Учебник Искусство 8-9 классы Сергеева 2009
8 класс Искусство
Искусство в жизни современного человека
Урок 1
М. Врубель. Микула Селянинович и Вольга
Мензуральная нотная запись
В. Боровиковский. Портрет сестер Гагариных
А. Гауди. Саграда Фамилия (храм Святого Семейства). Барселона. Фрагмент.
М. Клодт. Скульптура на Аничковом мосту.
Санкт-Петербург
- Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека.
Иску́сство (от искусы творити) — образное осмысление действительности, процесс или итог выражения внутреннего мира в (художественном) образе.
Когда мы говорим «искусство», то чаще всего имеем ввиду худ.тв-во. Но существуют различные виды искусства: музыка, литература, ск-ра, живопись, графика, ар-ра, ДПИ, кино, балет, театр, эстрада, худ. Фотография, дизайн.
Каждый вид искусства говорит на своем языке о вечных проблемах жизни, о добре и зле, о любви и ненависти, о радости и горе, о красоте мира и человеческой души и т.д.
Так или иначе, хотим мы этого или не хотим, но с определенными видами искусства мы сталкиваемся каждый день. Кто-то любит читать, кто-то слушать музыку, кто-то смотреть фильмы, а кто-то любит красиво одеваться, танцевать, окружать себя красивыми вещами и предметами быта. И каждый вид искусства оказывает влияние на человека, играет определенную роль в его жизни.
(привести конкретные примеры, можно относительно самого себя)
2. Временные и пространственные искусства и специфика их восприятия.
Среди этого множества можно выделить три древнейших искусства, которые воздействуя на зрение, слух и речь, воспитывают чувства человека.
Это искусство изображения (ИЗО), искусство звука (музыка) и искусство слова ( лит-ра). Без этих главных искусств невозможно представить себе ни спектакля, ни фильма, ни эстрадного концерта. Именно эти три искусства , осваивая мир в образной форме, имеют своей главной задачей, по словам Гегеля, «раскрывать истину в чувственной форме».
Разные виды искусства – живут, распространяются, транслируются, либо в пространстве, либо во времени. Либо может быть совокупность пространства времени, и тогда искусство относится к пространственно- временным.
Временныеискусства – это те виды искусства, которые распространяются во времени, а именно: музыка(вокальная, инструментальная), литература (фольклор, проза, поэзия), мимика. Время не имеет никакого отношения ни к скульптуре, ни к архитектуре, ни к живописи, так как они относятся к группе пространственных наук.
К пространственным(пластическим) видам искусства следует относить те виды искусства, которые живут в пространстве, распространяются в пространстве. Это прежде всего изобразительные (живопись, графика, скульптура), конструктивные (архитектура, дизайн), декоративно- прикладные (роспись, вышивка, резьба и т.д.)
Театр, как и кино, занимает промежуточное положение между группой временных искусств и группой пространственных искусств. Так как это искусство синтетическое. Сюда можно отнести и танец
Каждый вид искусства говорит на своем языке о вечных проблемах жизни, о добре и зле, о любви и ненависти, о радости и горе, о красоте мира и человеческой души и т.д. Человек Смотрит, слушает, читает и сопереживает.
8.1. Искусство вокруг нас
1.Что
такое искусство?
2.Что можно отнести к искусству?
3.Что
передает искусство в художественных образах?
4. Какое значение имеет искусство в жизни человека?
5. Приведи примеры взаимодействия разных
видов искусства.
6. Что является главной сущностью любого
вида искусства?
7. Какие виды искусства относятся к
пластическим или пространственным?
8. Какие виды искусства считаются
временными
9. Назови пространственно-временные виды
искусства.
УРОК 2
Художественный
образ – стиль – язык.
8.2. Художественный образ, стиль, язык
1. Что испытывает человек, когда
встречается с произведениями искусства разных времен?
2. Какое значение будет иметь
современное искусство для наших потомков?
3. Что необходимо знать молодому
поколению, чтобы войти в мир художника, приблизиться к искусству?
4. Что такое художественный образ?
5. Что такое стиль?
6. Какие стили бывают в искусстве?
7. Что называют языком в искусстве?
