ИЗО 7 класс
1 четверть
ИЗОБРАЖЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА
В ИСТОРИИ ИСКУССТВА
Цели:
1. Познакомить учащихся с представлениями о красоте человека в
истории искусства.
2. Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и любовь
к искусству.
3. Развивать творческую и познавательную активность.
–
Человек всегда был и остается главной темой в искусстве. Представления о
красоте человека, о наиболее существенном в его облике и его действиях менялись
в истории искусства.
Среди сохранившихся древних изображений
интересны статуэтки женских, так называемых «палеолитических Венер».
Античное искусство Греции и Рима показывает красоту
физически совершенного человека.
– Вспомните уроки истории и ответьте: «Какими
принципами руководствовались художники при изображении человека?»
Учащиеся отвечают.
Вот знаменитая скульптура
древнегреческого скульптора Мирона «Дискобол».
Урок 2
ПРОПОРЦИИ
И СТРОЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА.
Цели:
1.
Познакомить учащихся с тем, как происходил поиск пропорций в изображении фигуры
человека.
2.
Сформировать представление о терминах «пропорции», «канон».
3.
Развивать творческую и познавательную активность учащихся.
4.
Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству.
5.
Формировать практические навыки работы в технике аппликации.
Человек – главная тема в
искусстве. Каждая историческая эпоха выражает понимание красоты по-своему, но в
этом разнообразии, безусловно, есть что-то общее.
Когда мы знакомимся с историей
искусства, любуемся совершенными произведениями, например, античной статуей или
храмом, картинами Леонардо да Винчи, Рафаэля, Энгра, то нас поражает
удивительная гармония, присущая им, которая во многом определяется таким
эстетическим качеством, как пропорциональность целого и деталей. Слово
«пропорция» в переводе с латыни обозначает «соотношение», «соразмерность».
Сравнивая предметы, окружающие нас, по величине, высоте, ширине, объему, мы
можем сказать, что одни из них длинные, а другие короткие, высокие и низкие,
широкие и узкие, большие и маленькие и т. д. Устанавливая соотношение между
предметами и между частями формы отдельного предмета, мы выясняем их
пропорциональные характеристики.
♦ Пропорциями называются размерные
соотношения элементов или частей формы между собой, а также между различными
объектами.
Открытие пропорций, полагают,
принадлежит к заслугам древневосточной математики, античная же традиция
связывает его с именем выдающегося философа и математика Пифагора, жившего в VI
веке до н. э. Универсальный принцип гармонии и красоты в пропорциях получил
название «золотое сечение», которое олицетворяло равновесие знания,
чувств и силы. Золотое сечение возникает при делении отрезка на две неравные
части таким образом, при котором весь отрезок относится к большей его части,
как большая к меньшей (0,618).
Знакомство с золотым сечением сыграло
немалую роль в работе античных архитекторов, скульпторов и живописцев.
Обучающимся рисунку будет интересно узнать правило, наглядно прослеживающееся в
древнегреческих статуях: при делении туловища человека в соответствии с золотым
сечением легко найти уровень пупа и локтя, при повторном делении двух отрезков
в противоположных направлениях определяется высота колена и нижний уровень шеи.
Теоретически принцип золотого сечения
был сформулирован в эпоху Возрождения. Леонардо да Винчи,
изучавший и глубоко анализировавший опыт древних, разрабатывая правила
изображения человеческой фигуры, пытался на основе литературных сведений
восстановить так называемый «квадрат древних».
Он выполнил рисунок, в котором показана пропорциональная закономерность в
соотношении частей тела человека.
Леонардо да Винчи. «Квадрат древних»
Пропорции всякого живого организма, развиваясь,
изменяются. Пропорции маленького ребенка сильно отличаются от пропорций
взрослого человека. У взрослого размер головы занимает примерно 1/7 или 1/8
часть всего его роста, а у ребенка четырех-пяти лет – 1/4 или 1/5 часть.
Соотношение частей тела у ребенка,
подростка и взрослого человека
подростка и взрослого человека
У каждого человека свои характерные пропорции.
Форму и движения тела человека во многом определяет скелет. Он также
играет роль каркаса в строении фигуры.
Домашнее задание:
- нарисовать рис. человека по видео выше.
2. Прислать рис. в группу в ВК.
3. Срок - до следующего урока.
Уроки 3–4
КРАСОТА ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА В ДВИЖЕНИИ.
Урок 3
На прошлых занятиях мы
говорили о поиске пропорций в изображении фигуры человека, говорили о
представлениях красоты человеческой фигуры.
В отличие от живописцев и
графиков, скульптуры выражают свое понимание красоты через объем. Они видят
красоту человека в его пропорциях, характере форм, движении, пластике.
– Рассмотрите каждую
скульптуру, подумайте, какое название вы бы ей дали. Какими средствами
выражения пользовались художники для передачи красоты человеческой фигуры?
Скульптору Мартосу удалось передать волнующее душу
движение плавных, размеренных складок на одежде женщины, запечатленной в
склонившейся позе. Перетекание пластических форм вызывает ощущение застывших в
мраморе минорных звуков. Образ наполнен чувством скорби и печали, располагает к
размышлениям о жизни.
Скульптура «Скорчившийся мальчик» Микеланджело (ок. 1524 г.) полна скрытой энергии и силы. Фигура повторяет монолит мраморного блока. Известно утверждение мастера о том, что скульптура должна быть выполнена так, чтобы после падения она не разбилась. Именно такой пластической цельностью обладает скульптура «Скорчившийся мальчик».
Стремительным порывом, целеустремленностью наделен
образ «Борея» В. И. Мухиной (1938 г.)
Художница использовала для проекта памятника
«Спасение челюскинцев» образ греческого божества – северного ветра,
изображенного в виде крылатого мужчины.
«Борей» В. И. Мухиной (1938 г.)
