вторник, 22 ноября 2016 г.

3 КЛАСС


МУЗЫКА 3 КЛАСС

1 четверть

Тема "Россия -  родина моя"

Тема урока: «Мелодия - душа музыки"

"Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих её, находящих в ней утешение и подпору..." - эти слова принадлежат русскому композитору Петру Ильичу Чайковскому (1840-1893).

Вслушайся в мелодию симфонии №4. Какими чувствами наполнена эта музыка? Что ты представляешь, слушая вторую часть симфонии?

«Шёл по лесу музыкант (лесная песенка)»

1.Шёл по лесу музыкант, трогая берёзы
Нотки на ладонь ему падали, как слёзы
Он их вместе собирал, собирал любую
И тихонько напевал песенку лесную.

ПРИПЕВ:
Ми, ми, до, ми, ми, до
Соль, соль, ля, соль, фа, ми ре
Ре, ре, си, ре, ре, си
Фа, фа, соль, фа, ми, ре, до
Ми, ми, до, ми, ми, до
Соль, соль, ля, соль, фа, ми ре
Ре, ре, си, ре, ре, си
Фа, фа, соль, фа, ми, ре, до.

2.Дятел песню так стучал на огромной ели
Даже волк её ворчал, слушая метели
Слышал каждый в ней своё, что ему милее
С песенкой зимой тепло, летом веселее.

ПРИПЕВ:
Тук, тук, тук, тук, тук, тук
Ша-ба-да-ба да-ба-да
Тук, тук, тук, тук, тук, тук
Ша-ба-да-ба да-ба-да
Тук, тук, тук, тук, тук, тук
Ша-ба-да-ба да-ба-да
Тук, тук, тук, тук, тук, тук
Ша-ба-да-ба да-ба-да.

3.Повторял её родник, по камням сбегая
В сердце леса он проник, с песенкой играя
Её знают все цветы, ветер над лугами
Повторяй её и ты хором, вместе с нами.

ПРИПЕВ:
Ми, ми, до, ми, ми, до
Соль, соль, ля, соль, фа, ми ре
Ре, ре, си, ре, ре, си
Фа, фа, соль, фа, ми, ре, до
Ми, ми, до, ми, ми, до
Соль, соль, ля, соль, фа, ми ре
Ре, ре, си, ре, ре, си
Фа, фа, соль, фа, ми, ре, до.

Плюс https://www.youtube.com/watch?v=l3F4cRedRIY

Минус 
https://www.youtube.com/watch?v=X2w-hLooLI4


Мелодия (греч. — напев, песня)  - основная мысль музыкального произведения.  Она, выраженная одноголосным напевом, является важнейшим средством музыкальной выразительности.



Иногда какой-либо мотив, напев никак не уходит из памяти, неотступно следует за нами. Мы напеваем эту мелодию, «мурлычем» ее про себя, подчас даже не зная,  что это за музыка, есть ли у нее слова, кто ее исполнил или сочинил. Просто  она запомнилась нам и полюбилась.



Какая бы музыка ни звучала — песня, танец или марш, мы всегда выделяем в них мелодию. Мелодия — это  лицо любого музыкального сочинения,  его  суть, его душа.



ПРИРОДА И МУЗЫКА
Цели и задачи:
  • познакомить с жанром романса; учить ориентироваться в музыкальных жанрах, выявлять жанровое начало музыки;
  • оценивать эмоциональный характер музыки и определять её образное содержание, определять средства музыкальной выразительности;
  • формировать навыки осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе восприятия музыки, её анализа, размышления и музицирования, также в процессе анализа поэтического текста, репродукции картин;
  • овладеть логическими действиями сравнения, анализа музыки; развивать интерес к музыке, живописи, литературе, окружающей среде;
  • воспитывать любовь к Родине, формировать интерес к её историческому прошлому, культурному наследию России.

Послушай: музыка вокруг,  
Она во всем - в самой природе,  
И для бесчисленных мелодий  
Она сама рождает звук.  
Ей служат ветер, плеск волны,  
Раскаты грома, звон капели,  
Птиц несмолкаемые трели  
Среди зеленой тишины…







«Благословляю вас, леса, долины, реки, горы…» 
(А. Толстой) - чтение нараспев. Пропевание.

Благословляю вас, леса,  
Долины, нивы, горы, воды! 
Благословляю я свободу  
И голубые небеса! 
И посох мой благословляю,  
И эту бедную суму,  
И степь от края и до края,  
И солнца свет, и ночи тьму! 
И одинокую тропинку,  
По коей нищий я иду, 
И в поле каждую былинку,  
И в небе каждую звезду! 
О, если б мог всю жизнь смешать я, 
Всю душу вместе с вами слить; 
О, если б мог в мои объятья  
Я вас, враги, друзья и братья, 
И всю природу, и всю природу 
В мои объятья заключить!..

Романс – сольная песня с инструментальным сопровождением. В старину романс пели под аккомпанемент гитары, лютни, позднее – в сопровождении фортепиано.

В романсе раскрываются чувства человека, его душевный мир, отношение к жизни,
А теперь послушайте романс П. Чайковского «Благославляю вас, леса» на стихи А. Толстого. 
Мысленно нарисуйте картину природы, основываясь на полученные эмоции в результате прослушивания, и опишите, как выразил Чайковский своё отношение к природе в мелодии, положенной на эти стихи.
Какое настроение передаёт его музыка? 
Что вы представляете себе? Какую картину природы?

Иван Айвазовский, Ночь в Крыму. Вид на Аю-даг

Романсами называют и инструментальные пьесы с выразительной песенной мелодией.  Прослушайте один из инструментальных романсов русского композитора Г. Свиридова. О чём рассказывает его музыка? Подумайте, почему эта музыкальная пьеса имеет название «Романс»?