8. Каким должен быть язык художника?
9. Что обеспечивает выразительность
языка в искусстве?
УРОК №3
Наука и искусство. Знание научное и знание художественное.
https://kopilkaurokov.ru/izo/prochee/urok_priezientatsiia_nauka_i_iskusstvo_znaniie_nauchnoie_i_znaniie_khudozhiestvi
- Наука и искусство - это две области деятельности, которые сопровождают развитие человечества на всём протяжении его существовоания.
- Немецкий поэт ХIХ в. И.В.Гёте писал, что культуре в равной мере нужны наука и искусство.
- Для того, чтобы наука приносила людям пользу и радость, а не вред и горе, она должна быть тесно связана с искусством.
- И учёный, и художник воссоздают мир во имя главной цели – постижения истины, красоты и добра .
.
- Людей науки и искусства объединяют мысль и творчество как историческая память человека .
С. Боим. Ладога – дорога жизни
- Однако наука и искусство решают разные задачи: первая изучает объективные законы мироздания , второе — отношение человека к миру, к другим людям, к самому себе .
.
- Еще в Древней Греции ученые задумались о роли искусства в жизни людей .
- Согласно греческой мифологии каждая из девяти дочерей бога Зевса и богини Мнемозины, являясь музой, покровительствовала определённой области творчества .
.
- Науки, искусства и ремесла того времени не были отделены друг от друга.
- Искусство, технику, мастерство обозначали одним словом – «технэ» .
- Понятия «философ» и «поэт» , «ремесленник» и «художник» не противопоставлялись друг другу.
.
- И в Древнем мире, и в Средние века искусство было неотделимо от религии .
- Архитектор в Древнем Египте обычно был жрецом, «посвященным».
- Художников и поэтов Китая потомки называли
«мудрецами древности» .
.
- В эпоху Возрождения впервые утвердилось понимание искусства, близкое к современному. Искусство объединяло все виды художественного творчества, тем самым отделяя его от других видов
человеческой деятельности.
Знание научное и знание художественное
- Многогранная личность Леонардо да Винчи (1452—1519) — основоположника художественной культуры Высокого Возрождения — вот уже пять столетий восхищает человечество.
- Этот итальянский художник (живописец, скульптор, архитектор) был ещё и писателем, учёным, изобретателем и анатомом.
.
- Его гениальные догадки как учёного, инженера,
конструктора намного опередили современную ему эпоху . Он научно обосновал принципы воздушной перспективы, высказал научные предположения об особенностях зрения человека.
- Живопись он рассматривал как универсальный язык, способный воплотить все многообразные проявления
разумного начала в природе.
.
- На примерах деятельности Леонардо да Винчи можно понять, насколько неразрывно научное и
художественное творчество.
.
- Рисунок «Витрувианский человек» символизирует внутреннюю симметрию, божественную пропорцию человеческого тела.
- Две наложенные одна на другую фигуры вписаны в круг и квадрат. Этот рисунок определилканонические пропорции изображения человека для европейского искусства последующего времени.
- В ХХв. На основе этого рисунка была составлена шкала пропорций , которая повлияла на образные решения современной архитектуры.
- Удивительны тексты Леонардо да Винчи, которыми он сопровождает свои рисунки компаса и плуга :
«Настойчивое упорство» , «Препятствие не сгибает меня. Всякое препятствие разрушается упорством.Не оборачивается тот, кто устремлен к звезде».
.
.
- Портреты кисти Леонардо да Винчи — это образы свободных духом, добродетельных
и талантливых людей. Самый знаменитый портрет — «Джоконда», или «Мона Лиза».
Портрет произвел ошеломляющее впечатление на
современников художника.
Один из них писал: «Изображение
это давало понять всякому,
кто хотел постичь, насколько
искусство способно
подрожать природе…»
.
- В портрете художник воплотил возвышенный идеал вечной женственности и человеческого обаяния .
- Важным элементом композиции стал пейзаж космического масштаба , тающей в холодной дымке.
- Взгляд Моны Лизы исполнен мудрости и спокойствия. Сам Леонардо называл глаза распахнутыми окнами, открывающими душе все красоты мира .
