четверг, 19 октября 2017 г.

Музыка 6 класс 4 четверть

4 четверть Тембры
Искусство сочетания оркестровых звучностей есть одна из сторон души самого сочинения.
Н. Римский-Корсаков
§ 24. Тембры — музыкальные краски
Музыкальные тембры нередко сравнивают с красками в живописи. Подобно краскам, выражающим цветовое богатство окружающего мира и многообразие его настроений, музыкальные тембры также передают многоликость мира, его образы и эмоциональные состояния. Поёт ли человеческий голос или пастушья свирель, слышится напев скрипки или переливы арфы — любое из этих звучаний входит в многоцветную палитру тембровых воплощений музыки.
Композиторы никогда не создают такую музыку, которая может быть предназначена для любого тембра. Каждое, даже самое маленькое, произведение непременно содержит указание на инструмент, который должен его исполнять.
Скрипка
Нотный пример 33
Каждому музыканту известно, что скрипке присуща особая певучесть, поэтому ей нередко поручаются мелодии плавного, песенного характера. Вот, например, тема Шехеразады из одноимённой симфонической сюиты Н. Римского-Корсакова. В ней слышится и прелесть волшебной арабской ночи, и нежный голос Шехеразады.
Не менее известна и виртуозность скрипки, её способность исполнять стремительные мелодии с необычайной лёгкостью и блеском. Среди примеров подобной роли скрипки — «Полёт Шмеля» из оперы Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».
Рассерженный Шмель, готовясь ужалить Бабариху, совершает свой знаменитый полёт. Звук этого полёта, который музыка воспроизводит с изобразительной точностью и огромным остроумием, создаётся мелодией скрипки. Эта мелодия столь стремительна, что у слушателя действительно остаётся впечатление грозного шмелиного жужжания.
Нотный пример 34
Н. Римский-Корсаков. «Полёт Шмеля». Из оперы «Сказка о царе Салтане». Фрагмент
И.Билибин. 
Иллюстрация к «Сказке о царе Салтане...» А. С. Пушкина
Виолончель
Нотный пример 35
Необыкновенная теплота и выразительность виолончели сближают её интонацию с живым человеческим голосом — глубоким, певучим, волнующе-эмоциональным. Поэтому в музыке нередки случаи, когда вокальные произведения звучат в переложении для виолончели. Яркий пример такого рода — Вокализ С. Рахманинова.

Там, где требуются лёгкость, изящество и грация, царит флейта. Изысканность и прозрачность тембра в сочетании с присущим ей высоким регистром придают флейте и трогательную выразительность, и грациозное остроумие.
Прелестное Ске́рцо («Шутка») И. С. Баха из Сюиты № 2 для оркестра — пример такого изящно-юмористического звучания флейты.
И. С. Бах. Скерцо. Из Сюиты № 2 для оркестра. Фрагмент
Вопросы и задания
1.Почему музыкальные тембры можно сравнить с красками в живописи?
2.Какие особенности отличают звучание скрипки? Расскажи на примере темы «Шехеразады» и «Полёта Шмеля» Н. Римского-Корсакова.
3.С каким тембром можно сравнить звучание виолончели?
4.Как изменился бы характер звучания в «Шутке» И. С. Баха, если бы вместо флейты солировала виолончель?
5.Как ты считаешь, можно ли мелодию, написанную для одного инструмента, поручить другому? Если да, то назови варианты таких замен.






Домашнее задание: 

Пройдите тест - номер теста: 552757261
Пройти тест вы сможете на сайте videouroki.net, выполнив 2 шага:
1.       В разделе “Тесты” нажать синюю кнопку “Пройти тест”
2.       Ввести номер теста и выполнить его
3.       Результаты вы сможете увидеть в личном кабинете в разделе "Мои тесты"
Также можно пройти тест по ссылке:






§ 25. Соло и тутти


В предыдущем параграфе мы рассказали лишь о нескольких музыкальных инструментах. Разумеется, и эти и другие инструменты могут использоваться в «чистом» виде: практически для каждого из них созданы специальные концерты, сонаты и пьесы. Кроме того, широко применяются и соло различных инструментов, входящих в многозвучные оркестровые произведения. В таких фрагментах солирующие инструменты ещё ярче обнаруживают свои выразительные возможности, то просто пленяя красотой тембра, то создавая контраст различным оркестровым группам.
Симфонический оркестр
Но чаще всего они участвуют в общем составе симфонического оркестра, где сопоставления и переплетения тембров образуют картину поразительного звукового богатства. Ведь именно с о ч е т а н и я тембров придают музыке такую выразительность, делают доступной передачу практически любого образа, картины или настроения. Это всегда чувствовали большие мастера оркестра — Бетховен, Берлио́з, Глинка, Шостакович, которые тщательно использовали все выразительные возможности музыкальных инструментов.
История симфонического оркестра насчитывает более трёх столетий. За это время был постепенно сформирован тот состав инструментов, которым пользуются и современные композиторы.
Современный симфонический оркестр включает четыре группы инструментов:
1) струнные смычковые (скрипки, альты, виолончели, контрабасы);
2) деревянные духовые (флейты, гобои, кларнеты, фаготы);
3) медные духовые (трубы, валторны, тромбоны, туба);
4) ударные и клавишные (литавры, колокольчики, челеста, барабаны, тарелки и т. д.).
Эти четыре группы при их умелом сочетании способны создавать подлинные музыкальные чудеса. Они поражают слушателей то прозрачностью звучания, то необыкновенной силой, то еле уловимым трепетом.
М. Врубель. Город Леденец
Выразительность музыкальных тембров особенно проявляет себя в произведениях, связанных с яркой изобразительностью. Давайте ещё раз обратимся к музыкальной сказке Н. Римского-Корсакова — опере «Сказка о царе Салтане», ибо где, как не в сказочно-фантастической музыке, можно «услышать» и картины природы, и различные чудеса, представленные в волшебных звуках оркестра.
Вступление к последней картине оперы называется «Три чуда». Эти три чуда мы помним ещё по сказке А. Пушкина, где дано описание города Леденца — царства Гвидона.
Остров на́ море лежит,
Град на острове стоит,
С златоглавыми церквами,
С теремами и садами;
Ель растёт перед дворцом,
А под ней хрустальный дом:
Белка в нём живёт ручная,
Да чудесница какая!
Белка песенки поёт
Да орешки всё грызёт;