Его полет – это борьба со встречным ветром,
встающими на его пути преградами, преодоление которых под стать только сильным
людям. Поверхность монумента шероховата, фактура усиливает ощущение
противостояния сил человека и природы.
Рассматривая эти три произведения, можно заметить,
как различно передано движение: тихо, словно струящийся ручеек, в работе
Мартоса, напряженно, энергично в работе Микеланджело и экспрессивно-динамично в
образе «Борея» Мухиной.
– Обратите внимание, какие у людей
разные фигуры, но строение фигуры у всех сходное. Середина ее находится там,
где соединяются туловище и ноги; в этом месте фигура может сгибаться. Опущенные
руки оканчиваются чуть ниже середины фигуры.
Такие веселые человечки, нарисованные с
помощью овалов, тоже помогают передать разнообразные движения.
Домашнее задание: нарисовать человечка в полный рост на альбомном листе.
Уроки 6–7
НАБРОСОК ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА С
НАТУРЫ
Цели урока
|
Создать условия для формирования умения видеть
пропорции и
соотносить детали между собой; способствовать расширению знаний
учащихся о задачах и приемах образного обобщения сложной формы, развитию
творческой активности
|
Образовательные
ресурсы |
Википедия. Свободная
энциклопедия. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki
Русская живопись. – Режим
доступа : http://www.artsait.ru
Федеральный центр
информационно-образовательных ресурсов.
Каталог электронных образовательных
ресурсов. – Режим доступа: http://fcior.edu.ru
|
Набросок является средством выражения первоначального впечатления от восприятия натуры. Полезно рисовать на улице, в учреждениях, в гостях. Помимо накопления впечатлений, такое рисование развивает умение «видеть» действительность, подмечать характерные особенности предметов, явлений.
Давайте посмотрим наброски известных мастеров: И. Е.
Репина <рисунок 1, 2> и В. А. Серова <рисунок 3, 4>.
Рисунок 3 | Рисунок 4 |
А какими художественными материалами можно выполнять наброски? (Возможные ответы: карандашом, углем, акварелью, гуашью, пером, тушью, фломастером.)
Чтобы правильно выполнить рисунок нам с вами необходимо провести анализ конструктивно-анатомического строения натуры и пропорциональных отношений частей тела. Нам помогут методические таблицы:
Динамическая модель | Каркас фигуры |
1) Учитель приглашает одного из учеников (мальчика) в качестве модели для позирования.
Основой формы туловища служат позвоночник и грудная клетка. К туловищу с помощью плечевого пояса присоединяются кости рук. С помощью тазового пояса к туловищу присоединяется скелет ног, состоящий из бедра, голени и стопы.
При определении пропорций используют единицу меры, равной высоте головы. В нашем случае голова укладывается во всей фигуре приблизительно 6-7 раз.
2) Учитель демонстрирует последовательность выполнения рисунка фигуры.
3. Определяем общее расположение на плоскости листа бумаги. Проводим линию, определяющую движение фигуры, ее характер. На ней отмечаем основные пропорциональные отношения головы, шеи, груди, таза, рук, ног. Далее прорисовываем очертания всех основных частей фигуры школьника.
4) Обсуждение выполненных рисунков. Отмечаем наиболее выразительные, точные рисунки. Уделяем внимание недостаткам, погрешностям. Учитель дает пожелания и рекомендации ученикам относительно ведения работы над наброском
5) Домашнее задание: выполнить наброски с натуры родственников, изучить пропорции фигуры человека.
Урок 9
ТЕМАТИЧЕСКАЯ (СЮЖЕТНАЯ) КАРТИНА
Цели:
1. Сформировать представление о тематической (сюжетной) картине, ее видах.
2. Подвести учащихся к пониманию особенностей жанра через повторение и обобщение.
3. Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству.
4. Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую и познавательную активность.
Оборудование и материалы:
1. Подбор иллюстраций и репродукций различных жанров.
2. Художественные материалы для практической работы.
3. Словарь художественных терминов.
ПЛАН УРОКА
1. Беседа о понятии жанр с проверкой и закреплением знаний учащихся.
2. Ознакомительная беседа о тематической (сюжетной) картине, ее видах, с демонстрацией иллюстраций.
3. Постановка художественной задачи.
4. Практическое выполнение задания.
5. Подведение итогов и анализ работ.
Ход урока
– На уроках в прошлой четверти речь шла о роли изобразительного искусства в жизни человека и о том, что является главной темой в нем. Человек. Да, искусство главным образом говорит о человеке, о его достижениях, мыслях, о его жизни. Изобразительное искусство говорит об этом на языке различных жанров: уже знакомых вам и тех, о которых вам еще предстоит узнать.
Уроки этой четверти – об истории и развитии сюжетной картины и, в частности, ее особого типа – бытового жанра.
– Вспомните, какие виды изобразительного искусства вы знаете.
Изобразительное искусство делится на пять видов:
архитектура, скульптура, графика, живопись, ДПИ.
Каждый из этих пяти видов искусства делится на жанры.
архитектура, скульптура, графика, живопись, ДПИ.
Каждый из этих пяти видов искусства делится на жанры.
Ярче всего это деление проявляется в живописи и графике.
Что же такое жанры в изобразительном искусстве?
Художники пишут разные картины. На одних мы видим природу, на других – людей, третьи рассказывают о самых повседневных, обыденных вещах. И вот по содержанию картин их стали делить на жанры: изображение природы – пейзаж, вещей – натюрморт, человека – портрет, событий жизни – сюжетно-тематическая картина.
В свою очередь каждый из жанров имеет свои подразделения – жанровые разновидности. Так, пейзаж может быть сельский, городской, индустриальный. А художники, изображающие море, называются маринистами. В жанре портрета тоже есть разновидности – портрет парадный, интимный, групповой. Жанровые разновидности сюжетно-тематической картины – историческая, батальная, бытовая картины.