- Картина Леонардо да Винчи, как и музыка Моцарта — загадка мира и внутренней жизни человека, неизмеримое богатство его души.
.
- Любое научное знание воспринимается всеми одинаково.
- Например, закон Архимеда, теорема Пифагора, законы всемирного тяготения существуют как данность.
- В науке каждое новое открытие может перечеркнуть сложившиеся представления о тех и иных представлениях.
- Например, открытие Магелланом Америки стало веским основанием для опровержения представлений человечества о том, что Земля плоская.
.
- В искусстве каждое новое явление не отменяет ценности старого.
- Раскопки археологов открыли миру удивительное изящество и художественное совершенство изделий
мастеров древности.
- Главной темой искусства во все времена был человек .
- Но его изображение в дошедших до нас художественных произведениях разных эпох различно. И нас не смущают схематичность или нарушение пропорций в изображениях прошлого.
- Все искусства рассказывают нам о человеке
.
Домашнее задание
1. Какие открытия изменили представления человечества о
строении Вселенной, о форме Земли? Приведите примеры научных открытий, изобретений, изменивших жизнь человека.
2. Что рассказывают о человеке рельефы, выполненные в
разные эпохи? Изменился ли взгляд на человека? Почему произведения мастеров Египта, Древней Греции, средневековой Европы, мастеров эпохи Ренессанса интересны современному человеку?
3. Вспомните народные песни, которые раскрывают многообразие жизненных ситуаций.
Какие образцы народного творчества значимы для современных слушателей и исполнителей?
4. В какой мере творчество архитектора, музыканта, живописца,
скульптора основывается на науке, а в какой на искусстве? Приведите конкретные примеры.
Человек в зеркале искусства: жанр портрета
Портрет в искусстве России
Считается, что портрет — самое бесспорное достижение нашей национальной школы, именно благодаря ему русская живопись достигла уровня европейской.
ХVIII в. в России называют веком портрета. В жанре портрета писали лучшие русские художники: Ф. Рокотов, Д. Левицкий, О. Кипренский, К. Брюллов, И. Репин, М. Врубель и др.
В середине ХVIII в. портрет становится частью быта, связанной с архитектурой, мебелью, утварью, самими обитателями жилища, их костюмами, привычками. Благодаря «портретным гармониям» русского художника Федора Степановича Рокотова (1735—1808) образовался особый эмоциональный словарь для выражения впечатлений зрителя: «полумерцание, полугорение красок», «зыбкость, воздушность», «загадочность и таинственность», «вибрация света и цвета», «поэтическая хрупкость чувств», «затаенность душевных проявлений» и т. п.
Особое место в творчестве художника занимает портрет Александры Петровны Струйской (1772). Он является ярким примером поэтизации образа средствами живописи. Воздушная, прозрачная манера письма создает ощущение легкости тканей и бездонности фона. С помощью света Рокотов мастерски выделяет лицо и одновременно объединяет всю композицию портрета в единое целое. Не случайно этот портрет часто называют «русской Джокондой».
Почти сто лет назад поэт Яков Петрович Полонский (1819— 1898) увидел у своих знакомых портрет Марии Лопухиной, написанный русским художником Владимиром Лукичом Боровиковским (1787—1825).
Она давно прошла — и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали Страданье — тень любви и мысли — тень печали. Но красоту ее Боровиковский спас. Так, часть души ее от нас не улетела.
И будет этот взгляд и эта прелесть тела
К ней равнодушное потомство привлекать,
Уча его любить, страдать, прощать, мечтать...
Мы потому и помним Лопухину, что ее написал Боровиковский. А если бы мы не знали, кто изображен на портрете, разве бы он меньше нравился или меньше трогал? Конечно, нет! Оттого и будет вечно волновать этот портрет, что художник создал прекрасный образ женщины печальной и светлой красоты, чистой и нежной души.
Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.
Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?
Ее глаза — как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза — как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок, Предвосхищенье смертных мук.
Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза.
Н. Заболоцкий
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:
• Поделитесь своими впечатлениями от женских портретов, написанных русскими художниками.