. Давайте вспомним, с чем мы сегодня познакомились:

  1. Узнали, что такое романс.
  2. Слушали романсы русских композиторов, воспевающие красоту родной природы. Раскрыли такую сторону их творчества, где главное место занимают чувства, эмоции, воспоминания человека.
  3. Рассмотрели лирические пейзажи русских художников, Увидели, как художники отражают в своих рисунках лирическое настроение и чувство любви к Родине.


Урок 3

Виват, Россия! 

Наша слава-русская держава.


К уроку музыки в 3 классе «Виват, Россия! Наша слава - русская держава!»

К уроку музыки в 3 классе «Виват, Россия! Наша слава - русская держава!»

К уроку музыки в 3 классе «Виват, Россия! Наша слава - русская держава!»
К уроку музыки в 3 классе «Виват, Россия! Наша слава - русская держава!»
К уроку музыки в 3 классе «Виват, Россия! Наша слава - русская держава!»К уроку музыки в 3 классе «Виват, Россия! Наша слава - русская держава!»

К уроку музыки в 3 классе «Виват, Россия! Наша слава - русская держава!»




УРОК  4

«ГЕРОИ ЗЕМЛИ РУССКОЙ. 
АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ»     
Цель урока: познакомить с новым понятием «кантата», с творчеством С.С.Прокофьева.








Кантата - это большое произведение, состоящее из нескольких частей. Оно исполняется обычно в концертном зале хором, оркестром и певцами - солистами. 








Смотрите видео Вставайте, люди русские!



УРОК 5

Опера «Иван Сусанин»
Цель урока: познакомить с первой русской оперой, с творчеством М. И. Глинки.

Минин и Пожарский встали во главе народного ополчения против завоевателей земли Русской - Войска Польского.


Поляки  требуют, чтобы Сусанин показал им дорогу на Москву. 





День, полный событий.
УРОК 5

Утро. 

"И верится, и плачется,
И так легко, легко..."
М. Лермонтов


Есть музыка, которая отображает душевное состояние человека, чувства и мысли, связанные с его внутренним миром. А есть музыка, которая передаёт настроение, связанное с образами природы, внешней картиной мира.
* Сравни "Утреннюю молитву" П. Чайковского и "Утро" Э. Грига. Какое впечатление сложилось у тебя от каждой из этих пьес?
"Это настроение утренней природы, где, как мне кажется, при первом же  forte солнце прорывается сквозь облака"
Эдвард Григ
* Вспомни знакомые тебе музыкальное произведение, в котором нарисована картина рассвета.
 Портрет в музыке
Часто в музыкальном произведении мы как бы встречаемся с разными персонажами - весёлыми и грустными, озорными и спокойными, хвастливыми и скромными. Это могут быть взрослые и дети, а также звери и птицы. По музыкальной теме мы можем представить, какой у них характер и даже внешность, как они ходят, как говорят, какое у них настроение.
*Сергей Прокофьев (1891 - 1953)
* Прочитай стихотворение Агнии Барто, как актёр, от лица Болтуньи. Сыграй её роль.

 
* Спой начало песни С. Прокофьева "Болтунья". Послушай её до конца. С какой интонацией прочитал стихи композитор?


В каждой интонации спрятан человек.
В знакомой тебе сказке Шарля Перро "Золушка" много действующих лиц. Послушай несколько фрагментов из одноимённого балета С. Прокофьева. Пусть музыка поможет тебе узнать добрую Золуш-ку и влюблённого Принца, злых, завистли - вых сестёр и грациозного учителя танцев.
* Как ты понимаешь смысл слов: "В каждой интонации спрятан человек?"

  В балете С. Прокофьева "Ромео и Джульетта" ты встретишься с Джульеттой-девочкой. Прислушайся, какими разными музыкальными темами композитор рисует её портрет, и передай мимикой и движениями её настроение, переживания.

* торопливо
* полётно
* подвижно
* легко
* Почему композитор рисует её портрет такими разными музыкальными темами?
* Сравни музыку "Джульетты - девочки" с песней"Болтунья". Есть ли в них что-либо общее? Чем они различаются?
* Как композитор помогает нам увидеть и понять человека, с которым мы встреча -емся в его произведении?

«В детской». Игры и игрушки. На прогулке. Вечер. 


Цель: Научить слышать речевые интонации в музыке и характеризовать разнообразные музыкальные образы, запечатлевшие детские забавы и игры в творчестве М.Мусоргского и П.Чайковского.
Музыкальный материал: 
  • М. Мусоргский песни: “С няней”, “С куклой” из вокального цикла “Детская”; 
  • П.Чайковский “Нянина сказка” из “Детского альбома”. 

Чтоб узнать тему урока, разгадайте ребус.


Сегодня мы продолжаем работать в рамках раздела учебника “День, полный событий”. Тема нашего урока называется “В детской. Игры и игрушки”.

Детские образы создавали не только П. Чайковский и С. Прокофьев, но и великий русский композитор 19 века М. П. Мусоргский (1839-1881). Детская тематика раскрывается у Мусоргского вокальном цикле “Детская”. В этот сборник композитор включил 7 песен, 7 небольших музыкальных картинок, в которых он рассказал о жизни детей, об их играх и шалостях и забавах. Мусоргский очень любил наблюдать за детьми, их жизнью, за тем, как они ведут себя, как разговаривают со своими мамами, нянюшками, как играют в детской с куклами, игрушками. И, все увиденное, композитор воплощал в своей музыке.

Обложка издания вокального цикла “Детская”, которую нарисовал знаменитый русский художник Илья Репин.