А теперь выберите из картин, представленных на доске те, жанр которых вам знаком.
Жанры в изобразительном искусстве:
1) Анималистический жанр.
2) Портрет – парадный, интимный, групповой.
3) Пейзаж – сельский, городской, архитектурный, индустриальный, героический.
4) Натюрморт – цветочный, со снедью, бытовые вещи, атрибуты спорта и искусства.
5) Сюжетно-тематическая картина: историческая, батальная, бытовая, сказочно-былинная.
В. И. Суриков. "Утро стрелецкой казни". ОПИСАНИЕ КАРТИНЫ.
Видео:
1. «Утро стрелецкой казни, Суриков - обзор
картины»
К. Брюллов «Последний день Помпеи». ОПИСАНИЕ КАРТИНЫ.
Каков сюжет представленных живописных работ?
Учащиеся стараются определить сюжет, рассуждая, о чем эта картина.
– Итак, какие же сюжеты может иметь тематическая картина?
Исторический – ему принадлежит особое место. Этот жанр включает произведения на тему большого общественного звучания, отражающие значительные для истории народа события.
Какие картины с историческим сюжетом вам знакомы? Попробуйте вспомнить автора.
(В. И. Суриков «Утро стрелецкой казни», «Переход Суворова через Альпы», К. Брюллов «Последний день Помпеи» и др.)
Однако не обязательно произведение должно быть посвящено минувшему: это могут быть какие-либо важные события наших дней, имеющие большое историческое значение.
(Такими картинами могут считаться произведения художников 60–70-х годов, посвященные покорению космоса и т. п.)
Батальный жанр (от франц. bataille – битва) – посвящен темам войны, битв, походов и эпизодов военной жизни. Он может быть составной частью исторического и мифологического жанра, а также изображать современную жизнь армии и флота.
Иллюстрируя понятия этого жанра, учитель демонстрирует произведения Тициана, Н. Пуссена, А. Ватто, Ф. Гойя, Г. Жерипо, а также В. Верещагина, М. Грекова и др.
– Попробуйте самостоятельно дать определение сказочно-былинному и религиозно-мифологическому жанрам, расскажите о них и приведите примеры.
Учащиеся дают определение сказочно-былинному жанру, вспоминая произведения В. М. Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье», «Иван-царевич на сером волке» и др. Учитель дополняет представленный ими ряд картиной М. Врубеля «Царевна Лебедь», «Демон» и др.
При разговоре о религиозно-мифологическом жанре демонстрируются картины С. Боттичелли, Джорджоне, Рафаэля, Н. Пуссена, П. Рубенса, Рембрандта, Д. Веласкеса, Ж.-П. Давида, Ж.-Д. Энгра, А. Лосенко, А. Иванова.
– Понятие бытового жанра формируется в европейском искусстве нового времени. Его родиной считается Голландия
XVII века. В наше время это один из наиболее распространенных жанров изобразительного искусства, хотя еще в первой половине XIX века, он считался низшим, недостойным внимания художника. Часто произведения на бытовые сюжеты называют жанровыми, или относящимися к жанровой живописи (от франц. benre род. вид).
К бытовому жанру относятся картины, рисунки, скульптуры, рассказывающие о событиях повседневной жизни.
Об этом жанре мы подробнее поговорим на следующем занятии на примере знакомства с творчеством «малых голландцев».
Я предлагаю вам выполнить поисковую творческую работу (индивидуальную или групповую) на тему «Что я знаю о малых голландцах?».
А сейчас попробуйте выполнить зарисовки для будущей картины в любом из жанров.
Дома доделайте работу и назовите ее.
Домашнее задание (на доске): подготовиться к уроку-конференции «Что я знаю о "малых голландцах"?».
Выполнить творческую работу (сообщение-реферат) с подбором иллюстративного материала на любую из предложенных тем:
1. История возникновения голландской живописи.
2. Голландия – родина жанровой живописи. Почему?
3. Творчество П. Брейгеля и др.
ЖИЗНЬ КАЖДОГО ДНЯ – БОЛЬШАЯ ТЕМА В ИСКУССТВЕ. ЧТО Я ЗНАЮ О «МАЛЫХ ГОЛЛАНДЦАХ» (урок-конференция)
Цели:
1. Сформировать представление о голландской живописи, Голландии
как родине бытового жанра, голландских художниках и их картинах.
2. Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь к
искусству, интерес к его истории.
3. Развивать творческое отношение к выполнению задания, навыки
публичного индивидуального и коллективного выступления.
Оборудование
и материалы:
1. Список литературы для поисковой работы.
2. Творческие работы учащихся.
3. Репродукции картин голландских художников.
ПЛАН урока
1. Беседа о возникновении бытового жанра, его традициях, ярких
представителях в области художественного творчества.
2. Выступление учащихся с результатами поисковой работы
(индивидуальной или коллективной), с демонстрацией работ голландских
художников.
3. Подведение итогов занятия и сообщение домашнего задания.
Сегодня мы поговорим о голландской живописи, о ее месте и роли в
мировом искусстве. Мы познакомимся с именами знаменитых художников и их
картинами.
Знакомиться с творчеством этих художников мы будем на примере
возникновения и развития лишь одного жанра – бытового, родиной которого и
принято считать Голландию.
Творческие работы учащихся:
Малые
голландцы обобщенное название голландских художников,
мастеров бытового, пейзажного жанра и натюрморта, ярко выразивших национальное
своеобразие национальной живописи этого времени.
Термин
получил распространение во французской литературе об искусстве. В эстетике
XVII–XVIII вв. (Фелибьен, Дидро) подразумевал интерес художников к «малым»
(низким) темам из повседневной жизни в противоположность искусству «большого»
стиля на «высокие» – исторические и мифологические сюжеты, а также небольшой,
«кабинетный» формат картин. В XIX веке им пользовался Т. Торе (У. Бюргер).