• Подберите музыкальные произведения русских композиторов (романсы, камерно-инструментальная музыка), которые можно использовать как фон, способствующий более глубокому восприятию портретной живописи. • Сравните художественные особенности портретов Рокотова и Боровиковского с особенностями знаменитого портрета Леонардо да Винчи «Джоконда». Что их роднит, что различает?
• Найдите в тексте стихотворения эпитеты, метафоры, сравнения. Каким образом они усиливают восприятие образа А. Струйской?
2 четверть "Искусство как универсальный способ общения"
10 урок
Мир в зеркале искусств
Мир в зеркале искусств
Искусство отличается от остальных
видов и форм социальной деятельности тем, что оно обращено к эмоциональной сфере человека, которая
является наиболее емкой характеристикой индивидуальности, к «умным
эмоциям». Поэтому искусство оказывается самой доступной, демократичной и универсальной формой общения людей.
Художники разных эпох, изображая
окружающую их действительность,
как бы посылают потомкам свои сообщения: живописные, поэтические,
музыкальные произведения, скульпту-ры, дворцы и храмы, приобщая современных людей к идеям, которыми они
жили, к действительности, в которой
они творили и которую они пропустили через свое сознание и свои чувства.
Для того чтобы получать эстетическое удовольствие от общения с этими
художественными образами, необязательно иметь специальные знания
по музыке, архитектуре, живописи.
Главное — при встрече с художественным творением сопереживать.
Ведь произведение искусства достигает своей цели в том случае, если оно
заставляет звучать струны души человека, если оно побуждает выражать
собственное отношение к увиденному,
услышанному.
Общение с произведением искусства дает возможность вступить в диалог
с талантливым человеком другой эпохи, оставившим след в мировой культуре.
• Рассмотрите произведения различных видов изобразительного искусства, архитектуры, послушайте фрагменты музыкальных сочинений. В какую эпоху переносят нас их создатели? Какие особенности языка каждого вида искусства помогли вам это понять?
• Музыка какого характера созвучна каждому из этих шедевров искусства?
• Почему наше время и культуру сегодняшнего дня называют информационными?
• Какая информация для современного человека заключена в этих памятниках культуры?
Домашнее задание: с. 46 - 47, ответы на вопросы.
• Музыка какого характера созвучна каждому из этих шедевров искусства?
• Почему наше время и культуру сегодняшнего дня называют информационными?
• Какая информация для современного человека заключена в этих памятниках культуры?
Домашнее задание: с. 46 - 47, ответы на вопросы.
Мир в зеркале искусства
1.
К чему обращается искусство?
2.
Поэтому искусство становится...
3.
Для чего художники разных эпох изображают окружающую действительность?
4.
Какую форму обретают такие послания?
5.
К чему приобщают современных людей их произведения?
6.
Необходимо ли иметь специальное образование, чтобы получать эстетическое удовольствие от общения с художественными образами?
7.
Почему не обязательно иметь специальное образование?
8.
Что происходит при общении с произведением искусства?
9.
Что необходимо понимать, чтобы встреча с произведением искусства стала
значимой?
10.
Приходилось ли вам в вашей жизни встретиться с неординарными личностями?
11 урок
Роль искусства
в сближении народов
Наглядным подтверждением художественного общения, интернациональности языка искусства, который
понятен без перевода, являются музеи,
международные выставки изобрази-
тельного искусства, разнообразные
конкурсы (литературные, музыкальные, артистов балета, театральные,
джазовые), фестивали искусств.
Благодаря общению людей с выдающимися творениями мирового
искусства прошлого и настоящего
времени становится возможным диа-
лог культур. По мнению академика
Д. Лихачева, исследователя древнерус-
ской литературы, «культура объединяет
все стороны человеческой личности. Нельзя
быть культурным в одной области и оставаться невежественным в другой. Чем
больше человек окружен духовной культурой,
погружен в нее, тем ему интереснее жить,
жизнь приобретает для него содержательность».
Хранилищами художественных шедевров являются музеи.
ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ ЭРМИТАЖ
Во всем мире известны такие музеи, как , Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (Москва), Эрмитаж, Русский музей (Санкт-Петербург), Лувр, Музей современного искусства (Париж, Франция), музей Прадо (Мадрид, Испания), Национальная картинная галерея (Дрезден, Германия), Британский музей (Лондон, Англия) и др. Благодаря просветительской деятельности этих музеев, буклетам и альбомам, которые они выпускают, путешествиям их экспонатов по разным странам и континентам, знатоки и любители искусства могут любоваться такими шедеврами культуры, как Владимирская икона Богоматери, «Сикстинская мадонна» Рафаэля, «Девочка на шаре» П. Пикассо, «Золотая осень» И. Левитана и др. В 2008 г. в Сеуле (Южная Корея) на основе компьютерных технологий была создана виртуальная галерея шедевров в стиле хай- тек (англ. high technology, high tech, hi-tech).
Этот стиль, в котором используются новые материалы и композиции, возник в архитектуре и дизайне в 80-е гг. XX в. Позднее его черты стали проявляться и в других направлениях художественного творчества. В этой галерее зрители могут общаться с персонажами более чем 20 картин и скульптур, среди которых «Тайная вечеря», «Мона Лиза» Леонардо да Винчи, «Гибель Помпеи» К. Брюллова, «Дискобол» Мирона и др. Зрители могут задать им вопросы, увидеть, что делали они за миг до того, как их изобразил художник или скульптор, наблюдать их передвижения в пространстве.
• Рассмотрите репродукции картин, фотографии скульптур, архитектурных памятников в учеб- нике. Выберите одну из них, которая привлекла ваше внимание. С помощью каких особенностей языка, композиции созданы эти образы.
• Какую эстетическую и нравственную ценность представляют эти шедевры для зрителей XXI в.
• Какие музеи, художественные галереи, выставки, архитектурные памятники есть в вашем го- роде, поселке, селе? Что вы знаете об их экспонатах, истории возникновения? Художественно-творческое задание Представьте себя в роли экскурсовода (по музею, городу) и подготовьте рассказ об одном наиболее значимом культурном объекте своего края.
!!!!! Музей (греч. museion — храм,
музей) — учреждение,
собирающее
и выставляющее для всеобщего
обозрения
произведения искусства,
предметы истории, науки, быта,
которые располагаются в экспозиции
по определенной системе.
Во всем мире известны такие музеи, как , Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (Москва), Эрмитаж, Русский музей (Санкт-Петербург), Лувр, Музей современного искусства (Париж, Франция), музей Прадо (Мадрид, Испания), Национальная картинная галерея (Дрезден, Германия), Британский музей (Лондон, Англия) и др. Благодаря просветительской деятельности этих музеев, буклетам и альбомам, которые они выпускают, путешествиям их экспонатов по разным странам и континентам, знатоки и любители искусства могут любоваться такими шедеврами культуры, как Владимирская икона Богоматери, «Сикстинская мадонна» Рафаэля, «Девочка на шаре» П. Пикассо, «Золотая осень» И. Левитана и др. В 2008 г. в Сеуле (Южная Корея) на основе компьютерных технологий была создана виртуальная галерея шедевров в стиле хай- тек (англ. high technology, high tech, hi-tech).
Этот стиль, в котором используются новые материалы и композиции, возник в архитектуре и дизайне в 80-е гг. XX в. Позднее его черты стали проявляться и в других направлениях художественного творчества. В этой галерее зрители могут общаться с персонажами более чем 20 картин и скульптур, среди которых «Тайная вечеря», «Мона Лиза» Леонардо да Винчи, «Гибель Помпеи» К. Брюллова, «Дискобол» Мирона и др. Зрители могут задать им вопросы, увидеть, что делали они за миг до того, как их изобразил художник или скульптор, наблюдать их передвижения в пространстве.
• Рассмотрите репродукции картин, фотографии скульптур, архитектурных памятников в учеб- нике. Выберите одну из них, которая привлекла ваше внимание. С помощью каких особенностей языка, композиции созданы эти образы.
• Какую эстетическую и нравственную ценность представляют эти шедевры для зрителей XXI в.
• Какие музеи, художественные галереи, выставки, архитектурные памятники есть в вашем го- роде, поселке, селе? Что вы знаете об их экспонатах, истории возникновения? Художественно-творческое задание Представьте себя в роли экскурсовода (по музею, городу) и подготовьте рассказ об одном наиболее значимом культурном объекте своего края.