Образы маленьких героев и их окружение рисуют семь музыкальных картинок: «С н

Сейчас представьте, что вы заглянули внутрь дома и наблюдаете за сценками из жизни его маленьких обитателей. А увидеть эти сценки поможет вам музыка.




Песня - танец "Что такое доброта"



А сейчас обратимся к музыке П. Чайковского. Послушаем пьесу “Нянина сказка” из “Детского альбома” и сравним ее с песней “С няней” М. Мусоргского. 

Мелодия - отрывистая, быстрая, с акцентами, резкая. Динамика – сначала тихая, затем громкая, опять тихая, громкая и затихает в конце. Лад – минорный, темп – быстрый, стремительный, ритм – острый, четкий.
Почему именно такой характер музыки и такие средства использует композитор? О ком рассказывает няня малышу?
Что общего в произведениях Мусоргского и Чайковского?
Различные жанры. У Мусоргского песня, а у Чайковского пьеса. Песню Мусоргского исполняет солист в сопровождении фортепиано, а пьеса Чайковского – инструментальное произведение. Пьеса Чайковского представляет музыкальный рассказ самой няни, а песня Мусоргского – обращение ребенка к няне.

Видеоурок https://youtu.be/Lt_hUpB5bjs




Вывод: Итак, музыка – это искусство выразительное по своей природе. Она выражает чувства и мысли человека. Музыка, которая звучала сегодня на уроке, знакомила нас с различными сценками из жизни детей, раскрывала разные грани мира ребенка. Именно настроение музыки и характер основных ее интонаций помогает нам увидеть и понять человека, с которым мы знакомимся в том или ином произведении. И.М. Мусоргский и П.Чайковский очень искренне, поэтично и выразительно воплощали мир детских чувств, радостей и огорчений. Они любили и “понимали детей…как людей со своеобразным мирком, а не как забавных кукол”.






2 четверть

Тема урока: «Радуйся, Мария! Богородице Дево, радуйся!».

Музыкальный материал: «Радуйся, Мария!» Ф. Шуберт, «Богородице Дево, радуйся!» С. Рахманинов.


Тему нашего сегодняшнего урока вам подскажет музыка, которая сейчас прозвучит

(звучит молитва Рахманинова « Богородице Дево, радуйся»)

Как вы думаете, где можно услышать эту музыку? (в церкви, в концертном зале)

- Кто исполняет это музыкальное произведение? (хор)

- Есть ли музыкальное сопровождение? (нет)

- Как называется такое исполнение хора, без сопровождения? («acapella»)


Посмотрите в учебник (с. 42). Вы видите нотную запись фрагмента произведения Рахманинова «Богородице Дево, радуйся!»

(выразительное пение, интонации обращения, выделение слова «Богородице Дево», слог «Ра» в слове радуйся; распев в слоге «Ра» придаёт мелодии большую радость, широту звучания.


  • Работа с картинами.

Давайте еще раз обратимся к учебнику на стр.43. 



Мы видим изображение Божьей Матери с младенцем Иисусом художника Васнецова. Эту большую икону можно увидеть в алтарной части Владимирского собора в Киеве. Сколько любви, кротости, нравственной чистоты в образе Божьей Матери. С какой нежностью, бережностью она обнимает младенца и небесный свет озаряет ее лик.

Прочитайте стихи, помещенные под портретом (дети читают)

В этих строках поэт А.С. Пушкин передает свое преклонение перед образом Богородицы, воспевая ее вселенскую любовь к людям.

На Руси Божью Матерь называют Богородицей.

- А как ее называют в западных странах с католической верой? (Девой Марией. Мадонной)

Посмотрите, пожалуйста, в учебнике иллюстрацию «Сикстинская Мадонна» Рафаэля. Художник нам рисует Деву Марию, бережно несущую людям самое дорогое, что у нее есть на свете - сына. Ее глаза светятся любовью и нежностью. И вместе с тем они тревожны. Ей уготована особая миссия на земле - быть Божьей Матерью и она это хорошо понимает. Давайте прочитаем стихи Данте, посвященные Деве Марии (дети читают)

- Скажите, откуда Богоматерь спускается к людям? (с облаков)

- Какой цвет преобладает? (белый цвет у Рафаэля и золотистый у Васнецова)

Белый цвет символизирует чистоту и непрочность, а золотистый - божественный.

Богоматерь идет по облакам навстречу своей страшной судьбе, зная, что для счастья людей должна отдать смерти самое дорогое, что у нее есть - Сына.

  • К образу Девы Марии обращались многие западноевропейские композиторы. Есть музыкальная молитва «Аве Мария» и у композитора Ф. Шуберта. Она написана на текст Вальтера Скотта. 

В этой молитве Дева Мария предстает нам в образе заступницы святой, к которой обращаются страждущие люди.

Слушание «Аве Марии» Ф. Шуберта в исполнении Робертино Лоретти


  • Сравнение. Итак, мы познакомились с двумя произведениями, которые можно назвать музыкальными молитвами композиторов С.Рахманинова и Ф. Шуберта.

Давайте попробуем их сравнить, Что между ними общего и в чем различие?


Видеоурок https://youtu.be/aci01P9hBsY

 



«Нежные руки гладят меня»



1.НЕЖНЫЕ РУКИ ГЛАДЯТ МЕНЯ
И УЛЫБАЕШЬСЯ ТЫ ТАК КРАСИВО
МАМОЧКА  МАМА ЛЮБЛЮ Я ТЕБЯ
С МАМОЙ ТАКОЮ  Я САМОЙ СЧАСТЛИВОЙ

  ПРИПЕВ
   МАМА, ДОБРАЯ МИЛАЯ МАМА,
   САМАЯ КРАСИВАЯ МАМА
   КАК ТЫ ЗАБОТЛИВА, МАМА,
   КАК ТЫ ЛЮБИШЬ МЕНЯ.

