой выражена человеческая душа. Не случайно П. Чайковский, этот великий создатель мелодий, говорил: «Мелодия — душа музыки». Ибо где, как не в ней — то светлой и радостной, то тревожной и сумрачной, — слышатся нам человеческие надежды, печали, тревоги, раздумья…
Человек нередко сравнивал с мелодией то, что казалось ему наиболее прекрасным в окружающем мире: пение лесной птицы, журчание ручья, а порой и вообще далёкие от звучаний образы: плавно изогнутую линию реки или силуэт далёких гор.
У Пушкина в «Каменном госте» есть такое сравнение: «Из наслаждений жизни одной любви музы́ка уступает; но и любовь мелодия». Великий поэт видит в мелодии вдохновляющую силу, ту силу, которая есть высший предел человеческих чувств.
В отличие от музыкального ритма, способного всё вокруг приводить в движение, мелодия воздействует совсем иначе. Она не требует никаких внешних физических проявлений — ни движений, ни постукиваний в такт. Её восприятие происходит как бы в скрытом плане. Иногда, слушая волнующую мелодию, хочется даже закрыть глаза — ведь переживание музыки относится к самым сокровенным человеческим чувствам.
Чем же объясняется воздействие мелодии?
Может быть, тем, что вначале, задолго до создания музыкальных инструментов, она принадлежала голосу — человеческому голосу, пением выражавшему то, что бессильны были выразить слова?
Послушайте чудесную мелодию «Серенады» Ф. Шуберта — одну из самых проникновенных лирических мелодий, созданных для голоса. Как и любая другая серенада, она поётся ночью в честь возлюбленной.
В мелодии «Серенады» мы угадываем все чувства, которыми живёт сердце возлюбленного в этот ночной час: и нежную грусть, и томление, и надежду на скорую встречу. Наверное, «Серенада» Шуберта — о счастливой любви: наступит день, влюблённые встретятся. И всё же её мелодия открывает нам очень многое — то, чего нет в словах и о чём вообще рассказать очень трудно.
Ф. Шуберт
Нотный пример 17
Ф. Шуберт. «Серенада».
Стихи Л. Рельштаба. Фрагмент
Молодость, возлюбленная, ночная песня, летящая к ней, — вот содержание произведения, в котором перечислено всё, кроме самого главного. Главное же заключено в мелодии, рассказывающей нам о том, как много печали даже в самой счастливой любви и как может быть печален человек даже в своей радости.
Вопросы и задания
1.В чём заключаются главные отличия выразительности мелодии от выразительности ритма?
2.Как ты понимаешь слова П. Чайковского «Мелодия — душа музыки»? Объясни на примере «Серенады» Ф. Шуберта.
3.Какие музыкальные инструменты могли бы исполнить мелодию в «Серенаде» Ф. Шуберта?
§ 14. «Мелодией одной звучат печаль и радость»
Немало на свете и весёлых мелодий, рождённых в минуты радости или в дни праздников. Даже среди серенад — большей частью грустных и задумчивых — можно найти жизнерадостные и подвижные мелодии, полные очарования и оптимизма.
Кому не знакома прелестная и грациозная«Маленькая ночная серенада» В. А. Моцарта, мелодия которой полна света и обаяния праздничной ночи!
В Вене XVIII века было принято устраивать небольшие ночные концерты под окнами того человека, которого хотели отметить вниманием. Разумеется, смысл музыки, исполнявшейся в его честь, был вовсе не лирическим и не сокровенным, как в любовной серенаде, а скорее забавным и чуть озорным. В таком ночном концерте участвовало несколько человек — ведь радость объединяет людей! Для исполнения серенады Моцарта требовался струнный оркестр — собрание виртуозных и выразительных инструментов, так волшебно певших в тишине венской ночи.
Вид Вены во времена Моцарта
Мелодия «Маленькой ночной серенады» пленяет тонкостью и изяществом. В её звуках оживает облик старой Вены, необычайно музыкального города, где днём и ночью можно было услышать чудесную музыку.
Нотный пример 18
В. А. Моцарт. «Маленькая ночная серенада». I часть. Фрагмент
Моцарт в своей венской квартире.Гравюра XIX века
Очарованный светлыми моцартовскими мелодиями, русский певец Ф. Шаляпин так выразил своё отношение к великому композитору: «Идёшь в дом, простой, без лишних украшений, уютный, большие окна, море света, кругом зелень, всё приветливо, и тебя встречает радушный хозяин, усаживает тебя, и так хорошо себя чувствуешь, что не хочешь уходить. Это Моцарт».
В этих искренних словах отражена лишь одна сторона музыки Моцарта — та, что связана с самыми светлыми образами и настроениями. Но, пожалуй, во всей многовековой истории музыки не найдёшь композитора, чьи мелодии были бы только радостными и гармоничными. И это понятно: ведь и жизнь никогда не бывает только светлой, только ясной, в ней неизбежны утраты и разочарования. В ней человек не только занят обычными делами: ходит в детский сад или в школу, занимается спортом или играет на компьютере. Кроме всего этого он задаётся очень многими вопросами, пытаясь понять себя, свою жизнь и своё место в окружающем мире. Он думает не только о том, куда поехать отдыхать или как отпраздновать день рождения, но и о том, что составляет более важные и серьёзные проблемы — проблемы добра и зла, любви и ненависти, жизни и смерти.
Именно в искусстве наиболее ярко проявляют себя те чувства и раздумья, которыми живёт человек. И поэтому не следует удивляться, когда тот же самый Моцарт, написавший «Маленькую ночную серенаду», тот Моцарт, которого композитор А. Рубинштейн называл Ге́лиосом — богом солнца музыки, о котором восклицал: «Вечный солнечный свет в музыке — имя тебе Моцарт!» — создаёт одно из самых скорбных во всём мировом искусстве сочинений — свой Ре́квием.
Умирающий композитор, последние месяцы своей жизни посвятивший этому произведению, так писал о нём в одном из писем: «Передо мной моя погребальная песнь. Не могу оставить её незавершённой».
В. Дж. Грант. Умирающий Моцарт
сочиняет Реквием
Реквием был заказан Моцарту неким незнакомцем, одетым во всё чёрное, который однажды постучался в дом композитора и передал этот заказ как поручение очень важного лица. Моцарт с увлечением принялся за работу. Между тем болезнь уже подтачивала его силы.
