Тема четверти "Россия - родина моя"
1 урок
"Мелодия"
1.У моей России длинные косички,
У моей России светлые реснички,
У моей России голубые очи,
На меня, Россия, ты похожа очень.
Припев:
Солнце светит, ветры дуют,
Ливни льются над Россией,
В небе радуга цветная -
Нет земли красивей.
2.Для меня Россия - белые берёзы,
Для меня Россия - утренние росы.
Для меня, Россия, ты всего дороже,
До чего на маму ты мою похожа.
Солнце светит, ветры дуют,
Ливни льются над Россией,
В небе радуга цветная -
Нет земли красивей.
3.Ты, моя Россия, всех теплом согреешь,
Ты, моя Россия, песни петь умеешь.
Ты, моя Россия, неразлучна с нами,
Ведь Россия наша - это я с друзьями.
Солнце светит, ветры дуют,
Ливни льются над Россией,
В небе радуга цветная -
Нет земли краси-и-вей.
Ссылка на плюс и минус
Георгий Струве "Моя Россия"
" Ты запой мне ту песню..."
С давних времён человек связывал свои мысли , чувства,
настроения с картинами природы. Это отразилось и на
народном творчестве поэтов, писателей, художников и
конечно, композиторов, которые воспевали родную природу
в своих произведениях.
- Послушай и напой "Вокализ" С. Рахманинова. Какие чувства вызвала у тебя эта музыка? В чём, по - твоему, её красота?
- Чем отличается вокализ от романса или песни?
*** ВОКАЛИЗ - ПЕСНЯ БЕЗ СЛОВ.
УЧЕБНИК можно скачать здесь или самим, набрав - Музыка. 4 класс. Учебник. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.
УРОК №2
Как сложили песню. Звучащие картины.
Прочитай рассказ М. Горького, и тебе приоткроется тайна
рождения песни.
Максим Горький
«КАК СЛОЖИЛИ ПЕСНЮ»
Вот как две
женщины сложили песню, под грустный звон колоколов монастыря, летним днем. Это
было в тихой улице Арзамаса, пред вечерней, на лавочке у ворот дома, в котором
я жил. Город дремал в жаркой тишине июньских будней. Я, сидя у окна с книгой в
руках, слушал, как моя кухарка, дородная рябая Устинья, тихонько беседует с
горничной моего шабра, земского начальника.
- А еще чего
пишут? - выспрашивает она мужским, но очень гибким голосом.
- Да ничего
еще-то, - задумчиво и тихонько отвечает горничная, худенькая девица, с темным
лицом и маленькими испуганно-неподвижными глазами.
- Значит, -
получи поклоны да пришли деньжонок, - так ли?
- Вот...
- А кто как
живет - сама догадайся... эхе-хе... В пруду, за садом нашей улицы, квакают
лягушки странно стеклянным звуком; назойливо плещется в жаркой тишине звон
колоколов; где-то на задворках всхрапывает пила, а кажется, что это храпит,
уснув и задыхаясь зноем, старый дом соседа.
- Родные, -
грустно и сердито , говорит Устинья, - а отойди от них на три версты - и нет
тебя, и отломилась, как сучок! Я тоже, когда первый год в городе жила, неутешно
тосковала. Будто не вся живешь - не вся вместе, - а половина души в деревне
осталась, и всё думается день-ночь: как там, что там?..
Ее слова
словно вторят звону колоколов, как будто она нарочно -говорит в тон им.
Горничная, держась за острые свои колени, покачивает головою в белом платке и,
закусив губы, печально прислушивается к чему-то. Густой голос Устиньи звучит
насмешливо и сердито, звучит мягко и печально.
- Бывало -
глохнешь, слепнешь об алой теске по своей-то стороне; а у меня и нет никого
там: батюшка в пожаре сгорел пьяный, дядя - холерой помер, были братья - один в
солдатах остался, ундером сделали, другой -
каменщик, в
Бойгороде живет. Всех будто половодьем смыло с земли...