Роль
искусства в сближении народа
1.
Что является наглядным подтверждением художественного общения и
интернациональности языка искусства?
2.
Что такое «Музей»?
3.
Как высказывался академик Дмитрий Сергеевич Лихачев о культуре?
4.
Перечисли известные музеи.
5.
Какая новая компьютерная технология появилась в Южной Корее? Чем она особенна?
6.
Какую важную роль выполняют международные конкурсы и фестивали?
7.
Расскажи о международном конкурсе им.
П. И. Чайковского.
8.
Какой театральный конкурс ты знаешь? Кто является победителями этого конкурса?
9.
Какие детские телевизионные конкурсы тебе известны?
10.
Какие телевизионные проекты, связанные с искусством ты знаешь?
11.
Какие международные проекты тебе известны?
УРОК 12
Искусство художественного перевода – искусство общения. Как происходит передача сообщений в искусстве?
Искусство художественного перевода – искусство общения. Как происходит передача сообщений в искусстве?
Большим вкладом
в распространение литературных
памятников является деятельность
переводчиков прозы и
поэзии. А. Пушкин
назвал переводчиков «почтовыми лошадьми
просвещения». Вы, наверняка,
читали известное стихотворение
М. Лермонтова «Из
Гёте» («Горные вершины»),
слушали многочисленные романсы русских композиторов,
созданных на этот
поэтический текст. Но
задумывались ли вы
над тем, что это стихотворение —
не плод творческого воображения русского
поэта, а лишь
гениальный перевод стихотворения
немецкого поэта XIX в.
И.-В. Гёте?
СОНЕТ - лирическое стихотворение
из четырнадцати строк
(два четверостишия и два
трехстишия) с определенной
рифмой.
Сонеты Шекспира
–классические образцы
английского сонета, состоящего из трех четверостиший, не связанных
сквозными рифмами, и
одного двустишия.
Уж
если ты разлюбишь
— так теперь,
Теперь, когда
весь мир со
мной в раздоре.
Будь самой
горькой из моих
потерь,
Но
только не последней
каплей горя!
И
если скорбь дано
мне превозмочь,
Не
наноси удара из
засады.
Пусть бурная
не разрешится ночь
Дождливым утром
— утром без
отрады.
Оставь меня,
но не в
последний миг,
Когда от
мелких бед я
ослабею.
Оставь сейчас,
чтоб сразу я
постиг,
Что
это горе всех
невзгод больнее,
Что
нет невзгод, а
есть одна беда —
Твоей любви
лишиться навсегда.
Перевод
С. Маршака
8.12. Искусство художественного перевода –
искусство общения
1. Как называл А.С.Пушкин переводчиков?
2. Кто сочинил стихотворение «Горные
вершины»?
3. Это его собственное произведение?
4. Какую мысль хотел донести до читателя
поэт в этом лирическом стихотворении-пейзаже? (……………….)
5. Какое эмоциональное состояние
передает поэт читателям? (……………….)
6. Как состояние природы в этом
стихотворении влияет на чувства и мысли человека? (……………………)
7. Какие интонации голоса, динамику,
темп нужно выбрать для выразительного чтения стихотворения? (……………….)
8. Различи два романса «Горные вершины».
Кто их авторы?
9. В чем разница трактовки стихотворения
композиторами (……………….)
10. Для чего нужны переводы?
11. Кто является автором Сонета № 90?
12. Чьи переводы Сонета № 90 нам
известны?
13. Какое из переводов вам понравился
больше и почему? (………………)
14. Какие композиторы сочинили
музыкальные версии Сонета?
15. В чем различие прочтения текста
Сонета композиторами и исполнителями? (…………..)
16. Какую из исполнительских трактовок
можно отнести к жанру серьезной музыки, а какую – к легкой?
17. Благодаря каким средствам
музыкальной выразительности вы смогли определить принадлежность этих сочинений
к тому или иному жанру? (………………)
18. В какой интерпретации вы услышали
полное слияние слов и музыки? (…………….)
19.
Что такое сонет?