Душевное состояние Моцарта в период работы над Реквиемом с огромной силой передал Пушкин в маленькой трагедии «Моцарт и Сальери». Вот как говорит композитор о своих тревогах незадолго до смерти.
Мне день и ночь покоя не даёт
Мой чёрный человек. За мною всюду
Как тень он гонится. Вот и теперь
Мне кажется, он с нами сам-трете́й
Сидит.
Мой чёрный человек. За мною всюду
Как тень он гонится. Вот и теперь
Мне кажется, он с нами сам-трете́й
Сидит.
Моцарт не успел завершить свой Реквием. Незаконченные разделы после смерти композитора были дописаны его учеником Ф. Зюсма́йром, который был посвящён Моцартом в замысел всего сочинения.
Не в этих ли во многом трагических обстоятельствах создания Реквиема заключена его непостижимая глубина и сила, воплотившая в себе последнюю волю великой души, уже овеянной дыханием вечности?
Моцарт остановился в начале «Lacrimosa» (Лакримо́за), дальше он не мог уже продолжать. В этой части после гнева, ужаса, мрака предшествующих частей наступает состояние возвышенной лирической скорби.
Мелодия «Lacrimosa» («Слёзный день») основана на интонации вздоха и плача, одновременно выражая состояние глубокой искренности и благородной сдержанности чувства.
Нотный пример 19
В. А. Моцарт. Реквием. «Lacrimosa». Фрагмент
Как могут проявляться
выразительные возможности гармонии
Вопросы и задания
1.Какие настроения передаёт «Маленькая ночная серенада» В. А. Моцарта? Как ты думаешь, почему над этой музыкой не властно время, почему её с удовольствием слушают и взрослые, и дети во все времена?
2.Какие интонации звучат в «Lacrimosa» из Реквиема В. А. Моцарта?
3.Задумайся: «Маленькая ночная серенада» и Реквием принадлежат перу одного композитора. Почему, по-твоему, они такие разные?
4.Приведи примеры различных произведений одного автора (из области литературы или живописи), которые отличались бы контрастным характером. При подготовке задания используй возможности сети Интернет.
§ 15. Мелодия «угадывает» нас самих
§ 15. Мелодия «угадывает» нас самих
Мелодии, как и ритмы, глубоко отличаются друг от друга. Они отражают и национальные особенности страны, и красоту пейзажа, и характер человека, и конечно же творческую личность композитора.
Даже тогда, когда композитор обращается к сюжету из зарубежного искусства, он вносит в своё музыкальное произведение столько родных интонаций, что оно становится достоянием национальной культуры его страны.
Среди таких произведений — чудесный детский балет «Щелкунчик», написанный П. Чайковским по сказке немецкого писателя Э. Т. А. Го́фмана.
Рождественская музыкальная сказка Чайковского полна прекрасных ярких мелодий — то напряжённых и драматических, то тихих и нежных, то песенных, то танцевальных.
Сцена из балета П. Чайковского«Щелкунчик»
Несмотря на обращение к сюжету из немецкой литературы, музыка «Щелкунчика» глубоко русская, как и вообще музыка Чайковского. И новогодние танцы, и волшебные картины зимней природы — всё в этом балете близко и понятно каждому человеку, выросшему в России. Не случайно сам Чайковский признавался: «Я ещё не встречал человека, более меня влюблённого в матушку Русь… Я страстно люблю русского человека, русскую речь, русский склад ума, русскую красоту лиц, русские обычаи».
«Русское» в балете «Щелкунчик» выражает себя не только в народно-песенных мелодиях. Скорее мы отмечаем ту огромную силу чувств и переживаний, которая так свойственна русскому человеку.
В. Павлова.
Чайковский на прогулке
Одна из ярчайших мелодий балета — Па-де-де из II действия. Выдающийся балетмейстер М. Петипа́назвал её «потрясающей по своему воздействию». Эта мелодия, возникающая после неторопливого вступления, начинается сразу с высшей своей точки. Такой тип мелодии получил название «вершина-источник». Подобно водопаду, он зарождается на высоте, и затем уже мелодия движется только вниз, «растворяясь» в пассажах аккомпанемента.
В «Щелкунчике» эта мелодия выражает очень многое: и страдания главных героев — Мари́ и Щелкунчика, и отвагу их помыслов и поступков, и, наконец, огромную всепобеждающую силу чистой любви.
П. Чайковский
Нотный пример 20
П. Чайковский. Па-де-де из балета «Щелкунчик». Фрагмент
Мелодию по праву можно назвать языком, который близок и понятен всем — людям, жившим в различные времена, говорящим на разных языках, детям и взрослым. Не означает ли это, что мелодия «угадывает» нас самих — наши затаённые чувства, наши мысли? Ведь не случайно говорят: «струны души», когда хотят выразить то, что даёт нам возможность воспринимать и любить безграничную прелесть окружающего мира.
Вопросы и задания
1.Какие чувства выражает мелодия Па-де-де из балета «Щелкунчик» П. Чайковского?
2.Почему музыку балета «Щелкунчик», написанную на сюжет немецкой сказки, можно назвать истинно русской?
3.Вспомни несколько мелодий, в которых выражались бы различные интонации: нежная, грустная, напряжённая, весёлая и т. д.
4.Постарайся объяснить, чем похожи и чем отличаются мелодии, приведённые в этом разделе.
Гармония
Гармония
Есть ли что-нибудь более прекрасное, чем сила гармонии? Хотелось бы видеть здесь проявление некоей божественной любви, узнать её происхождение и установить связь с другими силами, которыми держится Вселенная.
Птолемей
§ 16. Что такое гармония в музыке
Слово «гармония» возникло далеко за пределами музыки. Люди издавна называли гармонией красоту и соразмерность, где бы она себя ни проявляла — в архитектурном ли сооружении, состоянии души или человеческой фигуре.
Древние греки словом «гармония» определяли даже периоды мирной жизни, свободные от войн и потрясений.
В музыке слово «гармония» выражает её основное свойство — благозвучие. Благозвучие как порядок в царстве звуков, аккордов, ладов — это и есть музыкальная гармония.
Рафаэль. Сикстинская мадонна
Рафаэль. Сикстинская мадонна
Как и всякое искусство, музыка имеет свой собственный «материал». Как цвет в живописи, слово в литературе, мрамор в скульптуре — так звук в музыке есть её главное ядро, из которого рождается музыкальное произведение. Однако любой произвольный порядок звуков ещё не является признаком гармонии. Послушайте, как звучит случайный набор музыкальных звуков.