Склоняясь к
западу, в мутном небе висит на золотых лучах красноватое салнце. Тихий голос
женщины, медный плеск колоколов и стеклянное кваканье лягушек - все звуки,
которыми жив город з эти минуты. Звуки плывут низко над землею, точно ласточки
перед дождем. Над ними, вокруг их - тишина, поглощающая всё, как смерть.
Рождается
нелепое сравнение; точно город посажен в большую бутылку, лежащую на беку,
заткнутую огненной пробкой, и кто-то лениво, тихонько бьет извне по ее
нагретому стеклу.
Вдруг
Устинья говорит бойко, но деловито:
- Ну-кось,
Машутка, подсказывай...
- Чего это?
- Песню
сложим...
И, шумно
вздохнув, Устинья скороговоркой запевает:
Эх, да белым
днем, при ясном солнышке.
Светлой
ноченькой, при месяце...
Нерешительно
нащупывая мелодию, горничная робко, вполголоса поет:
Беспокойно
мне, девице молодой...
А Устинья
уверенно и очень трогательно доводит мелодию до конца:
Все тоскою
сердце мается...
Кончила и
тотчас заговорила весело, немножко хвастливо:
- Вот она и
началась, песня! Я те, милая, научу песни складывать, как нитку сучить...
Ну-ко...
Помолчав,
точно прислушавшись к заунывным стонам лягушек, ленивому звону колоколов, она
снова ловко заиграла словами и звуками:
Ой, да ни
зимою вьюги лютые, Ни весной ручьи веселые...
Горничная,
плотно придвинувшись к ней, положив белую голову на круглое плечо ее, закрыла
глаза и уже смелее, тонким вздрагивающим голоском продолжает:
Не доносит
со родной стороны Сердцу весточку утешную...
- Так-то
вот! - сказала Устинья, хлопнув себя ладонью по колену. - А была я моложе -
того лучше песни складывала! Бывало, подруги пристают:
"Устюша,
научи песенке!" Эх, и зальюсь же я!.. Ну, как дальше-то будет?
- Я не знаю,
- сказала горничная, открыв глаза, улыбаясь.
Я смотрю на
них сквозь цветы в окне; певицы меня не замечают, а мне хорошо видно глубоко
изрытую оспой, шершавую щеку Устиньи, ее маленькое ухо, не закрытое желтым
платком, серый бойкий глаз, нос прямой, точно у сороки, и тупой подбородок
мужчины. Это баба хитрая, болтливая; она очень любит выпить в послушать чтение
святых житий. Сплетница она на всю улицу, и больше того: кажется, все тайны
города в кармане у нее. Рядом с нею, крепкой и сытой, костлявая, угловатая
горничная - подросток. Да и рот у горничной детский; маленькие, пухлые губы
надуты, точно она обижена, боится, что сейчас еще больше обидят, и вот-вот
заплачет.
Над мостовой
мелькают ласточки, почти касаясь земли изогнутыми крыльями: значит, мошкара
опустилась низко, - признак, что к ночи соберется дождь. На заборе, против
моего окна, сидит ворона неподвижно, точно из дерева вырезана, и черными
глазами следит за мельканием ласточек. Звонить перестали, а стоны лягушек еще
звучней, и тишина гуще, жарче.
Жаворонок
над полями поет, Васильки-цветы в полях зацвели,
- задумчиво
поет Устинья, сложив руки на груди, глядя в небо, а горничная вторит складно и
смело:
Поглядеть бы
на родные-то поля!
И Устинья,
умело поддерживая высокий, качающийся голос, стелет бархатом душевные слова:
Погулять бы, с милым другом, по лесам!..
Кончив петь,
они длительно молчат, тесно прижавщись друг ко другу;
потом
женщина говорит негромко, задумчиво:
- Али плохо
сложили песню? Вовсе хорошо ведь...
- Гляди-ко,
- тихо остановила ее горничная.
Они смотрят
в правую сторону, наискось от себя: там, щедро облитый солнцем, важно шагает
большой священник в лиловой рясе, мерно переставляя длинный посох; блестит
серебряный набалдашник, сверкает золоченый крест на широкой груди.
Ворона
покосилась на него черной бусиной глаза И, лениво взмахнув тяжелыми крыльями,
взлетела на сучок рябины, а оттуда серым комом упала в сад.
