пятница, 11 ноября 2016 г.

ИЗО 6 класс 2 - 4 ЧЕТВЕРТЬ


2 четверть   «Мир наших вещей. Натюрморт»

9. урок. "ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ:
РЕАЛЬНОСТЬ И ФАНТАЗИЯ"
Цели: дать понятие реальности и фантазии в творческой деятельности художника, условности и правдоподобия в изобразительном искусстве; познакомить с выразительными средствами и правилами изображения; учить приемам работы карандашом; развивать навыки решения композиционных задач; воспитывать художественный вкус; углублять межпредметные связи (изобразительное искусство, отечественная история).
Оборудование: репродукции картин В. И. Сурикова «Покорение Сибири Ермаком», В. М. Васнецова «Иван-царевич и Серый волк»; образец педагогического рисунка на тему «Этот фантастический мир».

Чтобы по-настоящему понять и полюбить живопись, нам надо еще очень и очень много узнать и о картинах, и о художниках.
Глядя на некоторые картины художников, мы не можем сказать, реальность это или фантазия. Перед вами репродукция картины В. М. Васнецова «Иван-царевич и серый волк». Какими выразительными средствами можно создать фантастический рисунок? Попробуем разобраться в этом на сегодняшнем уроке.


Перед нами картина Василия Ивановича Сурикова «Покорение Сибири Ермаком».
Обратите внимание на краски этого большого полотна. Картина написана в желтовато-коричневой гамме. Мы еще на всмотрелись в лица, фигуры, пейзаж, но сами тона уже напоминают о седой старине, о переплетах старинных книг из телячьей кожи, о пожелтевших листах пергамента, на которых тонкой кисточкой выводил свои «письмена» неторопливый летописец, чуть трогая заглавные буквицы яркой киноварью.
О каком же событии минувших лет рассказывает нам трудолюбивый художник?
Не напрасно называют автора этой картины трудолюбивым. Для создания исторического полотна мало одного таланта. Нужны глубокие знания. Надо тщательно изучить далекое прошлое, чтобы не сделать ошибки ни в костюмах, ни в характере героев. Прочесть множество книг, поговорить с людьми, знающими историю, а может быть, и побывать на местах, где развертывались события. Словом, «вжиться» в эпоху и представить ее себе так ясно, словно сам являешься современником и участником событий. Только тогда можно правдиво воскресить на холсте не только внешний облик героев, но и чувства, которые волновали, вели на подвиг.

Припомните, с кем воевал атаман Ермак Тимофеевич. 
Описание картины здесь: ССЫЛКА  и ЗДЕСЬ
Художники-передвижники. Биографии. Картины.

И жаркую схватку, и бегство врага – все показал Суриков на картине «Покорение Сибири Ермаком». 
Художник не фотограф, он не может только полностью списывать свою картину с натуры. Так Суриков не присутствовал при завоевании Сибири Ермаком и не видел казни взбунтовавшихся стрельцов. Значит, художники создают свои картины с помощью фантазии, своего творческого воображения, как бы заново воскрешая и показывая нам давно исчезнувших людей и не виденные ими события. Но это воображение, эта фантазия питается реальностями живой жизни, она вобрала в себя раздумья, наблюдения, весь жизненный опыт художника.
В. И. Суриков, прежде чем создать свое «Покорение Сибири Ермаком», изучил различные литературные материалы, все скупые описания современниками этого события.


Суриков В.И. Утро стрелецкой казни. Описание картины.

Художественное творчество состоит не в отражении действительности, а в ее особом художественном преображении, создании новой духовной реальности.
Искусство – игра с образами, а не реальными объектами, сотворение вымышленного мира, в котором живет вымышленный, а не действительный человек.
Практическая работа.
Задания:
1) выполнить рисунок на тему «Этот фантастический мир» карандашами;
2) написать небольшой рассказ к своему рисунку.
Во время практической работы учитель делает целевые обходы: 1) контроль организации рабочего места; 2) контроль правильности выполнения приемов работы; 3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения; 4) контроль объема и качества выполненной работы.
V. Итог урока.
1. Выставка работ учащихся.
2. Заслушивание рассказов, написанных учащимися к своим рисункам.
Домашнее задание: написать реферат по теме урока (четверти); выполнить рисунок на свободную тему (по замыслу).

 *****
Урок 10

ИЗОБРАЖЕНИЕ ПРЕДМЕТНОГО МИРА – 

НАТЮРМОРТ
Цели: познакомить учащихся с многообразием форм изображения мира вещей в истории искусства; расширить знания учащихся о жанре натюрморта, об особенностях натюрморта в живописи, графике, скульптуре; учить изображать различные предметы; развивать приемы работы красками; воспитывать эстетическую восприимчивость.
Оборудование: репродукции картин.
Словарь: натюрморт.

Художник просто изображает обычные вещи быта, цветы или всякого рода снедь. Далеко не все угадывают, что кроется за этим.

Описание картины Винсента Ван Гога «Стул Ван Гога»

– Какое название вы дадите этой картине?   ОПИСАНИЕ КАРТИНЫ "СТУЛ"
– К какому жанру живописи можно отнести это изображение?
– Сегодня на уроке вы познакомитесь с одним из красивейших жанров изобразительного искусства – натюрмортом, узнаете об особенностях его композиционного решения. Вам предстоит самим нарисовать натюрморт, состоящий из плоских предметов.

Изучение нового материала.

«Из истории натюрморта».

Натюрморт очень любят многие профессионалы-живописцы. Он входит как важный элемент в обучение будущего художника. Здесь оттачивается умение цельно скомпоновать несколько предметов, понять разность их качеств. Такие постановки, пожалуй, наиболее верно иллюстрируют термин «натюрморт».
Натюрморт (от французского nature morte – буквально «мертвая натура») – один из жанров изобразительного искусства, посвященный воспроизведению предметов обихода, снеди (овощей, мяса и т. д.), цветов и прочего. Отдельное произведение этого жанра также называется натюрмортом.
Предельно точно суть натюрморта выражается в голландском и немецком языках. Там его классифицируют как Stilleben – тихая жизнь. Действительно, натюрморт – тихая жизнь вещей, полная своих внутренних событий, жизнь, которую мы так редко замечаем. Разве только невзначай в сумерках остановимся пораженные таинственным блеском металла или залюбуемся гордым профилем кувшина.
Конечно, сами художники заметили очень давно, сколь красноречивы могут быть отдельные вещи. Не только нидерландский художник ХV столетия мог в библейской композиции поместить на первом плане прекрасный букет цветов. На востоке издревле увлекались «живописью цветов». Но как и у пейзажа, родина современного натюрморта – пытливая и любознательная Голландия, старательно заботящаяся об уюте своих домов.
Задача художника в области натюрморта состоит не только в передаче вещей самих по себе, но и в том, чтобы выразить отношение к ним человека данной эпохи, а через них и к окружающему миру вообще. Вот почему голландский натюрморт ХVII века явился поэтическим отражением национального голландского быта.
Потомки знатных рыцарских фамилий, любители шумных охотничьих забав просили художника написать «охотничьи трофеи». Это были патетические и очень показные, бравурные натюрморты, подобные невероятным, но неубедительным охотничьим рассказам. Внешний блеск их не привлекал живших более просто, без претензий горожан. Они предпочитали небольшие натюрморты – «завтраки» – чаще скромные, интимные, но порой и весьма торжественные, такие, как незатейливый «Завтрак с ежевичным пирогом» Виллема Класа Хеды (1594–1680) из Дрезденской галереи. Его можно назвать живописной новеллой.

Завтрак с черничным пирогом, Виллем Клас Хеда, 1631

Описание картины

Почти через три века другой художник – голландец Винсент ван Гог (1853–1890) писал цветы. Писал очень просто, без внешних сопоставлений, красивой компоновки. Писал то, что видел. Художник хотел радоваться яркости подсолнуха, вобравшего в себя солнце, но не мог преодолеть чувства тревоги и беспокойства, овладевшего им. Пронзительные, будоражащие, тревожащие натюрморты нарушают привычное спокойствие. Прямолинейные поучения лейденских живописцев кажутся рядом с ирисами и подсолнухами Ван Гога наивными и нестрашными.


           ОПИСАНИЕ КАРТИНЫ " ПОДСОЛНУХИ"

В натюрмортах великого французского живописца Поля Сезанна (1839–1906) вещи, самые что ни на есть простые – белый глиняный кувшин, пивная кружка, персик, яблоко – становятся настолько значительными, осязаемыми, что, глядя на них, незаметно для себя говоришь не о натюрморте, рассказываешь не о самих предметах (слева – персик, справа – трубка), а о цельности и ясности взгляда на мир, вспоминаешь энергию, звучность и плотность красок, реальность бытия всего написанного.

Натюрморт П. Сезанна «Персики и груши». 1888–1890.       ОПИСАНИЕ.

Персики и груши, Поль Сезанн, 1895


Так на примере натюрморта мы видим гибкость языка живописи, понимаем его неисчерпаемые возможности в выражении чувств людей.
Натюрморт формируется в самостоятельный жанр в ХVI веке и достигает особого расцвета в ХVII веке, прежде всего в голландской и испанской живописи.
В русском искусстве натюрморт появился несколько позже – в ХVIII веке, вместе с утверждением светской живописи, отражая познавательный интерес эпохи.
Время расцвета этого жанра – конец ХIХ–начало ХХ века. Это прежде всего импрессионистические работы  И. А. Коровина и И. Э. Грабаря (1871–1960).
Яркие, пронизанные светом и полнотой мироощущения натюрморты создали художники И. Машков, А. Куприн и др., соединяя элементы четкого реалистичного изображения с новыми художественными приемами новых школ (кубизма, футуризма, экспрессионизма).

Последовательность и правила работы над натюрмортом.
Чтобы работа над натюрмортом была по-настоящему интересной и полезной, натюрморт должен быть хорошо составлен и правильно поставлен. А это начало творчества и не такое простое, как может показаться. Здесь уже проявляются вкус и композиционное чутье художника.
В искусстве жестких рецептов нет. Нет их и для постановки натюрморта, их заменяет вкус, чутье, интуиция, композиционное видение художника. Отметим только некоторые, самые общие моменты. Прежде всего, набор предметов не может быть случайным, их должно что-то объединять, роднить, в них должна быть заложена определенная идея, тема. Это могут быть, например, предметы труда, растения, плоды или кушанья, старинные или бытовые вещи, характеризующие определенный быт, и т. п.
Затем сама постановка. Если рассматривать предметы слишком далеко друг от друга, в композицию может войти пустота; если слишком сблизить – натюрморт может получиться, наоборот, очень тяжелым, громоздким. Одинаковые предметы, расположенные по одной линии, создадут впечатление скучного однообразия. Для создания равновесия в композиции рекомендуется использовать чередование светлых и темных предметов, тяжелых и более изящных по форме, вертикальных и горизонтальных по своим основным пропорциям. Этим будет усиливаться выразительность натюрморта, предметы будут как бы помогать выявлять характерные качества друг друга.
Натюрморт должен иметь композиционный центр – предмет либо самый крупный, либо самый яркий, либо наиболее выразительный в соответствии с задуманной темой. Предметы в натюрморте должны быть зрительно уравновешены, но расположены не строго симметрично-композиционный центр совсем не обязательно совпадает с центром геометрическим.
В постановке натюрморта предметы должны быть сгруппированы так, чтобы чувствовалась слаженность, уравновешенность, чтобы уже ничего не хотелось убрать, передвинуть или добавить.
Существенную роль в натюрморте играет фон, задник. Взгляд зрителя имеет свойство стремиться вдаль. Откройте позади натюрморта дверь – и мы невольно будем в нее смотреть. Отодвиньте постановку от стены – и она окажется окруженной со всех сторон пространством, воздухом, и наш взгляд невольно несколько рассеется, натюрморт уже будет восприниматься с некоторым напряжением. Помещенный же вплотную за натюрмортом фон не позволяет нашему взгляду рассеиваться, уходить от постановки. Такое, несколько «насильственное» привязывание взгляда рисующего к постановке способствует успеху в работе.
Еще одно правило группировки предметов в пространстве натюрморта – относительно свободный, легкий передний план. Зрительно наиболее тяжелые, крупные предметы должны находиться где-то сзади; более легкие – перед ними, а самый первый план должен быть совсем свободным, открытым. Здесь может находиться, например, только драпировка. Такой облегченный передний план позволяет нашему глазу лучше воспринять предметы, размещенные в пространстве.
Следующим этапом нашей работы будет изображение рисунка. Рисовать необходимо со светотенью. Это имеет большое значение, так как рисунок становится точным только тогда, когда проанализирована объемная форма предмета.
Теперь можно приступать к работе цветом. Подбирайте на палитре как можно более точные цвета, но наносите их не густо, так как придется еще не раз возвратиться к одному и тому же участку рисунка, добиваясь совершенства. Цвет должен выражать форму, поэтому каждый мазок краски кладите, сообразуя его с рисунком, с характером поверхностей предметов. Не забывайте время от времени оставлять работу, проверять ее на расстоянии. Необходимо помнить и о том, что ближние от нас предметы прописываются с большей деталировкой, чем дальние.
V. Практическая работа.
Задание. Выполните красками натюрморт, составленный из различных предметов, дайте ему название, придумайте историю. 

  




VI. Итог урока.
Действительно, в натюрморте мы никогда не увидим изображения человека. И все-таки натюрморт может многое рассказать зрителю, напомнить про солнце, про лето или другое время года, пробудить радость или грусть. Надо быть большим мастером, чтобы живо, точно написать «неживую природу», показать все ее особенности и тонкости.

Итак, натюрморт - это изображение неживых предметов, вещей человека, это рассказ о человеке через его вещи. Поэтому натюрморты такие разные. Люди ведь тоже разные! Есть натюрморты, рассказывающие о музыкантах и ученых, о друзьях, о спортсменах, о праздниках людей, о грусти и радости человеческой. И во всём – сам художник, его настроение и отношение к тому, что он изображает.
Иоганн Вольфганг Гете писал: «Цвета действуют на душу: они могут вызывать чувства, пробуждать эмоции и мысли, которые нас успокаивают или волнуют, печалят или радуют». Попробуйте подтвердить эти слова своими рисунками: как ваше изобразительное искусство, созданное сегодня, «действует на душу»? Покажите свои картины, проанализируйте изображенное на них, полагаясь на правила выполнения натюрморта.
Радуют или печалят использованные в них цвета?
Домашнее задание: завершить работу красками, подобрать открытки, вырезки из журналов, газет с изображением натюрмортов.


Как нарисовать натюрморт !!!


Как научиться рисовать натюрморт

Уроки рисования | Как нарисовать натюрморт.

Как рисовать натюрморт.

Как научиться рисовать, акварель натюрморт часть1.


Урок 11

ПОНЯТИЕ ФОРМЫ. МНОГООБРАЗИЕ ФОРМ
ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Цель: познакомить учащихся с многообразием форм в мире; объяснить понятия формы, линейных, плоскостных и объемных форм
Задачи:учить видеть плоские геометрические тела в основе различных предметов окружающего мира; продолжать работу по формированию навыков конструирования из простых геометрических тел, из бумаги; развивать пространственные представления; воспитывать наблюдательность; способствовать углублению межпредметных связей (математика, черчение, изобразительная деятельность). 


Как сделать геометрические фигуры из бумаги? Схемы и советы.


http://www.modelzd.ru/makety-zhd/geometricheskie-figury-iz-bumagi.html 


Содержание

  1. Ка к сделать куб из бумаги?
  2. Как сделать конус из бумаги?
  3. Как сделать цилиндр из бумаги?
  4. Как сделать параллелепипед из бумаги?
  5. Как сделать пирамиду из бумаги?  
Цели: познакомить учащихся с многообразием форм в мире; объяснить понятия формы, линейных, плоскостных и объемных форм; учить видеть плоские геометрические тела в основе различных предметов окружающего мира; продолжать работу по формированию навыков конструирования из простых геометрических тел, из бумаги; развивать пространственные представления; воспитывать наблюдательность; способствовать углублению межпредметных связей (математика, черчение, изобразительная деятельность).

– Художник, смотрите, художник!
Пришел и сидит на пеньке.
При нем голенастый треножник
И кисточка в правой руке.
За ним – гаражи и помойки.
А прямо – огромный закат,
Два стройных жирафа на стройке,
Как черные тени стоят.
– Художник! Смотрите, художник!
Сидит посреди пустыря…
Зачем-то сорвал подорожник,
Задумался – видно не зря!
                                               М. Бородицкая.

Всякий окружающий нас предмет определяется тремя измерениями – длиной, шириной, высотой и формой. Вокруг себя вы видите огромное многообразие форм: и сложных и простых. Зачем нам необходимо знание формы, вы узнаете сегодня на уроке.
III. Изучение нового материала.
Сообщение теоретических сведений.
1) Общее понятие о форме.
Учитель. Художник пытается реализовать замысел, насколько это позволил ему талант, при помощи всякого рода необходимых для этого приемов и материалов. Разумеется, наступила решающая стадия в работе. Идея, не обретшая конкретную форму, так и останется дорогим одному автору эмбрионом. Очевидно, как важно знание формы рисующему.
Определение понятия формы находим в «Толковом словаре русского языка» С. И Ожегова и Н. Ю. Шведовой: 
Форма – это способ существования содержания, неотделимый от него и служащий его выражением (единство формы и содержания); внешнее очертание, наружный вид предмета (Земля имеет форму шара. Квадратная форма. Предмет изогнутой формы).
Нас будет интересовать это понятие в значении, данном в энциклопедической литературе: форма (латинское forma – форма, вид, образ – очертания, внешний вид, контуры предмета).
Параллелепипед в математике – призма, основанием которой служит параллелограмм – четырехугольник, у которого стороны попарно параллельны.
Цилиндр – геометрическое тело, образованное вращением прямоугольника вокруг одной из его сторон. Колонновидный предмет.
Конус – геометрическое тело, образованное вращением прямоугольного треугольника вокруг одного из его катетов. Предмет такой формы – конусный.
Эта способность развивается постепенно. Изучение геометрических тел и предметов, близких к ним по форме, поможет вам выявлять характер конструкции изображаемой натуры, будь то крынка или же человеческое тело.
Сегодня на уроке вы будете выполнять конструирование из бумаги геометрических тел. При построении развертки надо найти сначала истинные размеры и форму отдельных элементов предмета на чертеже. В простейших случаях развертки можно вычертить, не пользуясь проекциями предмета. Например, для построения развертки куба достаточно знать размер одного ребра куба. Для построения развертки прямой призмы достаточно знать три размера: длину, ширину и высоту призмы.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: выполнить из картона три геометрических фигуры.


Урок 12
ИЗОБРАЖЕНИЕ ПРЕДМЕТА НА ПЛОСКОСТИ
И ЛИНЕЙНАЯ ПЕРСПЕКТИВА.
Цели: познакомить учащихся с перспективой как способом изображения на плоскости предметов в пространстве; 
Задачи: изучить правила объемного изображения геометрических тел; 
дать определение понятию «ракурс»; 
учить приемам объемного изображения геометрических тел; 
развивать творческие конструктивные способности, изобразительные навыки;      воспитывать интерес к самостоятельной конструктивной деятельности.

                                         Столетья таинства полны,
                     И не исчезнет жизнь, покуда
                     Есть ощущенье новизны,
                     И удивления, и чуда.
                   Расул Гамзатов. Таинственность
Изобразительному искусству, как чуду, таящему в себе много нового, уникального, можно учиться бесконечно. Постараемся последовать этому принципу, будем продолжать приобретать сегодня для себя что-то новое в изобразительной деятельности. Чувство нового – одно из главных творческих качеств, которое, оказывается, не так просто сформировать и сохранить. Но тех, кто к нему стремятся, ожидает успех и радость творчества.
Художественная грамота, лежащая в основе работы
 художника-реалиста, покоится на трех столпах – 

перспективе, пластической анатомии и цветоведении.

Сегодня на уроке вы узнаете главные, необходимые сведения из области перспективы и сможете так нарисовать параллелепипед или куб, что они будут выглядеть на плоскости реалистично, как настоящие.
1. Ознакомление с понятием перспективы и ее видами.
Основателем перспективы в живописи был Аполлодор из Афин. Эллинистические и римские художники усовершенствовали глубину перспективы. В поздней античности перспектива как изобразительное средство применялась мало. Широко эти приемы стали применяться только в эпоху Возрождения.
Перспектива – это учение о том, как передать на плоском листе бумаги ощущение глубины пространства, то есть передать окружающий мир таким, как мы его видим. Оно основано на соблюдении нескольких законов, учитывающих особенности человеческого зрения.
Первый закон перспективы говорит о том, что чем дальше от нас находится предмет, тем он нам кажется меньше. Значит, таким его и надо изображать под небольшим углом друг к другу.
Кроме того, художник должен учитывать, что цвет предмета меняется в зависимости от расстояния: отдаленные предметы кажутся нам слегка голубоватыми и не такими яркими. Дело в том, что воздух смягчает цвета. Это правило было впервые подмечено и применено Леонардо да Винчи. Называется этот эффект приемом воздушной перспективы.
Линейная перспектива дает возможность верно построить кажущиеся очертания предмета при любом его положении. Часто практический метод передачи перспективного эффекта «на глаз», без коррективов, на основе теории называется наблюдаемой перспективой.
Термин «обратная перспектива» обозначает ранние, условные и несовершенные приемы передачи реального пространства на плоскости. Ее можно увидеть, например, в иконописи.
2. Понятие о поле зрения, точке зрения и ракурсе.
 Наш глаз видит предметы, которые можно охватить взглядом по горизонтали в пределах угла зрения, не превышающего 53 градусов. Все видимые точки предметов соединены с глазом так называемыми лучами зрения.
Мы видим только те предметы, в сторону которых обращен наш взор, а видимость ограничена так называемым полем зрения.
Поле зрения – пространство, охватываемое глазом.
Точкой зрения называют то место, с которого рисующий смотрит на изображаемые предметы. Если художник, не сходя с места, будет смотреть стоя или сидя, то высота точки зрения окажется соответственно выше или ниже.
Ракурс (французское raccourci, буквально укороченный, сокращенный) – в живописи это изображение фигуры или предмета в перспективе, с сокращением удаленных от зрителя частей.
3. Основы построения перспективы параллелепипеда.
При построении перспективы пользуются планом, то есть как бы проекцией всего происходящего на предметную плоскость.
Теперь приступим к освоению практических навыков перспективных построений.
Освоение построения перспективы параллелепипеда (или любого другого объемного геометрического тела) очень важно для начинающего художника. В эту форму вписываются самые различные предметы – и стол, и книга, и комната, и вагон, и дом.
Умение справиться с точным перспективным построением параллелепипедов позволит художнику верно изобразить, например, архитектурные мотивы – здания, сооружения, улицы, проспекты.
Для примера возьмем параллелепипед с тремя разными измерениями (ширины, длины и высоты) и поставим его на некотором расстоянии в случайном положении по отношению к картинной плоскости. Кроме того, примем дополнительное условие, когда одна из точек схода слишком удалена и пользоваться ею при построении неудобно, надо обойтись одной точкой схода.
– Рассмотрите.
– Давайте выполним рисунок построения перспективы параллелепипеда в тетрадях. 




IV. Практическая работа.
Задание. Выполните построение конструкций из нескольких объемных геометрических тел, применяя правила линейной перспективы (работа карандашом).

Домашнее задание:



ИЛИ: 





Урок 13
ОСВЕЩЕНИЕ. СВЕТ И ТЕНЬ
Цели: объяснить понятие «освещения» как средства выявления объема предмета.

Задачи: познакомить с понятиями «блики», «полутени», «собственная тень», «рефлекс», «падающая тень»; расширить представление о свете как средстве организации композиции в картине; учить изображать геометрические тела с натуры с боковым освещением; развивать приемы работы красками; воспитывать наблюдательность; углублять межпредметные связи (изобразительное искусство, мировая художественная культура, литература, музыка).
                                  Старательно мы наблюдаем свет,
                     Старательно людей мы наблюдаем
                     И чудеса постигнуть уповаем:
                     Какой же плод науки долгих лет?
                     Что, наконец, поймет надменный ум
                     На высоте всех опытов и дум …
              Е. А. Баратынский
Сегодня мы продолжаем наше путешествие в страну красок и света. Каждый из вас любит музыку, поэзию, живопись. Кто объяснит, что заставляет нас переживать столько волнений, столько разнообразных чувств при слушании музыкальных произведений?

Рассмотрите градации светотени на рисунке.
Светотень — наблюдаемое на поверхности объекта 

распределение освещённости, создающей шкалу яркостей.


Свет в создании рисунка является одним из основных 

изобразительных средств: от условий освещения зависит 

передача формы, объёма, фактуры объекта и глубины 

пространства.

Объект зрительно воспринимается только тогда, когда он освещён, то есть когда на его поверхности образуется светотень из-за разной освещённости.

В зависимости от положения объекта по отношению к источнику света, вида (фактуры) и цвета его поверхности и ряда других факторов светотень будет иметь ту или иную яркость. Различают следующие элементы светотени:

1. собственная тень — неосвещённые или слабо освещённые участки объекта;

2. полутень — место перехода от света к тени;

3. рефлекс — оттенки в теневой части предмета, образованные лучами, отражёнными от близко лежащих объектов.

4. света — поверхности, наиболее ярко освещённые источником света;
блик — самое светлое пятно на освещенной части предмета;

5. падающая тень — тени на неосвещённой стороне объекта называются собственными (1), а отбрасываемые объектом на другие поверхности — падающими.

"Первая картина состояла из одной-единственной линии, которая окружала тень человека, отброшенную солнцем на стену". (Леонардо да Винчи).


ВИДЕО 

https://www.youtube.com/watch?v=hg_RC4LrUiw


ДОМАШНЕЕ  ЗАДАНИЕ: НАРИСОВАТЬ ПО ВАРИАНТАМ КУБ ИЛИ ЦИЛИНДР  (СМ, ВИДЕО И ЕЩЁ 

Как нарисовать тени карандашом


Урок 14
НАТЮРМОРТ В ГРАФИКЕ. ЦВЕТ В НАТЮРМОРТЕ
Цель: расширить представления учащихся о цвете в живописи, богатстве его выразительных возможностей;
Задачи: учиться выражать в натюрморте свои настроения и переживания с помощью цвета и ритма цветовых пятен; развивать технику работы кистью; воспитывать художественный вкус, эстетическое цветовое ощущение и изысканность цветовых оттенков.

Вспомните, какие основные компоненты составляют живописное полотно.
- Композиция, рисунок, колорит.
 Действительно, первый слог живописной азбуки – расположение фигур на картине – художники называют композицией. Композиция – это основа живописи. Она выражает главную мысль художника, идею картины.
Вторым слогом живописной азбуки является рисунок – это главный рассказчик. Он подробно рассказывает о каждом герое, об его прошлом и настоящем, рассказывает обо всех событиях картины. С рисунка, как вы знаете, начинается дальнейшая творческая работа над картиной.
Третий слог живописи – это все разнообразие красок, оттенков тонов, пятен света и тени, которыми говорит с нами картина, или, как называют художники, колорит живописи.
Овладение рисунком лучше начинать не с живой модели, а с «мертвой», неподвижной – с натюрморта (от французского natura morte – мертвая природа, натура). Как вы думаете, почему? 
Натюрморт можно рисовать как угодно долго, внимательно изучая его с разных точек, не опасаясь, что он устанет стоять и уйдет или изменит положение.
Вот почему сегодня на уроке, рисуя натюрморт, мы будем учиться строить форму предметов, передавать цветом настроение.

Вспомните,  какие  предметы   изображаются   в   натюрмортах.  
Натюрморт как самостоятельный жанр искусства зародился и получил широкое развитие в Голландии и соседней Фландрии (теперь это часть Бельгии) в ХVII веке.
В голландских натюрмортах, плотно, густо написанных масляными красками, чаще всего изображались всевозможные яства: хлеб, фрукты, эффектно нарезанная сочная ветчина, дичь, вино в хрустальных бокалах, бывшие главным наслаждением в жизни.
Но есть и совсем другие натюрморты, например акварель М. Врубеля «Роза». Одинокий прекрасный цветок стоит в прозрачном стакане. Никакого окружения не изображено – художник любуется единственно ею, все остальное ему неважно. Эта одинокая роза, как будто изваянная из тончайшего фарфора, олицетворяет мечту художника о красоте.
Вот так в натюрмортах могут быть переданы совсем разные образы «мертвой» природы, выражающие мировосприятие автора.
Натюрморт может быть выполнен и в технике графики. Но если в живописи на первом месте стоит цвет и создаваемый им колорит, а рисунок играет хоть и необходимую, но все же вспомогательную роль, то в графике роль рисунка решающая. Линии и пятна рисунка должны передавать объемную форму в пространстве. Но рисуя черным по белому, необходимо также стремиться передавать не только форму, но и разнообразную окраску предметов, их фактуру.







3 четверть



Вглядываясь в человека. Портрет в ИЗО.


Урок 16
ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА – ГЛАВНАЯ ТЕМА ИСКУССТВА


Цель: познакомиться с изображением человека в искусстве разных эпох, с историей возникновения портрета
Задачи: развивать понимание того, что в портретном изображении должен выражаться характер человека, его внутренний мир; формировать умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека; активизировать познавательный интерес к окружающему миру и интерес к процессу обучения.

Портретный жанр возник раньше других – известны скульптурные египетские портреты многовековой давности.
Портрет – изображение человека или группы людей в произведении живописи или скульптуры. Портрет является одним из основных жанров живописи, скульптуры, графики.
Необходимо требование, предъявляемое ко всякому портрету, – передача индивидуального сходства.
Один из самых сложных видов искусства это изображение человека. Телосложение нужно детально изучать по частям. Мы уже рассматривали некоторые элементы. Перед началом работы обязательно прочтите эти несколько рекомендаций профессиональных художников:
  1. Сначала необходимо продумать примерное расположение всех элементов
  2. Для набросков возьмите остро заточенный карандаш средней жесткости (я использовал НВ и 2В, напишите в комментариях, какие карандаши вы использовали), который позволит набросать тонкие линии.
  3. Не стирайте линии наброска, пока не будет чётко виден нужный результат.
  4. Соблюдайте пропорции
  5. Учтите, что лицо имеет снизу заостренную форму, а сверху более округленную
  6. Практикуйтесь! Чем больше вы тренируетесь, тем лучше вы научитесь передавать нужные эмоции и нюансы человеческой мимики.

Как нарисовать лицо человека поэтапно:

Шаг первый. Лицо этой девушки овальной формы. Сначала сделаем овал и разделяем его линиями. Вертикальная линия ровно посредине пересекает его, а горизонтальные линии расположены следующим образом. Первая разделяет лицо чуть ниже половины, а вторая еще половинку от оставшейся нижней части лица. Точные размеры задать мы не можем, так как лица у всех разные. Но задача этих линий наметить примерное расположение носа (это вертикальная), а также расположение глаз и губ (горизонтальная нижняя линия).  Не забывайте, что их позже придется стереть, так что не давите сильно грифелем о бумагу. Если сильно нажимать на бумагу, она деформируется
как нарисовать лицо человека карандашом 1
Шаг второй. Сделайте ориентировочные штрихи на месте, где будет расположен нос. А также добавьте линии для полости рта, и на полпути между носом и подбородком. Линию, которая обозначает нижнюю губу сделайте шире.

Шаг третий. Переходим к прорисовке глаз. Они расположены чуть выше носа. Внешние края носа указывают, где будут идти внутренние уголки глаз. Сделайте эскиз, как показано на рисунке. Тут учтите еще один важный фактор. Анатомия человека устроена так, что расстояние между глаз равно величине еще одного глаза. На рисунке это указано красной стрелкой. Теперь добавим брови. Совет: даже если одна бровь поднимается, и брови имеют одинаковую высоту, начинайте рисовать с внутренней стороны (точки ближе к носу). 

Шаг 4. Добавим рот.  Какой величины должен быть рот? Проведите мысленно две линии от внутренних краешков глаз вниз. Это будет примерная величина рота, при улыбке может быть чуть шире.

Шаг 5. Теперь стираем вспомогательные линии, которые мы сделали в первых двух шагах. Смотрим, что у нас получилось. В принципе эскиз готов. Теперь осталось разукрасить, добавить теней.
 



Шаг шестой. Придайте форме лица больше конкретики. Обратите внимание на скулы и форму подбородка. Эта женщина имеет сильный подбородок, но постарайтесь, чтобы это не слишком сильно, иначе она превратится в мужчину. Зарисуйте чёрные зрачки, и добавьте веки. Прорисовка глаз требует сосредоточенности. Это зеркало души.


Посмотрите внимательно на анимацию. Вы увидите в какой последовательности лучше всего это сделать.

Шаг последний. Простым карандашом добавляем тени, чтобы придать рисунку объема и сделать его более реалистичным.
как нарисовать лицо человека карандашом 7

ВОТ ЕЩЁ:

  

УРОК №2

Конструкция головы человека и ее пропорции.

Цель: познакомить учащихся с закономерностями в конструкции головы человека, пропорциями лица человека.
Для художников человек всегда был и остается главным объектом изображения. Чтобы изобразить человека, передать его верный облик, необходимо ясно представлять структуру форм человеческого тела, закономерности их образования. В работе над изображением человеческой фигуры верный помощницей художника является анатомия. Эту истину художники осознали давно. Многие выдающиеся мастера прошлого изучали анатомию, непосредственно участвуя в хирургических операциях.
Раздел анатомии, необходимый художникам, называется пластической анатомией и изучает то, что образует внешние формы тела – скелет, мышечный и кожный покров.
Чем больше человек стремился познать мир и самого себя, тем более он стремился внести и в искусство контроль разума, рациональное начало. Рационализм в искусстве был связан с желанием художника как-то управлять стихией эмоций, направлять их действие в необходимое русло. На определенном этапе развития, в эпоху итальянского Возрождения, он совпал с попыткой опереться в изобразительном искусстве на строго научные оптические начала. Художник начинает последовательно, как исследователь, изучать перспективу и анатомию.


Урок 18

ИЗОБРАЖЕНИЕ ГОЛОВЫ ЧЕЛОВЕКА

В ПРОСТРАНСТВЕ
Цель: познакомить учащихся с техникой рисования головы человека; учить правильно выбирать поворот или ракурс головы.

Последовательность работы над изображением головы человека.
1) Сначала внимательно изучается модель, по возможности со всех сторон, и улавливаются, прочувствовываются особенности данной головы, ее отличие от «идеальной».
2) Затем легким касанием карандаша намечается общая форма головы, ее поворот, оси.
3) Определив скрещением двух осей главную опорную точку – переносье, рисуют голову, находя положение других опорных точек, то есть костных выступов, относительно этой главной опорной точкой.
Эти костные опорные точки определяют общую форму головы вне зависимости от того, полный человек или худой, молодой или старый. Особенно важны после переносья височные впадины, ограничивающие лоб с боков, скуловые выступы под ними, глазные впадины и углы нижней челюсти (под ушами). Намечают местоположение глаз, носа, губ и т. д.
4) Рисунок правой и левой половин головы надо вести одновременно, пользуясь парностью глаз, скуловых и височных костей и других деталей.






Уроки 19–20
ГРАФИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТНЫЙ РИСУНОК
И ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ОБРАЗА ЧЕЛОВЕКА
Цель: познакомить учащихся с историей изображения образа человека в графическом портрете, его особенностями; учить отражать в портрете индивидуальные особенности, характер и настроение портретируемого, располагать рисунок на листе.

В зависимости от своих целей, склада характера и мировоззрения, общей художественной ситуации, или, иначе говоря, духа времени, мастер определяет и жанр своей работы, то есть ее направленность, ракурс подачи и раскрытия мысли и чувств. Вы знаете, что с давних пор в живописи сложились особые жанры, относительно независимые, локальные «области». Они ограничены определенным кругом тем и мотивов и отражают своеобразные стороны живописного ощущения мира.
Какие жанры живописи вам известны? Что они изображают, выражают? Чем интересны портреты?
Фотографический снимок тоже запечатлевает человека «моментально» и притом точно передает его внешний облик, – быть может, даже точнее, чем это сделает на портрете художник. И все-таки даже отличную фотографию трудно поставить в один ряд с живописным портретом, потому что аппарат снимает средствами техники, а художник – всей силой своего творчества. Он передает не только внешнее сходство, он раскрывает внутренний мир человека и непременно вносит в работу свое отношение к модели.
Как называют человека, позирующего для портрета?
Это личное отношение художника к модели всегда отражается в портрете, наполняет его дыханием жизни, делает особенно выразительным. Художник – не машина, а живой человек: одну модель он пишет с любовью, восхищаясь ею, другую – с гордостью за изображаемого человека, третью – с пренебрежением, даже с гневом.

Как нарисовать лицо в графическом редакторе paint

Все возможности Paint для создания и редактирования изображений

Paint – это функция Windows, с помощью которой можно создавать рисунки в чистой области рисования или на существующих изображениях. Большинство инструментов, используемых в программе Paint, можно найти в ленте, расположенной у верхнего края окна программы Paint.

На иллюстрации показана лента и другие части окна программы Paint









Урок 21
ПОРТРЕТ В СКУЛЬПТУРЕ
Цель: познакомиться с историей портрета в скульптуре, выразительными возможностями скульптуры; учиться изображать портрет человека из пластилина, соблюдая пропорции и добиваясь сходства.

На предыдущих уроках вы узнали о пропорциях человеческой фигуры и лица, научились рисовать голову человека. Сможете ли вы полученные знания и умения применить при лепке портрета человека? Сегодня на уроке мы это проверим.
Слово «скульптура» первоначально означало высекание, вырубание (ваяние) фигур из твердых материалов. Впоследствии скульптурами стали называть и сами произведения этого вида искусства.
Изображая человека в круглой скульптуре, скульптор может ограничиться только маской, то есть только лицом, головой без затылка, может изваять голову или погрудный бюст с плечами. При этом подставке бюста может быть придана самая разнообразная форма. Изображение человека по пояс называется полуфигурой, а изображение во весь рост – статуей. Многофигурная композиция называется скульптурной группой.
Рельеф – это скульптурное изображение на плоскости, хорошо обозреваемое только с одной стороны.
Почти 2500 лет назад в Греции искусство изображения образа человека с прекрасной спортивной фигурой, сильного духом достигло блестящего расцвета. Человек становится главной темой греческого искусства, и в особенности в скульптуре.

Статуя Каапера («Сельский староста»)


Ученые-египтологи так и назвали статую «Сельский староста», хотя на самом деле это был портрет царевича Каапера, который жил... четыре с половиной тысячи лет назад!
Древние египтяне полагали, что человека после смерти ждет загробная жизнь. Для того чтобы она была благополучной, следовало неукоснительно соблюдать ряд условий. Прежде всего нужно было подумать о «ка» – двойнике человека. Когда человек умирал, «ка» оставался, но при одном условии: для него должно найтись вместилище. Например, портретная статуя из твердого камня или дерева, обязательно передающая точный облик покойного, – иначе «ка» в него не вселится. А если скульптур будет несколько, то «ка» может переходить из одной в другую.
Для «ка» необходимо жилище, то есть гробница. Она неприкосновенна: каждого, кто причинит ей вред, ждет проклятие умершего и кара богов. Чтобы умерший ни в чем не нуждался в загробной жизни, стены гробницы покрывались многочисленными рельефами и росписями. Их задача – заменить для «ка» то, что окружало человека на земле.

Статуи принцессы Нофрет и принца Рахотепа.
2723–2563 гг. до н. э. Известняк раскрашенный.
Фрагменты. Каир. Египетский музей




 


При лепке головы перед скульптором стоят те же задачи, что и при лепке других предметов.
Во всех случаях пластический язык скульптуры должен быть подчинен передаче объемно-пространственной характеристике предмета.
Поэтому для того чтобы эта характеристика была точной, необходимо изучить строение предмета, определить его главные составляющие части, их взаимосвязь и взаимозависимость.
При лепке головы последовательно решаются следующие задачи:
1) нахождение расположения частей в пространстве (движение);
2) нахождение их относительных размеров (пропорции);
3) нахождение формы (лепка в собственном смысле слова).
Я рекомендую вам вылепить голову во фронтальном положении, то есть без поворота или другого движения. В процессе лепки обращайте внимание на части, имеющие основное пластическое значение: лоб, затылок, виски и т. п.

Задание: 
1. Прочитать текст, выписать главное и названия художественных произведений, просмотреть видео 

2. Вылепить из пластилина скульптуру - портрет выбранного персонажа, например, литературного героя с ярко выраженным характером (Буратино, литературные персонажи Н. В. Гоголя и др.)
3. Прислать фото работы в чат Дневника (при дистанционном обучении) до начала следующего урока ИЗО.


Поэтапная лепка для детей. Поделки из пластилина: лепим еду, животных, игрушки

Поэтапная лепка для детей. Поделки из пластилина: лепим еду, животных, игрушки           





Урок 22
САТИРИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ ЧЕЛОВЕКА
Цель: познакомиться с переплетением понятий правды жизни и языка искусства, приемом художественного преувеличения, сатирическими образами в искусстве, с видом изобразительного искусства – карикатурой и ее разновидностями.


1. Терминологическая работа.
Карикатура – 1) рисунок, комически или сатирически изображающий кого-что-нибудь. (Злая карикатура; карикатура на бюрократов.); 2) смешное, жалкое подобие чего-нибудь. (Эта картина – карикатура на искусство.)
Карикатурист – художник, рисующий карикатуры.
Карикатурный – смешной, подходящий для карикатуры образ. (Карикатурная фигура.)
Шарж – шуточное или сатирическое изображение кого-нибудь с карикатурным подчеркиванием наиболее характерных внешних черт.
Слово карикатура (итальянского caricatura) означает перегрузку, преувеличение. Карикатура – это рисунок, высмеивающий какое-либо явление или человека с помощью преувеличения их характерных черт.


ИЗ УЧЕБНИКА:

Сатирические образы человека

Ты делал зарисовки окружающих людей, но, вероятно, не все из них достаточно хорошо получились, и про некоторые недовольная модель говорила: «Это не я, это карикатура!» Однако такое высказывание не всегда звучит осуждают?.

Все мы очень любим смотреть сатирические рисунки, так же как и просто веселые рисунки, особенно когда это дружеский шарж. Мастера карикатуры — прекрасные рисовальщики. Особенности их мастерства заключаются в сознательном отборе и преувеличении некоторых качеств модели, без чего вообще не может быть выразительного реалистического рисунка. Главное для художника карикатуриста художественное преувеличение.

Рисунок обязательно решает задачу подчеркнуть, усилить особые качества натуры. Художник, зорким глазом подметив в человеке то, что для него характерно, отличает особенности его лица и фигуры, мимики и осанки и делает их более заметными.

Леонардо да Винчи. Скарамуччья. Итальянский карандаш. Италия. XVI в.

О. Домье. Иллюстрация к роману Ф. Рабле • Гаргантюа и Пантагрюэль* Офорт. Франция. XIX в.

Опытный художник знает, что такие подчеркивания лишь усиливают сходство и узнаваемость в портрете. Однако здесь необходимо чувство меры, а главное чувство правды. Ведь художник усиливает черты не произвольно, а умея выделить характерное именно для этого человека. В первую очередь этo прием усиления, преувеличения реальных пропорций: длинное становится еше длиннее, широкое — еще шире, острое еще острее, а круглое превращается в шар.

П. Пикассо. Дон-Кихот. Tyшь

Для карикатуры или шаржа даже самое неправдоподобное и резкое преувеличение отдельных черт героев оказывается уместным и необходимым. Здесь художник не скрывает своей односторонности и пристрастности.

П. Пикассо. Портрет идальго. Линогравюра, Испания. XX в.

Сатирический рисунок имеет традиции начиная со времен Возрождения. Еще Леонардо да Винчи создавал сатирические рисунки. Он делал их с натуры и руководствовался исследовательскими целями.

А. Тулуз-Лотрек. Автопортрет. Тушь. Франция. XIX в.

Обостряя характер лица, он стремился усилить ею выразительность, изучал возможности убедительного изображения змоций человека.

Сатирические рисунки X. Бидструпа. Дания. ХХ в.