М. Врубель. Царевна-Лебедь
"А орешки не простые,
Скорлупы-то золотые"...
Эти строки из пушкинской «Сказки о царе Салтане...» составляют главное содержание музыки Н. Римского-Корсакова.
Первое из трёх чудес — Белка, грызущая орешки и поющая свою беззаботную песенку. Второе — тридцать три богатыря, являющиеся из волн бушующего моря. И третье, самое чудесное из чудес, — прекрасная Царевна-Лебедь.
Музыкальное изображение Белки поручено ксилофону и флейте-пи́кколо. Обратите внимание на щёлкающий характер звучания ксилофона, точно воспроизводящего раскалывание золотых орешков, и на свистящий тембр флейты-пикколо, придающий песенке Белки характер насвистывания.
Но только этим не исчерпывается всё богатство представлений о «первом чуде». Второе проведение мелодии обогащается челестой — одним из самых «сказочных» инструментов, — рисующей образ хрустального дома, в котором живёт Белка.

Н. Римский-Корсаков. «Три чуда (Белка)». Из оперы «Сказка о царе Салтане». Фрагмент
Музыка «второго чуда» — богатырей — нарастает постепенно. В ней слышится и рокот разбушевавшейся морской стихии, и завывание ветра. Этот звуковой фон, на котором выступают богатыри, создаётся различными группами инструментов, рисующих образ сильный, могучий, несокрушимый.
Богатыри предстают в тембровом звучании медных духовых — самых мощных инструментов симфонического оркестра.
И. Билибин. Тридцать три богатыря
Нотный пример 38
Н. Римский-Корсаков. «Три чуда (Тридцать три богатыря)». Из оперы «Сказка о царе Салтане». Фрагмент
Наконец, «третье чудо» является нам в сопровождении арфы — нежного и пленительного инструмента, передающего плавное скольжение прекрасной птицы по глади ночного моря, освещённого луной.
Пение Лебедь-птицы поручено солирующему гобою — инструменту, напоминающему своим звучанием голос водяной птицы.
Момент превращения Лебедь-птицы в Царевну вызывает у Гвидона такой восторг, такое беспредельное восхищение, что кульминация эпизода становится подлинным торжеством всего мыслимого света и красоты. Оркестр в этот момент достигает высшей полноты и яркости. В общем потоке звучания выделяются тембры медных духовых, ведущих свою торжественную мелодию.
Нотный пример 39
Н. Римский-Корсаков. «Три чуда (Царевна-Лебедь)». Из оперы «Сказка о царе Салтане». Фрагмент
«Три чуда» Н. Римского-Корсакова открывают нам неисчерпаемые чудеса музыкальных тембров. Оркестр в этом произведении достиг такой живописности, такой неслыханной красочности, что становятся понятными безграничные возможности музыки в передаче всего, что в окружающем мире достойно такой передачи.
Однако важно подчеркнуть и то, что музыка творит и свою собственную красоту, как творят её живопись, архитектура или поэзия. Эта красота, может быть, не выше и не лучше красоты реального мира, но она существует и, воплощённая в чуде симфонического оркестра, обнаруживает перед нами ещё одну тайну музыки, разгадку которой следует искать в пленительном разнообразии её звучаний.
Вопросы и задания
1.Какие четыре группы музыкальных инструментов включает симфонический оркестр?
2.В чём заключена разница звучания между оркестром и отдельными музыкальными инструментами?
3.Как инструменты симфонического оркестра могут изображать музыкальный образ? Расскажи на примере одного из «чудес» из оперы «Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова.



Домашнее задание:
Ответьте письменно на вопросы



Динамика
§ 26. Громкость и тишина в музыке
Музыкальная динамика снова возвращает нас к первоистокам музыки. Ведь громкие и тихие звуки существуют и вне музыкальных произведений.
Гроза  г р е м и т, а моросящий дождик  ш у р ш и т   чуть-чуть слышно;  г р о з е н  шум морского прибоя, а плеск озера  л а с к о в  и совсем не страшен. По-разному звучит эхо, то передразнивая наш голос почти рядом, то замирая в отдалении. И даже такие чисто музыкальные особенности, как crescendo (креще́ндо) — постепенное нарастание звучности и diminuendo (диминуэ́ндо) — постепенное её ослабление, также присутствуют и в природе.
Прислушайтесь к тому, как шумит ветер в кронах деревьев, сначала чуть прикасаясь к листьям, затем становясь всё громче, всё сильнее. В момент кульминации он захватывает всю крону целиком, заставляя её раскачиваться, шуметь, и лишь затем постепенно ослабляет свой напор до полного успокоения.
Такой характер динамики можно схематично изобразить музыкальными знаками crescendo-diminuendo. Это всеобщий закон любого звучания.
И. Левитан. Озеро
И. Айвазовский. Шторм
Вспомните вступление к опере М. Мусоргского «Хованщина» — «Рассвет на Москве-реке». Музыка этого необыкновенно выразительного фрагмента передаёт неторопливое приближение московского утра. Одноголосная негромкая мелодия, открывающая вступление, подобна первому лучу света, который всё больше наступает, разрастается, окрашивается сиянием восходящего солнца, внезапно вспыхивающего и играющего на золотых куполах московских церквей.
На редкость выразительна сцена летней грозы из IV части Симфонии № 6 Л. Бетховена! Послушайте, как наряду с оркестровкой проявляет себя в этом сочинении динамика.
Л. Бетховен. «Гроза. Буря».
Из Симфонии № 6. Фрагмент

