МУЗЫКА 3 КЛАСС
1 четверть
«Шёл по лесу музыкант (лесная песенка)»
1.Шёл по лесу музыкант, трогая берёзы
Нотки на ладонь ему падали, как слёзы
Он их вместе собирал, собирал любую
И тихонько напевал песенку лесную.
ПРИПЕВ:
Ми, ми, до, ми, ми, до
Соль, соль, ля, соль, фа, ми ре
Ре, ре, си, ре, ре, си
Фа, фа, соль, фа, ми, ре, до
Ми, ми, до, ми, ми, до
Соль, соль, ля, соль, фа, ми ре
Ре, ре, си, ре, ре, си
Фа, фа, соль, фа, ми, ре, до.
2.Дятел песню так стучал на огромной ели
Даже волк её ворчал, слушая метели
Слышал каждый в ней своё, что ему милее
С песенкой зимой тепло, летом веселее.
ПРИПЕВ:
Тук, тук, тук, тук, тук, тук
Ша-ба-да-ба да-ба-да
Тук, тук, тук, тук, тук, тук
Ша-ба-да-ба да-ба-да
Тук, тук, тук, тук, тук, тук
Ша-ба-да-ба да-ба-да
Тук, тук, тук, тук, тук, тук
Ша-ба-да-ба да-ба-да.
3.Повторял её родник, по камням сбегая
В сердце леса он проник, с песенкой играя
Её знают все цветы, ветер над лугами
Повторяй её и ты хором, вместе с нами.
ПРИПЕВ:
Ми, ми, до, ми, ми, до
Соль, соль, ля, соль, фа, ми ре
Ре, ре, си, ре, ре, си
Фа, фа, соль, фа, ми, ре, до
Ми, ми, до, ми, ми, до
Соль, соль, ля, соль, фа, ми ре
Ре, ре, си, ре, ре, си
Фа, фа, соль, фа, ми, ре, до.
Плюс https://www.youtube.com/watch?v=l3F4cRedRIY
Минус
https://www.youtube.com/watch?v=X2w-hLooLI4
- познакомить с жанром романса; учить ориентироваться в музыкальных жанрах, выявлять жанровое начало музыки;
- оценивать эмоциональный характер музыки и определять её образное содержание, определять средства музыкальной выразительности;
- формировать навыки осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе восприятия музыки, её анализа, размышления и музицирования, также в процессе анализа поэтического текста, репродукции картин;
- овладеть логическими действиями сравнения, анализа музыки; развивать интерес к музыке, живописи, литературе, окружающей среде;
- воспитывать любовь к Родине, формировать интерес к её историческому прошлому, культурному наследию России.
- Узнали, что такое романс.
- Слушали романсы русских композиторов, воспевающие красоту родной природы. Раскрыли такую сторону их творчества, где главное место занимают чувства, эмоции, воспоминания человека.
- Рассмотрели лирические пейзажи русских художников, Увидели, как художники отражают в своих рисунках лирическое настроение и чувство любви к Родине.
Урок 3
Виват, Россия!
Наша слава-русская держава.
УРОК 4
«ГЕРОИ ЗЕМЛИ РУССКОЙ.
АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ»
Кантата - это большое произведение, состоящее из нескольких частей. Оно исполняется обычно в концертном зале хором, оркестром и певцами - солистами.
Смотрите видео Вставайте, люди русские!
УРОК 5
Опера «Иван Сусанин»
Минин и Пожарский встали во главе народного ополчения против завоевателей земли Русской - Войска Польского.
Поляки требуют, чтобы Сусанин показал им дорогу на Москву.
УРОК 5
Утро.
* Спой начало песни С. Прокофьева "Болтунья". Послушай её до конца. С какой интонацией прочитал стихи композитор?
«В детской». Игры и игрушки. На прогулке. Вечер.
- М. Мусоргский песни: “С няней”, “С куклой” из вокального цикла “Детская”;
- П.Чайковский “Нянина сказка” из “Детского альбома”.