Женщины
встали, молча, в пояс, поклонились священнику. Он не заметил их. Не садясь, они
проводили его глазами, пока он не свернул в переулок.
- Охо-хо,
девушка, - сказала Устинья, поправляя платок на голове, -
была бы я
помоложе да с другой рожей...
Кто-то крикнул
сердито, сонным голосом:
- Марья!..
Машка!..
- Ой,
зовут...
Горничная
пугливо убежала, а Устинья, снова усевшись на лавку, задумалась, разглаживая на
коленях пестрый ситец платья.
Стонут
лягушки. Душный воздух неподвижен, как вода лесного озера.
Цветисто
догорает день. На полях, за отравленной рекой Тёшей, сердитый гул,
- дальний
гром рычит медведем.
Задание. Попробуй и ты рассказать музыкальным
речитативом о том, что тебя волнует. А может быть,
тебе удастся сочинить мелодию или даже песню
на стихи любимого поэта.
ДЕКЛАМАЦИЯ (от латинского declamatio -
ного чтения стихов или прозы.
Речитати́в — вокальная музыкальная форма, не выдержанная в строгой метрической сетке, род певучей декламации. Воспроизводит ритмический и интонационный рисунок естественной речи.
http://www.pojelanie.ru/zastol/pesni/rn/9.php
Люли, люли стояла. (2 р.)
2.Некому березу заломати,
Некому кудряву заломати,
Люли, люли, заломати. (2 р.)
3.Как пойду я в лес, погуляю,
Белую березу заломаю.
Люли, люли, заломаю. (2 р.)
4.Срежу с березы три пруточка,
Сделаю себе я три гудочка.
Люли, люли, три гудочка. (2 р.)...
- Спой эту мелодию и вспомни начало хора.
- "На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу".
- Мужественно
- Величаво
- печально
- призывно
Женихов моих, добрых молодцев.
Кто лежит, мечами порубленный,
Кто лежит, стрелою пораненный,
Напоили они кровью алою
Землю честную, землю русскую.
Кто погиб за Русь смертью доброю,
Поцелую того в очи мёртвые,
А тому молодцу, что остался жить,
Буду верной женой, милой ладою.
Не возьму в мужья красивого, —
Красота земная кончится.
А пойду я за храброго.
- Как звучит эта музыка?
- Спой мелодию "Вставайте, люди русские" как интона-цию мольбы, подражая народному плачу, причитанию.
- Подумай, близок ли характер музыки П. Чайковского стихам А. Пушкина и картине "Осенние дожди". В каком ладу написана пьеса? Меняется ли в ней настроение?
Музыкальная живопись оперы.
В каком регистре звучит инструмент?
- Познакомиться с оперой Н. А. Римского-Корсакова “Сказка о царе Салтане”
- Расширить понятие регистр.
- Вызвать интерес к классической музыке.
- Побуждать детей к адекватной самооценке своей деятельности на уроке.
"В музыкальном театре".
Опера «Иван Сусанин» М. И. Глинки.
(1836 г)Хор «Славься!»
"Слышишь, - писал Н. В. Гоголь, где говорит русский и где поляк: у одного дышит раздольный мотив русской песни, у другого - опрометчивый мотив польской мазурки".
Полонез и мазурка становятся символами воинственного начала. Второе действие оперы переносит нас на бал в старинный замок польского короля. В торжественном полонезе горделиво проходят пары.
ССЫЛКА НА ВИДЕО.
1. Я целую твои руки, моя родная
Ты нежнее всех на свете, я точно знаю
В мире нет тебя дороже, в моём ты сердце
Обними меня покрепче, хочу согреться!
Припев:
Мама, будь всегда со мною рядом!
Мама, мне ведь большего не надо!
Мама, только не грусти!
Ты меня за всё, мамочка, прости!
Ты слышишь, мама, будь всегда со мною рядом!
Мама, мне ведь большего не надо!
Мама, только не грусти!
Ты меня за всё, мамочка, прости!
2.Только ты всегда поддержишь и успокоишь
И от зависти и злости меня укроешь.