Людвиг ван Бетховен Симфония №6 "Пасторальная", F-dur, op.68, 4ч. "Гроза. Буря".
Фрагмент мультфильма "Фантазия", созданного компанией Уолта Диснея в 1940 году. Исп.: Филадельфийский оркестр под руководством Леопольда Стоковски.
Начинается гроза постепенно. Музыка предельно ясно и наглядно изображает её наступление: хмурится небо, усиливается ветер (тре́моло литавр), появляются первые капли дождя (пиццика́то струнных). Всё это происходит наряду с усилением динамики, подводящей к высшей точке разгула природной стихии. Гроза буквально обрушивается: в музыке слышны удары грома, сверкание молний, зримо и осязаемо сгущаются минорные краски.
Постепенный спад бури сопровождается постепенным успокоением и в оркестре; гроза удаляется — и лишь отдалённые раскаты грома ещё слышатся в музыке.
Однако и они скоро исчезают: тучи рассеиваются (минор уступает место мажору, динамика ослабевает), музыка просветляется.

И. Левитан. Буря. Дождь
Вопросы и задания
1.Где, помимо музыки, проявляет себя динамика?
2.Как громкостная динамика участвует в создании образа летней грозы в Симфонии № 6 Л. Бетховена?
3.В дневнике определи «громкое» и «тихое» стихотворения.



(Это материал из учебника).
А это ССЫЛКА на урок РЭШ
https://resh.edu.ru/subject/lesson/1102/

Заходите, изучайте, выполняйте, получайте хорошие оценки!



§ 27. Тонкая палитра оттенков
Динамика — одно из самых ярких выразительных средств музыки. Но и в поэзии, в прозе, в интонациях человеческой речи мы можем наблюдать её присутствие. Ведь в любом стихотворении есть свои показатели динамики, позволяющие нам услышать, «тихо» или «громко» оно звучит. И при описании человеческих характеров писатель непременно указывает, как говорит тот или иной герой, какой у него голос. Да и в наших повседневных наблюдениях мы нередко угадываем человека по особенностям звучания его речи.
Музыканты давно исследуют выразительные возможности громкостной динамики. Ещё в XVI веке динамическими средствами создавались различные эффекты. Вспомните хор О. Лассо, в котором передавался эффект эха (громко — тихо).
Известно также, что тихая, спокойная музыка убаюкивает, а громкая и торжественная — взбадривает. Поэтому все колыбельные мира поются негромко, а все походные марши, наоборот, весьма звучны.
Таблица основных динамических оттенков
Выдающийся российский пианист и педагог Г. Нейга́уз часто повторял своим ученикам: «Нельзя путать Марию Павловну (mp) с Марией Фёдоровной (mf), Петю (p) с Петром Петровичем (pp), Федю (f) c Фёдором Фёдоровичем (ff)». Эти слова говорят о требовательности музыканта к соблюдению мельчайших нюансов громкости.
Обратимся к пьесе «Лунный свет» К. Дебюсси.

Пленительная лунная ночь, полная волшебного очарования, таинственная и загадочная, — таков образ этой музыки.
Луна печалилась. Смычками в забытьи
Водили ангелы. Из трепетной груди
Виол в тиши цветов рождался плач горючий
То белых, как туман, то голубых созвучий.
Эти строки из стихотворения С. Малларме́ «Явление» могут быть отнесены и к музыке К. Дебюсси — этого яркого выразителя неуловимых чудес природы.
Краски, звуки, ароматы, звучащий свет — это мерцание передаётся в его музыке как будто на грани мыслимых возможностей. Слушая «Лунный свет», испытываешь впечатление полной зримости лунного сияния, каждой веточки, каждого сучка на его фоне, каждого еле уловимого шороха.

К. Дебюсси. «Лунный свет». Из «Бергамасской сюиты». Фрагмент
И. Айвазовский. Лунная ночь на берегу моря
Всё, что звучит в музыке, напоминает утончённую ажурную ткань, проявляющую себя в переливах гармонии, нежных регистрах и конечно же динамических нюансах. Так, оттенок p, господствующий на протяжении всей пьесы, выражает себя в постоянных «уходах и возвращениях» к pp и даже к ppp. Это едва уловимое звуковое колебание передаёт всю красоту очаровательной лунной ночи, наполненной тишиной.
Не менее выразительны и примеры звуковой изобразительности динамики.
Слышали вы когда-нибудь, как просыпается утренний лес, как постепенно он наполняется разнообразными звуками, шорохами, пением птиц? А ведь пение птиц издавна влекло музыкантов. Для многих из них это стало своеобразной школой композиторского мастерства. Особенные тембры, присущие каждой птице, темп, штрихи, громкость её пения — всё это учило точности и выразительности музыкальных портретов.
Оркестровое произведение О. Мессиа́на «Пробуждение птиц» — один из результатов такой «лесной школы», где очень точно передаются разнообразные звучания летнего леса, наполненного голосами птиц.
О. Мессиан. «Пробуждение птиц». Фрагмент.
Рассмотрите запись музыкального фрагмента.