Музыка начинается лишь тогда, когда её звуки организуются по определённым законам, которым подчиняется музыкальное произведение.
Гармония ощутима в любом произведении. В самых высших своих проявлениях она воздействует как непрерывно струящийся свет, в котором мы ощущаем отблеск неземной божественной гармонии. В таких произведениях течение музыки выражает состояние возвышенного покоя и равновесия. Одно из таких произведений — Прелюдия до мажор И. С. Баха.
Нотный пример 21
И. С. Бах. Прелюдия до мажор. «Хорошо темперированный клавир» (I том). Фрагмент
Вслушаемся в звучание Прелюдии до мажор.
Вслушаемся в звучание Прелюдии до мажор.
Отчего её музыка кажется такой светлой, такой умиротворённой?
Прежде всего этому способствует характер музыкального течения: негромкий, неторопливый, не содержащий никаких срывов и неожиданностей. Ничто в прелюдии не меняет первоначального движения — ни ритм, ни темп… Лишь только гармония бесконечно колеблется, мерцает, оборачиваясь то мажорными, то минорными звучаниями, то чуть омрачаясь, то вновь умиротворяясь.
Вопросы и задания
1.Что мы называем музыкальной гармонией?
2.Где, помимо музыки, проявляет себя гармония?
3.Что отличает характер Прелюдии до мажор И. С. Баха? Как проявляет себя гармония в этой прелюдии?
4.Созвучен ли образ «Сикстинской мадонны» Рафаэля музыке Прелюдии до мажор? Попробуй объяснить, в чём проявляется эта созвучность.
§ 17. Два начала гармонии
В музыке крайне редко встречаются произведения, в которых выражалось бы полностью безмятежное настроение. Гораздо чаще музыкальная гармония построена на противоположности светлого и затемнённого, печального и радостного.
Такое понимание гармонии как единства противоположных начал заложено ещё в мифологии.
В одном из древнегреческих мифов рассказывается, что Гармония была дочерью Аре́са — бога войны и раздора и Афроди́ты — богини любви и красоты. Соединение коварной и разрушительной силы и силы вечной юности, жизни и любви — такова основа равновесия и покоя, олицетворяемых Гармонией. Поэтому гармония в музыке — искусстве временно́м, движущемся — почти никогда не предстаёт в своём единственном виде. Наоборот, она достигается в развитии, борьбе, становлении.
Наверное, двойственная природа гармонии и стала причиной того, что гармония музыкальная почти целиком строится на противоположностях. Противоположны светлый мажор и печальный минор; консонанс своим согласным звучанием противостоит диссонансу с его напряжённостью; неустойчивый аккорд стремится к разрешению в устойчивый.
Поэтому не таким удивительным кажется то, что произведений, подобных Прелюдии до мажор Баха, в музыке не так много. Гораздо чаще встречаются сочинения, в которых гармония выражает стремления и страдания, мечты и надежды, тревоги и раздумья — всё, чем полна человеческая жизнь. И так же как в живописи, где даже самую простую картину невозможно написать одной краской и одной линией, так и в музыке никакой замысел не может быть воплощён только каким-нибудь одним гармоническим средством.
Вспомните «Серенаду» Ф. Шуберта, которую вы слушали недавно. В ней для передачи различных настроений композитор использовал ладовый контраст — контраст мажора и минора, передающий различные оттенки чувств героя.
В способности передавать различные оттенки человеческих чувств, порой прямо противоположные, и состоит одно из коренных свойств музыкальной гармонии.
Гармония во все времена опиралась на лады, различные по своему характеру. Уже древнегреческие философы спорили о воздействии музыкальных ладов. Они признавали, что изменение даже одного звука лада придаёт ему совершенно иную выразительность.
Вспомним хорошо известные нам мажор и минор, основные аккорды которых отличаются друг от друга одним-единственным звуком! Но как резко отличается характер их звучания!
мажорное трезвучие минорное трезвучие
«Моё убеждение таково, — писал великий немецкий поэт И. В. Гёте, — мажорный лад побуждает к деятельности, отправляет в широкий мир… Минорный выражает всё невыразимое и томительное».
Вспомните Симфонию № 40 В. А. Моцарта — одного из самых гармоничных композиторов. Как естественно в ней звучание мажора и минора («света» и «тени») в их сопоставлении, чередовании, изящной игре!
Нотный пример 22
В. А. Моцарт. Симфония № 40. I часть. Начальная тема. Фрагмент
Вопросы и задания
1.В чём заключается смысл древнегреческого мифа о Гармонии?
2.Какие два лада составляют основу музыкальной гармонии?
3.Подумай, гармонично ли музыкальное произведение, звучащее исключительно в мажоре, содержащее только благозвучные аккорды. Чего в нём не хватает?
4.В чём выражает себя гармония в Симфонии № 40 В. А. Моцарта?
§ 18. Как могут проявляться
выразительные возможности гармонии
Каждая эпоха оставляет свои памятники. В них находит воплощение то, в чём с наибольшей силой проявил себя дух времени. Это, например, сюжеты и образы произведений искусства.
Среди ярких образов искусства XIX века — цыганка Карме́н, прелестная, непредсказуемая, неудержимая героиня новеллы французского писателя П. Мериме́и оперы Ж. Бизе́ «Карме́н».
Вместе с Кармен в музыку пришла тема роковойлюбовной страсти, столь мощной и сокрушительной, что отзвуки её можно обнаружить даже в искусстве нашего времени.
А. Блок в своём цикле «Кармен» признаётся в том непостижимом воздействии, которое оказывал на него образ роковой цыганки.
Музыка Ж. Бизе воплощает в себе всю роковую силу Кармен, всю выразительность и яркость драмы.
Так, уже в увертюре к опере после жизнерадостных, мажорных мелодий главных тем, обещающих на первый взгляд очень весёлый музыкальный спектакль, в самом конце вторгается тема Кармен. Это напряжённая, тревожная мелодия, поддерживаемая грозными, минорными аккордами.
Смысл данной темы — показать неизбежность грядущей трагедии. И как бы ни развивался дальше музыкальный сюжет оперы, слушатель уже находится во власти этой музыки, соединившей в себе и неизбежность гибельных чувств героев, и предсказание их будущей трагедии.
Важно и то, что тема Кармен — единственная во всей увертюре, отступающая от царящего в ней мажорного лада и построенная на звуках так называемой цыганской гаммы.