Я люблю тебя, - ты ангел, тобой живу я.
С благодарностью я руки твои целую.
Припев.
Свет в окне, мы вместе
На душе светло.
Мамочка родная, как с тобой тепло!
Я молюсь ночами, чтобы ты жила,
Чтобы ты здоровой, мамочка была!
Жизнь мне подарила мамочка моя
Больше всех на свете я люблю тебя!
Припев.
Ссылка на видео https://youtu.be/aVCv-p_ja8o
рассказывает об исторических событиях 1682 г.
"Рассвет на Москве-реке" - вступление к опере.
Для главной героини оперы - Марфы - М. Мусоргский выбрал русскую народную песню "Исходила младёшенька".
Сравни песню Марфы с мелодией "Я пойду по полю белому..." из кантаты "Александр Невский".
Найди интонации, которые придают сходство этим мелодиям.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
Послушай Колыбельную из балета "Гаянэ".
- Какие необычные интонации здесь слышны?
- Какие инструменты играют вступление? Какие - основную тему? Как звучит музыка средней части?
- Какой способ развития музыки использовал композитор?
Послушай Танец с саблями из балета "Гаянэ".
- Какую картину рисует в твоём воображении музыка?
- Какими средствами композитор передаёт силу, ловкость исполнителей т
"Пляска персидок" из оперы "Хованщина" М. Мусоргского
Персидский хор "Ложится в поле мрак ночной..." из оперы М. Глинки "Руслан и Людмила"
"Танец с саблями" из балета "Гаянэ" А. Хачатуряна
Задачи:
- Познакомить учащихся с содержанием и выразительными особенностями народных песен ;
- Закрепить представление о тесной связи музыки и жизни;
- Эмоционально передавать характер песен через собственное представление;
- Воспитывать устойчивый интерес к музыкальной культуре своего народа.
Композитор – имя ему народ
Жанры русских народных песен
Музыкальный жанр — различные виды музыкального творчества в связи с их происхождением, а также способом и условиями их исполнения.
Колыбельные песни
КАЛЕНДАРНЫЕ ПЕСНИ
ХОРОВОДНЫЕ ПЕСНИ
Солдатские песни
Трудовые песни
Картина И. Репина «Бурлаки на Волге»
Каждый человек должен знать историю и культуру своей страны. Музыканты во все времена обращались к народному творчеству, занимались «собиранием» народных песен, издавали сборники песен и использовали народные мелодии в своих произведениях.
Песни часто сопровождались народными инструментами
В Древней Руси музыка звучала и на боярских и княжеских пирах, и на народных празднествах, гуляниях. Главными музыкантами в те далёкие времена были скоморохи. Каждый из них мог и петь, и плясать, и играть на музыкальных инструментах.
Они – на базарах, на княжьих пирах,
На игрищах тон задавали,
Играя на гуслях, волынках, гудках,
На ярмарках люд потешали.
Хоть бубен – не меч, а сурна – не копьё,
Но кто же из смертных не знает,
Как песня уставшему силы даёт,
Как музыка дух поднимает!
Беспечное племя весёлых бродяг,
Рождённое духом свободы,
Не нужно им было ни славы, ни благ,
Довольно любви всенародной.
Сегодня на уроке мы продолжим раскрывать тайны звучания народных инструментов, узнаем, когда и кем был создан первый оркестр русских народных инструментов.
Все инструменты русского народного оркестра, как и симфонического можно
разделить на четыре группы.
- Струнные инструменты. Почему они так называются?
– Духовые инструменты. А им дали такое название почему?
- А какие инструменты зазвучат, если по ним ударишь или
потрясешь их?
- В русском народном оркестре также есть клавишные духовые инструменты. Почему назвали их
именно так?
Игра-закрепление
«Музыкальные инструменты русского народного оркестра»
Постановка проблемной ситуации через
игру «Третий лишний».
У. - По какой характеристике, какому
признаку определили «лишний» инструмент?
|
- В чём сила маленького музыканта?
- Вспомни другие песни и сказки, рассказы о силе музыки.