В нём можно услышать пение вертишейки, домового сыча, лесного жаворонка, камышёвки, чёрного дрозда и других птиц. Обратите внимание: каждая музыкальная тема, изображающая пение птицы, имеет собственный динамический оттенок, который указывает на выразительность пения каждого «лесного персонажа».
   О. Мессиан

«Динамика» в переводе с греческого означает «сила». Эта сила, подразумевающая громкость звучания, может быть понята и шире — как сила, воздействующая на человека наряду с другими музыкальными «силами». В ней заключён огромный мир возможностей: мир звукового многообразия, внутренней жизни музыкального произведения, наконец, мир звуковой изобразительности.
Каждый миг музыки всегда неповторим, а потому неповторима и сила каждого музыкального звука.

Ж. Може. Птицы. Фрагмент
Вопросы и задания
1.Как проявляют себя динамические нюансы в музыкальном произведении? Расскажи на примере пьесы «Лунный свет» К. Дебюсси.
2.Как динамика участвует в создании портретов «лесных певцов» в «Пробуждении птиц» О. Мессиана?
3.Какими динамическими оттенками ты передал бы различные звуки природы: шум дождя, грохот грома, шелест листвы, тишину ночи? Можешь продолжить этот ряд. 

Задание выполни в дневнике (тетради).







Чудесная тайна музыки






Тайна музыки в том, что она находит
неиссякаемый источник выражения там,
где речь умолкает.
Э. Т. А.
Гофман
§ 28. По законам красоты
«Я верю в существование «чудесного» в сфере музыки» — этими словами начал французский композитор А. Онегге́р последнюю свою статью. Умудрённый опытом музыкант, он и на закате своей жизни не утратил способности восхищаться той бездной чудес, которые открывает нам музыка.
Что же это за чудесное искусство?
Почему оно воздействует на человека, делает его более бескорыстным и благородным, способным преобразовывать мир по законам красоты? Ведь не секрет, что человек, любящий и понимающий прекрасную музыку, не уродует окружающую жизнь, а, наоборот, по мере сил украшает её. Кем бы он ни был — плотником или строителем, поэтом или архитектором, — он не создаёт ни безобразных вещей, ни плохих стихов, ни безликих зданий. Музыка вносит порядок в его душу, и этот порядок властвует затем в создаваемых им повседневных предметах, искусстве, одухотворённом облике городов.
Если задаться вопросом, какие эпохи оставили лучшие памятники, высшие образцы человеческой мысли, то очевидно, что это были времена  р а с ц в е т а  д у х о в н о с т и.

Мост Вздохов. Венеция. Италия
Вот почему и поныне так притягательна для нас старинная музыка. С одной стороны, мы находим в ней ту чистоту помыслов и то величие духа, которые, к сожалению, не всегда сохраняются в современной жизни. С другой — освобождённое от суеты и житейских забот, искусство прежних времён предстаёт перед нами в своём истинном, чистом виде, как средоточие духовных поисков человека. Ведь люди одинаковы во все времена — они всегда любили и ненавидели, тянулись к теплу и страдали от холода, их всегда волновали проблемы жизни и смерти, и какими бы люди ни были, они порой поднимали глаза к небу, пытаясь оттуда получить ответы на мучившие их вопросы.
И современные люди с их техническими достижениями, большими городами, промышленными шумами, притупляющими слух, всё равно остаются теми же людьми, знающими и радость, и страх, и ожидание. Поэтому им тоже нужна музыка, и не только та, которая входит в общий шумовой фон жизни, но и та, которая поддерживает душу, укрепляет силы, возвращает к истокам.
Задумайтесь: где бы вы ни жили, какой бы пейзаж ни окружал ваш дом (даже лес заводских труб), вы всё равно радуетесь весне, чистому небу, звенящему воздуху. Значит, не всё в нашей жизни подвластно только внешним обстоятельствам. Есть что-то и в нас самих, что противостоит их порой жестокой силе. Но это «что-то» нуждается в поддержке, в укреплении, ведь только оно и делает человека человеком.
Пока такое начало живёт в людях, мир движется и совершаются в нём добрые дела. Это начало — человеческая душа, хрупкая, беззащитная, способная и ожесточаться от невзгод, и укрепляться от испытаний. Высшая ценность жизни, божий дар — и всё же как часто люди забывают о ней!
А ведь вспомните — только за блаженство обладать бессмертной человеческой душой Русалочка из сказки Андерсена отдала всё самое дорогое, что имела: счастье жить в кругу семьи, среди любящих сестёр, а главное — свой божественный голос, красивее которого не было ни у кого на дне морском! Но, несмотря на эти жертвы, Русалочка всё же не обрела бессмертной души: ей пришлось слиться с дочерями воздуха и вступить в трёхсотлетний срок испытания.
Триста лет испытаний за счастье обладать душой! Прилетать в жаркие страны, где люди гибнут от зачумлённого воздуха, и навевать прохладу, распространять в воздухе благоухание цветов, делать множество добрых дел, чтобы наконец обрести то, что доступно каждому человеку!
Но не только дочери воздуха, не только Русалочка, но и каждый человек, получивший душу в дар с самого рождения, должен непрерывно проходить этот «срок испытания» — на сохранение и укрепление той «внутренней музыки души», о которой мы говорили во вступлении к этому учебнику.
Почему же в нелёгком деле воспитания души учёные и педагоги всех времён отдавали первенство музыке, как самой могучей и действенной из всех искусств?
Может быть, потому, что музыка выражает не предметы и явления — для этого у неё нет слов, не их облик и внешние очертания, а именно внутреннюю суть всех вещей, их душу.
Когда мы слушаем музыку, то ищем в ней не простое соответствие образу, но выражение его музыкальной сущности.
Вот пьеса К. Сен-Санса «Лебедь». Её музыка передаёт плавность движений, красоту линий этой красивейшей птицы. Выразил композитор и её характер — величественный и благородный, сумел передать и мягкое скольжение по гладкой поверхности воды.