Новаторские достижения «малых голландцев» – обращение к отображению в картинах
реального окружающего мира и человека без подведения под определенный идеал;
сложение развитой и очень дифференцированной системы жанров; разработка системы
тональной живописи. Творчество художников в основном соответствует трем
основным этапам развития голландского искусства: 1) 1620–30-е гг. –
утверждение реализма в национальной живописи; 2) 1640–60-е гг. – расцвет
художественной школы; 3) 1670-е гг.– начало XVIII века – упадок искусства
Голландии. На первом этапе ведущим художественным центром был Харлем, важным
фактором являлось влияние Ф. Халса. На втором – центр искусств
перемещается в Амстердам, привлекающий художников из других городов, актуальным
становится влияние Рембрандта и Яна Вермера.
Бытовой
жанр – самое яркое и
самобытное явление голландской школы, открывшее для мирового искусства поэзию
повседневной жизни человека. Сложился в 1720–30-х гг. сразу в двух
разновидностях – крестьянский и бюргерский (городской) жанр. Первый развивали
А. ван Остаде и его школа: И. ван Остаде, И. Ауденрогге, К. Бега, К. Дюсарт.
Ранние работы А. Остаде (изображались игры в карты, ссоры и драки в трактире)
отличает динамичный, брутальный характер. В середине XVII века он пишет картины
более мирного, спокойного характера: крестьян, беседующих за трубкой и кружкой
пива в кабачке, дома, в кругу семьи, на ярмарке. Под влиянием Рембрандта
главным выразительным средством становится мягкая золотистая светотень.
Бюргерский
жанр на первом этапе представлен веселыми
жизнерадостными картинами из жизни золотой молодежи и офицеров, проводящих
время в тавернах или гостиных за игрой в трик-трак, домашними концертами (Д.
Халс, Ю. Лейстер, Я. М. Моленар, А. Паламедес, П. Кодде, В. Дейстер). В
середине XVII века Г. Доу и Ф. ван Мирис Старший, представители лейденской
школы миниатюрной техники письма, отличающейся обилием и тонкостью исполнения
деталей и гладкой эмалевой поверхностью, изображая визит врача, ученого за занятиями,
посещение мастерской художника, домашние хлопоты или светские развлечения
бюргеров, тяготеют к занимательному рассказу. Еще сильнее повествовательное
начало с оттенком дидактики и гротеска выражено в шумных сценах из жизни
простолюдинов у Я. Стена.
Художники
другого направления поэтизируют повседневность. В сценах музицирования,
галантного ухаживания у Г. Терборха действие замедлено, разговоры приглушены, в
комнатах царят тишина и покой. Г. метсю
ярким светом и насыщенными красками придает будничным сценам праздничный
характер. П. де Хох проникновеннее других воплотил неторопливость,
упорядоченность и уют семейной жизни голландского бюргера. Рассеянный дневной
свет, заливающий интерьер (живописная тема, почерпнутая у Вермера), придает
картинам художника поэтическое настроение. У жанровых живописцев позднего
периода: А. Ван дер Верфа, Э. Ван дер Мера – стремление к элегантности нередко
оборачивается претенциозностью.
Праздничный
быт щеголеватых кавалеров и дам на этих полотнах полон иносказательных деталей
– дань старонидерландской традиции. Чаще всего здесь скрываются прописные
истины бюргерской морали. Так, ваза со льдом, в которой охлаждают вино,
символизирует умеренность; обезьянка – дьявола, подстерегающего беззаботных
гуляк. Географическая карта на стене придает домашней сценке «всемирный»
масштаб.
В
40–60-х гг., в пору расцвета творчества Рембрандта, самым знаменитым живописцем
в Голландии был его ученик Герард Доу (1613–1675) из Лейдена. В отличие от
своего учителя он умел и любил нравиться публике. Всё его наследие состоит из
однотипных, безукоризненно написанных сценок, обычно открывающихся зрителю в
проёме большого окна.
Земляком
Рембрандта был и Ян Стен (около 1626–1679), помимо занятий живописью содержащий
трактир. Большинство его полотен беспорядочно заполнено множеством предметов,
как будто художник боится пустоты.
Весьма
популярный художник Адриан ван Остаде (1610–1685) из Харлема, ученик Франса
Халса, разрабатывал «крестьянский жанр». Он изображал мир деревни с благодушной
чувствительностью заезжего горожанина. Этому настроению соответствует и колорит
его картин: пёстрые, мягкие краски словно прогреты приветливым майским солнцем.
Если
в начале XVII в. бытовые картины традиционно были многофигурными, пронизанными
действием, то со временем художников стали привлекать более скромные сюжеты.
Они старались прочувствовать поэзию повседневности в любом неброском эпизоде.
Таковы произведения Габриеля Метсю (1629–1667).
Творчество
Герарда Терборха (1617–1681) отличается особой изысканностью. Его мир –
аристократические салоны с занавешенными окнами, а герои – бледные, церемонные
кавалеры и нежные дамы в атласных нарядах, как в картине «Бокал лимонада»
(около 1664 г.). Они пишут и читают письма, музицируют, мужчины учтиво
ухаживают за дамами.
В
1581 г. жители Северных Нидерландов после многолетней войны за освобождение
из-под власти Испании провозгласили независимую Республику Соединенных
провинций. Среди них в хозяйственном и культурном отношении лидировала
Голландия, поэтому так вскоре стали называть и всю страну. общественное устройство новых
Нидерландов мало изменилась в сравнении с XVI в., но в духовной жизни произошли
значительные изменения. Государственной религией стал кальвинизм. Это
вероучение не признавало школ и вообще церковного искусства. Стремление к
натурализму дало Нидерландам возможность довести до удивительной степи
совершенства портрет. В сущности и остальные роды их живописи – пейзаж и жанр –
остаются теми же портретами. Те приятные комбинации, которые дают в рисунке
голландские города, дозволили пейзажеписцу воспроизводить непосредственно с
фотографической точностью портреты, улицы и здания. Художнику не надо было
подчиняться требованиям церковной живописи или делать по желанию короля
аллегорические изображения. Это было искусство свободное и республиканское.