Мы приступаем с вами к изучению нового раздела
«В концертном зале»
Главная цель - знакомство с различными жанрами
вокальной, камерной инструментальной и симфонической
музыкой, такими как вариации, квартет, ноктюрн, сюита,
романс, полонез, мазурка, вальс, песня, соната, баркарола,
симфония, симфоническая увертюра. С некоторыми из них мы уже встречались, но многих пока не знаем! Начнём наше знакомство.
Музыкальные инструменты - скрипка и виолончель.
Появились в Италии почти 500 лет назад.
Домашнее задание:
1. Выучите определения и понятия урока
2. Для закрепления знаний по теме пройдите
ТЕСТ-ТРЕНАЖЁР
Светит месяц, светит ясный, светит белая луна,
Осветила путь дорожку мне до милого двора.
Мне не спится, не ложится и сон меня не берет,
Я сходил бы к милой в гости, но не знаю где живет.
Попросил бы я товарища, мой товарищ доведет.
Мой товарищ меня краше боюсь Машу отобьет.
Подхожу я к дому милой, а у милой нет огня
Постучал бы я в окошко, моя Маша спать легла.
Стыдно, стыдно тебе Маша со вечера рано спать.
А тебе мой друг стыднее до полуночи гулять.
Светит месяц, светит ясный, светит белая луна,
Осветила путь дорожку мне до милого двора.
https://wwc.lalamus.mobi/music/светит+месяц+светит+ясный
Мелодия звучит так завораживающе, что не случайно к ней были придуманы стихи:
Презентация о Шопене.
Родина замечательного композитора 19 века Фридерика
Шопена (1810 - 1849) - Польша. Судьба распорядилась
так, что долгие годы композитор провёл на чужбине.
Свои музыкальные послания Отчизне, своему народу
Ф. Шопен наполнял любовью и страданием, восторгом и
отчаянием. Умер композитор во Франции, но завещал
похорорнить своё сердце на родине. В Варшаве, в костёле
Святого Креста, поляки трепетно хранят умолкнувшее сердце
Любимым инструментом Ф. Шопена было фортепиано.
"Душа фортепиано" - так называли польского гения. Будучи
прекрасным пианистом, он написал для фортепиано множество сочинений. Среди них вальсы, мазурки, прелюдии, этюды.
- Послушай один из самых известных полонезов Ф. Шопена. Какими чувствами наполнена эта музыка?
- Как ты думаешь, почему именно это произведение стало
- музыкальным символом Польши?
- МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЖАНР: ПОЛОНЕЗ
ГОДЫ СТРАНСТВИЙ
Удивительное семейство по фамилии Штраус, отец и и три
Балет "Петрушка" И. Стравинского
понравилось?
Кирилл и Мефодий
создателей славянской азбуки. В честь одного
из братьев она названа кириллицей.
Всю свою жизнь Кирилл и Мефодий
посвятили просвещению славян. За беско-
рыстное служение Богу и людям они
почитаются во всех славянских государствах.
Церковь признала их святыми и празднует их
память 24 мая. В этот день отмечается День
славянской письменности и культуры.
Важное дополнение:
4 четверть
«Праздников праздник, торжество из
торжеств. Ангел вопияше
- Актуализация знаний.
(Рождество- наряженная елка,
Вербное воскресенье – распустившиеся ветки
вербы,
Пасха- куличи, крашеные яйца.
На Пасху верующие приветствуют друг друга словами: «Христос воскресе!» - и отвечают: «Воистину воскресе!» Церковь именует Пасху «праздником и торжеством из торжеств»).
- Первичное усвоение знаний.
положена на музыку в 20 веке.
В «Евангелии от Иоанна» сказано: «Нет больше
той любви, чем положить жизнь свою
за други своя…».
- Первичная проверка понимания.
композицию «Аве Мария» Ф. Шуберта.
- Первичное закрепление.
«Богородице Дево, радуйся» С. Рахманинова и
«Ангел вопияше» П. Чеснокова.
- Рефлексия. Итог урока.
Домашнее задание:
слова К.Языковой
Богу Всевышнему славу поют,
К небу возносят молитвы людей,
Сладкие грезы детей.
