Учебник Искусство 8-9 классы Сергеева 2009
Искусство 9 класс
Воздействующая сила искусства
Выражение общественных идей в художественных образах.
Искусство и
власть
Задачи урока: обобщение имеющихся у школьников знаний о влиянии власти, государства на искусство; изучение материала учебника; анализ художественных произведений разных эпох и стилей; развитие интереса учащихся к изучению регионального материала в контексте данной темы.
Власть — способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать воздействие на деятельность и поведение людей.
Словарь по обществознаниюlicey21.edusite.ru›p80aa1.html
В развитии человеческой культуры постоянно прослеживается любопытная закономерность. Искусство как проявление свободных, творческих сил человека, полет его фантазии и духа часто использовалось для укрепления власти, — светской и религиозной. Благодаря произведениям искусства власть укрепляла свой авторитет, а города и государства поддерживали престиж. Искусство воплощало в зримых образах идеи религии, прославляло и увековечивало героев. Скульпторы, художники, музыканты в разные времена создавали идеализированные величественные образы правителей-вождей. Им придавали необыкновенные качества, особый героизм и мудрость, что, безусловно, вызывало почтение, восхищение в сердцах простых людей.
По указу Наполеона I, который хотел обессмертить славу своей армии, построены Триумфальные ворота в Париже. На стенах арки выгравированы имена генералов, сражавшихся вместе с императором.
Триумфальная арка на Елисейских полях в Париже
В 1814 г. в России к торжественной встрече русской армии-освободительницы, возвращавшейся из Европы после победы над Наполеоном, были сооружены деревянные Триумфальные ворота у Тверской заставы. Более 100 лет арка простояла в центре Москвы, а в 1936г. была снесена. Лишь в 60-е гг. XX в. Триумфальная арка была воссоздана на площади Победы, у Поклонной горы, на месте вступления в город армии Наполеона.
Вопросы:
1.
Для чего использовалось искусство в
развитии человеческой культуры?
2. Как помогало искусство укреплять
власть и авторитет властителей?
5. Какая арка и в честь каких событий
была реставрирована в Москве на Кутузовском проспекте? (Даты, имена)
6. Какая арка установлена в Париже?
7. В какие времена Москва становится центром православной
культуры?
8. Как повышался культурный имидж
Московского государства?
9. Почему Москву называли «Третьим
Римом»?
10. Какой архитектор стал перестраивать
Московский Кремль?
11. Чем ознаменовалось окончание
строительства первого каменного храма Москвы – Успенского собора?
Домашнее задание: с. 100 - 107.
1. Разделившись на группы, подготовить презентацию (три-четыре слайда) или сообщение на одну из тем: «Искусство в годы революционных переворотов в России», «Искусство в годы Великой Отечественной войны (1941—1945)», «Гимн России в исторической ретроспективе», «Авторская песня как форма общественного протеста против политического режима». Возможна также свободная тема.
2. Подготовить исполнение песен индивидуально и группой.
3. Подготовить доклад/сообщение или компьютерную презентацию самостоятельно подобранных художественных произведений, использовавшихся для внушения народу определённых чувств и мыслей.
В 15 веке после падения Византии, которая считалась преемницей Римской империи и получила название «второй Рим», центром православной культуры становиться Москва. Московские цари считали себя наследниками византийских традиций. Это нашло отражение в словах: «Москва – Третий Рим, а четвертому не бывати».
Чтобы соответствовать этому высокому статусу, по указу великого московского князя Ивана III зодчим из Италии, искуснейшим архитектором и инженером Аристотелем Фьораванти в 1475-1479 годах был построен Успенский собор в Москве.
Окончание строительства первого каменного храма Москвы — Успенского собора стало поводом к основанию Хора государевых певчих дьяков. Масштаб и великолепие храма требовали большей, чем прежде, силы звучания музыки. Все это подчеркивало власть государеву.
Воспевание власти в музыке особенно отчетливо мы можем наблюдать в музыке. Например, в государственном гимне Российской империи 1833 года (1917) «Боже, царя храни!». (Музыка князя Алексея Федоровича Львова, слова Василия Андреевича Жуковского «Молитва русских». Тому самому Жуковскому литературному «учителю» Пушкина.
9.2. Искусство и власть в России после XVII века
1. Чем знаменит Ново-Иерусалимский
монастырь?
2. Какие новаторства проявились на Руси
с правлением Петра I?
3. Какую роль сыграла советская
архитектура в XX веке в эпоху
сталинизма?
4. Каким композиторам приходилось
выполнять заказы государства?
5. Приведи примеры яркого выражения
демократических настроений в искусстве?
Домашнее задание:
прочитать или посмотреть рассказ
Последний лист (по мотивам рассказа
О. Генри).
Принести клей, ножницы, картон, цветную бумагу.
УРОК 3
Искусство как способ идеологического воздействия на людей.
Какими средствами воздействует искусство?
- Какими видами искусств создается пластический синтез русского храма? (Архитектура, живопись, декоративно-прикладное искусство, церковная служба как зрелищное искусство, театральное действо, музыка).
Домашнее задание:
подготовить информацию о театрах города Воронежа
2 четверть
Искусство как способ идеологического воздействия на людей.
Какими средствами воздействует искусство?
Задачи урока: обобщить представления учащихся о средствах эмоциональной выразительности разных искусств, способствовать их осознанному распознанию на новых для них художественных произведениях.
http://открытыйурок.рф/статьи/631131/
Домашнее задание:
9.3. Какими средствами воздействует искусство.
Композиция.
1.