Первыми картинами голландской школы были работы Хуберта Ян ван Эйка и его брата
Лоана ван Эйка. Пристрастие к классицизму сказывается в иных желаниях написать
античные фигуры и драпировки.
Голландским художникам
пришлось поневоле отказаться от религиозных тем и искать новые. Они обратились
к окружающей их действительности, будничным событиям, происходящим изо дня в
день в комнате или на улице. Заказчики, чаще всего не вельможи, а
малообразованные бюргеры, больше всего ценили произведения искусства за то, что
они совсем как живые. Картины стали рыночным товаром, и благосостояние
художника всецело зависело от умения угодить заказчику.
Ян
вермер.
Любовное письмо. (Около 1667 г.).
Описание
(Риксмузей. Амстердам).
Ян
Вермер и делфтская школа живописи
Особую
роль в художественной жизни Голландии второй половины XVII века играл Делфт –
небольшой город, прославившийся производством фаянса, стекла, ковров и
декоративных тканей. Здесь сложилась и самобытная школа живописи, традиционной
темой которой был интерьер. В этом жанре работали Эмманюэл де Витте (1616,
1618–1692) и Питер де Хох (1629 – около 1685).
Эмманюэл
де Витте, переселившийся в Делфт в 1642 году, писал интерьеры церквей: иногда с
натуры («Интерьер Новой церкви в Делфте с гробницей Вильгельма Оранского»,
1656), часто – воображаемые («Интерьер церкви», 1668 г.). В этих
фантастических видах храмов мощные формы выбеленных сводов и столбов образуют
единое величавое пространство.
Питер
де Хох изображал скромный уют бюргерского дома. Пребывание этого художника в
Делфте совпадает с расцветом его творчества (конец 50-х начало 60-х годов XVII
века). В ясных и гармоничных интерьерах де Хоха открытые окна или двери уводят
зрителя в мир улицы или во внутренние покои дома («Мать у колыбели», 1658–1662
гг.; «Служанка с ребенком во дворике», 1658 г.; «Хозяйка и служанка», около
1660 г.)
Около
1650 года в Делфт приехал Карел Фабрициус, ученик Рембрандта. Склонность к
смелым творческим экспериментам проявилась в его картине «Продавец музыкальных
инструментов» (1652 г.). Зрителя поражают необычное изображение пространства,
странное соотношение величин: на первом – огромная виолончель, лежащая на
прилавке; в удалении – маленькая фигурка продавца. Фоном служит вполне
конкретный, не изменившийся и сегодня уголок Делфта.
Крупнейшим
мастером делфтской школы был Ян Вермер (1632–1675 гг.). Его отец занимался
шелкоткачеством, торговал произведениями искусства, а позже стал владельцем
гостиницы. Торговлю картинами и гостиницу он передал по наследству сыну. В 1653
г. Вермер вступил в городскую гильдию Святого Луки, где впоследствии избирался
неоднократно на почетные должности.
Художник
написал около сорока картин. В композиции «Девушка с письмом» (около 1657 г.)
художник изобразил свет весеннего дня, льющийся из открытого окна в глубине
композиции, девушка серьезна и строга. Почти неуловимые движения ресниц и губ
выдают скрытое беспокойство. Хрупкий, точеный профиль девушки особенно красив в
потоках света, на фоне белой стены, по которой пробегают легкие перламутровые
тени.
На
картине «Служанка с кувшином молока» (около 1658 г.) молодая женщина с
непримечательным, свежим лицом не единственная героиня. Густое молоко,
сбегающее тонкой струйкой из глиняного кувшина, ноздреватый каравай в плетеной
корзине, салфетка, сползающая со стола, торфяная грелка для ног на полу
выписаны во всех деталях, с особой выразительностью.
Вермер
писал тонкой кистью, густыми но мягкими красками. Он тщательно клал мелкие,
плотные мазки, а завершал работу легкими, почти незаметными касаниями кисти,
которые придавали неповторимую живость резким линиям и четким формам его
произведений. Цвета у Вермера сильные, насыщенные; на первый взгляд кажется,
что он не смешивал краски. Но в каждом желтом, синем или белом пятне скрываются
десятки, сотни различных оттенков.
Порой
композиции Вермера сложны. Так, на полотне «Любовное письмо» (около 1667 г.) на
первом плане в полутьме стоят домашние туфли и половая щетка, а действие
разворачивается на втором плане: в освещенной комнате заплаканная дама с
мандолиной в руках вопросительно смотрит на румяную, улыбчивую служанку,
подавшую ей письмо. На стене висит изображение Амура, божества любви,
управляющего кораблем среди бурного моря, – аллегория трагических превратностей
отношений между любящими.
Искусство
голландских мастеров XVII века, заметно повлияло на европейскую живопись. Они
оказались достойными гордых слов лейденского художника Филипса Ван Ангела, с
которыми тот обратился к собратьям по творчеству в торжественной речи 18
октября 1641 г., в день Святого
Луки (профессиональный праздник живописцев): «Принесем же себя со всеми
великими умами на алтарь бессмертия, и пусть наши имена станут примером для
потомков».
Заключение.
Я
думаю, что разговор о голландской живописи получился очень интересным,
познавательным, и вам будет любопытно узнать, как эти художники проявляли себя
в других жанрах. В чем, например, своеобразие голландских натюрмортов и
пейзажей. Дерзайте.
Домашнее задание: к
следующему уроку поищите материал о том, как возник и развивался бытовой жанр в
русском искусстве. Знакомиться с ним мы будем на примере творчества художников:
А. Венецианова, П. Федотова и «передвижников».
ВОЗНИКНОВЕНИЕ
И РАЗВИТИЕ БЫТОВОГО ЖАНРА
В РУССКОМ ИСКУССТВЕ. РОДОНАЧАЛЬНИКИ
ЖАНРОВОЙ ЖИВОПИСИ В РОССИИ:
А. ВЕНЕЦИАНОВ И П. ФЕДОТОВ
Домашнее задание: познакомиться с творчеством художников, которые вошли в историю
искусства под именем «передвижники».
Урок 13
ПРОСМОТР ВИДЕОФИЛЬМА «ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ»
Цели:
1.
Сформировать представление о Третьяковской галерее как первом музее русского
искусства; музее с богатой коллекцией картин художников-передвижников.
2.
Воспитывать любовь к Родине, интерес к русской культуре и ее истории.
3.
Развивать ассоциативно-образное мышление, память, способность анализировать
материал, сравнивать, строить аналогии.
На
прошлом занятии мы познакомились с творчеством художников-передвижников и
узнали, что оно тесно связано с именем великого русского мецената П. М.
Третьякова.
–
Что вам известно об этом?
Учащиеся участвуют в беседе.
–
Важнейшей вехой в истории отечественных художественных музеев явилось основание
в 1856 г. крупнейшего в мире музея русского искусства – Третьяковской галереи в
Москве. Ее основатель – богатый московский купец П. М. Третьяков,
увлекшись идеями русских просветителей, рассматривал свою коллекционерскую
деятельность как национальное дело и создал общедоступный музей произведений
русских художников, преимущественно демократического направления
(передвижников). Третьяковская галерея оказала огромное воздействие на развитие
русского реалистического искусства и сыграла выдающуюся
общественно-воспитательную роль.
Сегодня
мы с вами будем смотреть фильм «Третьяковская галерея», авторы дали ему еще
второе название «Дар бесценный».
–
Подумайте, почему?
И
во время просмотра фильма постарайтесь выполнить задание. (Задание записано
на доске.)
1.
Запишите название картин и имена их авторов.
2.
Отметьте сразу, какие из картин вам уже знакомы.
3.
Определите, какие жанры наиболее популярны.
После просмотра фильма проводится
обобщающая беседа, обсуждение и анализ собранного материала.
Домашнее задание: подобрать
материал для работы над сюжетной картиной «Из жизни моей семьи…» («Праздник в
моей семье»; «Семейный отдых»; «Традиции моей семьи» и т. д.).
Выполнить
три – четыре наброска или зарисовки фигуры человека в различных позах и
движениях. Материалы – карандаш, восковой мелок или уголь, шариковая ручка,
фломастер. Лучше выполнить зарисовки тех предметов домашнего быта, которые, по
замыслу автора, будут являться составной частью будущей композиции (стол,
стулья, диваны, кровати и т. п.), если необходимо, сделать наброски домашних
животных – кошек, собак, попугаев, аквариумных рыб и т. п. Возможны зарисовки
интерьера, вида из окна или, наоборот, «взгляд» внутрь – в помещение детской
комнаты, кухни, столовой и т. п.
ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ ЗА 3 ЧАСА Семь тайн Третьковской галереиСОЗДАНИЕ ТЕМАТИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ «Жизнь моей семьи»
Цель: Сформировать представление о сложном мире станковой картины.
Задачи:
Познакомить с ролью сюжета в решении образа.
Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и любовь к искусству.
Формировать навыки работы с художественными материалами в технике живописи.
урок 14
–
На прошлых уроках мы познакомились с творчеством художников-живописцев,
работавших в бытовом жанре.
Увидели,
что картина – это итог длительных размышлений и наблюдений художника.
Обратили
внимание на то, какую роль играют живописно-пластические средства (композиция,
ритм, свет, форма, цвет, пространство, фактура и т. д.) в решении образа.
Говорили
о двух сторонах процесса поиска образа картины – сборе материала и выполнении
большого количества эскизов.
Каждый
художник по-своему видит и отражает окружающий его мир, стремится в своих
картинах запечатлеть нечто для него значимое. Не случайно поэтому почти все
художники в своем творчестве затрагивают тему семьи, материнства, детства,
старости, проблему преемственности поколений.
урок 15
Урок
раскрывает проблему колористического построения пространства композиции,
выполненной карандашом. В качестве зрительного ряда могут выступать
произведения художников, которые были показаны на первом уроке, акцент в
процессе восприятия делается на цвете как средстве художественной
выразительности.
Ученикам
предлагается дать описание своей будущей работы, отвечая на такие вопросы:
–
какая по характеру будет работа, подбери эпитеты (веселая, озорная, игривая,
задумчивая, беспечная, сонливая, печальная, серьезная, музыкальная и т. п.);
–
сопоставь общее настроение будущей композиции с цветовыми доминантами и цветами,
дополняющими главные (например, композиция веселая, радостная, игривая, главный
цвет желтый, вспомогательные красно-сине-голубые; композиция серьезная, немного
задумчивая, созерцательная, главные цвета – серо-зеленые и белые, а
вспомогательные – серо-красные, серо-голубые, нежно-розовые и т. п.).
Этот
разговор будет более интересным, если пройдет в игровой форме: свои слова дети
будут сопровождать показом соответствующего цвета, набор цветной бумаги,
составленный из различных цветовых оттенков (разбеленных цветов; различных
серых цветов, смешанных с черным, и т. п.) тоже может быть использован в этой
игре. Здесь важно наличие большого количества цветовых эталонов, что позволит
ученикам сделать адекватный замыслу выбор, составить соответствующую комбинацию
из цветов, выявляя гармоничные их сочетания. В дальнейшем семиклассники могут
использовать сочиненный из цветовых карт абстрактный образ для построения
цветового пространства своей композиции.
На
каникулы дается план поисковой работы на третью четверть.
1. Историческая тема в живописи.