Чтоб узнать тему урока, разгадайте ребус.
Сегодня мы продолжаем работать в рамках раздела учебника “День, полный событий”. Тема нашего урока называется “В детской. Игры и игрушки”.
Детские образы создавали не только П. Чайковский и С. Прокофьев, но и великий русский композитор 19 века М. П. Мусоргский (1839-1881). Детская тематика раскрывается у Мусоргского вокальном цикле “Детская”. В этот сборник композитор включил 7 песен, 7 небольших музыкальных картинок, в которых он рассказал о жизни детей, об их играх и шалостях и забавах. Мусоргский очень любил наблюдать за детьми, их жизнью, за тем, как они ведут себя, как разговаривают со своими мамами, нянюшками, как играют в детской с куклами, игрушками. И, все увиденное, композитор воплощал в своей музыке.
Обложка издания вокального цикла “Детская”, которую нарисовал знаменитый русский художник Илья Репин.
Сейчас представьте, что вы заглянули внутрь дома и наблюдаете за сценками из жизни его маленьких обитателей. А увидеть эти сценки поможет вам музыка.
Песня - танец "Что такое доброта"
2 четверть
Тему нашего сегодняшнего урока вам подскажет музыка, которая сейчас прозвучит
(звучит молитва Рахманинова « Богородице Дево, радуйся»)
- Как вы думаете, где можно услышать эту музыку? (в церкви, в концертном зале)
- Кто исполняет это музыкальное произведение? (хор)
- Есть ли музыкальное сопровождение? (нет)
- Как называется такое исполнение хора, без сопровождения? («acapella»)
Посмотрите в учебник (с. 42). Вы видите нотную запись фрагмента произведения Рахманинова «Богородице Дево, радуйся!»
(выразительное пение, интонации обращения, выделение слова «Богородице Дево», слог «Ра» в слове радуйся; распев в слоге «Ра» придаёт мелодии большую радость, широту звучания.
Работа с картинами.
Давайте еще раз обратимся к учебнику на стр.43.
Мы видим изображение Божьей Матери с младенцем Иисусом художника Васнецова. Эту большую икону можно увидеть в алтарной части Владимирского собора в Киеве. Сколько любви, кротости, нравственной чистоты в образе Божьей Матери. С какой нежностью, бережностью она обнимает младенца и небесный свет озаряет ее лик.
Прочитайте стихи, помещенные под портретом (дети читают)
В этих строках поэт А.С. Пушкин передает свое преклонение перед образом Богородицы, воспевая ее вселенскую любовь к людям.
На Руси Божью Матерь называют Богородицей.
- А как ее называют в западных странах с католической верой? (Девой Марией. Мадонной)
Посмотрите, пожалуйста, в учебнике иллюстрацию «Сикстинская Мадонна» Рафаэля. Художник нам рисует Деву Марию, бережно несущую людям самое дорогое, что у нее есть на свете - сына. Ее глаза светятся любовью и нежностью. И вместе с тем они тревожны. Ей уготована особая миссия на земле - быть Божьей Матерью и она это хорошо понимает. Давайте прочитаем стихи Данте, посвященные Деве Марии (дети читают)
- Скажите, откуда Богоматерь спускается к людям? (с облаков)
- Какой цвет преобладает? (белый цвет у Рафаэля и золотистый у Васнецова)
Белый цвет символизирует чистоту и непрочность, а золотистый - божественный.
Богоматерь идет по облакам навстречу своей страшной судьбе, зная, что для счастья людей должна отдать смерти самое дорогое, что у нее есть - Сына.
К образу Девы Марии обращались многие западноевропейские композиторы. Есть музыкальная молитва «Аве Мария» и у композитора Ф. Шуберта. Она написана на текст Вальтера Скотта.
В этой молитве Дева Мария предстает нам в образе заступницы святой, к которой обращаются страждущие люди.