Какие общие средства художественной выразительности ты знаешь?
2.
Какую роль они играют в искусстве?
3.
Что такое композиция?
4.
Как ты понимаешь «композиционное равновесие»?
5.
Как художники композиционно выстраивают свои произведения?
6. Расскажи, как выстроил
композицию итальянский художник Сандро Ботичелли в картине «Весна»?
7. Расскажи, как выстроил
композицию итальянский композитор Антонио Вивальди в концерте «Весна» из цикла
«Времена года»?
8. Сопоставь особенности
композиции картины «Весна» С. Ботичелли с музыкальной композицией концерта
«Весна» А. Вивальди.
Синтез искусств в усилении эмоционального воздействия
Цели:
- понимать значение искусства в жизни человека;
- уметь размышлять о произведениях различных видах искусства;
- развитие творческих возможностей и навыков постижения выразительных средств искусства;
- воспитание интереса к духовному миру человека.
- Как вы думаете, каждый вид искусства существует отдельно друг от друга или между ними существует какая-то общность?
- Как можно назвать процесс объединения разных видов искусств в единое целое?
Изучение нового материала.
Органическое соединение различных видов искусств в единое целое образует синтез искусств.Соотношение между участвующими в синтезе искусствами может быть различным. Один вид может доминировать, подчиняя себе остальные.
В истории мирового искусства сложились три основные формы синтеза искусств:
- синтез пластических искусств: его основу составляют архитектурные сооружения (здания, дополняемые произведениями скульптуры, живописи, декоративного искусства);
- театральный синтез искусств: он осуществляется в процессе актерского исполнения драматического произведения, созданного писателем, поставленного режиссером с исполнением музыки, применением декораций, пантомимы, хореографии;
- кинематографический синтез искусств: его основу составляют принципы монтажа и полифонии (музыкального многоголосия).
Основные художественные средства киноискусства – изображение и звук – объединяют в себе множество элементов разных искусств: литературы (речь главных героев, текст от автора), живописи (композиция, колорит, светотень), театра (игра актеров, мизансцены).
Как возник синтез искусств?
В Средневековье он был вызван необходимостью обслуживания христианского богослужения.
В искусстве последующего времени главной целью становиться создание жилой среды. Стройность пространственных композиций в 17–18 веках сменяются сложными архитектурными стилями, пластичностью объемов. В динамичные ритмы сооружений включаются декоративные скульптуры и живопись.
Синтез искусств, происходивший в искусстве на рубеже веков, проявлялся в том, что изобразительные приемы, свойственные одним видам искусства, начинали использовать и другие виды искусства. Прежде всего, это проявилось в синтезе литературы и музыки, музыки и изобразительного искусства.
- Какими видами искусств создается пластический синтез русского храма? (Архитектура, живопись, декоративно-прикладное искусство, церковная служба как зрелищное искусство, театральное действо, музыка).
Гедонистическая функция искусства связана с тем наслаждением, которое оно доставляет людям. Гармония красок, форм, звуков способна сама по себе вызвать у человека эстетическую радость, эстетическое удовольствие и наслаждение
Синтез искусств в театре, кино, на телевидении.
Домашнее задание:
подготовить информацию о театрах города Воронежа
Театры Воронежа
Гид: воронежские театры
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ПРЕДМЕТУ «ИСКУССТВО» 9 КЛАСС I ЧЕТВЕРТЬ
ВАРИАНТ I
- 1.Искусство в широком смысле слова обозначает:
- Творчество
- Талант, одаренность
- Умелость, мастерство
- Эстетичность.
- 2.Что является целью искусства для создателя, творца художественного произведения?
- Эстетическое удовольствие;
- Получение прибыли;
- Получение известности;
- Самовыражение, самореализация.
- 3.Найдите несоответствие в средствах искусства:
- Литература – слово;
- Музыка – звук;
- Живопись – объем;
- Хореография – пластика.
- 4.Какие из перечисленных видов искусств НЕ являются временными (2 ответа):
- Хореография;
- Литература;
- Музыка;
- Театральное искусство.
- 5.Какой из перечисленных видов искусств НЕ относится к пространственным?
- Фотография;
- Архитектура;
- Киноискусство;
- Живопись.
- 6.Какая функция искусства направлена на формирование личности человека?
- Социальная;
- Воспитательная;
- Компенсационная;
- Познавательная.
- 7.Какая функция искусства отображает способность искусства предвидеть, предугадывать будущее человека?
- Компенсационная;
- Гедонистическая;
- Эстетическая;
- Прогностическая.
- 8.Какую функцию искусства отображает взаимодействие искусства и власти?
- Воспитательную;
- Социальную;
- Познавательную;
- Прогностическую.
- 9.Какую характеристику образа соблюдали художники, работая над изображениями героев, правителей?
- Реалистичность образа;
- Идеалистичность образа;
- Ироничность образа;
- Трагичность образа.
- 10.Храм – это:
- Типовая постройка;
- Жилое здание;
- Культовое сооружение.
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ПРЕДМЕТУ «ИСКУССТВО» 9 КЛАСС I ЧЕТВЕРТЬ
ВАРИАНТ II
- 1.Искусство в узком смысле слова предполагает
- Деятельность человека в любой сфере
- Художественную деятельность человека
- Только профессиональную деятельность человека.
- 2.Основной целью искусства для зрителя является:
- Расширение кругозора;
- Самовыражение;
- Получение эстетического удовольствия;
- Формирование мировоззрения человека.
- 3.Найдите несоответствие в средствах искусства:
- Музыка-звук;
- Литература – слово;
- Живопись – Цвет;
- Хореография – Объем.