2. МНЕ, КОГДА ГРУСТНО УТЕШИШЬ МЕНЯ
ДАШЬ СВОЙ СОВЕТ И ПРОБЛЕМА РЕШИТСЯ
МАМА, ТЫ ДРУГ МОЙ, ОПОРА МОЯ
СПАСИБО, ЧТО ТЫ МЕНЯ УЧИШЬ МОЛИТСЯ

  ПРИПЕВ
    МАМА, ДОБРАЯ МИЛАЯ МАМА,
    САМАЯ КРАСИВАЯ МАМА,
    КАК ТЫ ЗАБОТЛИВА, МАМА,
    КАК ТЫ ЛЮБИШЬ (МЕНЯ).
                          2 РАЗА

ПРОИГРЫШ
   
  ПРИПЕВ
    МАМА, ДОБРАЯ МИЛАЯ МАМА,
    САМАЯ КРАСИВАЯ МАМА.
    КАК ТЫ ЗАБОТЛИВА, МАМА
    КАК ТЫ ЛЮБИШЬ  (МЕНЯ )   2 РАЗА.

                      
На этом уроке мы прикоснулись к тайнам двух музыкальных молитв Шуберта и Рахманинова. Эта музыка – особая: светлая, тихая и очень возвышенная. Мы говорим, святая музыка потому, что она будит в нас самые высокие чувства. Ведь образ Божьей Матери – это пример великой любви ко всему человечеству. В каждом из нас тоже есть очень много хорошего: и доброта и понимание и милосердие. И именно такая музыка помогает нам стать лучше и подумать: а достаточно ли мы любим и уважаем близких людей, родителей, друзей и учителей. Задумайтесь над этим.

Домашнее задание: 
1. Прочитать стихотворения о маме.
2. Просмотреть видеоурок.
3. Прослушать и исполнять песню «Добрая, милая мама».





УРОК 2

"ДРЕВНЕЙШАЯ ПЕСНЬ МАТЕРИНСТВА"


Сегодня мы продолжим изучать образ матери в живописи, поэзии и музыке. Тема материнства всегда волновала художников потому, что эта тема близка каждому человеку.
На Руси есть иконы, посвященные Деве Марии, с удивительно поэтическими названиями: "Утоли мои печали", "Неувядаемый цвет", "Нечаянная радость", "Милостивая".










  


Урок 3


."Вербное Воскресение"

УРОК 4

Святые земли Русской: княгиня Ольга, князь Владимир.

Тысячу лет тому назад, в 10 веке, Русью правила княгиня Ольга. Тогда все славяне, наши предки, были язычниками, т. е. поклонялись силам природы и верили многим богам: богу Солнца, богу Грозы, богу Земли...


Ольга была мудрой женщиной. Она поехала в Византию и приняла там крещение. Так она стала христианкой, т. е. поверила, что Бог один - Иисус Христос.


Послушайте Тропарь равноапостольному князю Владимиру






УРОК 5
Настрою гусли на старинный лад… 
Былина о Садко и Морском царе.

Начинаем знакомство с жанрами песенного фольклора; подлинными народными напевами в творчестве русских композиторов.
Былина– один из самых древних жанров русского песенного фольклора. - О чём рассказывали былины? - Какие черты русских богатырей прославляются в былинах?
 Кто исполнял былины в древности? Народные певцы- сказители.  http://lusana.ru/presentation/20579  


Гусли- струнный музыкальный инструмент. Является наиболее древним русским струнным щипковым музыкальным инструментом. Играют, как правило, бряцая по всем струнам и глуша ненужные звуки пальцами левой руки, или струны защипывают обеими руками. Музыкантов, играющих на гуслях, называют гуслярами.






Былины - Виды былин - Мир былин

Былины - Виды былин - Мир былин

Посмотрите:
Добрыня Никитич и Змей Горыныч (мультфильм)


УРОК 6

Цель: Показать, как и какими музыкальными средствами, композиторы передают в своих произведениях образы русских певцов-сказителей.

- Что может означать:  «Певцы русской старины».
Так в старину называли гусляров, которые очень часто под звучание гуслей сказывали былины.
- Что такое былина?
Были́ны (стáрины) — героико-патриотические песни-сказания, повествующие о подвигах богатырей и отражающие жизнь Древней Руси IX—XIII веков; вид устного народного творчества, которому присущ песенно-эпический способ отражения действительности. Основным сюжетом былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории (отсюда народное название былины — «стáрина», «старинушка», подразумевающее, что действие, о котором идёт речь, происходило в прошлом).
- На каком музыкальном инструменте играли певцы – сказители.
- К какому виду музыкальных инструментов относятся гусли.
- Почему они струнно – щипковые.
Образы сказителей былин нашли своё отражение в творчестве русских композиторов Михаила Ивановича Глинки и Николая Андреевич Римского – Корсакова.

- Что мы дальше должны с вами сделать, чтобы раскрыть нашу тему «Певцы русской старины»?
- Правильно, прослушать произведения этих композиторов.
- Николай Андреевич Римский – Корсаков в своей опере «Садко» создал образ легендарного певца – сказителя. Как его звали?
- Чем был знаменит Садко?
- Почему его приглашали на пиры знатные люди?

Предлагаю разучить фрагмент песни Садко «Ой, ты тёмная дубравушка».

Не только Римский – Корсаков изображал певцов – сказителей.
Михаил Иванович Глинка в своей опере «Руслан и Людмила» создал образ народного сказителя, дав ему имя Баян.
- Как вы думаете на каком инструменте играл Баян?
- Почему вы пришли к такому мнению. - Баян, как и Садко играл на гуслях.
- Прослушайте песню Баяна из оперы «Руслан и Людмила» Михаила Ивановича Глинки и сравните её с песней Садко «Ой. Ты тёмная дубравушка». Найдите сходство и различие.
- Какой музыкальный инструмент имитирует игру на гуслях. (Арфа)
ОПЕРА «САДКО»
Вступление к опере «Океан море синее»  https://www.youtube.com/watch?v=moFg22eFjMc
Колыбельная Волховы    https://www.youtube.com/watch?v=4L8pZSLPv_w
   Ария САДКО     https://www.youtube.com/watch?v=HO62dazRBao






Текст песни «Ангелы в небе высоком живут»

Ангелы в небе высоком живут
Богу Всевышнему славу поют
К небу возносят молитвы людей,
Сладкие грёзы детей
Припев:
Господи мой сердце открой
Дай мне услышать ангельський хор
Господи мой сердце открой
Знаю Ты Бог живой

Ангелов Бог посылает с небес
Для возвещения божьих чудес
Веру и радость приносят они
Вестники божьей любви




ЧУДО - МУЗЫКА


Й. Гайдн  "Мы дружим с  музыкой"

БАРБАРИКИ   "ЧТО ТАКОЕ ДОБРОТА"


3 четверть

Опера «Руслан и Людмила».        М. Глинка.


"У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Всё ходит по цепи кругом;
Идет направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несет богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идет, бредет сама собой;
Там царь Кощей над златом чахнет;
Там русской дух... там Русью пахнет!
И там я был, и мед я пил;
У моря видел дуб зеленый;
Под ним сидел, и кот ученый
Свои мне сказки говорил. Одну я помню: сказку эту
Поведаю теперь я свету..." 



М.И.Глинка





Баян прославляет родную землю и воинские подвиги предков. Затем предсказывает молодым грозные испытания и их благополучное завершение.

Первое действие происходит в столице Древней Руси — Киеве.



Когда мрак рассеивается, все замечают исчезновение Людмилы. Пораженный случившимся, Светозар обещает отдать дочь в жены тому, кто ее отыщет и вернет домой. На поиски отправляются Руслан, Фарлаф и Ратмир.

Бой Руслана с Головой





Бой с Черномором








Подведение итогов:
1. С каким композитором мы сегодня познакомились? 
2. Что такое опера? 
3. Что такое увертюра? 
4. Как называется опера, с которой мы сегодня познакомились?

ПРИХОДИ, СКАЗКА
1. Если вы не очень боитесь Кощея,
Или Бармалея и Бабу Ягу,
Приходите в гости к нам поскорее,
Там, где зеленый дуб на берегу.
Там гуляет черный котище ученый,
Пьет он молоко и не ловит мышей,
Это настоящий кот говорящий,
А на цепи сидит Горыныч-змей.
ПРИПЕВ: Приходите в гости к нам,
Поскорей приходите в гости к нам!
Кот про все расскажет вам,
Потому что он видел все сам.
Ах, как тихо и темно!
Ах, как чудно и чудно!
Ах, как страшно и смешно,
Зато в конце все будет хорошо!

2.Ты узнаешь много волшебных историй:
Тут тебе и "Репка", и ключ золотой.

Тут и Черномор, тот самый, который
Зря всех пугал своею бородой.
А в конце концов, всему свету на диво,
После приключений, сражений и драк,
Станешь ты веселый, как Буратино,
И ОЧЕНЬ умный, как Иван-дурак!

ПРИПЕВ.


Домашнее задание: выучить песню, определения "опера, увертюра".
ДОПОЛНИТЕЛЬНО:
Как нотки научились петь
Мальчик спал, но ноткам в нотной тетради не спалось, и они попросили:— Маэстро Скрипичный ключ, слышите, как красиво поет соловей в лесу. Отпустите нас в лес.
Мы выучим песенку соловья и принесем ее в подарок мальчику.
— Ладно, летите, непоседы, только утром возвращайтесь, — велел Скрипичный ключ.Нотки выпорхнули из тетради и полетели в лес. Песенка соловья переливалась и взвивалась под небеса, и нотки летали вместе с ней. Так прекрасна была эта песенка, что лесные звери и птицы слушали ее всю ночь. Утром соловушка поклонился слушателям, почистил горлышко и полетел отдыхать.— Не улетай, соловушка, научи нас своей песенке, — стали просить звери и птицы.— Не могу, я очень устал. Пусть нотки вас научат, — показал соловей на нотки,
сидящие на ветках, и добавил:
— Они дочки феи Музыки и хорошо запомнили мою песенку.Нотки обрадовались, что им поручили такое важное дело, и спрыгнули на землю.
1.Ноту До забрал медведь. Он уселся возле дерева и начал петь: «До-до-до».
— Это песня совсем  не соловьиная, — пробурчал медведь и закинул нотку До на дерево.
2. Ноту Ре взяла волчица. Она завыла монотонно «Ре-ре-ре».
— Эта нота не выучила песню соловья, — решила волчица и бросила нотку Ре  далеко в ручей.
3. Лиса  унесла ноту Ми и затявкала: «Ми-ми-ми».
— Это совсем не соловьиная песенка, — засмеялись лисята.
— Видно, мне досталась неправильная нотка, — протявкала лиса и спрятала ноту Ми  в мох.
4. — Послушай,  ежиха, песню соловья «Фа-фа-фа»,  зафыркал ежик, который  взял ноту Фа.

— Какие глупости,  лучше подари мне фиалки, — сказала ежиха. Пристыженный ежик отправился за фиалками и засунул ноту Фа в одну из фиалок.
5. Ноту Соль унесла белка, чтобы спеть бельчатам песню соловья. К сожалению, у нее тоже ничего не получилась. Тогда белка наколола ноту Соль на сучок, как грибок.
6. Нота Ля досталась мышке. «Ля-ля-ля, песня соловья», —пищала мышка, но другие мышки стали смеяться над ней. Положила мышка нотку Ля на листик и забыла про нее.
7. Нотку Си подхватила синичка и защебетала: «Си-си-си». Песенка получилась веселая, но у соловья она звучала переливчато, а у синички — однотонно.