_______________________________________________
УРОК 13
Искусство -
проводник духовной энергии. Знаки и символы искусства.
8. 13. Искусство – проводник духовной энергии
1.
В чем состоит специфика художественной коммуникации?
2.
Нужно ил человеку знание языков искусства?
3.
В чем состоит особая сила искусства? (не
только в том, что оно доводит до нас информацию, а в том, что оно является
проводником духовной энергии)
4.
Как влияет искусство на человека?
5.
Кто является автором Картины «Шинель отца»?
6.
Опиши картину «Шинель отца»
7.
О чем говорит картина?
8.
Каким символом является шинель?
9.
Может ли искусство являться каналом связи между народами и эпохами?
10.
Может ли произведение искусства потерять свою силу художественного воздействия
на человека, если каждый человек воспринимает его по-своему?
11.
Кто является автором картины «Утро стрелецкой казни»?
12.
В чем заключается смысл картины «Утро стрелецкой казни» ?
13.
Как говорил А.С.Пушкин об этом времени?
14.
Опиши картину «Утро стрелецкой казни»
15.
Сопоставьте два примера (сообщения): одно – из математики, другое – из области
искусства. Какую информацию несет каждое из них? Аргументируйте свое мнение (……………………)
_________________________________________________________________
16.
Могут ли быть текстами картины или музыкальные сочинения? (да)
17.
Почему их можно считать текстами?
18.
Как происходит передача сообщение в искусстве?
19.
Что является кодом или шифром в письменном или устном сообщении?
20.
Что является кодом сообщений для произведений искусства?
21.
Как можно «прочитать» картину «Жестокие романсы» Иллариона Михайловича
Прянишникова
22.
Кто написал перевод стихотворение «Гитара» Гарсии Лорки?
23.
Чем различаются впечатления от разного рода информации:
-
от сообщения в газете или журнале о состоявшемся концерте или открывшейся
выставке
-
от воспринятых вами произведений музыкального, изобразительного искусства,
поэтического творчества? (………………..)
8.14. Художественные послания предков.
Художественные послания предков.
Разговор с современником.
8.14. Художественные послания предков.
Разговор с
современником.
1.
Что с давних времен раскрывают произведения декоративно-прикладного искусства?
2.
Какие понятия формировались в сознании первобытного человека?
3.
Что означает миф?
4.
Что означает ритуал?
5.
Что означает обряд?
6.
Что лежит в основе народного обряда?
7.
Чем сопровождаются обряды?
8.
Как древнейшие люди выражали свое видение картины мира?
9.
Чем были особенны обряды у древних людей?
10.
Какие источники имеет искусство?
11.
Что такое фольклор?
12.
Какие самые древние обрядовые формы искусства ты знаешь?
13.
С чем они связаны?
14.
Какие особенности имеет церковное искусство?
15.
Что происходило с фольклором и церковным искусством в следующие тысячелетия?
16.
Что произошло в результате такого взаимодействия?
17.
Назови самую известную икону Андрея Рублева
18.
Расскажи о создании иконы «Троица»
19.
Кто был духовным учителем иконописца Андрей Рублева?
20.
Опиши икону «Троица»
21.
Каков главный смысл иконы?
22.
Что ты знаешь о религиозном празднике Святой Троицы?
23.
Какие музыкальные произведения созвучны образному строю иконы Андрея Рублева? (……………….)
8.15.
8.18. Красота в искусстве и в жизни
https://www.metod-kopilka.ru/prezentaciya_po_iskusstvu_quotchto_est_krasotaquot_8_klass-25011.htm
https://www.metod-kopilka.ru/prezentaciya_po_iskusstvu_quotchto_est_krasotaquot_8_klass-25011.htm
1.
От каких картин природы человек получает
восхищение? ()
2.
Что мы можем назвать красивым?
3.
Что значит «красивый человек»?
4.
Что важнее в жизни – форма или содержание? И почему? ()
5.
Вспомни строчки из стихотворения Николая Алексеевича Заболоцкого
6.
Как запечатлевают художники свое отношение к жизни в разных видах искусства?
7.
Одинаковые ли жизненные чувства с чувствами, воплощенными в искусстве?