- 4.Какие из перечисленных видов искусств НЕ являются пространственными (2 ответа):
- Литература;
- Изобразительное искусство:
- Дизайн;
- Музыка.
- 5.Какой из перечисленных видов искусств относится к группе пространственных?
- Фотография;
- Хореография;
- Киноискусство;
- Театральное искусство.
- 6.Какая функция искусства отвечает за получение человеком таких эмоций и впечатлений, которых не хватает в реальной жизни:
- Социальная;
- Воспитательная;
- Компенсационная;
- Познавательная.
- 7.Какая функция искусства отвечает за получение эстетического удовольствия?
- Гедонистическая
- Эстетическая:
- Воспитательная;
- Познавательная.
- 8.Какая из предложенных функции искусства наиболее ярко выражена в произведениях Ж.Верна «20000 лье под водой», «Путешествие к центру Земли», «Вокруг Луны» и т.д.
- Прогностическая;
- Воспитательная;
- Компенсационная;
- Гедонистическая.
- 9.В какой исторической эпохе берут свое начало традиции идеализации образов правителей и героев?
- Древний Рим;
- Древняя Спарта;
- Первобытное время;
- Эпоха Просвещения.
- 10.Синтез искусств - это:
- Соединение различных видов искусств в единое художественное целое;
- Разделение искусств по видам;
- Объединение искусств по трем типовым группам: временные, пространственные и пространственно-временные.
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ПРЕДМЕТУ «ИСКУССТВО» 9 КЛАСС I ЧЕТВЕРТЬ
ВАРИАНТ III
- 1.Искусство в узком смысле слова предполагает художественную деятельность человека , направленную на:
- Точную передачу окружающей действительности;
- Уход от окружающей действительности;
- Преобразование окружающей действительности;
- Искаженную передачу окружающей действительности.
- 2.В каком из представленных видов искусства помимо «творца» и «зрителя» присутствует «исполнитель»?
- Литература;
- Музыка;
- Скульптура;
- Живопись.
- 3.Найдите несоответствие в средствах искусства:
- Музыка-звук;
- Литература – слово;
- Театр – Объем;
- Хореография – Пластика.
- 4.Какие из перечисленных видов искусств НЕ являются пространственно-временными (2 ответа):
- Скульптура;
- Киноискусство;
- Хореография;
- Архитектура.
- 5.Какой из перечисленных видов искусств относится к группе пространственных?
- Киноискусство;
- Скульптура;
- Хореография;
- Театральное искусство.
- 6.Какая функция искусства отвечает за формирование эстетического вкуса:
- Эстетическая;
- Воспитательная;
- Гедонистическая;
- Познавательная.
- 7.Какая функция искусства направлена на приобретение новых знаний?
- Гедонистическая
- Эстетическая:
- Воспитательная;
- Познавательная.
- 8.Какая из предложенных функции искусства наиболее ярко выражена в произведениях Леонардо да Винчи «Мона Лиза»?
- Прогностическая;
- Эстетическая;
- Компенсационная;
- Социальная.
- 9.Какие качества художники, скульпторы подчеркивают в образах государственных деятелей, правителей разных эпох и стран?
- Героизм и мудрость;
- Простоту и близость к народу;
- Спокойствие и умиротворение
- Устрашающая сила.
- 10.Синтез искусств - это:
- Объединение искусств по трем типовым группам: временные, пространственные и пространственно-временные;
- Соединение различных видов искусств в единое художественное целое;
- Разделение искусств по видам.
2 четверть
«Искусство
предвосхищает будущее"
Порождающая энергия искусства –
пробуждение чувств и сознания.
(Иносказание – выражение, заключающее в себе скрытый смысл
Аллегория (от греч. иносказание) – условное изображение
абстрактных идей, понятий посредством конкретного художественного образа.
Метафора (от греч.
перенос, переносное значение) – слово или выражение, употребляемое в переносном
значении, в основе которого неназванное сравнение предмета с каким-либо другим
на основании их общего признака. Термин принадлежит Аристотелю и связан с его
пониманием искусства как подражания жизни.
Олицетворение – поэтический троп (оборот), приписывание свойств и
признаков одушевленных предметов к неодушевленным. Олицетворение часто
применяется при изображении природы, которая наделяется теми или иными
человеческими чертами.
Троп (с греч. оборот) – в художественном произведении
слова и выражения, используемые в переносном значении с целью усилить
образность языка, художественную выразительность речи).
ВИДЕО Троянский конь Падение Трои
ВИДЕО Троянский конь Падение Трои
9.10. Дар
предвосхищения
1. Почему
выражение «пророчество Кассандры» стало иносказательным?
2.
Происходят ли предсказания в искусстве? Примеры:
3.
Какие качества особо необходимы для умения предсказывать в искусстве?
4.
У каких людей выявляются такие способности и почему?
5.
Что предвосхищали не раз произведения искусства?
6.
Какие предвидения в произведениях искусства особо важны для людей?
7. Объясните понятия МЕТАФОРА, ИНОСКАЗАНИЕ,
АЛЛЕГОРИЯ, ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ.
УРОК 11
Предупреждение силами искусства о социальных опасностях.
Предупреждение силами искусства о социальных опасностях.
«Лучший пророк для будущего
— прошлое».
Дж. Байрон (1788—1824), английский поэт.
Дж. Байрон (1788—1824), английский поэт.
Любое художественное
произведение устремлено в будущее.
В истории искусства можно найти много примеров предупреждения художниками своих
сограждан о надвигающейся социальной опасности: войнах,
расколах, революциях и т.п.