Так с самого начала оперы в сознание слушателя входит предчувствие, ожидание каких-то предстоящих главных событий. Увлекательность и живость оперы, необыкновенная красота её музыки усиливают контраст между этим предчувствием и реально происходящими действиями.
В такой двойственности заключён один из смыслов музыкальной гармонии — её способности передавать события или ситуации противоположного характера.
Вопросы
1.Какой предстаёт Кармен в стихотворении А. Блока?
2.С какой целью Ж. Бизе вводит в жизнерадостную музыку увертюры своей оперы тему Кармен?
3.Какие выразительные свойства гармонии дали возможность показать в увертюре события противоположного характера? § 19. Красочность музыкальной гармонии
Гармония, прикоснувшись ко всем тайнам человеческой души, научилась быть многоликой, изменчивой, текучей. Ей стали доступны самые различные выражения — портреты и пейзажи, цвета и цветовые сочетания. Гармония проникла в «душу» даже неодушевлённых предметов — деревьев и облаков, морей и озёр, живых цветов и опавших листьев; она стала выразителем этих до сих пор молчавших «обитателей» мира.
Необыкновенной красочности достигла гармония в произведениях, написанных на сказочно-фантастические сюжеты.
В учебнике для 5 класса мы обращались к сказочным музыкальным образам, составляющим одну из прекраснейших сторон музыкального искусства. Писали и о великом музыкальном сказочнике, каким был Н. Римский-Корсаков, создавший целую галерею причудливых сказочных персонажей, образов, пейзажей. Их захватывающее эмоциональное воздействие связано со многими особенностями музыкальных средств — красочностью гармоний и тембров, выразительностью ритмов и мелодий.
«Шествие чуд морских» из оперы Н. Римского-Корсакова «Садко» — один из примеров необыкновенной красочности гармонии. Рисуя волшебный мир подводного царства — загадочного, невидимого для людей, композитор выбирает такие аккорды, которые подчёркивают именно атмосферу загадочности, романтичности, сказочной красоты.
Н. Римский-Корсаков
Нотный пример 24
Н. Римский-Корсаков. «Шествие чуд морских». Из оперы «Садко». Фрагмент
Фрагмент носит название «Шествие…», то есть указывает на момент движения. При этом движение «чуд» гибко, текуче, замедленно. Это не открытая стихия моря — это неведомые его глубины, не согретые человеческим взглядом.
Плавно скользя перед очами своего владыки, «чуда морские» как будто «складывают» красочную музыкальную мозаику. К концу «Шествия…» движение успокаивается и замирает, словно унося последние всплески воды. На короткое время музыка застывает в созданной ею картине беспредельной сказочной красоты.
Завершая разговор о гармонии, попробуем ответить ещё на один вопрос: всегда ли гармонична музыкальная гармония? Ведь музыка, уходящая от стройного звучания, отказывающаяся от света и покоя, сама становится другой. При передаче человеческих горестей и страданий в ней появляются напряжённые мелодии, отрывистые ритмы.
Должна ли музыка быть такой? Разве не радость и успокоение цель этого искусства?
Музыка становится дисгармоничной лишь потому, что бывает дисгармоничной наша реальная жизнь, в которой не всё только свет и покой, в которой всегда остаются и тревога, и боль, и утраты.
Но эта дисгармония не равнозначна хаосу, поскольку в музыке сохраняется всё высшее, что несёт в себе искусство, — стремление к свету, благородство замысла, выразительность музыкальных средств. Наконец, в ней сохраняется главное, что присуще подлинному искусству, — его милосердие, безграничная любовь ко всему, к чему оно прикасается. А там, где есть эта любовь, там из противоположностей, из сомнений и вопросов всегда возникает высшая гармония.
Эта гармония — подлинная душа искусства, его красота и правда.
Вопросы и задания
1.Какой образ создаётся гармонией в «Шествии чуд морских» из оперы «Садко» Н. Римского-Корсакова?
2.Всегда ли гармонична музыкальная гармония? Объясни свой ответ.
3.Назови гармоничные и дисгармоничные, на твой взгляд, явления окружающей жизни. Ответь на вопросы в дневнике.
4.Какое содержание способна выражать музыкальная гармония? Построй свой ответ на материале этого раздела. Полифония
Сущность полифонии именно в том, что голоса здесь остаются самостоятельными и сочетаются в единстве высшего порядка.
М. Бахтин
§ 20. Мир образов полифонической музыки
Полифони́я — одна из самых ранних форм музыки. Её возникновение относится к XII веку. В переводе с греческого языка слово «полифония» означает «многозвучие». Оно указывает на то, что речь идёт о музыке многоголосной — вокальной, вокально- инструментальной или чисто инструментальной.
С полифонией, как правило, связывается тот мир музыкальных образов, который зародился в области церковной музыки. Своего расцвета полифоническая музыка достигла у мастеров Средневековья, Возрождения, в творчестве И. С. Баха, у композиторов последующих эпох — В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Дж. Верди, И. Брамса и многих других.
Чем же отличается эмоциональный мир полифонии — этой обширнейшей области творчества, господство которой длилось в музыке свыше пяти столетий — с XII по XVII век?
Большинство полифонических произведений этого времени отмечено сдержанностью чувств, свободой от всего бытового, су́етного, повседневного. «Ибо для успокоения и примирения всех нисходит в мир высокое созданье искусства. Оно не может поселить ропота в душе, но звучащей молитвой стремится вечно к Богу», — говорит старый художник в повести Н. Гоголя «Портрет».
Это «вечное стремление к Богу» и есть то главное, что отличает полифоническую музыку прошлых столетий.
Рафаэль.
Мадонна Конестабиле
Андрей Рублёв.
Троица
Всмотритесь в изображения великих мастеров живописи — и вы ощутите высокий покой, свет, чувство нежной любви.
Внутренний вид собора Сен-Шапель. Париж
Точно так же свет и покой излучает полифоническая музыка. Её воздействие на душу человека всегда было необыкновенно возвышающим, облагораживающим. Исполнялась она, как правило, в храме с его прекрасным и величественным интерьером, где высота колонн и стен подчёркивала устремлённость к небу. А если учесть, что эта музыка звучала в исполнении органа, полного торжественности и мощи, то сила её воздействия многократно усиливалась.