Слушание «Аве Марии» Ф. Шуберта в исполнении Робертино Лоретти
Сравнение. Итак, мы познакомились с двумя произведениями, которые можно назвать музыкальными молитвами композиторов С.Рахманинова и Ф. Шуберта.
Давайте попробуем их сравнить, Что между ними общего и в чем различие?
Видеоурок https://youtu.be/aci01P9hBsY
УРОК 2
На Руси есть иконы, посвященные Деве Марии, с удивительно поэтическими названиями: "Утоли мои печали", "Неувядаемый цвет", "Нечаянная радость", "Милостивая".
Урок 3
."Вербное Воскресение"
УРОК 4
Святые земли Русской: княгиня Ольга, князь Владимир.
Настрою гусли на старинный лад…
Посмотрите:
УРОК 6
Опера «Руслан и Людмила». М. Глинка.
1. С каким композитором мы сегодня познакомились?
Или Бармалея и Бабу Ягу,
Приходите в гости к нам поскорее,
Там, где зеленый дуб на берегу.
Там гуляет черный котище ученый,
Пьет он молоко и не ловит мышей,
Это настоящий кот говорящий,
А на цепи сидит Горыныч-змей.
ПРИПЕВ: Приходите в гости к нам,
Поскорей приходите в гости к нам!
Кот про все расскажет вам,
Потому что он видел все сам.
Ах, как чудно и чудно!
Ах, как страшно и смешно,
Зато в конце все будет хорошо!
2.Ты узнаешь много волшебных историй:
Тут тебе и "Репка", и ключ золотой.
Тут и Черномор, тот самый, который
Зря всех пугал своею бородой.
А в конце концов, всему свету на диво,
После приключений, сражений и драк,
Станешь ты веселый, как Буратино,
И ОЧЕНЬ умный, как Иван-дурак!
ПРИПЕВ.
Домашнее задание: выучить песню, определения "опера, увертюра".
Мы выучим песенку соловья и принесем ее в подарок мальчику.— Ладно, летите, непоседы, только утром возвращайтесь, — велел Скрипичный ключ.Нотки выпорхнули из тетради и полетели в лес. Песенка соловья переливалась и взвивалась под небеса, и нотки летали вместе с ней. Так прекрасна была эта песенка, что лесные звери и птицы слушали ее всю ночь. Утром соловушка поклонился слушателям, почистил горлышко и полетел отдыхать.— Не улетай, соловушка, научи нас своей песенке, — стали просить звери и птицы.— Не могу, я очень устал. Пусть нотки вас научат, — показал соловей на нотки,
сидящие на ветках, и добавил:— Они дочки феи Музыки и хорошо запомнили мою песенку.Нотки обрадовались, что им поручили такое важное дело, и спрыгнули на землю.
1. Зазвенел ручей, и слышно,
Как трещит на речке лёд.
И капель с промокшей крыши
Нам за шиворот течёт!
Речка разлилась напрасно,
Ей друзей не разлучить!
Ну а вместе нам не страшно
Даже ноги промочить!
ПРИПЕВ:
Солнечные зайчики прыгают по лужам,
Ручеёк сверкает лентой голубой,
Капли разлетаются брызгами веснушек,
Только дружбу крепкую не разлить водой.
2. Не беда, когда грохочет
Над весенней рощей гром.
Если дождик нас промочит,
Нам и это нипочём.
Радуга блестит над лесом,
Светит солнце для друзей,
И весёлой нашей песне
Подпевает соловей!
ПРИПЕВ:
Солнечные зайчики прыгают по лужам,
Ручеёк сверкает лентой голубой,
Капли разлетаются брызгами веснушек,
Только дружбу крепкую не разлить водой.
Надо всегда оставаться ЧЕЛОВЕКОМ.
Добро всегда побеждает зло.