Опера К. Глюка «Орфей и Эвридика».


Немецкий композитор 18 века Кристоф Виллибальд Глюк  сочинил оперу "Орфей и Эвридика" на сюжет древнегре-ческого мифа о певце Орфее. Искусство Орфея обладало волшебной силой, звуки его золотой лиры растрогали даже бога подземного царства Аида. И он разрешил Эвридике, жене Орфея, умершей от кукса змеи, вернуться на землю...
Но при одном условии - Орфей должен идти вперёд и не оглядываться на жену, что бы ни случилось.
   Не смог выполнить Орфей условия Аида, и превратилась Эвридика в тень, а сам певец - в каменное изваяние.
Однако боги сохранили сладкозвучную лиру Орфея и вознесли её на небо. Призывным светом сияет среди ночных звёзд яркое созвездие ЛИРЫ.




ОПЕРА Н. А. РИМСКОГО _ КОРСАКОВА
"СНЕГУРОЧКА"









«Про дружбу»       А. Ермолов

1. Зазвенел ручей, и слышно,
Как трещит на речке лёд.
И капель с промокшей крыши
Нам за шиворот течёт!
Речка разлилась напрасно,
Ей друзей не разлучить!
Ну а вместе нам не страшно
Даже ноги промочить!
ПРИПЕВ:

Солнечные зайчики прыгают по лужам,
Ручеёк сверкает лентой голубой,
Капли разлетаются брызгами веснушек,
Только дружбу крепкую не разлить водой.

2. Не беда, когда грохочет
Над весенней рощей гром.
Если дождик нас промочит,
Нам и это нипочём.
Радуга блестит над лесом,
Светит солнце для друзей,
И весёлой нашей песне
Подпевает соловей!
ПРИПЕВ:
Солнечные зайчики прыгают по лужам, Ручеёк сверкает лентой голубой, Капли разлетаются брызгами веснушек, Только дружбу крепкую не разлить водой.


БАЛЕТ "СПЯЩАЯ КРАСАВИЦА"
Балет П. И. Чайковского на либретто И. Всеволожского и Мариуса Петипа по сюжету одноимённой сказки Шарля Перро; состоит из трёх действий, пролога и апофеоза. Написан в 1889 году, представлен публике в 1890 году. Википедия
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Структура: 
Слушание: «Вальс» из балета «Спящая красавица", 

Слушание: «Вступление» к балету «Спящая красавица"



Слушание: «Финал первого действия»



Разучивание ПЕСНИ «Приходи, сказка»


«Приходите в гости к нам 
(В гостях у сказки)»

1. Если вы так уж боитесь Кощея
Или Бармалея и Бабу Ягу,
Приходите в гости к нам поскорее,
Там, где зеленый дуб на берегу. 
Там гуляет черный котище ученый,
Пьет он молоко и не ловит мышей,
Это настоящий кот, говорящий,
А на цепи сидит Горыныч-змей.

ПРИПЕВ: Приходите в гости к нам,
Поскорей приходите в гости к нам!
Кот про все расскажет вам,
Потому что он видел все сам.
Ах, как тихо и темно!
Ах, как чудно и чудно!
Ах, как страшно и смешно,
Зато в конце все будет хорошо!

2.Ты узнаешь много волшебных историй:
Тут тебе и "Репка", и ключ золотой.
Тут и Черномор, тот самый, который
Зря всех пугал своею бородой.

А в конце концов, всему свету на диво,
После приключений, сражений и драк,
Станешь ты веселый, как Буратино,

И умный-умный, как Иван-дурак! 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:
1. Прочитать текст, выписать главное.
2. Просмотреть и прослушать фрагменты.






В современных ритмах



ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:
1. Прочитать текст, выписать главное.
2. Просмотреть и прослушать фрагменты.

















ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:
1. Прочитать текст, выписать главное.
2. Просмотреть и прослушать фрагменты.













Сергей Прокофьев "Петя и волк"



И. С. Бах  "Шутка"


ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:
1. Прочитать текст, выписать главное.
2. Просмотреть и прослушать фрагменты.










ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:
1. Прочитать текст, выписать главное.
2. Просмотреть и прослушать фрагменты.





4 четверть

Сюита "Пер Гюнт" Эдварда Грига







Что же такое сюита?

Сюита – это музыкальное сочинение, состоящее из 

нескольких (4 и более) частей, разных по характеру).

Пер Гюнт – главный герой драмы.
Главный герой - Пер Гюнт - смелый, обаятельный парень. Он так нахвастался и заврался в своей деревушке, что её жители прогнали его. И вот пошёл Пер Гюнт странствовать по миру. Однажды, находясь в чужой стране, ему стало тоскливо. Глядя на окружавшую его природу Пер Гюнт вспоминал свою родину. Давайте послушаем и подумаем, что же он представлял.
Слушание: «Утро» Э. Грига (полностью).