И это всё?
Нет, здесь только внешнее выражение образа. Именно оно легче всего поддаётся словесным определениям. Однако внутреннюю сущность музыки невозможно передать никакими словами. Об этом ещё Чайковский сказал, что, если бы музыку можно было пересказать словами, она была бы попросту  н е  н у ж н а. И действительно, содержание музыки шире и выше того, что определяется её программным замыслом.
Для сравнения рассмотрим иллюстрацию к этой пьесе.
Не правда ли, и о ней нельзя сказать, что это простое изображение летящих лебедей? Рисунок, вдохновлённый музыкой, не может быть немузыкальным. Обратите внимание, как удачно передана не только своеобразная грация лебедей, но вся гармоничная соразмерность их с окружающей природой.
К. Сен-Санс
Нотный пример 43
К. Сен-Санс. «Лебедь». Из цикла «Карнавал животных». Фрагмент
Так, искусство не просто изображает лебедя, но выражает возвышенно-загадочную сущность этой птицы, в поэтических представлениях людей издавна занимавшей особое место.
Именно лебеди присутствовали при рождении бога всех искусств Аполлона, семь раз облетев остров, на котором он появился на свет. Именно в благодарность лебедям юный Аполлон натянул впоследствии столько струн на свою лиру, сколько раз лебеди воспели его рождение.
А в Царевне-Лебеди у Пушкина, в образе благороднейшей из птиц, выражено главное чудо Гвидонова царства — его прекрасная невеста.
Наконец, «Гадкий утёнок» Андерсена — разве это не история мучительного восхождения к своей подлинной сущности — недосягаемо-высокой, чуждой мелкой суете птичьего двора и в то же время не надменной, не отчуждённой, способной и к страданию, и к благодарности?
Так искусство приближается к загадке жизни, воплощённой в душе всего существующего. Оно приобретает самоценность и независимость не потому, что «обслуживает» действительность, а потому, что выявляет её глубокий и скрытый смысл.
Вопросы и задания
1.Прочитай сказку Х. К. Андерсена «Русалочка». Как ты думаешь, почему Русалочке так хотелось обрести бессмертную душу?
2.Как ты понимаешь слова П. Чайковского о том, что музыку трудно передать словами? Попытайся объяснить на примере пьесы «Лебедь» К. Сен-Санса.
3.В дневнике (тетради) сделай рисунок на тему «Прекрасный город».
Постижение музыки предполагает не только её слушание (ведь мало слушать, нужно слышать!), но и воспитание условий для её восприятия. А это и развитие слуха, не просто слуха музыкального, но слуха как «о́ргана души» (Б. Пастернак), и вхождение в музыкальную традицию, где устоялись свои жанры, формы, средства выразительности.
Вот почему так важно научиться воспринимать красоту мелодий и ритмов, глубину гармонии и выразительность динамики. Каждое из этих средств несёт нам свою собственную информацию о содержании музыки, образуя её неповторимый язык. А ведь без знания языка трудно понять любую культуру, в том числе культуру музыкальную!
Чем больше человек умеет слышать, воспринимать, тем больше преобразуется его собственная душа.
Нередко нам приходится видеть людей, душа которых находится как бы в дремлющем состоянии. Жизнь таким людям кажется довольно простой. Единственной формой жизни признаётся лишь видимое, осязаемое: материальные ценности, социальные достижения. Мир души таких людей становится всё более ограниченным, тусклым, замкнутым на мелких повседневных заботах.
Неудивительно, что сторонники такой жизни музыку считают простым удовольствием, ничего общего не имеющим с постижением сущности мира. Однако, как утверждал английский писатель О. Уа́йльд, можно представить человека, который «вёл бы самую банальную жизнь, случайно услыхал какую-нибудь своеобразную музыкальную пьесу и вдруг открыл бы, что душа его, помимо его ве́дения, прошла сквозь ужасные чувства, познала чудовищные радости, или дико-романтическую любовь, или великое самоотвержение».
Не об этом ли читали мы в сказке Андерсена «Соловей»? И не является ли это свидетельством того, что человек, ещё не переживший музыку как откровение, и человек, уже знающий такое переживание, — словно два разных человека?
Дремлющая душа гордого и властного владыки и душа пробуждённая, обращённая к добрым делам, — таков смысл истории, поведанной великим сказочником Андерсеном.
В этом и состоит ответ на вопрос, почему истинное предназначение человека не может ограничиться только монотонной обыденностью, почему оно требует непременного участия музыки — своеобразного посредника между земным и высшим мирами.
Обратите внимание, как необходима музыка везде, где требуется выразить глубинную суть содержания, — в кинофильмах, театральных спектаклях, телевизионных передачах. Наивно думать, что это всего лишь фон, который вводится просто для красоты. Присмотревшись внимательно, можно обнаружить, что это важнейший участник единого целого, а иногда и самый главный, без которого всё распадается. Не случайно к участию в создании киномузыки часто приглашались крупнейшие, талантливейшие композиторы: С. Прокофьев, Д. Шостакович, Г. Свиридов, Р. Щедрин, А. Шнитке.
Невозможно представить, например, кинофильм «Александр Невский» без участия музыки С. Прокофьева или фильм «Маленькие трагедии» (по А. Пушкину) без тонких музыкальных иллюстраций, созданных А. Шнитке.
Таких примеров много в киноискусстве.
Музыка сопровождает и телевизионные показы картинных галерей, внося своим звучанием неповторимое ощущение духа времени, проникновенную интонацию повествования о великом и вечном.