2. Сказочно-былинный жанр и творчество художников И. Билибина и В.
Васнецова.
3. Творчество В. И. Сурикова.
4. К. Брюллов и его картина «Последний день Помпеи».
5. Сюжет и содержание картины Рембрандта «Возвращение блудного
сына».
6. Великие художественные музеи мира.
3 четверть "Великие темы жизни"
16 урок "Историческая тема в искусстве. Творчество В. И. Сурикова".16 СИМВОЛОВ, ЗАШИФРОВАННЫХ В КАРТИНЕ «БОЯРЫНЯ МОРОЗОВА»http://www.vokrugsveta.ru/article/214442/
«Отвлеченность и условность — это бичи искусства»
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 11, ноябрь 2014
«Боярыня Морозова» Василия Ивановича Сурикова представляет собой яркую иллюстрацию к неспокойному XVII веку.
Царствует отец Петра I – Алексей Михайлович. В это время происходит раскол церкви. Патриарх Никон ввёл новые законы веры, велел переписать святые книги, иначе совершать крёстное знамение.
Сопротивление реформам в церковных обрядах выросло в движение раскольников, или старообрядцев, которые не приняли указы патриарха Никона и склонились к протопопуАввакуму, возглавившему раскол. Его сподвижницей стала боярыня Федосия Морозова. Ни тюрьма, ни пытки не сломили её дух.
Закованную в кандалах боярыню увозят в ссылку. С призывом поднимает она руку с двупёрстным раскольничьим крестным знамением, обращаясь к народу стоять за старую веру. Она уверена в собственной правде и встречает поддержку и сочувствие. Её неукротимая вера отражается во многих. Словно горячая волна сострадания и восхищения расходится на московской улице. «Утро стрелецкой казни» рассказывает о раннем периоде царствования Петра I, когда страну сотрясал бунт стрельцов, которых восстановила против государя его сестра.
Исторический жанр часто переплетается с другими жанрами, например, с бытовыми, как в картине А.П. Рябушкина. Те же московские улицы XVII века, но не происходит ничего значительного. Мы как будто здесь оказались случайно, переместившись во времени и пространстве, благодаря художнику.
Историческое полотно может вбирать в себя и пейзаж, как на картине Васнецова «После побоища Игоря Святославича с половцами». Былинные витязи отдали жизнь за землю русскую. И на этой земле, на широком поле, на траве-мураве васильками они упокоились.
Первой исторической картиной в мировом искусстве считается полотно великого испанского художника XVII столетия Диего Веласкеса «Сдача Бреды».
Здесь впервые изображено не мифологическое, а действительное событие в истории страны. Испания вела войну с Голландией. Фрагмент правой стороны картины показывает стоящий испанский отряд. Мы видим регулярную армию - ровный строй и чёткие вертикальные ритмы копий (в Испании эту работу Веласкеса неофициально так и называют – «Копья»). А слева стоят голландцы, простые горожане, взявшие оружие, поскольку они вынуждены отстаивать свою независимость. Один из защитников с обидой и досадой смотрит на зрителя. Он не может смириться с тем, что приходится сдавать крепость. В центре комендант крепости сдаёт ключи от города. По обычаю ему следует опуститься на колени, но командующий испанским отрядом удерживает его от этого столь унизительного жеста. Как истинный рыцарь, проявляет уважение к противнику. Он даже сошёл с коня и снял шляпу, тем самым показывая своё расположение к побеждённым.
В России исторический жанр появился в XVIII веке в эпоху Петра Великого. Исторические полотна того времени были батальными сценами, которые запечатлели великие победы в Северной войне.
Собственно, первой русской исторической картиной принято считать работу А.И. Лосенко«Владимир и Рогнеда» («Владимир перед Рогнедой»).
Картина утверждала высокие принципы недавно открывшейся императорской Академии художеств. Исторический жанр в Академии почитался самым главным и важным в эпоху Просвещения. Назидательные, героические великие события занимали важнейшее место в искусстве.
Картина «Владимир и Рогнеда» относится к творчеству зрелого Лосенко. Более ранние его полотна, как требовали традиции, были посвящены библейским и евангелийским сюжетам. Но в сознании русских творческих людей той эпохи было сильное желание запечатлеть историю Государства Российского и в живописи, и в скульптуре, и в литературе, и на театральных подмостках.
Писатель и драматург А.П. Сумароков давал напутствие молодым студентам класса исторической живописи: «Первая должность в упражняющихся в сих хитростях (т.е. в искусстве) изображать истории своего отечества и лица великих в оном людей».
Сюжет картины «Владимир и Рогнеда» был утверждён советом профессоров Академии.
История такова. Владимир отправляет к полоцкому князю Рогвольду сватов к дочери его – Рогнеде. Ответом был гордый и оскорбительный отказ. Владимир двинул на Полоцк войска, захватил город. В сражении были убиты Рогвальд и его сыновья. Победитель предстал перед Рогнедою.
Владимир просит прощения у Рогнеды, которая страдает и отвергает его извинения. Жесты и позы героев театральны. Это не случайно. Театр в XVII веке играл в обществе огромную роль. Лосенко приглашает позировать для Владимира выдающегося актёра Дмитриевского.
И Владимир и Рогнеда одеты далеко не в русские костюмы X века. Это некая стилизация одежды русской, польской и французской. Интерьер – не русские палаты. Видны античные полуколонны - пилоны. Плачущая служанка, стоящая за спиной Рогнеды напоминает классический античный профиль рельефов с изображением древнегреческих плакальщиц. И лишь стоящие за Владимиром несколько растерянные ратники действительно соответствуют русским типам.
Лосенко, согласно высоким идеям эпохи Просвещения, не мог написать полотно, представив Владимира грозным захватчиком и насильником. В XVIII веке в России интерес к собственной истории был велик, поэтому полотно А.И. Лосенко было встречено с горячим одобрением.