Какая по характеру была музыка? Какие вы услышали звуки? Грубые они или нежные? Тихие или громкие? Плавные, медленные звуки или быстрая мелодия? Грустные или радостные? Что же представил Пер? Какими еще звуками можно выразить утро?  Какие музыкальные инструменты звучали в музыке? (флейта и гобой)

«Песня Сольвейг»
Продолжаем рассказ о Пер Гюнте. Полюбилась ему девушка с красивым именем Сольвейг. Посмотрите какая красавица - юная Сольвейг.
 Они решили никогда не расставаться и даже назначили день свадьбы. Но, однажды, ушел Пер Гюнт со стадом в горы и пропал. День прошел, месяцы, годы, а он все не возвращался. Затосковала Сольвейг, но не переставала ждать своего возлюбленного.
               Зима пройдет, и весна промелькнет
                 Завянут все цветы, снегом их занесет.
               Но ты ко мне вернешься, мне сердце говорит,
               Тебе верна останусь, тобой лишь буду жить.
 Давайте заглянем к ней в избушку и послушаем, как музыка передает чувства девушки…
(Слушание музыки - «Песня Сольвейг»)



Во время путешествия он попадал в разные страны:

В пещеру горного короля
В Аравийскую пустыню
В страну гномов

Послушайте музыку и выберите из имеющихся названий, куда попал Пер?


 «В пещере горного короля»







ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:
1. Прочитать текст, выписать главное.
2. Просмотреть и прослушать фрагменты.








У: Ребята, а вам приходилось надолго куда-нибудь уезжать? В лагерь, например? Домой хотелось? Дом вспоминали? И хоть в лагере хорошо, весело, все равно домой хочется.
Так и Пер Гюнт. Он долго путешествовал, а счастье так и не нашел и каждый раз дом свой вспоминал. И только через 40 лет, когда он вернулся домой, увидел Сольвейг, он понял, что счастье там, где тебя ждут и любят.
У: Когда Пер и Сольвейг встретились, они взялись за руки и долго- долго смотрели друг на друга. Они теперь стали вместе. Хорошо им стало? (Когда человек один, ему плохо, а когда вместе – хорошо).
Это счастье? Давайте мы с вами тоже все возьмемся за руки. Мы тоже стали вместе. 

Пройдите тест! номер теста: 206375655
Пройти тест вы сможете на сайте videouroki.net, выполнив 2 шага:
1.       В разделе “Тесты” нажать синюю кнопку “Пройти тест”
2.       Ввести номер теста и выполнить его
3.       Результаты вы сможете увидеть в личном кабинете в разделе "Мои тесты"
Также можно пройти тест по ссылке: https://videouroki.net/tests/206375655/

Важное дополнение:
Ребята, если не получается сразу из-за перегрузки сайтов - не волнуйтесь, пройти нужно за неделю, до следующего урока!




Людвиг ван Бетховен «Героическая».

              «Призыв к мужеству»


«В 1912 году газеты обежало страшное сообщение о гибели огромного океанского парохода «Титаник». Немногие из спасшихся рассказывали потом о разных трогательных и страшных сценах гибели отдельных людей, и это было напечатано в газетах. Лодок было мало, их не хватило в минуты катастрофы даже для женщин и детей...

Большой оркестр, обслуживавший на пароходе богатую публику, не мог рассчитывать ни на лодки, ни на спасательные пояса. Оркестранты знали, что им не суждено спастись, и они вышли со своими инструментами на палубу. Если бы они отдались думам о близких, каждый пережил бы страшную гибель в одиночку, может быть, в бессмысленной предсмертной борьбе со стихией, в безумии. Но оркестранты, не сговариваясь, вынули свои инструменты, сели, как рассаживались всегда в оркестре, заиграли бетховенскую симфонию, столько раз игранную ими раньше, и под бессмертные звуки её, слаженно, торжественно, помня и исполняя каждый свою партию, но слыша и слушая целое, уходили они из жизни с удивительно высоким спокойствием, не переставая играть, покуда волны не дошли до инструментов и не затонула медленно опускавшаяся в воду палуба».
Какой вывод мы с вами сделаем?
Надо всегда оставаться ЧЕЛОВЕКОМ.
Добро всегда побеждает зло. 


Домашнее задание: 
1. Разучиваем песню "Дорога Добра"
2. Снимаем видео или аудио и присылаем в группу в ВК - Музыка 81 
https://vk.com/club194169418


Урок №3
МИР БЕТХОВЕНА

  1. Знакомство с биографией композитора Людвига ван Бетховена.
  2. Изучение основных этапов жизни и творчества композитора.
  3. Знакомство с избранными произведениями композитора.
        

Людвиг ван Бетховен (1770–1827)
       Мы продолжаем изучать музыкальную культуру Западной Европы на примере творчества немецкого композитора-классика Людвига ван Бетховена. Мы познакомимся с различными музыкальными образами его музыки и погрузимся в мир героических образов.
  Людвиг ван Бетховен – немецкий композитор и пианист, последний представитель «венской классической школы».
    Страстная натура композитора живо отзывалась на жизнь во всех ее проявлениях – и жизнь была заполнена отнюдь не только трагедиями и героической «борьбой с судьбой». Контрастом к «Лунной сонате» служит фортепьянная пьеса-шутка «Ярость по поводы утерянного гроша», которая является замечательным образцом бетховенского юмора.
Однако, девизом всей своей жизни Л. Бетховен выбрал такие строки «Через борьбу к победе, через страдание – к радости, через тернии – к звездам».

Домашнее задание:
1. Просмотрите видео.
2. Прослушайте музыку.
3. Пройдите тест.


Номер теста: 418722107
Пройти тест вы можете на сайте videouroki.net, выполнив 2 шага:
  1. В разделе “Тесты” нажать синюю кнопку “Пройти тест”
  2. Ввести номер теста и выполнить его
  3. Результаты вы сможете увидеть в личном кабинете в разделе "Мои тесты"
Также можно пройти тест по ссылке:



Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье

Урок 

Чудо-музыка

      Вслушайся, весь мир поёт
      Шорох, свист и щебет.
      Музыка во всём живёт!
      Мир её волшебен!
Композиторы разных стран в разное время прославляли в своих сочинениях музыку как источник вдохновения, надежды и радости жизни.
Мы дружим с музыкой
Смотрим и слушаем


А теперь споём все вместе:


песенность • танцевальность • куплетная форма • лад
Чудо-музыка
Всюду музыка живёт



  • Придумай и исполни инструментальное сопровождение к песням.
  • Разучи и исполни песни о музыке.
  • В каком ладу звучат эти песни? Какая из песен написана в куплетной форме?
  • В каких танцевальных ритмах написаны песни австрийского композитора XVIII века Й. Гайдна и современных композиторов   Д. Кабалевского и Я. Дубравина?