8.
Что испытывает человек , воспринимая произведение искусства?
9.
Что такое «катарсис»?
10.
Может ли быть искусство красивым, если оно вызывает боль, страх, волнение?
11.
Что говорил знаменитый психолог Лев Семенович Выготский об искусстве?
12.
Почему именно с искусством мы связываем понимание красоты? (…)
13.
Как вы объясните фразу «Искусство
пробуждает в людях художников»? (…)
14.
Что ты считаешь красивым в «Портрете Джованны Торнабуони» художника Доменико
Гирландайо? (………).
8.19. Откровение вечной красоты
1.
На чем основана человеческая культура?
2.
Какое предназначение у каждого из этих оснований?
3.
В какой области их связь выступает особенно отчетливо?
4.
Какие женские образы, дошедшие через века, ты знаешь?
5.
Кто такая Нефертити?
6.
Кто такая Афродита?
7.
Чей женский образ в мировом искусстве считается самым одухотворенным,
обаятельным?
8.
С какого века известна молитва «Ave, Maria»?
9.
Как по другому еще называют молитву «Ave, Maria»?
10.
Что означает в переводе «Ave, Maria»?
11.
Перечисли композиторов, сочинивших музыку «Ave,
Maria»?
12. Какая песня в православии соответствует молитве «Ave, Maria»?
13.
Послушайте и сравните григорианский хорал (молитву) «Ave,
Maria» с музыкой разных композиторов. Что их объединяет?
Каковы особенности воплощения этой молитвы в музыке каждого из композиторов? (…………….)
14.
Послушайте Песнь Пресвятой Богородице. Как она звучит во «Всенощной»
П. И. Чайковского и С.В.Рахманинова? (………………..).
1.
На чем основаны главные законы красоты?
3. Кто открыл понятие гармонии? Что такое
гармония?
4.
С чем древние греки связывали гармонию?
5. Какие базовые понятия применяли древние
греки, учитывая меру?
6. С какой наукой связаны законы красоты?
7. Что утверждал древнегреческий философ и
математик Пифагор?
8. Какое учение создал Пифагор и его
последователи?
9. Что такое симметрия?
10. Что такое композиция?
11. Что такое
«золотая пропорция», и какую роль в искусстве оно играет?
12. Каким образом возникает золотое
сечение?
13. Почему признак золотого сечения влияет
на искусство?
14.
Почему золотое сечение воспринимается как прекрасное?
15. Каковы особенности музыкальной гаммы?
16.
Можно ли считать музыкальную гамму красивой? И почему?
17.
Что такое ритм?
18.
Что является характерным свойством любого живого организма?
19.
В чем проявляется ритм?
20.
Благодаря чему мы можем улавливать характер произведения?
21.
Что передает ритм?
22. Что
такое музыкальный ритм?
23. Какие особенности имеет музыкальный
ритм?
24.
Одинаковы ли ритмы каждой эпохи?
25.
Что в переводе означает слово «композиция»?
Всегда ли люди одинаково понимали красоту.
8.29. Всегда ли одинаково люди понимали красоту
1.
Какова цель искусства в разные эпохи?
2.
Каким образом менялись стили в искусстве?
3.
Что является важной составляющей внешнего вида человека?
4.
Какую пословицу про одежду вы знаете?
5.
Почему костюмы разных эпох отличаются друг от друга?
6.
Посмотрите на произведения искусства, изображенные на страницах учебника 86-87.
Как менялось представление о красоте человека в разные эпохи? (_______)
7.
Охарактеризуйте идеал прекрасного человека в разные эпохи (_________)
8.
Как костюм передает мировоззрение людей? (_____________)
9.
Идеалы какой эпохи в истории человечества вам особенно близки: архитектура и
одежда, музыка и живопись, привлекателен образ жизни? (_____________)
10.
Пофантазируйте и представьте, что вы живете в то время… Подумайте, кем бы вы
хотели быть? (_______)
РАЗДЕЛ 4. «Прекрасное пробуждает
доброе».
Преобразующая
сила искусства.
«Воспитание искусством – это «тихая работа» (Ф. Шиллер).
Комментариев нет:
Отправить комментарий