Способность к предвидению присуща
великим художникам, возможно,
именно в нем и состоит главная
сила искусства.
Вот уже несколько лет мы живем в XXI веке. И на вопрос: «Каким будет XXI век?» — вы могли бы ответить: «Он будет таким, каким мы его видим. Ведь на дворе тот самый XXI век».
Что Будет, Если Наступит Ядерная Война
Международный терроризм.
Вот уже несколько лет мы живем в XXI веке. И на вопрос: «Каким будет XXI век?» — вы могли бы ответить: «Он будет таким, каким мы его видим. Ведь на дворе тот самый XXI век».
ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД ЛИЦОМ УГРОЗ И ВЫЗОВОВ XXI ВЕКА
§ 29.1. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века
Уже в середине XX в. стало очевидным, что в развитии общества возникли проблемы, которые, если они не будут решены при участии всех стран мира, грозят гибелью цивилизации на Земле. Их назвали глобальными проблемами современности. На рубеже XX—XXI вв. к ранее известным проблемам прибавились новые угрозы человечеству. Они связаны с процессом глобализации.
Экологические
проблемы.
За годы учебы вы уже знакомились с ними
на уроках географии, биологии, истории, обществознания. Вспомните: в чем
состоят эти проблемы? Каковы пути их решения? Надеемся, что у вас достаточно
знаний, чтобы самостоятельно оценить значение этих проблем и определить способы
их преодоления.
Глобальные экологические проблемы
Топ 10: ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПЛАНЕТЫ
Глобальные экологические проблемы
Топ 10: ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПЛАНЕТЫ
Угроза
термоядерной войны.
Хотя
военное противостояние двух мировых систем, о котором вы знаете из курса
истории, ушло в прошлое и осуществлены меры по ограничению запасов ядерного
оружия, оставшиеся арсеналы такого оружия достаточны для того, чтобы уничтожить
все живое на Земле.Что Будет, Если Наступит Ядерная Война
Международный терроризм.
В
конце XX — начале XXI в. значительно усилилась опасность террористической
деятельности. Она не ограничивается теперь акциями отдельных групп террористов,
а осуществляется систематически крупными организациями международного масштаба,
охватывает целые страны, обширные регионы. Возросла степень тяжести последствий
террористических актов. Если ранее жертвами террора становились отдельные лица,
почему-либо ненавистные террористам, то ныне — тысячи и десятки тысяч ни в чем
не повинных людей.
***
Угрозы
культуре, духовному развитию человека. Современная наука отмечает угрожающие
масштабы невежества, преступности, наркомании, отчуждения от культуры. Обращает
внимание также и на чрезмерное распространение духа материального потребительства.
Развитие современных технологий делает практически невозможным предотвращение
появления в прессе, на экранах телевидения антиобщественной информации,
пропагандирующей насилие, порнографию, оскорбляющей религиозные чувства,
удовлетворяющей агрессивно настроенные группы.
Высокое искусство, шедевры
мировой культуры зачастую вытесняются с журнальных страниц, телевизионных
экранов подделками массовой культуры, рассчитанными на примитивный вкус.
***
ПЛАН ДАЛЛЕСА.
Миф или реальность?
Википедия Ссылка Ссылка
Герберт Уэллс - Взгляд в будущее. Гении и злодеи.
Гении: Леонардо да Винчи. - 2000
10 ФИЛЬМОВ, КОТОРЫЕ ПРЕДСКАЗАЛИ БУДУЩЕЕ
Каким будет мир в будущем по версии GOOGLE
ВИДЕО
Предсказания в искусстве
Ч. Айвз "ВОПРОС, ОСТАВШИЙСЯ БЕЗ ОТВЕТА"
13 урок
Художественное мышление в авангарде науки.
Русский художник Павел Николаевич Филонов (1882—1941) выполнил в 20-е гг. ХХ в. графическую композицию — одну из «формул Вселенной». В ней он предугадал движение субатомных частиц, с помощью которых современные физики пытаются найти формулу мироздания.
Миф или реальность?
Википедия Ссылка Ссылка
Герберт Уэллс - Взгляд в будущее. Гении и злодеи.
Гении: Леонардо да Винчи. - 2000
10 ФИЛЬМОВ, КОТОРЫЕ ПРЕДСКАЗАЛИ БУДУЩЕЕ
Каким будет мир в будущем по версии GOOGLE
9.12. Предсказания в искусстве.
ВИДЕО
Предсказания в искусстве
Ч. Айвз "ВОПРОС, ОСТАВШИЙСЯ БЕЗ ОТВЕТА"
13 урок
Художественное мышление в авангарде науки.
Цель: совершенствование знаний о значимости культуры в художественной картине мира.
Задачи:
- учить размышлять о соотношении и взаимосвязи науки и искусства в современном мире; приводить примеры научного значения художественного знания;
- раскрыть целостный образ эпохи XX века по произведениям различных видов искусств;
- уметь создать цветовую палитру музыкального фрагмента;
- формирование духовной культуры учащихся.
Уже в начале жизни у человека проявляется потребность самовыражения через творчество, человек учится мыслить творчески, хотя способность к такому мышлению не является необходимой для выживания. Творческое осмысление – один из способов активного познания мира, и именно оно делает возможным прогресс, как отдельного индивида, так и человечества в целом.
Наука и искусство – вполне самодостаточные области культуры, научная и художественная деятельность существенно отличны. Тем не менее, издавна замечена и определенная близость, родство науки и искусства.