Господи мой, сердце открой,
Дай мне услышать ангельский хор.
Господи мой, сердце открой,
Знаю, Ты Бог Живой.
Ангелов Бог посылает с небес
Для возвещения Божьих чудес.
Веру и радость приносят они,
Вестники Божьей любви.
Господи мой, сердце открой,
Дай мне услышать ангельский хор.
Господи мой, сердце открой,
Знаю, Ты Бог Живой.
- В разделе “Тесты” нажать синюю кнопку
- Ввести номер теста и выполнить его
- Результаты вы сможете увидеть в личном
Прелюдия. Исповедь души.
Революционный этюд.
Домашнее задание:
- В разделе “Тесты” нажать синюю кнопку “Пройти тест”
- Ввести номер теста и выполнить его
- Результаты вы сможете увидеть в личном кабинете в разделе "Мои тесты".
- Присылать его не нужно, я всё вижу.
Урок №4
«Мастерство исполнителя.
(гитара)»
- Что может гитара.
- Какие бывают гитары?.
Музыка 14. Музыкальный инструмент гитара — Академия занимательных наук
на ней не играли. Она звучит повсюду — в классике, в джазе, в блюзе, в роке, в фламенко и в авторской песне.
Разновидности этого музыкального инструмента — классическая гитара, гитара фламенко, русская семиструнная, электрогитара, электроакустическая гитара, самба,
вестерн, двенадцатиструнная, гавайская,
бас-гитара и многие ещё.
Самое древнее изображение гитары учёные обнаружили на глиняных табличках в Месопотамии, которые датируются вторым тысячелетием до нашей эры. Наних изображены музыканты, которые держат в рукахмузыкальные инструменты, весьма похожие на гитару. У этих инструментов продолговатый пустотелый корпус и длинный гриф с натянуты-ми струнами. Корпус, по-видимому, изготавливался из высушенной
тыквы, панциря черепахи или выдалбливался из куска дерева.
странах.
Например, в Египте подобный гитаре инструмент назывался
набла.
В Древней Греции был очень популярен музыкальный инструмент
кифара. От него и пошло название гитары.
именно там зародилось искромётное искусство фламенко.
В XVI-XVII веках в Испании появляется множество гитаристов-виртуозов. Они сочиняют для этого музыкального инструмента всевозмож-ные пьесы.
А ещё пишут трактаты о том, как должно играть на гитаре.
XIX век — золотой век гитары. Всю Европу того времени захва-тила гитаромания.
Также в XX веке появилась электрогитара, и вместе с ней масса новых музыкальных течений.
Песни из м.ф "Маша и медведь".
Аккорды, бой. Как играть на гитаре детские
песни.
Видимо, поэтому так много желающих научиться играть на ней для
себя, родных, друзей.
приходите в музыкальную школу, в кружок игры на гитаре,
В преддверии праздника Великой Победы
споём её все вместе!
Ссылки на группу VK - "Музыка 81" в Дневнике.
композиторов..
Найдите в этих мелодиях то, что отличает их друг от друга и позволяет понять, какой человек "спрятан" в них.- Попробуй сочинить мелодии, начинающиеся с этих четырёх звуков. Передай в них разные настроения.
- Как вы думаете, могут ли иссякнуть мелодии?Интонационная выразительность музыкаль- ной речи
ТЕСТ "Музыкальные инструменты"
Пусть осень пройдет золотая,
Метель бушевать перестанет
И солнце, смеясь и сверкая,
В начальные классы заглянет.
Здесь к знаниям новым спешили
Мы с первым учителем вместе,
Росли, удивлялись, дружили
И пели любимые песни.
Припев:
Листвой шелестит сентябрь
И вновь расцветает май.
Мы будем любить тебя,
Начальная школа, знай!
Наш класс, озорной и веселый.
Зачеты, уроки, задачи…
Сегодня начальная школа
Нам в жизни желает удачи!
Откроются двери, и снова
Ты встретишь своих первоклашек.
Мы знаем, начальная школа,–
Ты в сердце останешься нашем!
Ссылка
«Маленькая страна»
Комментариев нет:
Отправить комментарий