Острый ритм — джаза звуки


Джаз — удивительное явление XX века. Ему уже более 100 лет. Родина джаза — юг Северной Америки. Его первые творцы — негры.
Особенность джаза в том, что исполнители сочиняют музыку во время самого выступления, импровизируют на самых разных инструментах: трубе, саксофоне, фортепиано, кларнете.
У джаза есть любимые мелодии: спиричуэл, блюз — народные негритянские песни. Сегодня весь мир знает имена джазовых музыкантов: трубача Луи Армстронга, пианиста Дюка Эллингтона, певицы Эллы Фитцджеральд и др.
Луи Армстронг




Джон Гиллеспи

Острый ритм — джаза звуки

импровизация • ритм • джаз-оркестр

Джордж Гершвин — один из самых известных американских композиторов. В его музыке слышны интонации и ритмы джаза.


Дж. Гершвин.  (1898—1937)

Колыбельная из оперы «Порги и Бесс»



  • Послушай инструментальные и вокальные джазовые композиции.
  • Какова главная отличительная особенность музыкального языка джаза?
  • Сравни «Колыбельную» из оперы Дж. Гершвина «Порги и Бесс» с известными тебе колыбельными.
  • Назови имена современных джазовых музыкантов.


ПЕВЦЫ РОДНОЙ ПРИРОДЫ




Певцы родной природы:  Петр Чайковский (1840-1893)
Эдвард Григ (1843-1907)


"Я ЕЩЁ НЕ ВСТРЕЧАЛ ЧЕЛОВЕКА, БОЛЕЕ МЕНЯ ВЛЮБЛЁННОГО В МАТУШКУ РУСЬ... Я СТРАСТНО ЛЮБЛЮ РУССКОГО ЧЕЛОВЕКА, РУССКУЮ РЕЧЬ, РУССКИЙ СКЛАД УМА, РУССКУЮ КРАСОТУ ЛИЦ, РУССКИЕ ОБЫЧАИ... Я ПРОНИКСЯ НЕИЗЪЯСНИМОЙ КРАСОТОЙ... РУССКОЙ НАРОДНОЙ МУЗЫКИ..."
П. И. Чайковский


Образы природы в музыке П. И. Чайковского



П. ЧАЙКОВСКИЙ. "ВРЕМЕНА ГОДА". 

АПРЕЛЬ. ПОДСНЕЖНИК.




"Как я счастлив, что родился в Норвегии. Я обязан рассказать миру о ней... Я ищу спасения в родной природе моей страны... 
Я черпал богатые сокровища в народных напевах моей Родины". 
Э. Григ
"Григ сумел сразу и навсегда завоевать русские сердца"
 П. Чайковский
   
Норвежский композитор Эдвард Григ и русский композитор Пётр Ильич Чайковский сочиняли свои произведения на одном языке - музыкальном. Но музыкальная речь каждого из них имеет свои особенности, как узнаваемый штрих в почерке дорогого человека.

Песня "Волшебники" для детей



«Все это называется природа» 
Музыка Юрия Чичкова
Слова Михаила Пляцковского

Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь…
Все это называется природа,
Давайте же всегда ее беречь!

В лугах ромашки солнечного цвета,
Такие, что светлей на свете жить…
Природой называется все это,
Давайте же с природою дружить!

Летят, звеня, дождинки с небосвода,
Клубится на заре тумана дым…
Все это называется природа,
Давайте же сердца ей отдадим!

Прощальный вальс танцует с ветром лето,
Дрожит в окне вечерняя звезда…
Природой называется все это,
Давайте же любить ее всегда!
ВОПРОСЫ:
  • Что общего в музыке Э. Грига и П. Чайковского
  • Что отличает их произведения?


EOMI

 https://eomi.ru/
Музыкальные инструменты всех видов
это самая большая русскоязычная энциклопедия музыкальных инструментов в сети Интернет. Название EOMI также является аббревиатурой и может быть расшифровано как Encyclopaedia Of Musical Instruments.
Музыкальные инструменты — очень необычные предметы, своеобразные устройства из различных звучащих материалов, с помощью которых музыканты исполняют, импровизируют и сочиняют музыку.
Самое поразительное в музыкальных инструментах то, что они являются передатчиками вибраций человеческой души, эмоций, чувств.
Вам не нужно знать язык, на котором говорит музыкант, играющий восхитительную музыку. Вы поймёте всё без слов, потому что музыка — универсальный язык.
Музыкальные инструменты восхитительны не только благодаря своей прекрасной роли. В каждом инструменте есть душа. Душа дерева, из которого этот инструмент изготовлен, душа мастера, его создавшего. Порой даже душа продавца, относящегося к своим инструментам с большой любовью.
Когда такой инструмент попадает в руки чувственного музыканта, все эти души и душа музыканта сливаются и происходит чудо — музыка.
Существующие на данный момент музыкальные инструменты подразделяются на несколько групп: струнные щипковыеструнные смычковыемедные духовыеязычковые духовыедеревянные духовыеударныеэлектронные. В отдельную группу можно выделить клавишные инструменты, хотя способы звукоизвлечения в них зачастую различны.
































Комментариев нет:

Отправить комментарий