Т. Альбинони
Нотный пример 44
Т. Альбинони. Адажио. Фрагмент
Послушайте Адажио итальянского композитора XVIII века Т. Альбино́ни — музыку глубокой сосредоточенности и благородной сдержанности, — и вы поймёте, отчего она так часто звучит там, где требуется внести особый тон неторопливой беседы времён.

Наверное, среди чувств человека, способных воспринимать страх, боль или радость, есть и такое, которое настроено на любовь ко всему в этом мире, что обладает собственной душой. Может быть, прав поэт, чьё стихотворение мы привели во вступлении к этому учебнику, сказавший, что лишь дитя обладает в совершенстве «музыкой души». Ведь только дети так доброжелательны и доверчивы, что с радостью и восхищением готовы принять любую самую малую радость жизни.
Постепенно открытость и непосредственностьуходят от нас, вытесняемые различными обстоятельствами, усталостью, неудачами. И лишь немногие сохраняют в своей душе чистый свет первоначальной веры в то, что мир прекрасен и что жизнь — бесценный дар.
И среди сил, противостоящих разрушительному действию повседневности, не назовём ли мы м у з ы к у, помогающую нам увидеть и понять то, что без неё мы никогда бы не увидели и не поняли? Старые замки, которых давно нет на земле, далёкие земли, куда мы никогда не отправимся, неведомые нам глубины и непостижимые высоты — все эти прекрасные тайны мира есть одновременно и тайны музыки, которая напоминает нам о том, что прелесть жизни неисчерпаема и что отзвук её мы всегда носим в своей душе.
А если так, то не чудо ли, что под воздействием музыки в мире станет больше добрых дел, счастливых людей, красивых городов? Не в этом ли заключён и великий смысл древнего мифа о строительстве города Фивы, камни которого двигались музыкой? И хотя происходило такое явление вопреки законам физики, но уж никак не вопреки з а к о н а м   к р а с о т ы. Их смысл состоит в нерасторжимом единстве лучших стремлений человека — к добру, правде, бескорыстию, воплощённых в слове, звуке, краске или камне. А не являются ли эти законы самыми прекрасными из всех законов, способных править людьми?
Вопросы и задания
1.Можно ли считать, что только произведения искусства построены по законам красоты? Назови какие-либо явления или предметы окружающего мира, созданные по этим законам. При подготовке задания используй возможности сети Интернет.
2.Как ты думаешь, почему присутствие музыки необходимо в таких видах искусства, как, например, театр или кино? Приведи примеры, подчёркивающие роль музыки в этих видах искусства.
3.Чем созвучны образы музыки Т. Альбинони и произведений живописи, представленные на с. 145?
4.Как средства музыкальной выразительности участвуют в создании музыкального образа Адажио Альбинони?
5.Среди средств музыкальной выразительности назови те, которые можно встретить не только в музыке, но и в окружающем мире, а также те, которые являются принадлежностью только музыки. Выполни задание в дневнике.









§ 29. Подводим итоги 
(обсуждение с учителем)
В этом учебнике мы ставили много вопросов. Среди них был главный: в чём сила музыки? В том ли она, что музыка возникает как отклик на разнообразные явления жизни, правдиво и убедительно рассказывая нам о них?
Отчасти так: ведь любое дело, любая профессия становятся более интересными и привлекательными, более понятными множеству людей, если о них слагаются хорошие песни или музыкальные пьесы.
Но никакое искусство — и музыка в том числе — никогда не являлось лишь простым отражением жизни. В противном случае было бы невозможно говорить о вечности искусства, ведь оно исчезало бы из памяти, как исчезает всё преходящее, временное.
Бах, например, был церковным органистом, но его музыка до сих пор нужна людям совсем не потому, что она возникла в результате его деятельности, а потому, что она значительна сама по себе. В ней есть то — и это чувствует каждый, кто знаком с баховскими произведениями, — что неизмеримо выше всех обстоятельств её создания, что никак не может быть объяснено как отражение неких реальных событий.
Интересы изменчивы, ведь и человеческая жизнь текуча и подвижна. Не только эпохи уносят с собой обычаи и взгляды, но даже одна человеческая жизнь непрерывно меняется. Порой то, что казалось важным в детстве, не представляет никакого интереса в последующие годы.
Но что-то остаётся неизменным!
Из такого сочетания временного и вечного складываются человеческая история, жизнь, судьба. Этот единый поток преходящего и нетленного издавна был темой многих художественных произведений.
Португальский поэт Ферна́ндо Песоа́ так сказал об этом в своём стихотворении:
Умирают деревья — семена их уносит ветер.
Засыхают цветы — а пыльца всё равно бессмертна.
Реки в море текут — а вода пребывает с ними.
Ухожу, оставаясь, — как всё в этом мире.