Исторический жанр - История искусств вместе с Хрюшей
Развивающие мультфильмы Совы - художник Василий Суриков - Всемирная картинная галерея
Академические программные картины крайне редко исполнялись на сюжеты действительной истории. Тем заметнее был триумф полотна «Последний день Помпеи» Карла Павловича Брюллова.
Получив золотую медаль при выпуске из Академии, Брюллов получает право на поездку в Италию – всемирный центр искусств, наследницу великой культуры античности, эпохи Возрождения, барокко. Художник был свидетелем раскопок античного города Помпеи, который погиб в I веке н.э. при извержении вулкана Везувий. Сюжет стал неслыханным для классицизма. Здесь не подвиг одного исключительного героя, которого окружают восхищённые зрители. Здесь герои все – народ, который в страшную минуту показал себя с лучшей благородной стороны. Центр композиции занимает не выдающаяся личность, а разбившаяся о камни мостовой прекрасная женщина, упавшая с колесницы (кони понесли, возница тоже падает). Движение колесницы идёт вглубь – раскрывается реальное пространство, а не условное. Это улица, где царит ужас, паника, но каждый думает не о себе, а о своём ближнем. Слева от разбившейся женщины и её маленького ребёнка, который остался жив, мужчина закрыл своим плащом жену и детей. Его поднятая кверху рука словно пытается остановит огонь и пепел вулкана. Внизу слева – мать, обнимающая дочерей в мольбе, обращенной к небесам. Справа от центра мальчик и воин в перистом шлеме несут на плечах старика-отца. Рядом с ними мать и сын. Мать изнемогла и уговаривает сына спасаться одному, но он не может её оставить. У края композиции юноша неотрывно смотрит в лицо своей невесты, не замечая ничего вокруг. Справа в глубине на ступенях храма мы видим молодого человека, у которого на голове ящик с кистями и красками – это сам Карл Брюллов. Он сделал себя «свидетелем» этого события. Художник показал своих героев как воплощение физической и нравственной красоты, что свойственно классицизму. Но исключительная эмоциональность, исключительность события, ситуации, иное композиционное решение – это признаки нового стиля эпохи первой половины XIX века – стиля романтизм. Впервые в картине действительная историческая среда (мостовая из огромных каменей, высокие глухие стены домов) написана с натуры. Детали – драгоценности, рассыпавшиеся из шкатулки у женщины, чье тело распростёрто в центре на мостовой – реальные. Их нашли на раскопках. Погибшая женщина, мать, обнимающая дочерей – это близкая знакомая Брюллова – графиня Юлия Павловна Самойлова. Художник, подобно мастерам Возрождения, в контекст исторического полотна вводит себя и своих близких, что со времени XVI века в картинах не наблюдалось. Историческая картина в отечественном искусстве получила истинное глубокое развитие во вторую половину XIX века. Это два направления сюжета: история - жизнь и деятельность великой личности, и история – как судьба народа.
Русские и зарубежные великие художники,
|
Другая задача – донести до зрителя смысл плаката. Во имя краткости, доходчивости и выразительности в плакате применяются: ясные символы и знаки, условность, обобщение изображения, упрощение цветовых отношений, отказ от второстепенных деталей.
Плакат должен быть: Ярким; Броским; Выразительным; Лаконичным по композиции; Изображение должно сочетаться с кратким текстом; Шрифт текста должен хорошо читаться и соответствовать содержанию плаката, создавая единую композицию; Должен привлекать к себе внимание.
Домашнее задание:
Просмотреть видео, изучить конспект, подготовиться к тесту. Пройти тест, результат присылать не нужно, я увижу.
Номер теста: 583438319
Пройти тест вы сможете на сайте videouroki.net, выполнив 2 шага:
- В разделе “Тесты” нажать синюю кнопку “Пройти тест”
- Ввести номер теста и выполнить его
- Результаты вы сможете увидеть в личном кабинете в разделе "Мои тесты"
Также можно пройти тест по ссылке:
Урок №2
"Шрифты"
Правила выполнения декоративного шрифта
Домашнее задание:
1. нарисовать алфавит на листке в клетку, или:
2. на альбомном листе, или:
3. посмотреть видео и нарисовать аналогично
1. нарисовать алфавит на листке в клетку, или:
2. на альбомном листе, или:
3. посмотреть видео и нарисовать аналогично
Книга. Слово и изображение. Искусство иллюстрации.
Цель урока:
Формирование знаний учащихся об иллюстрации, как форме взаимосвязи слова с изображением.
Задачи урока:
- личностные - формировать бережное отношение к книгам
- метапредметные – развивать познавательный интерес, познавательную активность, ассоциативно-образное мышление;
- предметные - формировать творческий интерес, эстетический вкус, усидчивость, аккуратность.
Запишите в тетрадь и запомните:
- Обложка
- Форзац (перед текстом)
- Фронтиспис (страница с изображением, образующая разворот с лицевой страницей титульного листа)
- Титульный лист (одна из первых страниц книги, предваряющая текст произведения).
Домашнее задание:
Просмотреть видео, изучить конспект.
Написать конспект. ИЛИ Нарисовать рисунок
https://www.youtube.com/watch?time_continue=9&v=W8aCsVkjGzg&feature=emb_logo
Я никогда не думал, что буду иметь право на ссуду, которую мне предоставили офицер Педро и его ссудная компания, что было очень гладко и прозрачно в каждом разговоре, который мы проводим в процессе ссуды, я еще раз благодарю его и его кредитную организацию за работу Хорошо сделано, предложив мне ссуду в размере 22 миллионов евро с низкой ставкой 2 годовых, они настоящие, и компания, занимающаяся регистрацией ссуд, с простыми условиями. свяжитесь с кредитной компанией через pedroloanss@gmail.com whatsapp: + 1-8632310632.
ОтветитьУдалить