Плавны, как пение хора,
Прочь от земли и огней
Высятся дуги собора
К светлым пространствам ночей…
Прочь от земли и огней
Высятся дуги собора
К светлым пространствам ночей…
В горний простор без усилья
Взвились громады камней…
Птичьи упругие крылья —
Крылья у старых церквей.
Взвились громады камней…
Птичьи упругие крылья —
Крылья у старых церквей.
(Из стихотворения М. Волошина«Ночь», цикл «Руанский собор»)
Давайте вспомним звучание органной хоральной прелюдии И. С. Баха «Я взываю к Тебе, Господи». Её неторопливый темп, строгость, сосредоточенность вызывают состояние возвышенного покоя, благородной сдержанности и красоты.
Какие же законы отличают полифоническую музыку?
Прежде всего в ней присутствует несколько голосов, каждый из которых ведёт самостоятельную мелодическую линию. Такое равноправие голосов ярко проявляет себя в простейшем полифоническом жанре канона.
Нотный пример 25
В. А. Моцарт. Канон «Да будет мир»
Обратите внимание на звучание канона.
Главная начальная мелодия, звучащая в первом голосе, переходит во второй, затем — в третий. Причём звучание мелодии во втором и третьем голосах повторяется предельно точно. Такой приём повторения в музыке получил название имитации.
Одновременное звучание всех трёх голосов подчинено закону благозвучия. При этом один голос, не нарушая самостоятельности других, выполняет роль аккомпанемента, обогащая звучание музыки.
Вопросы и задания
1.Что означает слово «полифония»?
2.Что отличает характер полифонической музыки? С чем это связано?
3.Где преимущественно исполнялась полифоническая музыка?
4.Какие законы отличают полифонические произведения? Расскажи на примере канона «Да будет мир» В. А. Моцарта. § 21. Философия фуги
При всём многообразии многоголосной музыки полифония достигла своего высшего выражения в фуге.
Фуга — это форма полифонических произведений, в которой начальная тема проводится поочерёдно в нескольких голосах.
Тема фуги представляет собой яркую и выразительную мелодию. Встречаются темы песенного, танцевального, сосредоточенного характера.
Нотный пример 26
И. С. Бах. «Хорошо темперированный клавир» (I том).
а) Фуга ре-диез минор (начальная тема)
б) Фуга до минор (начальная тема)
в) Фуга до-диез минор (начальная тема)
Различные способы работы с темой — изменение тональности, ритмическое увеличение или уменьшение, зеркальное отражение (изложение звуков в противоположном направлении) — не только обогащают её звучание, но придают ей интеллектуальный смысл.
Порой фуга привлекала не только композиторов, но и тех, кто пытался в другие виды искусства внести идею музыки, музыкальности.
М. Чюрлёнис. Фуга
Внимательно рассмотрите картину «Фуга» М. Чюрлёниса. «Зримая» музыка этой картины угадывается в передаче идеи музыкального многоголосия, зеркального отражения и ритмического увеличения.
Нет ничего удивительного в том, что тайна фуги притягивала многих композиторов. Так, И. С. Бах, этот величайший из великих музыкантов, огромный круг своих замыслов воплотил именно в фуге — то монументальной, то песенной, то строгой, то шутливой.
Один из ярчайших примеров воплощения фуги — полифонический двухчастный цикл Органная токката и фуга ре минор И. С. Баха. Это произведение, столь сильное по своему эмоциональному воздействию, известно во всём мире. В нём сочетаются мощь и сила, нежность и лирика. Всё это великолепно передано в звучании органа — инструмента поистине безграничных выразительных возможностей.
И. С. Бах играет на органе
Потсдамской гарнизонной церкви
Нотный пример 27
И. С. Бах. Органная токката и фуга ре минор. Токката. Фрагмент
Вопросы и задания
1.Какое музыкальное произведение называется фугой?
2.Расскажи о своём впечатлении от прослушивания Органной токкаты и фуги ре минор И. С. Баха. Какие чувства переданы в этой музыке?
3.Назови особенности фуги, которые запечатлены на картине М. Чюрлёниса. Как ты считаешь, эта картина — точное изображение фуги или в большей степени метафора?
4.Внимательно прочитай эпиграф к разделу «Полифония» (с. 90). Подумай, о каком единстве высшего порядка в полифоническом сочетании голосов говорит М. Бахтин.
5.В дневнике постарайся создать рисунок, выражающий полифоническую форму (канон, фугу). Тест 3
Какое из слов не принадлежит к области полифонии?
многоголосие
канон
имитация
одноголосие
фуга
§ 22. Какой бывает музыкальная фактура
Прежде чем понять, что означает выражение «музыкальная фактура», давайте внимательно рассмотрим нотные примеры на с. 99—100.
Нотный пример 28
Д. Шостакович. Прелюдия до мажор.
Из фортепианного цикла «Двадцать четыре прелюдии и фуги». Фрагмент. АККОРДОВАЯ ФАКТУРА
К. Дебюсси. «Паспье». Из фортепианного цикла «Бергамасская сюита». Фрагмент. ФИГУРАЦИОННАЯ ФАКТУРА
О. Мессиан. Система длительностей и динамических оттенков. Из фортепианного цикла «Четыре ритмических этюда». Фрагмент. «ФАКТУРНЫЕ ЭТАЖИ»
Э. Денисов. «Плач-оповещание». Из вокального цикла «Плачи». Фрагмент. «ФАКТУРНЫЕ ПЛАСТЫ»
Мы видим, что все примеры отличаются своим графическим изложением. Первый пример представляет собой вертикальные «аккордовые столбы», второй — волнообразную линию, третий — своеобразное трёхэтажное построение, четвёртый — похожий на кардиограмму музыкальный рисунок.
Именно способ изложения музыки и называется фактурой.
Может быть, оттого, что фактура наиболее ярко выражает область музыкального художества — линии, рисунки, графику, — она получила множество различных определений.
«Музыкальная ткань», «узор», «орнамент», «контур», «фактурные пласты», «фактурные этажи» — эти образные определения указывают на зрительность, живописность, пространственность фактуры.
Выбор определённой фактуры зависит от многих причин — от музыкального содержания, от того, где исполняется данная музыка, от тембрового состава. Например, полифоническая музыка, предназначенная для звучания в храме, требует значительного фактурного пространства. Лирическая музыка, связанная с передачей чувств человека, как правило, одноголосна. Её звучание представляет сжатие фактуры до одного-единственного голоса, поющего свою одинокую песнь.