                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            В. Поленов. Призраки Эллады
И часто бывает, что мы забываем какие-то внешние события или происшествия, однако помним свои чувства, свои душевные движения, которые им сопутствовали. Скрытыми и тайными путями воздействуют на нас прочитанные книги, услышанная музыка, которые, подобно пережитым потрясениям, навсегда остаются в нашей духовной памяти.
Кто может сказать, что, взрослея, он перешагнул через сказки и песни своего детства? Ведь это означало бы отказ от самого себя, от своих истоков, где родной дом, природа, сказки Пушкина, музыка Чайковского, песни мамины или бабушкины — всё, что навсегда слилось в неповторимую симфонию детства.
Музыка никуда не уходит.
Она с нами — старинная и новая, детская и взрослая, она, подобно нашей памяти, всё вмещает и всё помнит. Слушая её, мы испытываем чудо подлинных открытий: узнаём, какими были древние за́мки и как сверкала гладь морей Античности, перед нами предстают величественные готические соборы и улочки старой Вены. И наша жизнь начинает казаться совсем другой — не той торопливой, полной проблем и тягот, а причастной к вечно движущемуся потоку человеческих судеб и стремлений.
Удивительно при этом, что мы оказываемся способны не просто воспринимать или наблюдать чудесные образы, которые несёт нам музыка, но по-настоящему любить их, чувствовать близкими себе, не считаясь ни с историческими, ни с национальными границами.
И всё же, открывая для себя мир музыки, мы одновременно узнаём и то, что она полна тайн, что непросто обнаруживает она свои богатства. Это верно, что музыка — общечеловеческий язык, но как порой трудно его понимать! Вот почему понимание музыки требует труда, ведь почти ничто в мире не даётся человеку просто, без усилий. Может быть, только самая простая музыка воспринимается непосредственно, но ведь с годами возникает потребность в чём-то большем, чем нехитрые мелодии и ритмы. Поэтому необходимо больше узнавать об истории музыкальных сочинений, их содержании и жанровом разнообразии, наконец, о средствах музыкальной выразительности.
Не случайно ритм и мелодия, гармония и фактура, тембры и динамика получили такое название — средства выразительности. Они выразительны, потому что способны многое выразить, ведь у музыки нет слов и нет красок, она воздействует только своим звучанием. И звучание это не сплошное: в нём различимы биение ритмов и движение фактуры, красочность тембров и парение мелодии. Выделение этих средств из потока музыкального звучания не искусственное разделение музыки на «элементы», не та «алгебра», о которой писал Пушкин в маленькой трагедии «Моцарт и Сальери», а необходимый шаг приобщения к музыке, приобщения осознанного и уважительного.
Пусть вас не смущает, что «язык человеческих чувств» может быть рассмотрен сквозь призму его составляющих: ведь музыка, чтобы воздействовать эмоционально, должна быть безупречно организована — не случайно в разделе о ритме говорилось об уподоблении музыки математике. Такая организация отличает любое без исключения настоящее произведение музыки — даже если оно является совсем несложным. Это знают все исполнители и относятся к авторскому замыслу выдающихся произведений необыкновенно бережно. Может быть, они имеют своё собственное, глубоко личное прочтение, но никогда не разрушающее гармоничного единства авторского сочинения.
Сама музыка учит гармонии. Каждый, кто причастен к ней, независимо от того, чем ему приходится заниматься в жизни, уже не способен ни к каким бездушным делам. И когда мы видим безобразные улицы, дома или предметы, то, наверное, правы, если связываем их ущербный облик с какой-то недостаточностью в восприятии мира у тех, кто их создавал. И наоборот, когда что-то радует наш глаз, мы с благодарностью храним в памяти имена создателей этой красоты. Мы и сами становимся лучше, когда мир вокруг нас прекрасен и гармоничен.
Ибо подобное воздействует на подобное: зло умножает зло, а красота создаёт красоту. В этом — извечная мудрость мира, в котором было создано всё: солнце — для света, огонь — для тепла, музыка — для утверждения светлых, высоких начал в человеке. И она делает это — делает по мере сил с тех давних пор, как впервые явилась в нашем мире.
Задание
Порассуждай на одну из следующих тем:
«В чём сила музыки?»;
«Музыка воспитывает в человеке доброе и светлое»;
«В чём причина долговечности искусства?».
                                                                                                       риПри ответе можно использовать материалы как данного параграфа, так и всего учебника. Кроме этого, допускается привлечение материалов из сети Интернет.