Наука и искусство – вполне самодостаточные области культуры, научная и художественная деятельность существенно отличны. Тем не менее, издавна замечена и определенная близость, родство науки и искусства.
– А существует ли граница между наукой и искусством?
Рассмотрим эти 2 сферы жизни:
Действительно, художественное восприятие оперирует конкретно-чувственными образами, основывается на целостном переживании мира.
Давайте с вами разберём, что такое научное мышление и творческое мышление? В чем разница и сходство?
Давайте с вами разберём, что такое научное мышление и творческое мышление? В чем разница и сходство?
Научное познание включает в себя и определенные моменты художественного восприятия. Искусство дарит ученому плодотворные интуиции, обогащает его тонкими смыслами, развивает его чувствительность, способность понимания и умственного созерцания. |
Так что же такое творчество, научное и творческое мышление?
Сращивание искусства и науки
Научное творчество невозможно на основе одной чистой логики.
Наука – это сочетание логического и интуитивного, Вагнера и Фауста или Сальери и Моцарта. Иными словами, науку создают и Моцарт и Сальери, но искусство – только Моцарт.
Наука – это сочетание логического и интуитивного, Вагнера и Фауста или Сальери и Моцарта. Иными словами, науку создают и Моцарт и Сальери, но искусство – только Моцарт.
Искусство выступает для ученого важным фактором, стимулирующим творческую деятельность, вызывающим у него состояние эмоционального подъема и вдохновения, раскрепощающим фантазию и воображение. Искусство просветляет и обогащает его разум. Биографические наблюдения показывают, что многие крупные ученые были весьма не чужды искусству.
А. Эйнштейн играл на скрипке, М. Планк был талантливым пианистом,
Л. Эйлер занимался теорией музыки и вопросами цветомузыкальных ассоциаций, а И. Пригожин связал свою жизнь с музыкой уже в раннем детстве (он выучил ноты раньше, чем научился читать).
Так существует ли разница между научным и художественным познанием?
Любое художественное произведение устремлено в будущее. Способность к провидению присуща великим художникам, возможно именно в нем и состоит главная сила искусства.
Как известно, культурное развитие включает в себя и достижения технического прогресса. В истории культуры много различных фактов, подтверждающих это.
Леонардо да Винчи изобрел модель летательного аппарата, танк, дельтаплан и еще более сотни других современных устройств в.. . 15 веке!
Как известно, культурное развитие включает в себя и достижения технического прогресса. В истории культуры много различных фактов, подтверждающих это.
Леонардо да Винчи изобрел модель летательного аппарата, танк, дельтаплан и еще более сотни других современных устройств в.. . 15 веке!
Давайте послушаем подготовленные сообщения ваших одноклассников о гениальных творцах мировой культуры, опередивших своё время и предсказавших будущие открытия.
Русский писатель, граф Алексей Николаевич Толстой (1882-1945), автор известных исторических романов, написал и несколько не менее популярных научно-фантастических произведений. В них он предсказал появление лазера и космических кораблей.
Искусство, как и наука, тоже способно изобретать новые выразительные средства, открывать новые феномены и закономерности.
Искусство, как и наука, тоже способно изобретать новые выразительные средства, открывать новые феномены и закономерности.
Развитие науки, творческий подъём во всех сферах жизни общества 20 века приводит к тому, что появляются новые музыкальные инструменты.
Русский инженер Лев Сергеевич Термен (1896-1993) – русский и советский изобретатель, создатель оригинального музыкального инструмента – терменвокса. Он предвидел появление электронной музыки. В 1920 г. им был изобретен терменвокс – электромузыкальный инструмент, на котором звук извлекается путем перемещения рук исполнителя в электромагнитном поле вблизи металлической антенны. Терменвокс может звучать как скрипка, виолончель, флейта; исполнять любые (классические, эстрадные, джазовые) музыкальные произведения, а также может создавать различные звуковые эффекты (скрип колеса, пение птиц, свист и др.). Л. Термен считал, что самое удачное произведение для демонстрации
Принципы работы, положенные в основу терменвокса, использовались Терменом и при создании охранной системы, реагирующей на приближение человека к охраняемому объекту. Такой системой был оборудован Кремль и Эрмитаж, а позднее и зарубежные музеи.
В современном мире происходит дальнейшее слияние науки и искусства. Мы с вами становимся свидетелями новых течений в искусстве, ярких научных открытий.
Слайд 32
В лазерных шоу широко используется «светомузыка» (световая картина, сопоставленная с музыкальным сопровождением), компьютерная музыка; появилась техника создания 3D картин на асфальтах и домах и т.д.
Еще одним существенным поводом для сближения науки и искусства является полифункциональность научной и художественной деятельности. Ряд функций оказывается для них общими. Это, например, такие как: – упорядочивающая (наука и искусство создают и непосредственно выражают представления о порядке мироздания, общества, человеческой жизни); – воспитательная (посредством обращения к ценностно-насыщенным сюжетам; в науке эта роль относится прежде всего к гуманитарным исследованиям); – инновационная (создание новых социокультурных образцов). | |
Вывод: Художественное мышление использует ряд средств, общих с научной деятельностью, – аналогию, абстрагирование, идеализацию, экспериментирование, моделирование и др. Художественное произведение обладает своеобразной логичностью, внутренней смысловой связностью, адекватностью формы и содержания, опирается на закономерности выразительного языка, а научное творчество невозможно без оригинальности, , гибкости, образности.
9.14.
Художественное мышление в авангарде науки
1.
Является ли для искусства главной целью предсказание будущего?
2.
Почему предсказания будущего или открытие новых фактов является значимым в
искусстве?
3.
В чем выражалась гениальность Леонардо да Винчи?
4.
В чем заключалось предсказание в
произведениях французского писателя Оноре де Бальзака?
5.
Что предсказывал французский писатель Жюль Верн в своих фантастических
произведениях?
6.
Какие открытия описывал в своих произведениях русский писатель Алексей
Николаевич Толстой?
7.
Кто предвидел появление синтезатора? И как назывался этот инструмент?
8.
Расскажи принцип работы терменвокса
9.
Какие звуки может воспроизвести терменвокс?
УРОК 15
Научный прогресс и искусство. "Художник и учёный"
Цель урока: приобретение знаний об искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования; выявление скрытого пророчества будущего в произведениях современного искусства; Задачи:
Материалы и оборудование:
Многие выдающиеся ученые ценили искусство и признавались, что без занятий музыкой, живописью,литературным творчеством они не совершили бы своих открытий в науке. Возможно, именно эмоциональный подъем в художественной деятельности подготовил и подтолкнул их к творческому прорыву в науке.
"Для Пифагора музыка была производной от божественной науки математики, и ее гармонии жестко контролировались математическими пропорциями. Пифагорейцы утверждали, что математика демонстрирует точный метод, которым Бог установил и утвердил Вселенную, Числа, следовательно, предшествуют гармонии, так как их неизменные законы управляют всеми гармоническими пропорциями. После открытия этих гармонических соотношений Пифагор постепенно посвятил своих последователей в это учение, как в высшую тайну своих Мистерий. Он разделил множественные части творения на большое число плоскостей или сфер, каждой из которых он приписал тон, гармонический интервал, число, имя, цвет и форму. Затем он перешел к доказательству точности его дедукций, демонстрируя их на различных плоскостях разума и субстанций, начиная с самых абстрактных логических посылок и кончая наиболее конкретными геометрическими телами. Из общего факта согласованности всех этих различных методов доказательства он установил безусловное существование определенных естественных законов." Под влиянием открытий радиоактивности и ультрафиолетовых лучей в науке русский художник Михаил Федорович Ларионов (1881—1964) в 1912 г. основал одно из первых в России абстрактных течений — лучизм. Он считал, что изображать надо не сами предметы, а идущие от них энергетические потоки, представляемые в виде лучей. |
9.15. Художник и ученый. Лучизм. Цветовой ритм.
1.
Как относились многие ученый к искусству?
2.
Какими качествами обладали древнегреческие ученые, когда открывали законы
золотого сечения?
3.
Что являлось основным всего пифагорейского учения?
4.
Каким видом искусства занимался Альберт Эйнштейн?
5.
Помогали ли открытий ученых искусству? (да)
6.
Какую важную для науки и искусства вещь обнаружил Пьер Кюри?
7.
Что означает асимметрия для науки и искусства?
8.
Что означает антисимметрия?
9.
Назови примеры антисимметрии в жизни и искусстве
10.
Передай смысл высказывания Иоганна Вольфганга Гёте
11.
Сбывается ли пророчество Гёте в наше время?
12.
Привели примеры синтеза научных и художественных знаний
13.
Кто из художников создавал работы на основе антисимметрии?
14.
Кем он был, подобно Баху?
15.
Какие графические работы Эшера ты знаешь?
16.
Опиши картину Эшера «День и ночь»
17.
Назови литературные произведения с антисимметричными названиями.
18.
Какое течение в живописи основал русский художник Михаил Федорович Ларионов?
19.
Кто был основателем абстрактного цветового ритма?
20.
Изучение каких проблем натолкнули художника на воздание цветового ритма?
21.
Какие картины Михаила Федоровича Ларионова тебе известны?
22.
Кто из русских художников выполнил графическую композицию «Формула Вселенной?»
23.
Что предугадал в этой композиции художник?
24.
Какие еще картины Павла Николаевича Филонова ты знаешь?
УРОК 16
Предвидение сложных коллизий 20-21 веков в творчестве художников.
- КОЛЛИЗИЯ. [лат. collisio] - острое столкновение противоположных
взглядов, стремлений, интересов... - Синонимы к слову коллизия:
конфликт, противостояние, столкновение.
Итоговый
контрольный тест по искусству 9 класс,
по
программе Г.П Сергеевой, И.Э. Кашековой, Е.Д.Критской.
за
1 полугодие
1.
Для чего использовалось искусство в государстве?
А)
для укрепления власти
Б)
для самоудовлетворения
В)
для красоты
2. Что такое композиция
в искусстве?
А) сумма
приёмов
Б) обработка произведения
В) построение
3. Что такое форма в
искусстве?
А) сумма приемов и
выразительных средств
Б) построение
произведения
В) мерность
4. Что отражает ритм в
искусстве?
А) деятельность человека
Б) сумма приемов и
средств
В) построение
произведения
5. Что такое синтез
искусств?
А) соединение видов
искусств в художественное целое
Б) противопоставление
видов искусств
В) сравнение видов
искусств
6. Что такое
храм?
А) жилище мирского
человека Б) культовая постройка
В) светская постройка
7. Какие виды искусств
объединяются в театре, кино, на телевидении?
А) живопись, музыка, театр
Б) музыка, кино, скульптура
В) драма, музыка,
изобразительное искусство
8.
Могут ли авторы произведений искусства предсказывать будущее?
А) да Б) нет
9.
Назови сказки, персонажи которых предвосхитили явления и события будущего.
__________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
10.
Какую теорию разработал в своих картинах русский художник В. Кандинский?
А)
влияние цвета на эмоции человека
Б)
теорию построения подводной лодки
В) теорию влияния индивидуальности ученого
на его исследования
11. Каким даром обладал французский художник В.Ван Гог?
А) турбулентностью
Б) видел воздушные потоки
В) делал научные открытия
12.
Кто из великих художников разработал модель летательного аппарата?
А) Оноре де Бальзак
Б) Леонардо да Винчи В) Жюль
Верн
13.
Кто из великих писателей в своих произведениях предсказал полеты на Луну?
А) Оноре де Бальзак
Б) Леонардо да Винчи В) Жюль
Верн
14.
Как называется произведение А.Толстого, в котором он предсказал появление
лазера?
А) «20 тысяч лье под водой»
Б) «Гиперболоид инженера Гарина»
В) «Человеческая комедия»
15.
Как называется электромузыкальный инструмент, на котором звук извлекается путем
перемещения рук исполнителя в электромагнитном поле вблизи металлической
антенны?
А) терменвокс
Б) тервомокс В)
темернокс
16.
Какое абстрактное течение основал русский художник М.Ф.Ларионов?
А) кругообразные поверхности Б)
антисимметрию
В) лучизм
17.
Кто из знаменитых ученых проводил исследования по симметрии кристаллов?
А) А.Эйнштейн
Б) П.Кюри В) Пифагор
18. Какому художнику принадлежит серия гравюр
«Апокалипсис»?
А) Ж.Э.Лиотар Б) Ф.Гойя
В) А.Дюрер
19. Какие виды искусств встречаются в православии?
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
20. Назови виды искусств в исламе.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
«Дар
созидания. Практическая функция"
Эстетическое формирование искусством окружающей среды
Эстетическое формирование искусством окружающей среды
Цель: Дать понятие эстетического формирования архитектурой окружающей среды и выражения общественной идеи в художественных образах (композиция, масштаб, пропорции, ритм, пластика объемов, фактура и цвет материала; видов архитектуры (культовая, светская, ландшафтная, градостроительство).
9.18. Эстетическое формирование искусством окружающей
среды
1.
Назови особые черты большого современного города
2.
Что стремился сделать человек во все времена, создавая окружающий мир?
3.
Чем определялся выбор форм, материалов, цвета человеком?
4.
Чем отличается культура современного мира от прежних эпох?
5.
Назови признаки интернациональной
культуры окружающей среды
6. Какими средствами создается наш современный
мир?
7.
Какие новые понятия стали появляться в культуре современного города? 8. Какие
специалисты участвуют в производстве предметов и услуг для повседневной жизни?
8.
Какую лепту вносят люди данных специальностей в промышленное производство?
9.
Кто составлял план строительства Санкт-Петербурга?
Архитектура:
планировка и строительство городов.
Развитие дизайна и его значение в жизни современного человека.
9.23. Развитие
дизайна и его значение в жизни современного общества
9.19.
Архитектура исторического города
1.
Что такое архитектура?
2.
Почему к архитектуре ближе всего музыка?
3.
Как называл архитектуру Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг?
4.
Как называл архитектуру Иоганн Вольфганг Гёте?
5.
Особенности архитектуры в Древние времена
6.
Что означало русское слово «город»?
7.
Что означает термин «градостроительство»?
8.
Особенности архитектуры городов Античности
9.
Особенности архитектуры городов в Средние века
10.
Каков принцип расположения зданий в средневековых городах?
11.
Особенности архитектуры русских городов в Средние века
12.
Каков принцип расположения зданий в средневековых русских городах? 13.
Особенности архитектуры восточных городов в Средние века
14.
Как менялась архитектура в эпоху Возрождения?
15.
Какой город в нашей стране построен по такому принципу?
16.
Кто составлял план строительства Санкт-Петербурга?
9.20. Архитектура современного города
1.
Чем определяется собственное лицо каждого города?
2.
Что такое инфраструктура города?
3.
Какие дома обычно строятся в современных микрорайонах?
4.
Какие микрорайоны в нашем городе ты знаешь? (……………….)
5.
Какие формы и объемы применяются при строительстве современных городов?
6.
Почему считается, что язык архитектуры всегда современен?
7.
Что является особенностью архитектуры ХХ века?
8.
Кто из французских архитекторов стал впервые использовать в постройках сборные
модули из железобетона? 9. Какие новые направления архитектуры стали
появляться?
10.
Какие приемы стали использоваться для выразительности художественного образа зданий?
11.
Что происходит в целях экономии площади земли?
12.
Что такое бионика?
13.
Как наука бионика применяется в архитектуре?
14.
Каких современных архитекторов ты знаешь?
15.
Проявляется ли бионика в музыке?
16.
Что такое конкретная музыка?
17.
Назови известных композиторов, сочинявших в стиле конкретной музыки
18.
В чем заключается особенность творчества Пьера Шиффера?
19.
В чем заключается особенность творчества Оливье Мессиана?
20.
Рассмотрите в учебнике изображения современных
архитектурных построек и определите:
1)
для каких климатических условий они созданы архитекторами
2)
какие функции они выполняют в городском ландшафте
3)
какие строительные материалы использованы для их воплощения
4)
каковы приёмы формообразования (ассиметрия, сопоставление горизонтальных и
вертикальных плоскостей и др.)
5)
какие природные конструкции они повторяют
6)
каким образом они вписываются в природную среду города (………).
9.21. Специфика
изображений в полиграфии
1.
Какие виды искусств являются самыми распространенными и популярными в
повседневной жизни?
2.
Люди каких профессий работают над книгой?
3.
Что такое книжная графика?)
4.
Какие типы издания книг существуют?
5.
Что характерно для детской книги?
6.
Что характерно для художественной книги?
7.
Чему способствуют иллюстрации в художественной книге?
8.
В каком случае возникает феномен слияние изобразительного и литературного
образа?
9.
Каких знаменитых художников-иллюстраторов ты знаешь? (
10.
О чем писал художник-иллюстратор Николай Кузьмин? 11. С чьими иллюстрациями
многие читателя связывают роман «Робинзон Крузо» Даниель Дефо?
12.
С чьими иллюстрациями многие читатели связывают романы «Дон Кихот» Мигуэль Сервантеса
и «Приключения барона Мюнхгаузена» Рудольф Эрих Распе?
13.
Чем отличается образ Демона Михаила Врубеля?
14.
Каковы особенности иллюстраций Александра Николаевича Бенуа к произведениям
А.С.Пушкина?
15.
К каким литературным произведениям А.С.Пушкина создал иллюстрации А.Н.Бенуа?
16.
Каковы особенности иллюстраций выдающегося иллюстратора , мастера гравюр
Фаворского Владимира Андреевича?
17.
Могут ли существовать музыкальные иллюстрации?
18.
Какие ты знаешь музыкальные иллюстрации?
Развитие дизайна и его значение в жизни современного человека.
Что такое дизайн? Термин "дизайн" появился в нашей стране недавно. До этого проектирование вещей назвалось "художественным конструированием", а теория создания вещей “технической эстетикой". В переводе с английского "дизайн" означает рисование.Это слово породило и производные понятия: “дизайнер" - художник-конструктор, "дизайн-форма” - внешняя форма предмета и др.
Российские ученые рассматривают дизайн как деятельность художника-конструктора в области проектирования массовой промышленной продукции и создании на этой основе предметной среды.
Самая быстрая история русского искусства XX века
1.
Когда стал развиваться дизайн?
2.
Что означает слово «дизайн»?
3.
Кто такие дизайнеры?
4.
Какова роль дизайнеров во времена,
когда кустарные мастерские сменились на фабрики и заводы?
5.
Какие стили дизайна тебе знакомы? (……………….)
6.
Расскажи о стиле модерн
7.
Кто из художников и дизайнеров творили в стиле модерн?
8.
Каковы особенности дизайна Ч.Р.Макинтоша?
9.
Каковы особенности дизайна особняков в России в начале ХХ века?
10.
Что нового в культуру внесли дизайнеры второй половины ХХ века?
11.
В каких областях работают современные дизайнеры?
12.
Каковы идеи творчества дизайнеров?
13.
К чему привело развитие дизайна в современном жизни?
14.
В чем заключается взаимосвязь искусства и моды?
15.
Чем отличается творчество испанского художника Сальвадора Дали?
9.24. Декоративно-прикладное искусство
1.
Что такое декоративно-прикладное искусство?
2.
Когда появилось декоративно-прикладное искусство?
3.
С чем, чаще всего, связано декоративно-прикладное искусство?
4.
С какими профилями народного творчества связано декоративно-прикладное
искусство?
5.
Почему человек издавна занимался декоративно-прикладным искусством?
6.
Из каких материалов мастер создавал истинные произведения искусства?
7.
Какая тематика была самая распространенная в произведения
декоративно-прикладного искусства?
9.28. Музыка в быту
1. Какая
музыка относится к «серьезной»?
2. Как
высказывался венгерский композитор Ф.Лист о «легкой» и «серьезной» музыке?
3. Какой
жанр музыкального искусства является самым популярным? И почему? Перечисли
жанры народных песен.
4. Что
ты знаешь об искусстве скоморохов?
5. Назови
народные национальные танцы.
6. Назови
старинные танцы
7. Назови
современные танцы (___________________________)
8. Когда
начались традиции русской военной музыки?
9. Вспомни
мнение великого русского полководца А. Суворова о военной музыке.
10.
Кто из композиторов сочинял музыку для
духового оркестра?
11.
Назови основные жанры музыки, которые
применяются в сценической, камерной и симфонической музыке.
9.29. Массовые общедоступные искусства
1. Какие виды искусства связаны с
техническим прогрессом?
2. Что означает слово «фотография»?
3.
Опиши оптический эффект, на котором основана техника фотографирования
4. Какое историческое значение
имеет фотография?
5.
Чем отличается художественная фотография?
6. Что общего между фотографией и
изобразительным искусством?
7.
Чем отличается фотография от живописи?
8.
Чем помогает компьютер фотографии?
9. Назови известных фотографов
10. Что означает слово «кинематограф»?
11. Кому принадлежит изображение
движущих фотографий?
12. Где и когда появилось кино, как
вид искусства?
13. Когда и где показали первое кино
в нашей стране?
14. Какими особенностями обладает
кинематограф?
15.
Назови известных вам актеров (____________)
16.
Какие фильмы (старые и современные) ты знаешь или смотрели? (___________)
17.
Что означает слово «телевидение»?
18.
Когда начались первые телепередачи в Москве?
19.
Кто принимает участие в создании телевизионной передачи?
20.
Какие телепроекты ты знаешь? (_____________)
21.
Согласны ли вы с высказыванием известного американского теле- и радиожурналиста
Эдвард Мэроу: «Телевидение может учить и просвещать и даже вдохновлять, но
только до тех пор, пока люди будут использовать его соответствующим образом. В
противном случае это не более чем ящик с проводами и лампочками»? (_____________)
Комментариев нет:
Отправить комментарий