Иногда одноголосная мелодия используется композиторами для выражения красоты того или иного тембра. Так, пастуший рожок солирует во вступлении к Первой песне Леля из оперы Н. Римского-Корсакова «Снегурочка», вводя слушателя в атмосферу чудесной языческой сказки.
Пастуший рожок Нотный пример 29
Н. Римский-Корсаков. Первая песня Леля. Из оперы «Снегурочка». Фрагмент. ОДНОГОЛОСНАЯ ФАКТУРА
Однако исключительно одноголосная фактура встречается в музыке достаточно редко. Гораздо чаще мы видим другой тип фактуры — мелодию с сопровождением, которые, как правило, дополняют друг друга. Вспомните песню Ф. Шуберта «В путь»: в ней звучит не только бодрая мелодия, но и вращение мельничного жёрнова в партии фортепиано, создающее яркое зрительное впечатление.
Богатство музыкальных образов позволяет использовать разные приёмы фактуры. Так, в романсе С. Рахманинова «Сирень» рисунок аккомпанемента имеет чисто зрительное сходство с формой цветка сирени. Музыка романса светла и чиста, как юность, как цветение весеннего сада:
Поутру, на заре, по росистой траве
Я пойду свежим утром дышать;
И в душистую тень,где теснится сирень,
Я пойду своё счастье искать…
Я пойду свежим утром дышать;
И в душистую тень,где теснится сирень,
Я пойду своё счастье искать…
В жизни счастье одно мне найти суждено,
И то счастье в сирени живёт;
На зелёных ветвях,на душистых кистях
Моё бедное счастье цветёт.
И то счастье в сирени живёт;
На зелёных ветвях,на душистых кистях
Моё бедное счастье цветёт.
Писатель Юрий Нагибин в повести «Сирень» пишет об одном лете, которое провёл семнадцатилетний Сергей Рахманинов в имении Ивановка. В то странное лето сирень расцвела «вся разом, в одну ночь вскипела и во дворе, и в аллеях, и в парке». В память о том лете, об одном раннем утре, когда композитор встретился с юной первой своей влюблённостью, он и написал, может быть, самый нежный и взволнованный романс «Сирень».
С. Рахманинов
Нотный пример 30
С. Рахманинов. Романс «Сирень». Стихи Е. Бекетовой. Фрагмент. «ФАКТУРНЫЙ УЗОР»
Что же ещё, какие чувства и настроения заставляют фактуру то сжиматься, то оформляться в пространство, то принимать форму прелестного весеннего цветка?
Вероятно, ответ на этот вопрос следует искать в живой красоте образа, в его дыхании, красках, неповторимом облике, а главное — в том переживании образа, которое вносит в свою музыку композитор. Никогда музыкант не обращается к теме, которая ему не близка и не находит отклика в его душе. Не случайно многие композиторы признавались, что никогда не писали о том, чего не пережили, не прочувствовали сами.
Поэтому, когда зацветает сирень или земля покрывается снегом, когда восходит солнце или струи быстрой воды начинают играть разноцветными оттенками, художник испытывает те же чувства, какие испытывали миллионы людей во все времена.
Он так же радуется, грустит, любуется и восхищается безграничной красотой мира и его чудесными превращениями. Свои чувства он воплощает в звуках, красках и рисунках музыки, наполняя её дыханием жизни.
И если его музыка волнует людей, значит, в ней не просто ярко запечатлены образы сирени, утреннего солнца или реки, но угаданы те переживания, которые испокон веков испытывают люди при соприкосновении с красотой.
Поэтому, наверное, не будет преувеличением сказать, что каждое такое произведение, как бы ни были сокровенны чувства, вдохновившие автора, — памятник всем цветам мира, всем его рекам и восходам солнца, всему безмерному человеческому восхищению и любви.
Вопросы и задания
1.Что обозначает слово «фактура» в музыке?
2.Какие образные определения применимы к различным видам фактуры?
3.Почему в Первой песне Леля из оперы «Снегурочка»Н. Римского-Корсакова используется одноголосная фактура?
4.
Как содержание музыкального произведения влияет на его фактурную запись? Расскажи на примере романса «Сирень» С. Рахманинова.
§ 23. Пространство фактуры
Обратимся ещё к одному романсу С. Рахманинова — «Весенние воды». Написанный на стихи Ф. Тютчева, он не только передаёт образ стихотворения, но и вносит в него новую стремительность и динамику.
Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят —
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят…
А воды уж весной шумят —
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят…
Они гласят во все концы:
«Весна идёт, весна идёт!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперёд!»
«Весна идёт, весна идёт!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперёд!»
Весна идёт, весна идёт!
И тихих, тёплых, майских дней
Румяный, светлый хоровод Толпится весело за ней.
И тихих, тёплых, майских дней
Румяный, светлый хоровод Толпится весело за ней.
Радостное предчувствие скорой весны буквально пронизывает романс.
По-особенному светло и солнечно звучит тональность ми-бемоль мажор. Движение музыкальной фактуры — стремительное, бурлящее, охватывающее огромное пространство, подобно мощному и весёлому потоку весенних вод, ломающих все преграды. Нет ничего более противоположного по чувству и настроению недавнему оцепенению зимы с её холодной тишиной и бестрепетностью.
В «Весенних водах» — чувство яркое, открытое, восторженное, захватывающее слушателей с первых же тактов.
Музыка романса как будто намеренно построена таким образом, чтобы избежать всего успокаивающего, убаюкивающего. Окончания почти всех мелодических фраз — восходящие; они содержат даже больше восклицаний, чем стихотворение.
Важно отметить и то, что фортепианное сопровождение в этом произведении не просто аккомпанемент, а самостоятельный участник действия, по силе выразительности и изобразительности порой превосходящий даже солирующий голос!
Ф. Тютчев
Любовь земли и прелесть года,
Весна благоухает нам! —
Творенью пир даёт природа,
Свиданья пир даёт сынам!..
Весна благоухает нам! —
Творенью пир даёт природа,
Свиданья пир даёт сынам!..
Дух жизни, силы и свободы
Возносит, обвевает нас!..
И радость в душу пролилась,
Как отзыв торжества природы,
Как Бога животворный глас!..
Возносит, обвевает нас!..
И радость в душу пролилась,
Как отзыв торжества природы,
Как Бога животворный глас!..
Эти строки из другого стихотворения Ф. Тютчева — «Весна» — звучат как эпиграф к романсу, может быть, самому радостному и ликующему в истории русской вокальной лирики.
Огромную роль выполняет фактура в тех произведениях, где необходимо передать идею музыкального пространства.
Нотный пример 31
С. Рахманинов. Романс «Весенние воды». Стихи Ф. Тютчева. Фрагмент. ФИГУРАЦИОННАЯ ФАКТУРА
Одним из примеров выражения пространства в музыке может служить Антракт к III действию из оперы Ж. Бизе «Кармен», который называется «Утро в горах».
Уже само название определяет характер музыки, рисующей яркую и выразительную картину утреннего горного пейзажа.
А. Саврасов. Вид в Швейцарских Альпах (гора Малый Рухен)
Слушая данный фрагмент, мы буквально видим, как первые лучи восходящего солнца нежно касаются высоких вершин гор, как постепенно они опускаются всё ниже и ниже и в момент кульминации как будто заливают своим ослепительным сиянием всё необозримое горное пространство.
Нотный пример 32
Ж. Бизе. «Утро в горах». Антракт к III действию из оперы «Кармен». Фрагмент
В музыкальной записи это нашло своё отражение.
Начальное проведение мелодии даётся в высоком регистре. Её звучание по отношению к аккомпанементу составляет диапазон трёх октав. Каждое последующее проведение мелодии даётся по нисходящей линии — голоса сближаются, динамика нарастает, наступает кульминация.
Итак, мы видим, что в фактуре запечатлевается всё, что связано с выразительностью музыкального звучания. Одинокий голос или мощный хор, стремительное движение воды или бескрайнее горное пространство — всё это рождает собственную музыкальную ткань, этот «узорный покров» фактуры, всегда новый, неповторимый, глубоко своеобразный.
Вопросы и задания
1.Какие чувства выражены в романсе «Весенние воды» С. Рахманинова? Как эти чувства выражаются в фактурном изложении произведения?
2.За счёт чего создаётся впечатление музыкального пространства в музыкальном антракте «Утро в горах» Ж. Бизе?
3.Вспомни, в каких музыкальных жанрах используется фактурное пространство значительного диапазона. С чем это связано?
4.Сравни различные виды фактуры, приведённые на с. 99—100. В дневнике изобрази их графически.
Тест 4
Музыкальная фактура может быть:
одноголосной
аккордовой
медленной
пространственной
громкой
Тембры
Искусство сочетания оркестровых звучностей есть одна из сторон души самого сочинения.
Н. Римский-Корсаков
§ 24. Тембры — музыкальные краски
Музыкальные тембры нередко сравнивают с красками в живописи. Подобно краскам, выражающим цветовое богатство окружающего мира и многообразие его настроений, музыкальные тембры также передают многоликость мира, его образы и эмоциональные состояния. Поёт ли человеческий голос или пастушья свирель, слышится напев скрипки или переливы арфы — любое из этих звучаний входит в многоцветную палитру тембровых воплощений музыки.
Композиторы никогда не создают такую музыку, которая может быть предназначена для любого тембра. Каждое, даже самое маленькое, произведение непременно содержит указание на инструмент, который должен его исполнять.
Скрипка
Нотный пример 33
Каждому музыканту известно, что скрипке присуща особая певучесть, поэтому ей нередко поручаются мелодии плавного, песенного характера. Вот, например, тема Шехеразады из одноимённой симфонической сюиты Н. Римского-Корсакова. В ней слышится и прелесть волшебной арабской ночи, и нежный голос Шехеразады.
Не менее известна и виртуозность скрипки, её способность исполнять стремительные мелодии с необычайной лёгкостью и блеском. Среди примеров подобной роли скрипки — «Полёт Шмеля» из оперы Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».
Рассерженный Шмель, готовясь ужалить Бабариху, совершает свой знаменитый полёт. Звук этого полёта, который музыка воспроизводит с изобразительной точностью и огромным остроумием, создаётся мелодией скрипки. Эта мелодия столь стремительна, что у слушателя действительно остаётся впечатление грозного шмелиного жужжания.
Нотный пример 34
Н. Римский-Корсаков. «Полёт Шмеля». Из оперы «Сказка о царе Салтане». Фрагмент
И. Билибин. Иллюстрация к «Сказке о царе Салтане...» А. С. Пушкина
Виолончель
Нотный пример 35
Необыкновенная теплота и выразительность виолончели сближают её интонацию с живым человеческим голосом — глубоким, певучим, волнующе-эмоциональным. Поэтому в музыке нередки случаи, когда вокальные произведения звучат в переложении для виолончели. Яркий пример такого рода — Вокализ С. Рахманинова.
Там, где требуются лёгкость, изящество и грация, царит флейта. Изысканность и прозрачность тембра в сочетании с присущим ей высоким регистром придают флейте и трогательную выразительность, и грациозное остроумие.
Прелестное Ске́рцо («Шутка») И. С. Баха из Сюиты № 2 для оркестра — пример такого изящно-юмористического звучания флейты.
И. С. Бах. Скерцо. Из Сюиты № 2 для оркестра. Фрагмент
Вопросы и задания
1.Почему музыкальные тембры можно сравнить с красками в живописи?
2.Какие особенности отличают звучание скрипки? Расскажи на примере темы «Шехеразады» и «Полёта Шмеля» Н. Римского-Корсакова.
3.С каким тембром можно сравнить звучание виолончели?
4.Как изменился бы характер звучания в «Шутке» И. С. Баха, если бы вместо флейты солировала виолончель?
5.Как ты считаешь, можно ли мелодию, написанную для одного инструмента, поручить другому? Если да, то назови варианты таких замен.
§ 25. Соло и тутти
В предыдущем параграфе мы рассказали лишь о нескольких музыкальных инструментах. Разумеется, и эти и другие инструменты могут использоваться в «чистом» виде: практически для каждого из них созданы специальные концерты, сонаты и пьесы. Кроме того, широко применяются и соло различных инструментов, входящих в многозвучные оркестровые произведения. В таких фрагментах солирующие инструменты ещё ярче обнаруживают свои выразительные возможности, то просто пленяя красотой тембра, то создавая контраст различным оркестровым группам.