2. Снимаем видео или аудио и присылаем в группу в ВК - Музыка 81
https://vk.com/club194169418
МИР БЕТХОВЕНА
- Знакомство с биографией композитора Людвига ван Бетховена.
- Изучение основных этапов жизни и творчества композитора.
- Знакомство с избранными произведениями композитора.
- В разделе “Тесты” нажать синюю кнопку “Пройти тест”
- Ввести номер теста и выполнить его
- Результаты вы сможете увидеть в личном кабинете в разделе "Мои тесты"
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
Чудо-музыка
- Вслушайся, весь мир поёт
Шорох, свист и щебет.
Музыка во всём живёт!
Мир её волшебен!
песенность • танцевальность • куплетная форма • лад
|
- Придумай и исполни инструментальное сопровождение к песням.
- Разучи и исполни песни о музыке.
- В каком ладу звучат эти песни? Какая из песен написана в куплетной форме?
- В каких танцевальных ритмах написаны песни австрийского композитора XVIII века Й. Гайдна и современных композиторов Д. Кабалевского и Я. Дубравина?
Острый ритм — джаза звуки
Луи Армстронг
| Джон Гиллеспи |
импровизация • ритм • джаз-оркестр
|
- Послушай инструментальные и вокальные джазовые композиции.
- Какова главная отличительная особенность музыкального языка джаза?
- Сравни «Колыбельную» из оперы Дж. Гершвина «Порги и Бесс» с известными тебе колыбельными.
- Назови имена современных джазовых музыкантов.
ПЕВЦЫ РОДНОЙ ПРИРОДЫ
Певцы родной природы: Петр Чайковский (1840-1893)
Эдвард Григ (1843-1907)
Образы природы в музыке П. И. Чайковского
П. ЧАЙКОВСКИЙ. "ВРЕМЕНА ГОДА".
АПРЕЛЬ. ПОДСНЕЖНИК.
Песня "Волшебники" для детей
Музыка Юрия Чичкова
Слова Михаила Пляцковского
Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь…
Все это называется природа,
Давайте же всегда ее беречь!
В лугах ромашки солнечного цвета,
Такие, что светлей на свете жить…
Природой называется все это,
Давайте же с природою дружить!
Летят, звеня, дождинки с небосвода,
Клубится на заре тумана дым…
Все это называется природа,
Давайте же сердца ей отдадим!
Прощальный вальс танцует с ветром лето,
Дрожит в окне вечерняя звезда…
Природой называется все это,
Давайте же любить ее всегда!
- Что общего в музыке Э. Грига и П. Чайковского
- Что отличает их произведения?
https://eomi.ru/ |
это самая большая русскоязычная энциклопедия музыкальных инструментов в сети Интернет. Название EOMI также является аббревиатурой и может быть расшифровано как Encyclopaedia Of Musical Instruments.
Музыкальные инструменты — очень необычные предметы, своеобразные устройства из различных звучащих материалов, с помощью которых музыканты исполняют, импровизируют и сочиняют музыку.
Самое поразительное в музыкальных инструментах то, что они являются передатчиками вибраций человеческой души, эмоций, чувств.
Вам не нужно знать язык, на котором говорит музыкант, играющий восхитительную музыку. Вы поймёте всё без слов, потому что музыка — универсальный язык.
Музыкальные инструменты восхитительны не только благодаря своей прекрасной роли. В каждом инструменте есть душа. Душа дерева, из которого этот инструмент изготовлен, душа мастера, его создавшего. Порой даже душа продавца, относящегося к своим инструментам с большой любовью.
Когда такой инструмент попадает в руки чувственного музыканта, все эти души и душа музыканта сливаются и происходит чудо — музыка.
Существующие на данный момент музыкальные инструменты подразделяются на несколько групп: струнные щипковые, струнные смычковые, медные духовые, язычковые духовые, деревянные духовые, ударные, электронные. В отдельную группу можно выделить клавишные инструменты, хотя способы звукоизвлечения в них зачастую различны.
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий