четверг, 10 ноября 2016 г.

4 класс

4 класс

Тема четверти "Россия - родина моя"

1 урок
"Мелодия"
   Музыка композиторов полна народными или близкими к народным мелодиями. Вот почему сочинения Глинки, Чайковского, Мусоргского, Прокофьева во всём мире узнают как русскую, Шопена - как польскую, Грига - как норвежскую...
    Сергей Васильевич Рахманинов  - композитор, пианист, дирижёр - родился под Новгородом - на родине былинного героя Садко. Так же как и Садко, Рахманинов любил свою землю и всегда тосковал в разлуке с ней.


СЛУШАЛИ: Концерт №3 для фортепиано с оркестром.


Первая часть Третьего концерта С. Рахманинова. в исполнении Дениса Мацуева


Повторим пройденное во 2 классе:

Георгий Струве "У моей России"


1.У моей России длинные косички,
У моей России светлые реснички,
У моей России голубые очи,
На меня, Россия, ты похожа очень.
Припев:
Солнце светит, ветры дуют,
Ливни льются над Россией,
В небе радуга цветная -
Нет земли красивей.

2.Для меня Россия - белые берёзы,
Для меня Россия - утренние росы.
Для меня, Россия, ты всего дороже,
До чего на маму ты мою похожа.

Солнце светит, ветры дуют,
Ливни льются над Россией,
В небе радуга цветная -
Нет земли красивей.

3.Ты, моя Россия, всех теплом согреешь,
Ты, моя Россия, песни петь умеешь.
Ты, моя Россия, неразлучна с нами,
Ведь Россия наша - это я с друзьями.

Солнце светит, ветры дуют,
Ливни льются над Россией,
В небе радуга цветная - 
Нет земли краси-и-вей.

Ссылка на плюс и минус 

Георгий Струве "Моя Россия"



" Ты запой мне ту песню..."

  С давних времён человек связывал свои мысли ,  чувства,
настроения с картинами природы. Это отразилось и на
народном творчестве поэтов, писателей, художников и
конечно, композиторов, которые воспевали родную природу 
в своих произведениях.
«Песня о России»
Музыка: В. Локтев Слова: О. Высотская
1.Посмотри, как всё красиво,                                             
Посмотри - простор какой.
Точно мать, склонилась ива                                                               Над заснувшею рекой.
Ветерок метнулся разом,
Облаков прорвав кольцо.
И ромашка жёлтым глазом
Смотрит солнышку в лицо.
Припев:
Над Россией солнце светит,
И дожди шумят над ней.
/В целом свете, в целом свете
Нет страны её родней,
Нет страны её родней.-2р./
2.Посмотри, леса какие
И сады шумят кругом.
Наша Родина - Россия
Хорошеет с каждым днём.
Видишь - яблони и сливы
Вдоль дороги стали в ряд.
О житье-бытье счастливом
В русских сёлах говорят.
Припев.
3.И берёзку молодую,                                   Песня о России
И кустарник, и траву, -
Беззаветно всё люблю я,
Всё я родиной зову.
Хорошо костер походный                Песня о России - Караоке
На поляне разжигать,
Хорошо в стране свободной
Мне с друзьями подрастать.                      ССЫЛКА НА ВИДЕО





"Вокализ" С. Рахманинова в исполнении Виолетты Урманы.



Что не выразишь словами, звуком на душу навей...
    В мелодии - душе музыки - выражены самые сокровенные чувства, которые не всегда выразишь словами. Не случайно возникли произведения для пения без слов -  вокализы.
    Слово это означает гласный звук, звучащий, поющий. Певческий голос можно назвать самым одухотворённым и совершенным "музыкальным инструментом".
     С. Рахманинов написал свой "Вокализ" для голоса и фортепиано и посвятил его А. Неждановой - великой русской певице, обладательнице чудесного сопрано.
Антонина Васильевна Нежданова
Советская певица


  • Послушай и напой "Вокализ" С. Рахманинова. Какие чувства вызвала у тебя эта музыка? В чём, по - твоему, её красота?
  • Чем отличается вокализ от романса или песни?

***   ВОКАЛИЗ - ПЕСНЯ БЕЗ СЛОВ.


УЧЕБНИК   можно скачать здесь или самим, набрав - Музыка. 4 класс. Учебник. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. 

УчМаг



УРОК №2 

Как сложили песню. Звучащие картины. 

Прочитай рассказ М. Горького, и тебе приоткроется тайна 
рождения песни.

Максим Горький

  «КАК СЛОЖИЛИ ПЕСНЮ»

Вот как две женщины сложили песню, под грустный звон колоколов монастыря, летним днем. Это было в тихой улице Арзамаса, пред вечерней, на лавочке у ворот дома, в котором я жил. Город дремал в жаркой тишине июньских будней. Я, сидя у окна с книгой в руках, слушал, как моя кухарка, дородная рябая Устинья, тихонько беседует с горничной моего шабра, земского начальника.
- А еще чего пишут? - выспрашивает она мужским, но очень гибким голосом.
- Да ничего еще-то, - задумчиво и тихонько отвечает горничная, худенькая девица, с темным лицом и маленькими испуганно-неподвижными глазами.
- Значит, - получи поклоны да пришли деньжонок, - так ли?
- Вот...
- А кто как живет - сама догадайся... эхе-хе... В пруду, за садом нашей улицы, квакают лягушки странно стеклянным звуком; назойливо плещется в жаркой тишине звон колоколов; где-то на задворках всхрапывает пила, а кажется, что это храпит, уснув и задыхаясь зноем, старый дом соседа.
- Родные, - грустно и сердито , говорит Устинья, - а отойди от них на три версты - и нет тебя, и отломилась, как сучок! Я тоже, когда первый год в городе жила, неутешно тосковала. Будто не вся живешь - не вся вместе, - а половина души в деревне осталась, и всё думается день-ночь: как там, что там?..
Ее слова словно вторят звону колоколов, как будто она нарочно -говорит в тон им. Горничная, держась за острые свои колени, покачивает головою в белом платке и, закусив губы, печально прислушивается к чему-то. Густой голос Устиньи звучит насмешливо и сердито, звучит мягко и печально.
- Бывало - глохнешь, слепнешь об алой теске по своей-то стороне; а у меня и нет никого там: батюшка в пожаре сгорел пьяный, дядя - холерой помер, были братья - один в солдатах остался, ундером сделали, другой -
каменщик, в Бойгороде живет. Всех будто половодьем смыло с земли...
Склоняясь к западу, в мутном небе висит на золотых лучах красноватое салнце. Тихий голос женщины, медный плеск колоколов и стеклянное кваканье лягушек - все звуки, которыми жив город з эти минуты. Звуки плывут низко над землею, точно ласточки перед дождем. Над ними, вокруг их - тишина, поглощающая всё, как смерть.
Рождается нелепое сравнение; точно город посажен в большую бутылку, лежащую на беку, заткнутую огненной пробкой, и кто-то лениво, тихонько бьет извне по ее нагретому стеклу.
Вдруг Устинья говорит бойко, но деловито:
- Ну-кось, Машутка, подсказывай...
- Чего это?
- Песню сложим...
И, шумно вздохнув, Устинья скороговоркой запевает:
Эх, да белым днем, при ясном солнышке.
Светлой ноченькой, при месяце...
Нерешительно нащупывая мелодию, горничная робко, вполголоса поет:
Беспокойно мне, девице молодой...
А Устинья уверенно и очень трогательно доводит мелодию до конца:
Все тоскою сердце мается...
Кончила и тотчас заговорила весело, немножко хвастливо:
- Вот она и началась, песня! Я те, милая, научу песни складывать, как нитку сучить... Ну-ко...
Помолчав, точно прислушавшись к заунывным стонам лягушек, ленивому звону колоколов, она снова ловко заиграла словами и звуками:
Ой, да ни зимою вьюги лютые, Ни весной ручьи веселые...
Горничная, плотно придвинувшись к ней, положив белую голову на круглое плечо ее, закрыла глаза и уже смелее, тонким вздрагивающим голоском продолжает:
Не доносит со родной стороны Сердцу весточку утешную...
- Так-то вот! - сказала Устинья, хлопнув себя ладонью по колену. - А была я моложе - того лучше песни складывала! Бывало, подруги пристают:
"Устюша, научи песенке!" Эх, и зальюсь же я!.. Ну, как дальше-то будет?
- Я не знаю, - сказала горничная, открыв глаза, улыбаясь.
Я смотрю на них сквозь цветы в окне; певицы меня не замечают, а мне хорошо видно глубоко изрытую оспой, шершавую щеку Устиньи, ее маленькое ухо, не закрытое желтым платком, серый бойкий глаз, нос прямой, точно у сороки, и тупой подбородок мужчины. Это баба хитрая, болтливая; она очень любит выпить в послушать чтение святых житий. Сплетница она на всю улицу, и больше того: кажется, все тайны города в кармане у нее. Рядом с нею, крепкой и сытой, костлявая, угловатая горничная - подросток. Да и рот у горничной детский; маленькие, пухлые губы надуты, точно она обижена, боится, что сейчас еще больше обидят, и вот-вот заплачет.
Над мостовой мелькают ласточки, почти касаясь земли изогнутыми крыльями: значит, мошкара опустилась низко, - признак, что к ночи соберется дождь. На заборе, против моего окна, сидит ворона неподвижно, точно из дерева вырезана, и черными глазами следит за мельканием ласточек. Звонить перестали, а стоны лягушек еще звучней, и тишина гуще, жарче.
Жаворонок над полями поет, Васильки-цветы в полях зацвели,
- задумчиво поет Устинья, сложив руки на груди, глядя в небо, а горничная вторит складно и смело:
Поглядеть бы на родные-то поля!
И Устинья, умело поддерживая высокий, качающийся голос, стелет бархатом душевные слова: Погулять бы, с милым другом, по лесам!..
Кончив петь, они длительно молчат, тесно прижавщись друг ко другу;
потом женщина говорит негромко, задумчиво:
- Али плохо сложили песню? Вовсе хорошо ведь...
- Гляди-ко, - тихо остановила ее горничная.
Они смотрят в правую сторону, наискось от себя: там, щедро облитый солнцем, важно шагает большой священник в лиловой рясе, мерно переставляя длинный посох; блестит серебряный набалдашник, сверкает золоченый крест на широкой груди.
Ворона покосилась на него черной бусиной глаза И, лениво взмахнув тяжелыми крыльями, взлетела на сучок рябины, а оттуда серым комом упала в сад.
Женщины встали, молча, в пояс, поклонились священнику. Он не заметил их. Не садясь, они проводили его глазами, пока он не свернул в переулок.
- Охо-хо, девушка, - сказала Устинья, поправляя платок на голове, -
была бы я помоложе да с другой рожей...
Кто-то крикнул сердито, сонным голосом:
- Марья!.. Машка!..
- Ой, зовут...
Горничная пугливо убежала, а Устинья, снова усевшись на лавку, задумалась, разглаживая на коленях пестрый ситец платья.
Стонут лягушки. Душный воздух неподвижен, как вода лесного озера.
Цветисто догорает день. На полях, за отравленной рекой Тёшей, сердитый гул,
- дальний гром рычит медведем.
http://poesias.ru/image/line.png

Задание. Попробуй и ты рассказать музыкальным
речитативом о том, что тебя волнует. А может быть,
тебе удастся сочинить мелодию или даже песню
на стихи любимого поэта.
ДЕКЛАМАЦИЯ (от латинского declamatio - 
упражнение в красноречии)искусство выразитель-
ного чтения стихов или прозы.
Речитати́в вокальная музыкальная форма, не выдержанная в строгой метрической сетке, род певучей декламации. Воспроизводит ритмический и интонационный рисунок естественной речи.

«Во поле береза стояла»
Русская народная хороводная песня
http://www.pojelanie.ru/zastol/pesni/rn/9.php 
1.Во поле береза стояла,
Во поле кудрявая стояла,
Люли, люли стояла. (2 р.)
2.Некому березу заломати,
Некому кудряву заломати,
Люли, люли, заломати. (2 р.)
3.Как пойду я в лес, погуляю,
Белую березу заломаю.
Люли, люли, заломаю. (2 р.)
4.Срежу с березы три пруточка,
Сделаю себе я три гудочка.
Люли, люли, три гудочка. (2 р.)...
Ты откуда, русская, зародилась, музыка?



Жанры народных песен  


Задание.
Спой фрагменты русских народных песен различных жанров.
Какие характерные интонации, особенности ритма и другие средства выразительности отличают колыбельную песню от плясовой, солдатскую от трудовой, лирическую от хороводной песни?
Урок 4
«Я пойду по полю белому…" 
"На Руси родной не бывать врагу!" - эта плавная, широко распевная мелодия народного склада звучит   в хоре "Вставайте,  люди русские" из кантаты "Александр Невский" Сергея Сергеевича Прокофьева. Её запевают низкие женские голоса - альты.
Кантата - произведение, состоящее из нескольких частей для хора, оркестра и певцов-солистов.
  • Спой эту мелодию и вспомни начало хора.
  • "На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу".


  • Мужественно
  • Величаво
  • печально
  • призывно
Интонации народного плача звучат во вступлении к одной из частей кантаты, которая называется "Мёртвое поле". Это песня невесты, оплакивающей славных соколов, добрых молодцев, погибших на поле брани.
"Я пойду по полю белому, 
  Полечу по полю смертному.
Поищу я славных соколов,
Женихов моих, добрых молодцев.
Кто лежит, мечами порубленный,
Кто лежит, стрелою пораненный,
Напоили они кровью алою
Землю честную, землю русскую.
Кто погиб за Русь смертью доброю,
Поцелую того в очи мёртвые,
А тому молодцу, что остался жить,
Буду верной женой, милой ладою.
Не возьму в мужья красивого, —
Красота земная кончится.
А пойду я за храброго.
Отзовитеся, ясны соколы!"



  • Как звучит эта музыка?
  • Спой мелодию "Вставайте,  люди русские" как интона-цию мольбы, подражая народному плачу, причитанию.
Запомни:

Кантата для меццо-сопрано, хора и оркестра.


Развитие музыки изменение в процессе сочинения или исполнения элементов музыкальной речи  Окружающий нас мир  постоянно изменяется. Проходит зима, наступает весна, лето, осень. Появляются и исчезают реки, моря, горы. С течением времени изменяется животный и растительный мир Земли. Исчезли мамонты, динозавры – появились новые животные и птицы. По законам природы изменяется и человек – проходит путь от молодости до старости.          В музыке передаётся всё многообразие природы и человека. Поэтому музыка тоже непрерывно изменяется. Каждое мгновение, каждую минуту музыкальные звуки становятся другими.
 Эпилог — заключительная часть, прибавленная к законченному художественному произведению и не обязательно связанная с ним неразрывным развитием действия. Как пролог представляет действующих лиц до начала действия или сообщает то...
Финал  (итал. finale, от лат. finis — заключение, конец) — заключительная часть чего-либо. В музыке — последняя, заключительная часть произведения.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Финал 



Раздел 2. «День, полный событий» (5 часов)
В краю великих вдохновений...

Урок 5.
«Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…»
"Приветствую тебя, пустынный уголок,
Приют спокойствия, трудов и вдохновенья..."
Так называл Александр Сергеевич Пушкин своё родовое имение - село Михайловское. Его неяркая, неброская природа очаровала поэта и вдохновила на создание многих замечательных произведений.
В. Попков "Осенние дожди"
Виктор Ефимович Попков. Осенние дожди

Послушай три пьесы. Какая из них, по-твоему, отвечает настроению А. Пушкина в Михайловском?
"В деревне" М. Мусоргский



"Осень" Г. Свиридов
"Пастораль" Г. Свиридов


Больше всех времён года А. Пушкин любил осень:
"Унылая пора! очей очарованье!
   Приятна мне твоя прощальная краса".
Послушай, как в одной строке меняется настроение: первая её фраза настраивает на на минорный лад, тишину, покой и печаль. А вторая?
Послушай пьесу для фортепиано П. Чайковского. Почему композитор назвал её "Осенняя песнь"?
  • Подумай, близок ли характер музыки П. Чайковского стихам А. Пушкина и картине "Осенние дожди". В каком ладу написана пьеса? Меняется ли в ней настроение?

Пастора́ль (фр. pastorale — пастушеский, сельский) — жанр в литературе, живописи, музыке и в театре, поэтизирующий мирную и простую сельскую жизнь. Пасторалью может называться: Пасторальная музыка, к которой могут относиться как большие...
Лирика в поэзии музыке


УРОК №  6

«Что за прелесть эти сказки!!!». Три чуда.

Проблема:
Музыкальная живопись оперы.
В каком регистре звучит инструмент?

Задачи:

  • Познакомиться  с оперой Н. А. Римского-Корсакова “Сказка о    царе Салтане”
  • Расширить понятие регистр.
  • Вызвать интерес к классической музыке.
  • Побуждать детей к адекватной самооценке своей     деятельности на уроке. 


“Что за прелесть эти сказки!” – воскликнул однажды Николай Андреевич Римский-Корсаков при чтении очередной сказки Пушкина. 


«Сказка о царе Салтане» Опера композитора Н.А. Римского-Корсакого Опера-это вид


РЕГИСТР - высота музыкальных звуков Бывает трех видов: высокий средний низкий


Во саду ли, в огороде Девица гуляла. Она ростом невеличка Лицом круглоличка. За
Во саду ли, в огороде 
Девица гуляла. 
Она ростом невеличка 
Лицом круглоличка. 
За ней ходит, за ней бродит 
Молодой молодчик. 
Он и ходит, он и носит 
Дороги подарки…

Тридцать три богатыря Там ещё другое диво: Море вздуется бурливо, Закипит, подым
Тридцать три богатыря 
Там ещё другое диво: 
Море вздуется бурливо, 
Закипит, подымет вой, 
Хлынет на берег пустой, 
Расплеснётся в скором беге, 
И очутятся на бреге, 
В чешуе, как жар горя, 
Тридцать три богатыря.

Царевна - Лебедь За морем царевна есть, Что не можно глаз отвесть, Днём свет бож

Царевна - Лебедь 
За морем царевна есть, 
Что не можно глаз отвесть, 
Днём свет божий затмевает, 
Ночью землю освещает, 
Месяц под косой блестит, 
А во лбу звезда горит. 
А сама-то величава, 
Выступает, будто пава; 
А как речь-то говорит, 
Словно реченька журчит.


Что такое регистр в музыке? сила звука скорость звука высота музыкального звука

Оперу «Сказка о царе Салтане» написал»? М.И.Глинка Н.А.Римский Корсаков П.И.Чайк

Какими регистрами были озвучены герои симфонической картины «Три чуда» оперы? (с

5 баллов – оценка 5; 4 балла – оценка 4; 3 балла – оценка 3; 2 балла – оценка 2.

Я понял, что … Мне было интересно, потому что … Для меня стало открытием, что …


2четверть

"В музыкальном театре".


Опера «Иван Сусанин» М. И. Глинки.

 (1836 г)

Михаил Иванович Глинка

*             Хор «Славься!»   
      М. И. Скотти «Подвиг Ивана Сусанина» 1851г


Бал в замке польского короля - 2 действие.
Театр оперы и балета -  знакомое сочетание слов. В опере действующие лица поют, а в балете танцуют. Однако так бывает не всегда. Есть балеты, в которых поёт хор, и оперы, в которых очень много танцевальных сцен. 
    В опере М. Глинки "Иван Сусанин" борьба русского народа против польских завоевателей выражена яркими музыкальными образами. 
"Слышишь, - писал Н. В. Гоголь, где говорит русский и где поляк: у одного дышит раздольный мотив русской песни, у другого - опрометчивый мотив польской мазурки". 
Полонез и мазурка становятся символами воинственного начала. Второе действие оперы переносит нас на бал в старинный замок польского короля. В торжественном полонезе горделиво проходят пары. 




ССЫЛКА НА ВИДЕО.
За Русь мы все стеной стоим…    (3 действие)



Сцена в лесу (4 действие). 
Ария Сусанина «Ты взойди, моя заря…»



  ССЫЛКА
  
Фёдор Иванович Шаляпин  - великий русский певец в роли Сусанина.


              "Мама, будь всегда со мною рядом» («Индиго") 


1. Я целую твои руки, моя родная
Ты нежнее всех на свете, я точно знаю
В мире нет тебя дороже, в моём ты сердце
Обними меня покрепче, хочу согреться!

Припев:
Мама, будь всегда со мною рядом!
Мама, мне ведь большего не надо!
Мама, только не грусти!
Ты меня за всё, мамочка, прости!
Ты слышишь, мама, будь всегда со мною рядом!
Мама, мне ведь большего не надо!
Мама, только не грусти!
Ты меня за всё, мамочка, прости!

2.Только ты всегда поддержишь и успокоишь
И от зависти и злости меня укроешь.
Я люблю тебя, - ты ангел, тобой живу я.
С благодарностью я руки твои целую.

Припев.

Свет в окне, мы вместе
На душе светло.
Мамочка родная, как с тобой тепло!
Я молюсь ночами, чтобы ты жила,
Чтобы ты здоровой, мамочка была!
Жизнь мне подарила мамочка моя
Больше всех на свете я люблю тебя!

Припев.
Ссылка на видео  https://youtu.be/aVCv-p_ja8o


УРОК 3
"Опера  «Хованщина»       
М. П. Мусоргского".
Опера М. Мусоргского"Хованщина"
рассказывает об исторических событиях 1682 г.
Хованщина — короткий период русской истории (май — сентябрь 1682 года), когда взбунтовавшиеся стрельцы под руководством князя Ивана Андреевича Хованского захватили Кремль и фактически заменили собой власть на Руси.



В опере звучат мелодии, похожие на народные.
"Рассвет на Москве-реке" - вступление к опере.
Для главной героини оперы - Марфы - М. Мусоргский выбрал русскую народную песню "Исходила младёшенька".


 

Сравни песню Марфы с мелодией "Я пойду по полю белому..." из кантаты "Александр Невский".
Найди интонации, которые придают сходство этим мелодиям.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: 
изучить конспект, выписать главное; прослушать музыкальные фрагменты (файлы прикреплены в Дневник), исполнять песни.




Русский Восток. Сезам, откройся! Восточные мотивы.


Русские композиторы в своих произведениях использовали не только западную и русскую народную музыку, но и восточные мелодии.
   
М.И.Глинка, основоположник  русской композиторской музыки,  много  путешествовал,  в том  числе  по странам  Востока.  Поэтому  в его  музыке  встречаются  не  только  русские,  но  и восточные  мотивы.   Например,   в его  опере «Руслан  и  Людмила» в волшебном замке Наины звучит  Хор персидских  девушек  «Ложится  в поле  мрак ночной». В его основе - восточная народная мелодия, которая была известна в Персии. Отсюда и название - "Персидский хор". 
Музыка мягкая,  пленительная, неторопливая,  но  с особенностью  в ритмическом  рисунке -  ритм  пунктирный.     А  мелодия льётся так, как будто  вьёт узор.


В опере М. Мусоргского "Хованщина" ты встретишься с "Пляской персидок". Вслушайся, как по-разному звучит музыка: сначала медленно, томно, затем - стремительно, зажигательно.
Восточные   мотивы  в творчестве  русских композиторов.

Послушай Колыбельную из балета "Гаянэ".

                 - Какие необычные интонации здесь слышны?

                  - Какие инструменты играют вступление? Какие - основную тему? Как звучит музыка  средней части?   

                  - Какой способ развития музыки  использовал композитор?

 

Послушай Танец с саблями из балета "Гаянэ".

                  - Какую картину рисует в твоём воображении музыка?

 

                  - Какими средствами композитор передаёт силу, ловкость  исполнителей т

СЛУШАЛИ:
"Пляска персидок" из оперы "Хованщина" М. Мусоргского
Персидский хор  "Ложится в поле мрак ночной..." из оперы М. Глинки "Руслан и Людмила"
"Танец с саблями"  из балета "Гаянэ" А. Хачатуряна 
"Танец с саблями"  на балалайке 




Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

Композитор – имя ему народ. Музыкальные инструменты России.

Цель: продолжить знакомство детей с музыкальной культурой русского народа на примере русских народных песен.
Задачи: 
- Познакомить учащихся с содержанием и выразительными особенностями народных песен ;
- Закрепить представление о тесной связи музыки и жизни;
- Эмоционально передавать характер песен через собственное представление;

- Воспитывать устойчивый интерес к музыкальной культуре своего народа.

Композитор – имя ему народ

Что такое фольклор?
Фолькло́р (от англ. folk-lore — «народная мудрость») — народное творчество, чаще всего устное

В народных песнях глубоко и правдиво отразилась история русского народа с древнейших времён до наших дней. Сочиненные неизвестными певцами-сказителями, они хранятся в памяти народа и передаются из уст в уста. Русская народная песня на протяжении всей жизни сопровождала человека

Жанры русских народных песен

Жанры русских народных песен

Музыкальный жанр — различные виды музыкального творчества в связи с их происхождением, а также способом и условиями их исполнения.

Музыкальные жанры – исторически сложившиеся разновидности музыкальных произведений, определяемые условиями их бытования (сочинения и исполнения) составом исполнителей, особенностями содержания и структуры.

Жанры народных песен:
исторические
лирические
трудовые
плясовые
хороводные
солдатские
обрядовые
шуточные
игровые
частушки
колыбельные
былины

Колыбельные песни

КАЛЕНДАРНЫЕ ПЕСНИ

Календарные песни — это песни, исполняемые в определенное время года и связанные с годовым кругом земледельческих работ, другими словами, это песни, исполнение которых в другое время, вне праздничного обычая, было лишено всякого смысла

ХОРОВОДНЫЕ ПЕСНИ

Хоровод – древнейший вид народного танцевального искусства; сочетает хореографию с драматическим действием, переплясом, песней.
Хороводные песни - это песни, сопровождающие хороводы.

Солдатские песни

СОЛДАТСКИЕ ПЕСНИ - народные песни, возникшие в солдатской среде. Возникновение солдатских песен в России относится к XVIII в.
 По содержанию солдатские песни делятся на военно-исторические и бытовые.
В первых получили отражение военные события начиная со времен Петра I (Северная война 1700—21) и кончая первой мировой войной 1914—18. В большинстве военно-исторических солдатских песен от лица очевидца изображаются яркие батальные сцены, смелость, находчивость и выносливость русских воинов, создаются образы полководцев — А. В. Суворова, М. И. Кутузова.
 
Бытовые солдатские песни создаются, как правило, в стиле традиционных крестьянских лирических песен. В них нарисованы картины повседневной солдатской жизни. Глубокой грустью проникнуты песни о трудном солдатском ученье, тяжелых походах.

Трудовые песни

Трудовые песни возникли в глубокой древности. Их появление связано со стремлением древних славян облегчить физический труд. Ритм этих песен организовывал движения работающих

Большое количество песен было сложено в среде бурлаков
Бурла́к — наёмный рабочий в России XVI— начала XX веков, который, идя по берегу (по т. н. бечевнику), тянул при помощи бечевы речное судно против течения. В XVIII—XIX веках основным типом судна, водимым бурлацким трудом, была расшива.
Бурлацкий труд являлся сезонным. Лодки тянули по «большой воде»: весной и осенью. Для выполнения заказа бурлаки объединялись в артели. Труд бурлака был крайне тяжёлым и монотонным. Скорость передвижения зависела от силы попутного или встречного ветра. При попутном ветре на судне (расшиве) поднимался парус, который значительно ускорял передвижение. Выдерживать темп движения бурлакам помогали песни. Одной из известных бурлацких песен является 
которая обычно пелась для координации сил артели в один из самых тяжёлых моментов: страгивании расшивы с места после подъёма якоря.

Картина И. Репина «Бурлаки на Волге»


     Каждый человек должен знать историю и культуру своей страны. Музыканты во все времена обращались к народному творчеству, занимались «собиранием» народных песен, издавали сборники песен и использовали народные мелодии в своих произведениях.



Песни часто сопровождались народными инструментами

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ РОССИИ
С глубокой древности до наших дней живут рядом с человеком музыкальные инструменты. Как они появились?
Человек прислушивался к протяжному пению натянутой тетивы лука, ударам дубинок по сухим стволам деревьев, свисту срезанной камышинки. История не сохранила имена народных умельцев, смастеривших первые музыкальные инструменты - гусли, балалайки, жалейки, рожки, свирели, трещотки, ложки.


В Древней Руси музыка звучала и на боярских и княжеских  пирах, и  на народных  празднествах,  гуляниях.  Главными  музыкантами в те далёкие времена  были скоморохи.  Каждый из них мог и петь, и плясать, и играть на музыкальных инструментах.

Они  на базарахна княжьих пирах,

На игрищах тон задавали,

Играя на гусляхволынкахгудках

На ярмарках люд потешали.

 

Хоть бубен  не меча сурна  не копьё

Но  кто же из смертных не знает

Как песня  уставшему силы даёт

Как музыка дух поднимает!

 

Беспечное племя  весёлых бродяг,

Рождённое духом свободы,

Не нужно им было ни славыни благ,

Довольно любви всенародной



«Уж как шла коляда».
Уж как шла коляда 
Из нова города, 
Мы искали коляду 
У Ивана во дворе. 
На Иванов двор 
На пяти столбах, 
На пяти столбах, 
На семи верстах. 
Уж ты, батюшка Иван, 
Шелковая борода, 
Шелковая борода, 
Позлащёна голова. 
Ты не режь, не ломай,
Подавай весь каравай. 






Оркестр русских 
народных инструментов
Сегодня на уроке мы продолжим раскрывать тайны звучания народных  инструментов,  узнаем, когда и кем был создан первый оркестр русских   народных инструментов
С глубокой древности до наших дней живут рядом с человеком музыкальные инструменты. Как они появились? Откройте учебник на странице 62 и найдите ответ.


К сожалению, история не сохранила имена народных умельцев, 
смастеривших первые музыкальные инструменты, но первыми 
исполнителями на народных инструментах были странствующие 
бродячие актеры, потешавшие народ пением и  плясками. 
Как их называли? 

Оркестр русских народных инструментов был создан в 19 веке балалаечником Василием Васильевичем Андреевым.
https://fs00.infourok.ru/images/doc/236/131948/5/img28.jpg



 Все инструменты русского народного оркестра, как и симфонического можно разделить на четыре группы.
 - Струнные инструменты.  Почему они так называются?

 – Духовые инструменты. А им дали такое название почему?

 -  А какие  инструменты зазвучат, если по ним ударишь или потрясешь их?
 - В русском народном оркестре также есть клавишные  духовые инструменты.  Почему назвали их именно так?






Игра-закрепление 
«Музыкальные инструменты русского народного оркестра»

Постановка проблемной ситуации через игру «Третий лишний».


 У. - По какой характеристике, какому признаку определили «лишний» инструмент?



МУЗЫКАНТ _ ЧАРОДЕЙ

Многочисленные песни, плясовые наигрыши, музыкальные  инструменты дошли до наших дней благодаря искусству народных музыкантов-сказителей. Они и певцы, и поэты, и инструменталисты, и актёры.
На Украине - это кобзари - бандуристы, в Казахстане и Киргизии - акыны, в Армении и Азербайджане - ашуги
в Узбекистане - бакши.
Любовь народа к музыкантам запечатлена в сказках, легендах, преданиях.
ЗАДАНИЕ: прочитай белорусскую народную сказку
Вопросы
  • В чём сила маленького музыканта?
  • Вспомни другие песни и сказки, рассказы о силе музыки.

3 четверть

Музыкальные  инструменты (скрипка, виолончель). Вариации на тему рококо.
В лесу вырезана, Гладко вытесана, Поёт-заливается. Как называется? Вот такая

Струнный смычковый музыкальный инструмент



Мы приступаем с вами к изучению нового раздела 

«В концертном зале»

Главная цель - знакомство с различными жанрами 

вокальной, камерной инструментальной и симфонической 

музыкой, такими как вариации, квартет, ноктюрн, сюита, 

романс, полонез, мазурка, вальс, песня, соната, баркарола, 

симфония, симфоническая увертюра. С некоторыми из них мы уже встречались, но многих пока не знаем! Начнём наше знакомство.

Музыкальные инструменты - скрипка и виолончель.

Появились в Италии почти 500 лет назад.



Вместе с альтом и контрабасом составляют семейство
струнно-смычковых.

Для виолончели с оркестром П.И. Чайковский сочинил
"Вариации на тему рококо". Рококо - стиль в архитектуре и декоративно-прикладном
искусстве в 1 половине 18 века. Вариации (изменение) - музыкальная форма, состоящая из
темы и её нескольких (не менее двух) изменённых
проведений.
Послушайте "Вариации на тему рококо" П. И. Чайковского



Все струнно-смычковые инструменты могут звучать как по 
отдельности, так и в ансамбле.

Квартет - музыкальный ансамбль из 4 исполнителей.
Про такой ансамбль написал свою знаменитую басню 
И.А. Крылов!
В струнный квартет входят 2 скрипки, альт, виолончель.

Знаменитый русский учёный-химик, композитор А.П. Бородин сочинил струнный квартет. 
Одна из его частей называется "Ноктюрн".
Ноктюрн (в переводе с французского - ночной) - напевная 
лирическая пьеса печального, мечтательного характера.

Послушайте "Ноктюрн" А.П. Бородина.


Домашнее задание:

1. Выучите определения и понятия урока

2. Для закрепления знаний по теме пройдите

ТЕСТ-ТРЕНАЖЁР



«Светит месяц»
Светит месяц, светит ясный, светит белая луна,
Осветила путь дорожку мне до милого двора.

Мне не спится, не ложится и сон меня не берет,
Я сходил бы к милой в гости, но не знаю где живет.

Попросил бы я товарища, мой товарищ доведет.
Мой товарищ меня краше боюсь Машу отобьет.

Подхожу я к дому милой, а у милой нет огня
Постучал бы я в окошко, моя Маша спать легла.

Стыдно, стыдно тебе Маша со вечера рано спать.
А тебе мой друг стыднее до полуночи гулять.

Светит месяц, светит ясный, светит белая луна,
Осветила путь дорожку мне до милого двора.
https://wwc.lalamus.mobi/music/светит+месяц+светит+ясный 


 "Старый замок"  . 
ЦЕЛЬ: познакомить учащихся с пьесой «Старый замок» из фор-тепианной сюиты «Картинки с выставки» М. П. Мусоргского.
Старый замок  



"Старый замок" - одна из 10 пьес фортепианной сюиты  
"Картинки с выставки" Модеста Петровича Мусоргского. 
Композитор создал её под впечатлением рисунков своего друга 
художника В. Гартмана.
    
Послушай, в этой музыке кроется какая-то тайна.


.
    Мелодия  звучит так завораживающе, что не случайно к ней были придуманы стихи:
"Старая песня о счастье вновь звучит,
И над рекой слышится голос печальный.
Песня грустная, песня вечная, голос печальный".




СЧАСТЬЕ В СИРЕНИ ЖИВЁТ...

 Цель: знакомство с жанром романса на примере творчества С.В. Рахманинова. 

   С.В. Рахманинов – гордость отечественной культуры
. Широчайшая известность его музыки, горячая любовь к ней во всём мире сравнимы лишь с популярностью музыки 
П.И. Чайковского. 
   С.В. Рахманинов родился 1 апреля 1873 года. Его детские годы прошли в имении Онег неподалёку от Новгорода. На всю жизнь запечатлелись в памяти чудесные картины русской природы.
   С. Рахманинов был не только композитором, но еще и 
дирижером и прекрасным пианистом.
   С. Рахманинов как пианист объездил весь мир. И где бы он ни выступал, ему всегда дарили букет белой сирени. 
Для композитора сирень была символом Родины.

Романс «Сирень» написан композитором в 1902 году, в тот 
период, когда он и Наталья Александровна Сатина решили 
обвенчаться. Не в этом ли факте жизни кроются утончённость 
лирических высказываний и «живописность» музыки.
Слушание: романс «Сирень» С.В Рахманинова.


У.: Чем наполнена музыка? –
Д.: Трепетом и восторгом, человеческим теплом и светом.
У.: Что отличает мелодию? – она светла и чиста, как юность, как цветение весеннего сада. Она взволнованна, звучит трепетно.
У.: Что хотел передать композитор в фортепианном сопровождении? –
Д.: Лёгкое колыхание: ветерка летнего воздуха, душистых веток сирени.
Рисунок аккомпанемента имеет чисто зрительное сходство с формой цветка ( при этом в характере музыки нет никакой искусственности, надуманности, она светла и чиста, как юность, как цветение весеннего сада).
- Какое главное качество музыки романса? – Песенность.
Задание: спеть мелодию (учебник стр.81).
1.Спеть первую и третью строки. Обратить внимание, что вся мелодия романса вырастает из двух трёхзвучных интонаций. (1-я – ми, фа, ля; 2-я си, до, до) .
- Что такое кульминация? - Вершина в музыке.
 Кульминация – от атинского culmen – верх, вершина; в музыке – момент наибольшего эмоционального напряжения, наиболее яркого и сильного раскрытия образа; кроме того вершина подъёма мелодической линике
На какие слова отмечена кульминация?
Д.: «Моё бедное счастье…»
https://youtu.be/pUB0GlQ9H84





Не молкнет сердце чуткое Шопена...



Презентация о Шопене.

Родина замечательного композитора 19 века Фридерика 

Шопена  (1810 - 1849)  - Польша. Судьба распорядилась 

так, что долгие годы композитор провёл на чужбине. 
   Свои музыкальные послания Отчизне, своему народу 
Ф. Шопен наполнял любовью и страданием, восторгом и 
отчаянием. Умер композитор во Франции, но завещал 
похорорнить своё сердце на родине. В Варшаве, в костёле 
Святого Креста, поляки трепетно хранят умолкнувшее сердце 
Ф. Шопена. Умолкнувшее ли?..

    Любимым инструментом Ф. Шопена было фортепиано. 
"Душа фортепиано"  -  так называли польского гения. Будучи 
прекрасным пианистом, он написал для фортепиано множество сочинений. Среди них вальсы, мазурки, прелюдии, этюды.

  • Послушай один из самых известных полонезов Ф. Шопена. Какими чувствами наполнена эта музыка?
  • Как ты думаешь, почему именно это произведение стало     
  • музыкальным символом Польши?
  • МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЖАНР: ПОЛОНЕЗ 
https://youtu.be/4jGZo2I2f-U


https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/014a/001598a1-d74d1236/640/img8.jpg






Патетическая соната 

Людвиг ван Бетховен (1770-1827)


   Соната Людвига ван Бетховена была 

написана в самые трудные для композитора 

годы жизни, когда он почувствовал первые 

признаки глухоты.

   Термин соната  произошёл от итальянс-

кого слова sonare - звучать. Если сонату 

сравнить с литературным жанром, то она 

больше всего похожа на повесть.
    
   "Патетическая" означает страстная , 

взволнованная.






ГОДЫ СТРАНСТВИЙ

     Русские композиторы всегда интересовались жизнью и 
искусством разных стран. Путешествуя, они записывали народные мелодии и использовали их в своих произведениях 
или сочиняли музыку в духе этих народных мелодий. 
      Многие русские композиторы побывали в Италии. 
Посетил эту страну и Михаил  Иванович Глинка (1804 -
1857). 
Романс "Венецианская ночь", с которым мы уже знакомы, написан в духе итальянской баркаролы - песни на воде.


Презентация

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

1. Прочитать текст, выписать главное.
2. Просмотреть и прослушать фрагменты.
3. Повторить разученные песни.






Царит гармония оркестра


ОРКЕСТР Древние греки словом «орхестра» обозначали площадку перед сценой, на которой выступали музыканты и танцоры.

В 17-18 вв. термин "оркестр" заменил распространенный в странах Европы термин "капелла". Сейчас оркестром называют большую группу музыкантов(12 человек и более), исполняющих музыку на различных инструментах.




ВОПРОСЫ и ЗАДАНИЯ:

1.  Прочитать текст, выписать главное в тет-

     радь.

2. Просмотреть видео, подготовиться к тесту.





ТЕАТР МУЗЫКАЛЬНОЙ КОМЕДИИ




Оперетта - это музыкальная комедия, в которой действующие лица не только поют, но танцуют и разговаривают. 

Оперетта - итальянское слово и означает буквально

маленькая опера.





Родилась оперетта во Франции. Наверное, поэтому у неё такой веселый характер. Своё развитие она получила в 19 веке, в 
самом музыкальном городе мира - Вене.

Удивительное семейство по фамилии
 Штраус, отец и и три 
его сына, были композиторами. 
Одного из них - Иоганна Штрауса называют во всем 
мире "королем вальса".













ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

1. Прочитать текст, выписать главное.
2. Просмотреть и прослушать фрагменты.
3. Повторить разученные песни.




Балет "Петрушка" И. Стравинского



Развитие русского балета
    — В России балет распространился в XVIII веке. В придворных и  
крепостных театрах выступали прекрасные танцовщицы, пленявшие своим искусством самых взыскательных ценителей. А в XIX и XX веках ни одна страна мира не может сравниться с Россией. 
    «Истинной и непревзойдённой» вершиной признают ценители 
музыки балет «Петрушку» Игоря Фёдоровича Стравинского.
    Сейчас мы с вами прослушаем два фрагмента из этого замечательного балета, один из которых называется «Русская», второй — 
«У Петрушки».
     — Что вы можете сказать о прослушанных музыкальных произведениях?  Первый фрагмент из балета «Петрушка» И. Стравинского звучал празднично,  ярко, быстро, красочно — он рисовал широкий праздник — Масленицу. В музыке слышны интонации народных песен, плясок, балаганов, ярмарки, народных гуляний. Фрагмент называется «Русская», наверное, потому, что здесь звучат чисто русские весёлые, зажигательные интонации праздника.
    Следующий фрагмент рисовал одного из самых любимых 
персонажей русского театра — Петрушку. Музыка звучала необычно, в ней слышны игривые интонации, было ощущение, что кто-то от 
кого-то убегал, прятался, вновь появлялся.)
    О чём же идёт речь в балете «Петрушка»? (Во время Масленицы, замечательного русского праздника, разворачивается целая драма. Петрушка, влюблённый в балерину, узнаёт, что она предпочитает ему самодовольного Арапа. Это своеобразная драма кукол, которая изображает людей).
ВидеО https://youtu.be/JPiE6uJqC5A 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:
1. Прочитать текст, выписать главное.
2. Просмотреть и прослушать фрагменты.
3. Повторить разученные песни.




"О России петь что стремиться в храм"


Святые земли Русской

Святые земли Русской... Кто эти люди? Кем они были? Чем
 занимались? Самое удивительное то, что святыми на Руси становились и князья, и крестьяне, и цари, и купцы. У 
каждого из них в жизни был подвиг.
Вспомни имена русских святых, с которыми мы уже позна-комились: Александр Невский, Сергий Радонежский, 
княгиня Ольга и князь Владимир... Что они сделали для 
Русской земли?
В честь всех русских святых в церкви исполняют торжест-венную песнь - гимн - СТИХИРУ

"Земле русская, граде святый!
Украшай твой дом,
В нём же Божественный
Велий сонм святых прослави".


Илья Муромец

    Более 800 лет назад этот человек действительно жил в селе Карачарове, что под городом Муромом.
    Илья Муромец не только былинный герой, он -  русский святой, преподобный Илья Муромский Чудотворец. 
Его память церковь празднует в самом начале года - 
1 января. 
   Мощи святого хранятся в Киево-Печерской Лавре, 
стоящей на высоком берегу Днепра.
   



У композитора А. П. Бородина есть симфония, которая
называется "БОГАТЫРСКАЯ".



Вы знаете, что Илья Муромец был отличным человеком, как для нас, так и для своих братьев – богатырей: Алексея Поповича и Добрыни Никитича. На его примере мы знаем, что надо любить свою Родину, уважать и почитать старших. В качестве домашнего задания предлагаю разучить песню «Дорога добра». Вы найдёте её в блоге на странице «Наши песни».


 Что сегодня нового вы узнали на уроке? ЧТО делали на уроке? Что вам больше всего
 понравилось?
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:
1. Прочитать текст, выписать главное.
2. Просмотреть и прослушать фрагменты.
3. Повторить разученные песни.






Кирилл и Мефодий

   Братье Кирилла и Мефодия знают как 

создателей славянской азбуки. В честь одного 

из братьев она названа кириллицей.  
   
Всю свою жизнь Кирилл и Мефодий 

посвятили просвещению славян. За беско-

рыстное служение Богу и людям  они 

почитаются во всех славянских государствах. 
   
Церковь признала их святыми и празднует их 

память 24 мая.  В этот день отмечается День 

славянской письменности и культуры.




Домашнее задание:

Пройдите тест - номер теста: 595266047
Пройти тест вы сможете на сайте videouroki.net, выполнив 2 шага:
1.       В разделе “Тесты” нажать синюю кнопку 
“Пройти тест”
2.       Ввести номер теста и выполнить его
3.       Результаты вы сможете увидеть в личном кабинете в разделе "Мои тесты"
Также можно пройти тест по ссылке: 


Важное дополнение:


Ребята, если не получается сразу из-за 

перегрузки сайтов - не волнуйтесь, пройти 


нужно за неделю, до следующего урока!





4 четверть



«Праздников праздник, торжество из 

торжеств. Ангел вопияше



Тема раздела: «О России петь – что стремиться в храм».
Тема урока: «Праздников праздник, торжество из торжеств. Ангел вопияше».
Цель урока: ознакомить с религиозными праздниками и народными традициями их проведения.


- Какие православные праздники вы знаете?
- Весна – это время, когда природа возрождается, просыпается от зимнего сна. Весна связана со светлыми ожиданиями, надеждами…На это время и приходится самый главный праздник всех христиан – Светлое Христово Воскресенье – Пасха. Все события, связанные с этим днём, - чудо!
Вот просыпается земля,
И одеваются поля,
Весна идёт, полна чудес!
Христос воскрес! Христос воскрес!
А. Майков
  1. Актуализация знаний.
    - Назовите традиции православных праздников. 
(Рождество- наряженная елка, 
Вербное воскресенье – распустившиеся ветки 
вербы, 
Пасха- куличи, крашеные яйца. 
     На Пасху верующие приветствуют друг друга словами: «Христос воскресе!» - и отвечают: «Воистину воскресе!» Церковь именует Пасху «праздником и торжеством из торжеств»).
Работа с учебником (с.33).
- Рассмотрите икону «Воскресение». Что изображено на ней?



- Праздник Пасхи и сюжет иконы связаны с важными для православных христиан событием. Распятый на кресте Иисус Христос воскресает на третий день после смерти, утверждая своим воскресением возможность спасения от смерти. Как гласит библейская легенда, в субботу Христос спускается в ад, чтобы вывести оттуда праведных людей, живших до его рождения. Сначала он выводи Адама и Еву – первых людей на Земле. На иконе «Воскресение» именно им он протягивает руки.
- Главным песнопением Пасхи является тропарь. Его поют все присутствующие в храме прихожане вместе с церковным 
хором.
Слушание.


- Как звучит мелодия тропаря? (радостно, призывно).
- Как вы думаете, почему? (Прославляется воскресение Христа из мертвых, спасение людей).

  1. Первичное усвоение знаний.
- Рассмотрите иллюстрацию в учебнике (с.35).

- Кто изображен на иллюстрации? (Ангел).
- Это древняя фреска 8 века. В пасхальном богослужении, 
кроме тропаря и других песнопений, звучит молитва «Ангел 
вопияше». Эта молитва исполняется в храмах только 40 дней – в период от Пасхи до праздника Вознесения. Молитва была положена на музыку композитором Павлом Григорьевичем Чесноковым.
Слушание.


- Как вы думаете, от чьего имени исполняется эта молитва? (Она исполняется как бы от лица ангела, который, обращаясь к Богородице, восклицает: «Радуйся!» - и повторяет вновь («и паки реку»): «Радуйся!».)
- Какая эта мелодия по характеру? (Нежная, красивая, мелодичная, гармоничная).
- Сравните молитву с древней фреской.
- Для настоящего искусства не существует понятия времени. 
Фреска была написана в 8 веке, а молитва 
положена на музыку в 20 веке. 
В «Евангелии от Иоанна» сказано: «Нет больше 
той любви, чем положить жизнь свою 
за други своя…».

  1. Первичная проверка понимания.
- Послушайте музыку хора «Богородице Дево, радуйся» из 
«Всенощного бдения» (№6) С.В. Рахманинова и 
композицию «Аве Мария» Ф. Шуберта.

Слушание. 
- Что общего в этих произведениях?
- Что вы можете сказать об этой музыке? (Она необыкновенно красива, поэтична).
- С каким народным творчеством можно сравнить музыку хора? (С народными лирическими песнями).

  1. Первичное закрепление.
- Повторно прослушайте начало молитвы 
«Богородице Дево, радуйся» С. Рахманинова и 
«Ангел вопияше» П. Чеснокова.
Слушание.
- Какое слово выделили композиторы? (Радуйся).
- Что роднит мелодию молитвы с величанием и русскими народными песнями? (Доступные, несложные мелодии).

  1. Рефлексия. Итог урока.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Какое из музыкальных произведений вам больше всего запомнилось и понравилось?
- Какое у вас настроение?
- Как вы оцениваете свою работу и работу класса на уроке?



Домашнее задание:

Прослушайте и выучите песню


"Ангелы в небе высоком живут"



слова К.Языковой

Ангелы в небе высоком живут,
Богу Всевышнему славу поют,
К небу возносят молитвы людей,
Сладкие грезы детей.

Господи мой, сердце открой,
Дай мне услышать ангельский хор.
Господи мой, сердце открой,
Знаю, Ты Бог Живой.

Ангелов Бог посылает с небес
Для возвещения Божьих чудес.
Веру и радость приносят они,
Вестники Божьей любви.

Господи мой, сердце открой,
Дай мне услышать ангельский хор.
Господи мой, сердце открой,
Знаю, Ты Бог Живой.


Пройдите тест. Номер теста: 869331275
Пройти тест вы сможете на сайте videouroki.net, выполнив 2 шага:
  1. В разделе “Тесты” нажать синюю кнопку 
“Пройти тест”
  1. Ввести номер теста и выполнить его
  2. Результаты вы сможете увидеть в личном 
кабинете в разделе "Мои тесты"
Также можно пройти тест по ссылке: 





Прелюдия. Исповедь души. 

Революционный этюд.

На сегодняшнем уроке речь пойдёт о жизни и

творчестве польского композитора

Фридерика Шопена  1810 - 1849гг




Домашнее задание:


1. Просмотрите видео.  

2. Повторите песню. Сделайте видео, как вы 
красиво поёте песню. Пришлите в группу ВК.

ИЛИ

3. Ещё раз просмотрите видео о жизни Ф. Шопена
     и пройдите тест.

 Номер теста: 933915004
Пройти тест вы можете на сайте videouroki.net, выполнив 2 шага:
  1. В разделе “Тесты” нажать синюю кнопку “Пройти тест”
  2. Ввести номер теста и выполнить его
  3. Результаты вы сможете увидеть в личном кабинете в разделе "Мои тесты". 
  4. Присылать его не нужно, я всё вижу.
Также можно пройти тест по ссылке:




Урок №4


«Мастерство исполнителя. 

Музыкальные инструменты 
(гитара)»


"Турецкое рондо" В. Моцарта 
в исполнении Виктора Зинчука

Что вы хотите узнать о гитаре, какие проблемные вопросы мы поставим перед собой? 
Что бы вы хотели узнать о гитаре? О чём мы можем поговорить на уроке?
Дети:
- Как и где появилась гитара?
- Что может гитара.
- Какие бывают гитары?. 

Музыка 14. Музыкальный инструмент гитара — Академия занимательных наук


Гитару любят все поколения и, наверно, не осталось места, где бы
на ней не играли. Она звучит повсюду — в классике, в джазе, в блюзе, в роке, в фламенко и в авторской песне.

Разновидности этого музыкального инст
румента — классическая гитара, гитара фламенко, русская семиструнная, электрогитара, электроакустическая гитара, самба,
вестерн, двенадцатиструнная, гавайская,
бас-гитара и многие ещё.

Самое древнее изображение гитары учёные обнаружили на глиняных табличках в
Месопотамии, которые датируются вторым тысячелетием до нашей эры. Наних изображены музыканты, которые держат в рукахмузыкальные инструменты, весьма похожие на гитару. У этих инструментов продолговатый пустотелый корпус и длинный гриф с натянуты-ми струнами. Корпус, по-видимому, изготавливался из высушенной
тыквы, панциря черепахи или выдалбливался из куска дерева.
Но похожие музыкальные инструменты существовали и в других
странах.
Например, в Египте подобный гитаре инструмент назывался
набла.
В Древней Греции был очень популярен музыкальный инструмент
кифара. От него и пошло название гитары.
В Испанию этот инструмент завезли в XIII веке арабы кочевники. И
именно там зародилось искромётное искусство фламенко.
В XVI-XVII веках в Испании появляется множество гитаристов-виртуозов. Они сочиняют для этого музыкального инструмента всевозмож-ные пьесы.
А ещё пишут трактаты о том, как должно играть на гитаре.

XIX век — золотой век гитары. Всю Европу того времени захва-тила гитаромания.
XX век подарил миру великого гитариста Андреса Сеговии. Его называют отцом классической гитары.
Также в XX веке появилась электрогитара, и вместе с ней масса новых музыкальных течений.




Песни из м.ф "Маша и медведь". 

Аккорды, бой. Как играть на гитаре детские 

песни.

Итак, гитара это самый массовый и распространенный инструмент, на котором многие играют и многие хотели бы научиться играть. Многие инструменты своей игрой нарушают тишину, а гитара ее создает. 
Видимо, поэтому так много желающих научиться играть на ней для 
себя, родных, друзей. 
- И если кто - нибудь из вас после этого урока заинтересуется гитарой, 
приходите в музыкальную школу, в кружок игры на гитаре, 


и учитесь с удовольствием!

Домашнее задание:

вы ещё не получали творческого задания, а 

второклассники и третьеклассники  уже 

успешно справились с ним, прислали записи

своего исполнения песни. Пора и вам!

Вы все знаете песню "Прадедушка" .

В преддверии праздника Великой Победы  
споём её все вместе!

Ссылки на группу VK - "Музыка 81" в Дневнике.
Напоминаю, песню вы найдёте на странице "Наши песни" 

Там все ваши любимые песни и зарядка!

Делаем все вместе!







В каждой интонации спрятан 

человек



     Существует всего 7 нот, из которых возник целый океан 
музыкальных произведений. Однако в нём не найдёшь и двух 
совершенно одинаковых сочинений. 
     Царство музыки бесконечно. 
Убедиться в этом помогут всего четыре ноты:

ДО, ФА, СОЛЬ, ЛЯ.

Этот мотив становится интонацией - высказы-

ванием - самых разных героев у самых разных 

композиторов..

Патетическая соната.



Песня Сольвейг.



ВОПРОСЫ:
  • Найдите в этих мелодиях то, что отличает их друг от друга и позволяет понять, какой человек "спрятан" в них.
  • Попробуй сочинить мелодии, начинающиеся с этих             четырёх звуков. Передай в них разные настроения.
  • Как вы думаете, могут ли иссякнуть мелодии?Интонационная выразительность музыкаль- ной речи
Домашнее задание:
 запишите в тетрадь определения. 



Музыкальный сказочник.
















ИНТЕРАКТИВНЫЙ ТЕСТ 
"МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ СИМФОНИЧЕСКОГО ОРКЕСТРА"






ТЕСТ  "Музыкальные инструменты"


«Начальная школа»

  
Пусть осень пройдет золотая,  
Метель бушевать перестанет  
И солнце, смеясь и сверкая,  
В начальные классы заглянет.  
 
Здесь к знаниям новым спешили  
Мы с первым учителем вместе,  
Росли, удивлялись, дружили  
И пели любимые песни.  
 
Припев:  
Листвой шелестит сентябрь  
И вновь расцветает май.  
Мы будем любить тебя,  
Начальная школа, знай!  
 
Наш класс, озорной и веселый.  
Зачеты, уроки, задачи…  
Сегодня начальная школа  
Нам в жизни желает удачи!  
 
Откроются двери, и снова  
Ты встретишь своих первоклашек.  
Мы знаем, начальная школа,–  
Ты в сердце останешься нашем!

Ссылка

«Маленькая страна»




Комментариев нет:

Отправить комментарий