Великим французским художником-сатириком был Оноре Домье. Этот мастер с удивительной свободой и художественной смелостью работал во всех видах изобразительного искусства — и в живописи, и в скульптуре, и в графике.

О. Домье. Адвокат и его клиентка. Карандаш, акварель

В прошлом веке все любили рассматривать веселые сатирические рисунки Жана Эйфеля, Херлуфа Бидструпа.

Б.Е. Ефимов. Курортники. Тушь. Россия XX в.

В русском искусстве стали классикой сатирические рисунки художников Кукрыниксов и Бориса Ефимова.

  1. Задание: 
    1. Прочитать текст, выписать главное и названия художественных произведений, просмотреть видео 

    2. Нарисуй юмористический автопортрет или дружеский шарж на интересного тебе персонажа.
    3. Прислать фото работы в чат Дневника (при дистанционном обучении) до начала следующего урока ИЗО.    
  2. Дополнительное задание (для продвинутого уровня): 
  3. Придумай и нарисуй в нескольких линейных рисунках юмористический рассказ — веселую историю из жизни ребят во дворе или в школе.



Урок 23
ОБРАЗНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОСВЕЩЕНИЯ В ПОРТРЕТЕ
Цель: познакомиться с особенностями изображения человека при различном освещении, с изменением его восприятия при направлении света сбоку, снизу, при изображении против света, с контрастностью освещения
Оборудование: репродукции картин Рембрандта «Портрет жены брата художника», Караваджо «Юноша с лютней».

Светотень важное средство изобразительного искусства, позволяющее передать изображаемый предмет объемным, окруженным световоздушной средой. Свет организует изображение, помогая выявить свойства того или иного предмета внутри картины – отразить прозрачность стекла, блеск драгоценных камней и фактуру тканей.
В ХХ веке свет впервые становится темой живописного произведения. Посредством тончайших градаций светотени – от наибольшей до глубокой тени – художник передает не только характер освещения, объем и форму предметов, но и состояние атмосферы, частично поглощающей свет. Отсюда и взаимосвязь таких понятий, как свет, тени, полутени, рефлекс.
Примером могут служить картины Рембрандта («Портрет жены брата художника»), где с помощью света и тени передаются особенности внешности, поведения героя и даже черты его характера. На выделении резких границ светлого и темного, использовании контрастов строит свои композиции Караваджо («Юноша с лютней»).



Рембрандт «Портрет жены художника»  Это полотно относится к тем редким вещам, которые не портит влияние времени. Темнея, оно становится еще выразительнее. Из сумрака времен выплывает лицо немолодой женщины. Неяркий свет свечи матово струится по складкам темно-красного капюшона. Бархатная ткань гасит отсветы, приглушенно играет ими, окутывая фигуру почти до пояса. Темно и тихо вокруг. Светится только квадрат светлой кофточки, оттеняя утерявшее белизну лицо. Тень от капюшона, чепчик, скрывающийся в этой тени, создают вторую рамку  тьмы, заставляя сосредоточить внимание на немолодом усталом лице.




Описание картины 

На предыдущих уроках вы выполняли изображение головы человека карандашом. Но карандашом не всегда можно точно передать светотеневые переходы, что очень важно для реальности изображаемого.
Работая с красками, вы можете в данном случае добиться хороших результатов. Старайтесь сразу же подбирать оттенки правильно, так как не всегда можно потом исправить аккуратно неточности в рисунке.
Практическая работа.
Задание. Выполнить наброски с изображением головы человека в различном освещении (черная акварель).



Роль цвета в портрете


Ты уже знаешь, что художник использует цвет не только для передачи реальной окраски предметов, но и для создания определенного настроения, для поэтического воплощения замысла. Эго относится и к портретному изображению людей, ведь звучание цвета раскрывает образ человека.

Посмотри на замечательный портрет девочки с персиками художника В.А. Серова. Трепетный, мерцающий голубовато-серый фон картины, пронизанный теплыми отражениями из окна, розовое пятно платья и создают то впечатление свежести, чистоты и юной радости жизни, которое составляет самую сущность произведения.

В.A. Серов. Девочка с персиками. Масло. Россия. XIX в.

В картине А.Е. Архипова красный цвет — яркий, густой, сильный, ярмарочный, а в портрете О. Ренуара розовый цвет, и мягкий, и пронзительный сразу, заполонивший все пространство, — это цвет счастья. Совсем другое настроение создает сумеречный и таинственный, как воспоминание или сон, цвет в картине В.Э. Борисова - Мусатова.

О. Ренуар. Портрет актрисы Жанны Самари. Масло. Франция. XIX в.

А.Е. Архипов. Девушка с кувшином. Масло. РОССИЯ. XX в.

Ты видишь, что в создании цветового образа портрета большое значение имеет цвет фона, его соотношение с цветом лица, волос, одежды. Правдивость состоит не в том, чтобы «точно» повторить цвет костюма, а суметь его увидеть как средство, раскрывающее характер.

В.Э. Борисов-Мусатов. Дама в голубом. Акварель, пастель. Россия. XX в.

А. Дерен. Портрет художника Анри Матисса. Масло. Франция. XX в.

Надо понять, что не существует «телесной краски». и лицо может быть светлее или темнее окружения. То, как ложатся твои мазки, их фактура тоже будет строить образ в портрете.

М.А. Врубель. Испания. Маспо. Россия XIX в.

Задания

Выбери, чей портрет ты будешь создавать. Эго может быть знакомый тебе человек или литературный герой. Подумай, какие цветовые сочетания лучше выразят характер и состояние души этого человека,

  1. Возьми жирную пастель или восковой мелок и сделай линейный набросок портрета. Затем сверху напиши портрет красками, создавая цветовой образ. Работай смело. Рисунок в процессе работы будет проступать сквозь красочный слой.
  2. Сделай цветовую подкладку — подмалевок портрета светлыми и теплыми красками или, наоборот, в холодных и сдержанных цветовых отношениях. Когда красочный слой высохнет, заверши портретный образ цветной пастелью.


Как нарисовать космос поэтапно цветными карандашами.






4 ЧЕТВЕРТЬ

Тема четверти: 

«Человек и пространство
 в изобразительном искусстве».



№ 1.  "Жанры изобразительного 

искусства"


Мгновенные страницы







ПРАВИЛА ЛИНЕЙНОЙ И ВОЗДУШНОЙ ПеРСПЕКТИВЫ





КАК НАРИСОВАТЬ ГОРОДСКОЙ ПЕЙЗАЖ











Комментариев нет:

Отправить комментарий