Симфонический оркестр
Но чаще всего они участвуют в общем составе симфонического оркестра, где сопоставления и переплетения тембров образуют картину поразительного звукового богатства. Ведь именно с о ч е т а н и я тембров придают музыке такую выразительность, делают доступной передачу практически любого образа, картины или настроения. Это всегда чувствовали большие мастера оркестра — Бетховен, Берлио́з, Глинка, Шостакович, которые тщательно использовали все выразительные возможности музыкальных инструментов.
История симфонического оркестра насчитывает более трёх столетий. За это время был постепенно сформирован тот состав инструментов, которым пользуются и современные композиторы.
Современный симфонический оркестр включает четыре группы инструментов:
1) струнные смычковые (скрипки, альты, виолончели, контрабасы);
2) деревянные духовые (флейты, гобои, кларнеты, фаготы);
3) медные духовые (трубы, валторны, тромбоны, туба);
4) ударные и клавишные (литавры, колокольчики, челеста, барабаны, тарелки и т. д.).
Эти четыре группы при их умелом сочетании способны создавать подлинные музыкальные чудеса. Они поражают слушателей то прозрачностью звучания, то необыкновенной силой, то еле уловимым трепетом.
М. Врубель. Город Леденец
Выразительность музыкальных тембров особенно проявляет себя в произведениях, связанных с яркой изобразительностью. Давайте ещё раз обратимся к музыкальной сказке Н. Римского-Корсакова — опере «Сказка о царе Салтане», ибо где, как не в сказочно-фантастической музыке, можно «услышать» и картины природы, и различные чудеса, представленные в волшебных звуках оркестра.
Вступление к последней картине оперы называется «Три чуда». Эти три чуда мы помним ещё по сказке А. Пушкина, где дано описание города Леденца — царства Гвидона.
Остров на́ море лежит,
Град на острове стоит,
С златоглавыми церквами,
С теремами и садами;
Ель растёт перед дворцом,
А под ней хрустальный дом:
Белка в нём живёт ручная,
Да чудесница какая!
Белка песенки поёт
Да орешки всё грызёт;
Град на острове стоит,
С златоглавыми церквами,
С теремами и садами;
Ель растёт перед дворцом,
А под ней хрустальный дом:
Белка в нём живёт ручная,
Да чудесница какая!
Белка песенки поёт
Да орешки всё грызёт;
М. Врубель. Царевна-Лебедь
А орешки не простые,
Скорлупы-то золотые.
Ядра — чистый изумруд;
Белку холят, берегут.
Там ещё другое диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на́ берег пустой,
Расплеснётся в скором беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор —
С ними дядька Черномор…
А у князя жёнка есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днём свет божий затмевает,
Ночью землю освещает;
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
Скорлупы-то золотые.
Ядра — чистый изумруд;
Белку холят, берегут.
Там ещё другое диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на́ берег пустой,
Расплеснётся в скором беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор —
С ними дядька Черномор…
А у князя жёнка есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днём свет божий затмевает,
Ночью землю освещает;
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
Эти строки из пушкинской «Сказки о царе Салтане...» составляют главное содержание музыки Н. Римского-Корсакова.
Первое из трёх чудес — Белка, грызущая орешки и поющая свою беззаботную песенку. Второе — тридцать три богатыря, являющиеся из волн бушующего моря. И третье, самое чудесное из чудес, — прекрасная Царевна-Лебедь.
Музыкальное изображение Белки поручено ксилофону и флейте-пи́кколо. Обратите внимание на щёлкающий характер звучания ксилофона, точно воспроизводящего раскалывание золотых орешков, и на свистящий тембр флейты-пикколо, придающий песенке Белки характер насвистывания.
Но только этим не исчерпывается всё богатство представлений о «первом чуде». Второе проведение мелодии обогащается челестой — одним из самых «сказочных» инструментов, — рисующей образ хрустального дома, в котором живёт Белка.
Н. Римский-Корсаков. «Три чуда (Белка)». Из оперы «Сказка о царе Салтане». Фрагмент
Музыка «второго чуда» — богатырей — нарастает постепенно. В ней слышится и рокот разбушевавшейся морской стихии, и завывание ветра. Этот звуковой фон, на котором выступают богатыри, создаётся различными группами инструментов, рисующих образ сильный, могучий, несокрушимый.
Богатыри предстают в тембровом звучании медных духовых — самых мощных инструментов симфонического оркестра.
И. Билибин. Тридцать три богатыря
Нотный пример 38
Н. Римский-Корсаков. «Три чуда (Тридцать три богатыря)». Из оперы «Сказка о царе Салтане». Фрагмент
Наконец, «третье чудо» является нам в сопровождении арфы — нежного и пленительного инструмента, передающего плавное скольжение прекрасной птицы по глади ночного моря, освещённого луной.
Пение Лебедь-птицы поручено солирующему гобою — инструменту, напоминающему своим звучанием голос водяной птицы.
Момент превращения Лебедь-птицы в Царевну вызывает у Гвидона такой восторг, такое беспредельное восхищение, что кульминация эпизода становится подлинным торжеством всего мыслимого света и красоты. Оркестр в этот момент достигает высшей полноты и яркости. В общем потоке звучания выделяются тембры медных духовых, ведущих свою торжественную мелодию.
Нотный пример 39
Н. Римский-Корсаков. «Три чуда (Царевна-Лебедь)». Из оперы «Сказка о царе Салтане». Фрагмент
«Три чуда» Н. Римского-Корсакова открывают нам неисчерпаемые чудеса музыкальных тембров. Оркестр в этом произведении достиг такой живописности, такой неслыханной красочности, что становятся понятными безграничные возможности музыки в передаче всего, что в окружающем мире достойно такой передачи.
Однако важно подчеркнуть и то, что музыка творит и свою собственную красоту, как творят её живопись, архитектура или поэзия. Эта красота, может быть, не выше и не лучше красоты реального мира, но она существует и, воплощённая в чуде симфонического оркестра, обнаруживает перед нами ещё одну тайну музыки, разгадку которой следует искать в пленительном разнообразии её звучаний.
Вопросы и задания
1.Какие четыре группы музыкальных инструментов включает симфонический оркестр?
2.В чём заключена разница звучания между оркестром и отдельными музыкальными инструментами?
3.Как инструменты симфонического оркестра могут изображать музыкальный образ? Расскажи на примере одного из «чудес» из оперы «Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова.
Тест 5
В симфоническом оркестре самая мощная группа:
струнных смычковых инструментов
деревянных духовых инструментов
медных духовых инструментов
ударных инструментов
Комментариев нет:
Отправить комментарий