Словарь-справочник
А
Акце́нт (от латинского — ударение) — выделение звука (нескольких звуков) из общего контекста музыки за счёт увеличения его громкости.
Альбино́ни Томазо Джованни (1671—1751) — итальянский композитор, современник И. С. Баха.
Антра́кт — музыкальная пьеса, исполняемая между действиями оперы или драматического спектакля.
Б
Бах Иоганн Себастьян (1685—1750) — немецкий композитор, органист, клавесинист.
Бахти́н Михаил Михайлович (1895—1975) — русский литературовед, теоретик искусства.
Бетхо́вен Людвиг ван (1770—1827) — немецкий композитор. Представитель венской классической школы.
Бизе́ Жорж (1838—1875) — французский композитор.
Бодле́р Шарль (1821—1867) — французский поэт и критик.
Брамс Иоганнес (1833—1897) — немецкий композитор, пианист, дирижёр.
Бю́лов Ханс (1830—1894) — немецкий пианист и дирижёр.
В
Ва́гнер Рихард (1813—1883) — немецкий композитор, дирижёр, театральный деятель.
Венская классическая школа — направление в музыке, сложившееся в Вене во второй половине XVIII века. Выдающиеся композиторы, представители венской классической школы — Й. Гайдн, В. А. Моцарт, Л. Бетховен. В творчестве этих композиторов окончательно сформировались жанры классической симфонии, сонаты, концерта, квартета, определился новый тип симфонического оркестра.
Г
Гли́нка Михаил Иванович (1804—1857) — русский композитор. Основоположник русской классической музыки.
Го́фман Эрнст Теодор Амадей (1776—1822) — немецкий писатель и музыкант. По мотивам литературных произведений Гофмана написаны музыкальные сочинения: Р. Вагнер. Опера «Летучий голландец»; Ж. Оффенбах. Опера «Сказки Гофмана»; Л. Делиб. Балет «Коппелия» («Девушка с эмалевыми глазами»); П. Чайковский. Балет «Щелкунчик».
Гуно́ Шарль (1818—1893) — французский композитор.
Д
Дебюсси́ Клод Ашиль (1862—1918) — французский композитор. Основоположник музыкального импрессионизма.
Диссона́нс (от французского — нестройное звучание) — напряжённое, беспокойное звучание двух или нескольких звуков.
З
Заболо́цкий Николай Алексеевич (1903—1958) — русский поэт.
К
Кастанье́ты (от латинского — каштан) — испанский ударный музыкальный инструмент с неопределённой высотой звука. Состоит из двух пар деревянных пластин. Звук на кастаньетах возникает при соприкосновении пластин путём лёгкого удара.
Консонáнс (от французского — согласное звучание) — мягкое, спокойное звучание двух или нескольких звуков.
Конце́рт (от латинского — состязаюсь и от итальянского — согласие) — музыкальное произведение виртуозного характера для одного инструмента и оркестра, состоящее из трёх частей. В основе концерта лежит принцип состязания и взаимодополнения солиста и оркестра.
Ксилофо́н — ударный инструмент, состоящий из параллельных деревянных брусков различной длины.
М
Малларме́ Стефан (1842—1898) — французский поэт.
Мериме́ Проспер (1803—1870) — французский писатель.
Ме́сса — многочастное хоровое произведение, исполняющееся во время богослужения в католической церкви.
Мессиа́н Оливье (1908—1992) — французский композитор, педагог, музыкальный теоретик.
Моте́т (от французского — слово) — один из основных жанров вокальной многоголосной музыки в Западной Европе XII—XVIII веков.
Мо́царт Вольфганг Амадей (1756—1791) — австрийский композитор. Представитель венской классической школы.
Му́соргский Модест Петрович (1839—1881) — русский композитор. Участник содружества «Могучая кучка».
Н
Нове́лла — небольшая повесть, рассказ.
О
О́да (от греческого — песнь) — в Древней Греции и Риме — стихи, исполняющиеся обычно в театре или по какому-либо торжественному случаю. В более позднем творчестве — торжественное произведение светского характера.
Орке́стр (от греческого — площадка перед сценой в древнегреческом театре) — 1) большой коллектив музыкантов, играющих на различных инструментах; 2) совокупность самих музыкальных инструментов, на которых играют участники оркестра.
П
Партиту́ра (от итальянского — разделение, распределение) — запись многоголосного музыкального произведения, при которой партия каждого инструмента или голоса выписывается на отдельной нотной строке.
Паспье́ — французский придворный танец XVII—XVIII веков. Представляет собой быструю разновидность менуэта, исполняется парой танцоров.
Пастерна́к Борис Леонидович (1890—1960) — русский поэт, писатель, переводчик.
Пиццика́то (от итальянского — щипать) — извлечение звука щипком на струнном смычковом инструменте.
Птолеме́й Клавдий (около 90 — около 160) — греческий астроном, математик, оптик и географ.
Р
Раве́ль Морис (1875—1937) — французский композитор-импрессионист.
Рахма́нинов Сергей Васильевич (1873—1943) — русский композитор, пианист и дирижёр.
Ре́квием (от латинского — покой) — многоголосное хоровое произведение траурного характера, состоящее из нескольких частей:
Kyrie eleison (ки́рие эле́йсон) — «Господи, помилуй»;
Dies irae (ди́ес и́ре) — «День гнева»;
Sanctus (са́нктус) — «Свят»;
Benedictus (бенеди́ктус) — «Благословен»;
Agnus Dei (а́гнус де́и) — «Агнец божий».
Ри́мский-Ко́рсаков Николай Андреевич (1844—1908) — русский композитор. Участник содружества «Могучая кучка».
Росси́ни Джоаккино (1792—1868) — итальянский композитор.
С
Сен-Са́нс Камиль (1835—1921) — французский композитор, пианист, органист.
Симфо́ния (от греческого — созвучие) — крупное произведение для симфонического оркестра. Состоит, как правило, из четырёх контрастных частей. При этом все части симфонического цикла характеризует единство художественного замысла.
Синко́па (от греческого — усечение) — сдвиг акцента с сильной доли на слабую.
Сона́та (от итальянского — звучать, играть) — музыкальное произведение (обычно в трёх-четырёх частях), предназначенное для солирующего инструмента (или двух инструментов).
Т
Токка́та (от итальянского — трогать, прикасаться) — виртуозная пьеса для клавишного инструмента, предназначенная для того, чтобы «потрогать» клавиши, т. е. проявить беглость пальцев.
Тре́моло (от итальянского — дрожащий) — быстрое многократное повторение одного или разных звуков.
У
Унисо́н (от латинского — один звук) — одновременное сочетание одинаковых звуков у разных инструментов (в разных голосах).
Ф
Фле́йта-пи́кколо — малая флейта, вдвое меньшая, чем обычная, и звучащая октавой выше.
Х
Хачатуря́н Арам Ильич (1903—1978) — армянский композитор.
Хора́л (от позднелатинского — хоровое песнопение) — религиозное песнопение, исполняемое в католической церкви, как правило, на латинском языке.
«Хорошо́ темпери́рованный клави́р» — название крупного музыкального цикла И. С. Баха. «Хорошо темперированный клавир» состоит из двух томов, каждый из которых включает 24 прелюдии и фуги.
Ш
Шопе́н Фридерик (1810—1849) — польский композитор, пианист.
Штра́ус Иоганн (1825—1899) — австрийский композитор, скрипач и дирижёр («король вальса»).
Шу́берт Франц (1797—1828) — австрийский композитор.


Комментариев нет:

Отправить комментарий